Файл: Дегтяренко, В. Н. Транспортные узлы промышленных районов учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
к вагонам, стоящим в начале подгорочных путей, с безопасной ско ростью (не более 1,5 м/сек).
Энергетическая высота, которая может быть погашена вагонными замедлителями, приведена в табл. 3.
Немеханизированное торможение вагонов осуществляется ручны ми тормозными башмаками. Для постановки тормозных башмаков на рельс пользуются вилками и башмаконакладывателями.
Башмаконакладыватель системы Н. И. Пачеса состоит из кассеты с вмонтированным накладывающим рычагом и ячейками, в которые укладываются одновременно восемь тормозных башмаков, подвижной каретки с роликами и подвижной рамки. Постановка каждого башмака на рельс осуществляется при помощи электрического привода.
Зная полную энергетическую высоту, требующую погашения, и мощность тормозных устройств, можно определить количество пос ледних.
Обычно тормозные устройства располагаются на двух тормозных позициях, вторая из которых по мощности не должна быть слабее пер вой. Назначение первой позиции — обеспечение интервала, необходи мого для перевода стрелки, когда за плохим бегуном следует очень хороший. Вторая тормозная позиция осуществляет прицельное тормо жение, т. е. регулирует скорость отцепов в зависимости от расстояния, которое они должны пройти в подгорочном парке, с учетом занятости сортировочных путей.
Расчет продольного профиля сортировочной горки. Путь надвига
имеет перед вершиной горки подъем не менее 8%о длиной не менее 50 м для удобства расцепки вагонов. Путь надвига рассчитывается из условия троганья с места горочным локомотивом состава, последний вагон которого стоит у вершины горки. Дополнительное сопротивление троганью можно принимать равным 4 кгс/т.
Спускная часть горки рассчитывается исходя из следующих об щих принципов:
уклон скоростного участка должен быть возможно более крутым, но не превышать 50°/оо для тепловозов и электровозов и 40°/оо для паро возов; допускаемая минимальная крутизна скоростного уклона 25%о, а для горок малой мощности — 20%0;
уклон и длина участка от вершины горки до первой тормозной по зиции рассчитываются так, чтобы сохранить интервал между плохим и следующим за ним очень хорошим бегуном, достаточный для вклю чения тормозного устройства;
скорость входа скатывающегося вагона на тормозной башмак не должна превышать 4,5 м/сек, а на замедлитель — 5,5 м/сек;
тормозные позиции должны располагаться на уклоне не менее 9%о для обеспечения трогания с места остановившегося вагона при небла гоприятных условиях;
сумма абсолютных значений уклонов надвижной и спускной час тей не должна превышать 55%о для предотвращения саморасцепа ва гонов; при большей сумме уклонов на вершине горки необходимо устраивать площадку длиной не менее базы вагона;
55
стрелочная |
зона за |
крайней тормозной |
позицией должна иметь |
уклон до 1,5% |
(крайние |
пучки — до 2°/сю) в |
сторону сортировочного |
парка; скорость движения вагона при входе в подгорочный парк не дол
жна превышать 1,5 м/сек.
Двухпозиционные тормозные устройства рассчитываются следую щим образом:
1. Определяется средний уклон между вершиной горки и перво тормозной позицией
|
*ср.ск |
, |
°£ .кс-р0 |
|
|
|
^о.х |
2So.X 1СК |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где w0.x — сопротивление очень хорошего бегуна в кгс/т с учетом |
кри |
||||
вых и стрелочных переводов; |
вагона на тормоз |
||||
иМако — максимально допустимая |
скорость входа |
||||
ную позицию в м/сек; |
|
горки в м/сек; |
|||
vQ— расчетная |
скорость |
надвига на вершину |
|||
/ск — расстояние |
от вершины |
горки до первой |
тормозной |
пози |
ции в м.
Разница в отметках вершины горки и первой тормозной позиции
Сопротивление стрелочных переводов и кривых следует учиты вать как равномерно распределенное сопротивление на всем расчетном участке пути по формуле
701 |
0,012 2 а» + 0,02 п |
( 10> |
г= --------------------- |
||
^Кр.стр |
/ |
|
|
*уч |
|
Если по расчету уклон скоростного участка получится значительно |
||
меньше 50%о (для паровозов |
40°/оо), его следует разбить |
на два участ |
ка, первый с максимальным уклоном, второй с уклоном, определяемым по формуле
|
|
гср.ск ^ск |
1ск ^ск |
|
|
|
^ск |
|
( 11> |
|
|
|
С |
|
(буквы |
без |
штриха относятся к общему скоростному уклону, с одним |
||
и двумя |
штрихами — соответственно |
к |
первому и второму участкам). |
|
2. Зная |
отметку расчетной точки |
остановки вагона в подгорочном |
парке, уклон i0Tp, длину стрелочной зоны /Стр и уклон подгорочных пу
тей ic— l—1,5%, можно определить разность |
отметок расчетной точки |
и конца второй тормозной позиции |
|
Й ~ (стр ^стр 1с !с • |
(1^1 |
3. Уклон второй тормозной позиции 1т должен быть не менее 9°/ооРазность отметок расчетной точки и верха второй тормозной позиции определяется по формуле
Лд - Йе + ^ Х |
(13) |
56
4.Уклон на участке между тормозными позициями желательно устраивать равным уклону второй тормозной позиции.
5.Зная отметки точек В и Д, длину первой тормозной позиции и
уклон участка Г—Д, можно определить уклон этой позиции (см.
рис. 33).
Проверка профиля горки производится графо-аналитическим или графическим методом. В качестве одного из них можно рекомендовать
построение кривых скорости v — f (S) и времени t = f(S) |
методом МПС |
|||||||||||||||
[2,3], соблюдая масштабы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
расстояние |
S |
....................................................... |
|
|
|
|
|
|
1 м — 1 |
м м ; - |
|
|
|
|||
скорость |
v ....................... |
» . |
|
. |
.................................. |
|
|
1 м / с е к — 40 м м ; |
|
|
||||||
сила w |
. |
, |
|
...................................1 |
к Г / т — |
15 |
м м ; |
|
|
|
||||||
время t |
. |
.......................................................... \ |
с е к — 2 |
м м ; |
|
|
|
|||||||||
величина |
Д ...................................................... |
|
|
|
|
|
|
80 м м . |
|
|
|
|
|
|
||
Пример. Рассчитать высоту сортировочной |
горки и |
пот |
||||||||||||||
ребное количество |
тормозных |
устройств |
для |
следующих |
ус |
|||||||||||
ловий: горка малой мощности, в подгорочном парке 16 путей; |
||||||||||||||||
характер грузопотока груженый, ветер встречный под углом |
||||||||||||||||
30°, скорость ветра |
пв= 5 |
м/сек, сумма углов поворота для рас |
||||||||||||||
четного пути 39°, число стрелочных |
переводов, |
проходимых |
||||||||||||||
при следовании |
на |
расчетный |
путь, п = 5; |
расчетная |
темпера |
|||||||||||
тура— 5°С. Расчетный |
вагон — плохой |
бегун: неполногрузный |
||||||||||||||
четырехосный крытый вагон.массой брутто 60 Т. |
|
|
|
|
||||||||||||
По формуле (3) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
шср = 0,067 |
— |
(гв + |
Сваг)2 |
к г с / т . |
|
|
|
|
|
|
||||
2,F= 'Lkf. Для одного крытого вагона f= 1 0 |
м2\ для |
ветра |
под |
|||||||||||||
углом 30° k — 1,15 |
(табл. 8), тогда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
2F |
1,15-10 |
0,23. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
2 |
<7 |
|
50 |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Средняя |
скорость |
скатывания |
вагона |
для |
горок малой |
|||||||||||
мощности 3 м/сек; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
^ |
= |
0,067.0,23 (3 + |
5)2= |
1,3 |
к г с / г . |
|
|
|
|
|
||||
По табл. 7 для плохого бегуна |
при |
температуре — 5°С |
||||||||||||||
основное |
|
удельное |
сопротивление |
ш0 = 3,6 |
кгс/т. |
По табл. 6 |
||||||||||
для 16 путей в подгородном парке Lp==255 м. |
Скорость |
над |
||||||||||||||
вига для |
горок |
малой |
мощности |
1 м/с. |
Ускорение |
с учетом |
||||||||||
вращающихся масс |
|
|
(для 9бр=б0 т) |
|
|
|
|
|
|
|||||||
Я г = 0,001 [255 |
|
|
|
|
|
|
|
|
I2 |
|
|
|
|
|
1,77 м . |
|
(3 ,6 + 1,3) + 12-39 + 20-5] —~ 9 48 = 1,82 — 0,05 = |
||||||||||||||||
Полученный результат близок к данным табл. б. |
|
|
||||||||||||||
В нашем |
примере |
очень |
хороший |
бегун |
в |
благоприятных |
57
■условиях достигнет |
расчетной |
точки |
при |
высоте |
горки Я г, |
|||
равной: |
|
|
|
|
|
|
|
|
^ |
- z h - 0,12 шср - 0,067-0,12 (3 + |
О)2 = |
0,07; |
|
||||
2j д |
oz, / |
|
|
|
|
|
|
|
|
= |
0,79 — 0,05 = |
0,74 м . |
|
|
|
|
|
Подлежит погашению тормозными устройствами |
|
|||||||
|
|
НТ = НГ — Я ' — Ас, |
|
|
|
|
|
|
где /го=0,12 ж |
высота, |
эквивалентная |
допускаемой |
скорости |
||||
соударения вагонов в подгорочном парке (1,5 м/сек)\ |
|
|||||||
|
Ят = 1,77 — 0,74 — 0,12 = 0,91 |
м . |
|
|
|
|||
Возможно устройство одной тормозной |
позиции, состоя |
|||||||
щей из трех гидравлических замедлителей ЦНИИ-ЗВ, имею |
||||||||
щих энергетическую высоту 0,29 м каждый. |
|
|
|
|||||
Подробный расчет сортировочной горки приведен С. В. Земблино- |
||||||||
вым, И. И. Страховским [10]. |
|
полуторок и |
вытяжных |
|||||
Особенности |
расчета и |
конструирования |
||||||
путей специального профиля. Максимальная |
высота |
вытяжных путей |
специального профиля и полуторок рассчитывается так же, как горйк, по формуле (2). При этом необходимо учитывать следующие особен ности.
Спускная часть устраивается, как правило, из двух участков: скоростного и участка стрелочной зоны. Расчет высоты ведется из ус ловия скатывания до расчетной точки хорошего бегуна в благоприят ных условиях при надвиге со скоростью 1 м/с. Необходимая добавоч ная скорость для плохого бегуна в неблагоприятных условиях сооб щается толчком локомотива. Скорость толчка может быть определена по формуле
|
|
|
|
|
|
|
(14) |
где Яг— высота горки |
малой |
мощности для аналогичных условий; |
|||||
Яд— наибольшая |
высота |
рассчитываемого |
сортировочного |
уст |
|||
ройства; |
|
|
|
|
|
|
|
vq— расчетная скорость надвига (1 м/сек). |
|
|
|
||||
Наибольшая скорость толчка 4,5 м/сек. Если этой скорости недо |
|||||||
статочно, приходится увеличивать |
высоту полуторки (вытяжного |
пути |
|||||
специального профиля) |
и избыточную |
скорость |
хорошего |
бегуна в |
|||
благоприятных условиях гасить |
тормозными устройствами. |
В |
этом |
||||
случае спускная часть будет состоять из трех участков. |
|
|
|||||
В качестве тормозных устройств применяются тормозные башмаки |
|||||||
с башмакосбрасывателями: |
на |
полуторках — на |
спускной |
части и |
|||
парковых путях, на вытяжных путях |
специального профиля — на |
пар |
|||||
ковых путях. |
|
|
|
|
|
|
|
58
Рис. 34. Реконст рукция горловин сортировочных устройств малой мощности с увели чением числа пар
ковых путей
Длина тормозного пути башмака, называемая юзом, определяется зю формуле
1т = ■ |
|
м, |
(15) |
2 |
— Ч>+ |
1000 |
|
|
|
|
|
где ия и ик — начальная и |
конечная скорость |
движения вагона |
|
м/сек; |
|
|
|
пт— число подложенных башмаков;
п0— общее число осей в отцепе;
ф— коэффициент трения, равный 0,17;
wс ■— суммарное удельное сопротивление отцепа в кгс/т; i —-уклон пути в месте торможения в %о.
Ориентировочно на длине юза одного рельса (11,7 м) один тор мозной башмак может погасить энергетическую высоту четырехосного вагона весом брутто 80 тна величину 0,5 м.
При проектировании сортировочных устройств малой мощности необходимо предусматривать возможность их усиления, реконструк ции, механизации, увеличения числа парковых путей^без существенной перестройки горловины сортировочного парка. Пример такого решения приведен на рис. 34.
59