Файл: Дегтяренко, В. Н. Транспортные узлы промышленных районов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проверку гипотезы о экспоненциальном

распределении

проведем

по критерию К. Пирсона %2.

 

 

 

 

 

Теоретическое значение

критерия %q определяется

по таблицам в

зависимости от числа степеней свободы k и уровня

значимости кри­

терия q:

6 = / — с — 1,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где I — количество интервалов группирования;

 

распределения.

с — число оцениваемых

параметров теоретического

Принимаем уровень значимости критерия

^ = 0,1.

Число

степеней

свободы

6 = 6* — 1 — 1 = 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При таких значениях q я k

Х?= 7,8.

Практическое значение критерия равно сумме взвешенных квадра­ тов уклонений

i

^К- —«й )2

------------- = 9,52.

2п Р':

i—1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

не соблюдено.

Очевидно,

Условие подтверждения гипотезы %2>%q

распределение интервалов будет иметь другое распределение.

что тоже

Даже

при

минимальном

значении

<7=0,05 %2 =

9,5,

меньше %q.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т А Б Л И Ц А

23

 

 

 

 

 

 

Я

 

 

аз

 

 

 

 

Вероят-

Оценка

 

 

Взвешенные

 

X

. ы

<и * .

 

 

 

 

 

Границы ин-

m5

S

a

*

'

 

 

ность,

что

вероятно-

2 3 5

интервалы

Я)

4)

Si S3

со

9

 

2

t меньше

сти по-

уклонений

тервалов в ч

н

с

S

я

ч

у ]

 

m i « i

нижней

падания

 

ч

т { — пр1

 

о

®

3

9

«

 

 

 

границы

в интер-

я £

 

 

 

 

 

вал р .

415

S3

пр (

 

 

 

o S S

 

 

 

интервала

Да *

 

: ? S

 

 

 

 

 

 

О S о

 

0,33—5,27

55

 

0

 

0

0

0

0 , 0 0 0 0 0

0,30160

51,5

0,24

5,28—10,21

47

 

1

 

1

47

47

0,3016

0,28978

49,6

0,13

10,22—15,15

31

 

2

 

4

62

124

0,59138

0,18525

31,7

0,02

15,16—20,09

18

 

3

 

9

54

162

0,77663

0,10578

18,2

0,00

20,1—25,03

1 1

 

4

 

16

44

176

0,88241

0,05719

9,8

0,15

25,04—29,97

3

 

5

 

25

15

751

 

 

 

 

 

 

29,98—34,91

2

 

6

 

36

12

72!

0,93960

0,06040

10,3

0,16

34,92—39,85

3

 

7

 

49

21

1471

39,86—44,83

 

1

 

8

 

64

8

641

 

 

1

171

0,70

Сумма

171

 

 

263

867

 

Относитель­

 

 

 

 

 

 

1,54

5,06

 

 

 

 

 

 

ные началь­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ные моменты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* Число интервалов группировки уменьшилось за счет объединения интервалов 6—9, так как в эти интервалы попадает менее 10 подач в каждый.

182


Проверим гипотезу распределения интервалов по гамма-распоеде- лению. Расчеты сведены в табл. 23.

Относительные середины интервалов вычисляются по формуле

где Дt — ширина интервала (размах);

 

ti — середина t-го интервала;

 

имеющего наи­

с — ложный

нуль (обычно середина интервала,

большую частоту).

 

 

Относительные начальные моменты hi и h2 вычисляются делением

сумм по графам

уи Ъгпгу/)1

на размер выборки 2 m i= 171.

Оценка математического ожидания определяется следующим об­

разом:

 

 

 

 

t = A t h i + c = 4,94-1,54 + 2,8 = 10,41 ч.

 

Оценка среднего квадратического отклонения

 

S = AF У ^ _ ~ h \ =

4,94 У 5 , 0 6 - 1,54*' =

8,1.

Параметры; гамма-распределения равны:

 

 

10,41

=

0,16 ч;

 

S 2

8,1а

 

 

 

 

 

_ 10,412

1,65.

 

= 52

=

8 ,1а

 

 

 

 

Здесь S2 — дисперсия.

 

 

 

 

(число определяемых пара­

Число степеней свободы Ь— 6—3 = 3

метров распределения-—два, Я и k).

 

 

 

При <7<0,1 и Ь = 3 %2 =

6,3:

 

 

 

 

^ =

0,05;

Ь =

3; у 2 = 1 , 8.

Оба значения больше,

чем %2 =

0,7.

 

 

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОГО УЗЛА КАК СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Система массового обслуживания — это комплекс устройств, пред­ назначенных для выполнения определенных операций с поступающими заявками. Применительно к транспорту — это комплекс устройств, ко­ торые в какой-либо мере заняты в операциях с поступающими поез­ дами, вагонами, грузами. Как было отмечено выше, границы системы устанавливаются в зависимости от категории решаемой задачи.

Группа обслуживающих устройств или, как ее еще называют, об­ служивающая система, состоит из элементов, которых может быть несколько. Элементы могут быть однородны, и обслуживание на них может вестись параллельно. Например, несколько экскаваторов в

183


карьере. Такое обслуживание называется однофазным. Обслуживаю­ щие. элементы могут быть неоднородны, и операции на них осуществ­ ляться в определенной последовательности, в соответствии с принятой технологией. Например, при выполнении выгрузочной операции: пути приема, расценочный мост, вагонооцрокидыватель, траверзная тележка, выставочный парк порожних вагонов. Такое обслуживание называется многофазным.

Работа каждого обслуживающего элемента определяется его эк­ сплуатационными параметрами, которые при последовательной орга­ низации обслуживания должны быть близки. В противном случае про­ пускная способность комплекса обслуживающих устройств 'будет огра­ ничена его элементом, имеющим наименьшую производительность.

При многофазном обслуживании для решения определенных задач система может быть разделена на подсистемы, каждая из которых рас­ сматривается как самостоятельная система более низкого порядка.

Частным случаем последовательной системы обслуживания являет­ ся ветвящийся процесс. Здесь после прохождения одного или нескольких общих обслуживающих элементов заявки делятся по определенным при­ знакам на группы, каждая из которых поступает на свои обслуживаю­ щие элементы. В конце системы обслуживания группы заявок снова мо­ гут объединяться в один поток, что, конечно, не обязательно. Например, составы цистерн прибывают на сортировочную станцию нефтеперераба­ тывающего завода. После выполнения общих для всех цистерн операций в парке приема часть идет на промывочно-п.ропарочнуюстанцию (ППС), часть — на товарно-сырьевую базу (ТСБ). Первая группа цистерн после очистки на ППС также поступает на ТСБ, и поток заявок объединяется в единый поток.

Разделение потока заявок на обслуживание на одиночные и группо­ вые несколько условно. Оно зависит от характера решаемой задачи. При­

мером одиночного поступления заявки является

прибытие автомобиля

под погрузку или транзитного поезда на станцию;

примером

группово­

го — прибытие колонны автомобилей, сборного

поезда под

выгрузку.

В этих примерах умышленно в одном и другом случае упомянут

поезд,

который может быть принят одиночной заявкой, если на станции

он не

проходит операций и обрабатывается на элементе

приемо-отправочный

парк, и групповой заявкой, если его рассматривать

как группу вагонов,

нуждающихся в индивидуальной обработке.

Одиночные заявки могут объединяться во входном элементе системы (подсистемы) и обслуживаться труппой. Например, прибывающие пар­ тии грузов накапливаются до нормы вагона, грузятся и отправляются уже группой, в одном вагоне. И, наоборот, групповая заявка может в процессе обслуживания делиться на одиночные и выполняться отдельно, часто даже с изменением технологии. Например, прибывший в разбор­ ку поезд (групповая заявка) разгружается на разных выгрузочных фронтах, причем каждый вагон обслуживается как самостоятельная заявка.

Заявки, поступающие в систему массового обслуживания, не всегда могут быть ею приняты, система может быть занята или неисправна. В

184


этом случае во входном элементе возникает очередь ,на обслуживание. В зависимости от характера обслуживания, емкости входного элемента и рода заявки можно системы обслуживания подразделить на типы с ожи­ данием, е отказом и о ограничением.

Транспортные системы — это чаще всего системы с ожиданием. При занятости обслуживающего элемента заявки ждут очереди в накопителе (входном элементе). Такие накопители могут быть только перед всей об­ служивающей системой или перед каждым обслуживающим элементом.

При отсутствии накопителя или недостаточной его емкости заявки, получившие .отказ, могут выйти из системы и снова на обслуживание в эту систему не попасть.

Например, .при неисправности экскаватора все или часть автомо­ билей, предназначенных для перевозки песка, могут быть направлены на погрузку гравия в другой карьер. Из системы обслуживания «песчаный карьер» такие автомобили выпадают.

То же происходит с вагонами, поданными под погрузку на какой-то определенный погрузочный фронт завода.

Правда, если в качестве системы рассматривать не отдельный карь­ ер или фронт погрузки завода, а группу карьеров снабжающих инерт­ ными материалами завод или группу погрузочных фронтов одного предприятия, то характер этой системы более высокого порядка стано­ вится другим и с рассматриваемой точки зрения система обслуживания будет «с ограничениями».

iB системах с ожиданием порядок обслуживания накопившихся зая­ вок может быть различен в соответствии с установленной дисциплиной очереди:

впорядке поступления;

вслучайном порядке;

с преимуществом (приоритетом).

Первые две дисциплины очереди не требуют пояснения. При дисцип­ лине с приоритетом некоторые заявки имеют преимущество в обслужива­ нии перед другими, ранее поступившими. Это, например, вагоны парка МПС перед вагонами собственного парка, вагоны со скоропортящимися грузами перед другими вагонами (независимо от их принадлежности)

ит. д.

Взаключение необходимо отметать, что работа каждого обслужива­ ющего элемента системы, его надежность, время обслуживания заявки

от нас зависят мало. Организация их работы, последовательность соеди­ нения обслуживающих элементов в группы, дисциплина очереди, места и емкость накопителей зависят от нас, и правильное решение таких воп­ росов дает возможность значительно увеличить пропускную способность системы без существенных ее изменений.

Приведем один весьма характерный пример. Закрепление автомоби­ лей за экскаваторами, работающими в угольном разрезе (очередь перед каждым из группы параллельных обслуживающих элементов при одно­ фазном обслуживании), вело к простою и экскаваторов (интервал между последовательно поступающими под погрузку автомобилями больше вре­ мени погрузки одного автомобиля) и автомобилей (при групповом подхо­

185


де автомобилей). Отказ от закрепления и общая очередь перед группой экскаваторов дала возможность диспетчеру направлять автомобиль иод любой, свободный в данную минуту экскаватор, что значительно сокра­ тило простои и увеличило производительность системы.

4. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ

Вобщем случае качество функционирования сложной системы ха­ рактеризуется коэффициентом ее эффективности, который отражает сте­ пень приспособленности системы к выполнению поставленных перед нею задач и определяется всем множеством параметров системы и характе­ ром внешних воздействий.

Вчастных случаях при анализе отдельных свойств системы, наибо­ лее важных для данного типа задач, могут быть приняты для характери­ стики эффективности другие покзатели: надежность, безопасность, про­ пускная и перерабатывающая способность, время обслуживания и др.

Всложных транспортных системах для решения группы наиболее часто встречающихся задач в качестве основных могут быть приняты следующие показатели:

вероятность застать все обслуживающие устройства занятыми (или свободными);

среднее время нахождения заявки в системе; среднее время ожидания обслуживания, общее время ожидания за

интересующий нас период;

средняя длина очереди за интересующий нас период; коэффициент занятости (использования) элементов системы по вре­

мени.

Для системы с потерями основное значение имеет первый показатель. Расчеты по средним величинам, когда число обслуживающих эле­ ментов принимается по отношению общего потока заявок за определен­ ный период к производительности одного элемента (средней), справед­ ливы только для равномерных потоков при небольшой степени занято­ сти элементов. При неравномерных потоках время простоя в ожидании об­ служивания при сгущенном подходе заявок и время простоя обслужива­ ющего элемента при разреженном подходе заявок вносят существенные коррективы в экономику расчетов. В ряде случаев экономически целесо­ образно увеличить число обслуживающих элементов, понизив коэффи­ циент их использования, но уменьшить время ожидания обслуживаемых

заявок.

При загрузке одного обслуживающего элемента 0,8 и случайном по­ токе вероятность застать систему свободной — 0,2, при двух элементах, загруженных на 0,4, вероятность застать хотя бы один элемент свобод­ ным составляет 0,55. А отношение среднего времени ожидания к средне­ му времени обслуживания при тех же условиях уменьшается е 4 до 0,19.

Среднее время ожидания обслуживания при пуассоновском входя­ щем потоке и произвольном распределении времени обслуживания, при

186