Файл: Дегтяренко, В. Н. Транспортные узлы промышленных районов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7. ГРУЗОВЫЕ УСТРОЙСТВА СТАНЦИЙ

На общесетевых и промышленных станциях выполняется в боль­ ших размерах грузовая работа. На общесетевых станциях она скон­ центрирована на грузовых дворах, которые обслуживают предприятия, не имеющие собственных подъездных путей, торгующие и строитель­ ные организации, население. В крупных промышленных городах воз­ можно создание специализированных баз: снабженческих, лесных грузов, металла, удобрений,инертных материалов.

На промышленных предприятиях пункты погрузки-выгрузки раз­ мещаются в зависимости от специфики предприятия, объема и харак­ тера поступающих грузов, технологии работы цехов завода, его ген­ плана. Здесь возможно устройство крупных специализированных гру­ зовых фронтов и складов (общезаводских или районных), обслужива­ ющих ряд предприятий промышленного узла, или небольших прицехо-

вых грузовых фронтов,

обслуживающих

основную технологию про­

мышленного производства.

 

На промышленных предприятиях погрузочно-разгрузочные опера­

ции часто производятся

непосредственно

на промышленных станциях,

в станционных парках.

 

времени оборота по про­

Анализ показывает, что до 60—65%

мышленным путям вагон

находится под

погрузкой-выгрузкой. Сокра*

щение этого времени зависит от правильной организации грузовой ра­ боты и в значительной мере от грузовых устройств, их механизации.

Не останавливаясь подробно на общих вопросах комплексной ме­ ханизации погрузочно-разгрузочных .работ, которые являются предме­ том специального курса, рассмотрим только грузовые устройства стан­ ций, определяющие их работу.

Грузовые дворы станций общего пользования. Грузовые дворы — это стыковые пункты железнодорожного и автомобильного транспорта. Они, как правило, универсальны, приспособлены для выполнения операций с различными грузами: тарно-штучными, насыпными, длинно­ мерными, тяжеловесными, сыпучими, жидкими и т. д. Грузы поступают на грузовой двор, выгружаются, грузятся, перегружаются с одного ви­

да транспорта на другой, сортируются,

складируются,

взвешиваются.

Для выполнения этих операций грузовые дворы имеют сеть желез­

ных и автомобильных дорог, закрытые

склады, открытые

площадки,

платформы, повышенные пути, сливные эстакады, передвижные и

ста­

ционарные погрузочно-выгрузочные машины и механизмы,

вагонные и

и автомобильные весы.

 

 

 

 

Для обслуживания машин и механизмов, охраны грузов, оформле­

ния документов по приему и выдаче грузов на грузовых

дворах

име­

ются товарные конторы, помещения наружной и пожарной охраны, бы­ товые помещения, зарядные станции, гаражи.

Схема путевого развития грузового двора, размещение складов и служб, размеры отдельных сооружений зависят от размеров, состава грузопотока и его особенностей, размещения грузового двора по отно-

60


Рис. 35. Схема грузового двора тупикового типа

1 — крытый грузовой склад ангарного типа;

2 — платформа для

перегрузки грузов по

прямому ва­

рианту

«вагон — автомобиль»; 3 — площадка

для

контейнерных

грузов; 4 — площадка

для

тяжело­

весных

и длинномерных грузов; 5 — платформа

для колесных

и самоходных грузов;

6 — эстакада,

или

повышенный путь

для выгрузки сыпучих грузов; 7 — склад вяжущих строительных

материа­

лов;

5 —-склад опасных

грузов; 9 — административно-бытовое здание; 10 — пункт зарядки

аккуму­

ляторов;

11 — вагонные весы

 

 

 

 

 

Г Ось железнодорожного пути

да 6.0 J.6.P I 6.0]

 

 

 

 

 

—60,0-

 

 

 

Рис. 36. Комбинированный оклад

 

 

 

с закрытой и открытой частью

 

 

 

шению к грузовой

(участковой,

промежуточной)

станции и городу,

на­

личия подъездных

путей.

предъявляются

следующие основные

К схемам грузовых дворов

требования: они должны иметь

минимальное путевое развитие и

обе­

спечивать наименьшие

пробеги

вагонов и автомобилей, возможность

применения современных машин и механизмов, соблюдение техники бе­ зопасности и противопожарной техники, минимальную стоимость соору-

61


жений и устройств, а также возможность развития грузового

двора

при наименьших резервных площадях, что особенно важно при

раз­

мещении грузового двора в пределах городской территории.

 

Обычно применяются тупиковые схемы грузовых дворов. Они наи­

более удобны для обслуживания автомобильным транспортом,

легко

соединяются со станцией одним соединительным путем.

при

На рис. Э5 приведена схема грузового двора тупикового типа

большом объеме работы. Грузовые устройства этого двора сгруппиро­ ваны по характерным группам грузов для возможности обслуживания их однотипными механизмами. Грузовой двор обслуживается хорошо развитой кольцевой сетью автомобильных дорог, обеспечивающей подъезд к любому грузовому фронту без пересечения железнодорож­ ной линии.

При большой загрузке горловины станции со стороны примы­ кания грузового двора и особенно при целесообразности примыкания к грузовому двору подъездных путей мелких предприятий применяют­ ся сквозные схемы грузовых дворов.

Грузовые дворы планировкой мало отличаются от универсальных баз материально-технического снабжения, особенностью которых явля­ ется больший срок хранения грузов.

Схемы и технология работы специализированных баз значительно проще универсальных; они имеют однотипные грузовые устройства и механизмы.

Крытые грузовые склады. Крытые оклады могут быть с наружны­ ми погрузочными рампами (рис. 36) и с внутренним вводом железно­ дорожных путей (рис. 37).

Для обеспечения поточности складских работ стороны складов

•специализируют по погрузке и выгрузке или по обслуживанию желез-

Рис. 37. Крытый, грузовой склад с внутренним вводом погрузочноразгрузочных путей

• 62

8

б

в

з

|>— <

Ри'с. 38. Размещение складов -относительно выгрузочных путей

а — одиночный склад; б — две секции на одном выгрузочном пути; в — на отдельных выгрузочных тупиках при смещении секций склада; г — на отдельных выгрузочных -путях с пилообразной рампой

подорожных вагонов и автомобилей. Боковые стены складов имеют двери, размер которых обеспечивает проезд погрузчиков или работу передвижных конвейеров. Склады разбиваются на секции длиной 100—300 м. Ширина склада принимается по типовым проектам. Промтрансниипроект рекомендует для различных грузов склады пролетами 18, 24, 30, 48,2X24,2X30 м с устройством подкрановых путей или ши­ риной до 72 м (сетка'колонн 6X12, 12X18) для отапливаемых бескра-

новых зданий.

 

 

 

склады рас­

При наружном положении железнодорожных путей

полагаются секциями на одном разгрузочном пути

или

на отдельных

тупиковых путях

(рис. 38, а). Расположение на отдельных тупиковых пу­

тях со смещением

секций склада

(рис. 38, в) возможно,

если секции

не связаны между собой внутрискладскими операциями.

В

противном

случае устраивается пилообразная

выгрузочная

рампа

 

(рис. 38,г).

Размещение на одном разгрузочном пути нескольких секций

(рис. 38, б)

неудобно, так как требует их раздвижки на величину съезда. Применя­ ется такая схема в случае, когда грузы складов несовместимы по условиям хранения и необходим противопожарный разрыв.

Открытые площадки. На открытых площадках хранятся грузы, не боящиеся атмосферного воздействия: лесные грузы, прокат черных металлов, трубы чугунные, железобетонные конструкции и изделия, тяжеловесы (ящики с крупногабаритными станками), контейнеры, а также инертные материалы, уголь, руда, металлолом.


Погрузочно-разгрузочные механизмы. В зависимости от характера груза, его веса, типа тары для механизации погрузочно-разгрузочных работ используются козловые, мостовые краны, а также стреловые кра­

ны на железнодорожном

и пневмоходу,

реже — башенные

краны.

Ширина площадок определяется применяемыми механизмами,

длина

рассчитывается по объему грузопереработки.

 

пути

применяются

Повышенные пути (эстакады).

Повышенные

для выгрузки полувагонов, оборудованных донными люками.

Высота

эстакад колеблется от 1,5

до 4 м. Сыпучий груз (песок,

щебень, уголь)

высыпается в отвал, откуда грузится грейферными кранами в

автомо­

били. Для прохода грузчиков, открывающих

и закрывающих люки и

производящих зачистку

вагонов,

устраиваются

специальные

ходовые

мостики о решетчатым полом. Зачистка вагонов осуществляется вибра­ торами и пневмоустройствами. Рыхление смерзшихся грузов предвари­ тельно производится рыхлительными машинами или грузы отогревают­ ся в размораживающих гаражах. Последние применяются при большом объеме работы, на сырьевых заводских станциях.

Бункерные эстакады, вагоноопрокидыватели. Бункерные эстакады являются более совершенным устройством для разгрузки железнодо­ рожных вагонов, имеют большую производительность.

Бункера могут заглубляться в землю или располагаться над зем­ лей в виде специальных бункерных эстакад. В первом случае груз из

бункеров подается транспортерами,

а во

втором — самотеком, не­

посредственно в вагоны или автомобили.

 

Еще большую производительность имеют роторные вагоноопроки­

дыватели (см. раздел III), применяющиеся

на специальных промыш­

ленных станциях массовой выгрузки.

 

 

8. РАСЧЕТ ГРУЗОВЫХ УСТРОЙСТВ

Размеры и мощность грузовых устройств зависят от объема пере­ работки грузов. Потребную площадь склада можно определить по формуле

 

Q a t k

 

 

(16)

 

Робщ=^ 6 5 ^ м2’

 

где ,Q — годовой грузооборот в т;

 

прибытия или

отправления

а — коэффициент

неравномерности

грузов;

 

 

 

 

 

t — срок хранения груза в сутках (табл. 9 );

 

для

k — коэффициент,

учитывающий дополнительную площадь

проездов, проходов;

 

склада; при разнородных

гру­

р — норма загрузки 1 м2 площади

зах принимается средневзвешенное значение (табл. 1 0 ).

 

Линейные размеры складских площадок принимаются

в зависи­

мости от погрузочно-разгрузочного оборудования, длины подач и

ор­

ганизации работ.

 

 

 

 

 

64


Т А Б Л И Ц А 9. РАСЧЕТНАЯ

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

ХРАНЕНИЯ

ГРУЗОВ В

СУТКАХ

 

НА ГРУЗОВЫХ ДВОРАХ

 

 

 

 

Срок хранения

 

Срок

хранения

 

в сутках

 

в сутках

Грузы

Я

по при­

Грузы

2

 

 

с к

 

в а

 

 

н Ц

бытию

 

Н<У

с *

 

ю

 

о ч

 

 

 

ш

С VO

 

В О.

 

 

в а

Штучные в -крытых скла-

дах:

 

 

 

повагонные

отправки .

1,5

1,5

мелкие

»

2

2

Контейнеры:

 

 

 

прием и выдача . . .

1

1,5

сортировка ....................

1

Тяжеловесные

грузы . .

1

2

Колесные

грузы

и сель-

1

2

хозтехника

...........................

.

. .

Опасные грузы .

1

1

Цемент, известь, алебастр,

 

 

мел,

минеральные

удобре-

 

2

н и я

........................................

 

 

 

 

Каменный уголь, лесо-ма-

 

 

териалы, сыпучие и прочие

 

 

грузы

на

навалочных

пло-

2,5

2,5

щ адках ....................................

 

 

 

Т А Б Л И Ц А 10. УКРУПНЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАСЧЕТНЫХ НАГРУЗОК НА 1 м2 ПОЛЕЗНОЙ ПЛОЩАДИ СКЛАДОВ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛОЩАДИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Нагрузка в т/м2

при

Коэффициент

 

 

 

 

 

 

 

 

высоте укладки

в м

 

 

 

 

'Склады

 

 

 

 

 

 

использова-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ния площади

 

 

 

 

 

 

 

 

2

4

6

а

М е т а л л а ..........................................................................

 

 

 

 

 

3

5 ,5

8

0 ,2 5 — 0 ,4

Крупного

л и т ь я

...........................................................

 

 

 

2

0 ,3 5 — 0,4 5

Среднего

и мелкого л и т ь я ........................................

 

 

 

2 ,5

4

6

0 , 3 — 0 ,4

Центральный материальный (вспомогательный ма­

 

 

 

териал)

...................................................................................

 

 

 

 

 

 

0 ,6

1

1,5

0 ,2 5 — 0 ,4

Комплектующих изделий (электродвигатели, под­

 

 

 

шипники

и другие готовые детали

смежных

произ­

 

 

 

водств)

...................................................................................

 

инструментальный

 

 

0 ,8

1,5

2 ,5

0 ,2 5 — 0 ,4

Центральный ..............................

 

 

0 ,7

1,25

0 , 3 — 0 ,4

Центральный ...................................

для

а б р а зи в о в

 

 

 

0 ,8

1,4

0 ,2 5 — 0 ,4

Масел .................................................

и

х и м и като в

 

 

 

0 ,5

1

0 , 3 — 0 ,4

Стройматериалов...........................................................

 

 

 

1,2

2

0 ,4 5 — 0 ,55

Л есом ............................................................атериалов

 

 

 

 

0 ,7

1,2

0 ,3 5 — 0,45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жидкого .........................топлива

и растворителей

 

0 ,3

0 ,3 5 — 0 ,4

Твердого .......................................................

топлива

 

 

 

 

1,2

2 ,3

3 ,6

0 , 5 — 0 ,6

- П р и м е ч а н и я :

11. Средняя нагрузка -на 1

м2

является средневзвешенной

для обычного

ассортимента хранимых материалов.

м

средняя нагрузка соответственно увеличивается.

2. -При

-высоте укладки более 6

3. Нижний -предел коэффициента

а

применяется

-при использовании -наиольяо-г-о тра-нсп-орта,

верхний —-подвес-ного транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

Длина крытого склада со стороны железнодорожного

пути будет

равна:

 

 

 

 

 

Lc = 2NI- м,

 

 

 

-----

 

 

 

 

 

 

 

(17)

 

 

 

 

 

 

п

 

 

 

 

 

3 В. Н. Дегтяренко

65