Файл: Дегтяренко, В. Н. Транспортные узлы промышленных районов учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
Расформирование заключается в разделении состава поезда или передачи на отдельные группы вагонов в соответствии с направлением дальнейшего их следования, технологическими признаками грузов, ти пом подвижного состава. Каждая группа вагонов выставляется, как правило, на отдельный путь сортировочного парка.
Формирование имеет целью подбор вагонов и их групп в состав в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации же лезных дорог (ПТЭ) или в передачу для отправления на входные, внутризаводские, сырьевые и другие станции промышленного узла. При формировании передач вагоны подбираются в соответствии с тре бованиями разгрузочных фронтов или порядком отцепки вагонов на внутризаводских станциях.
Частичная обработка поездов включает отцепку от поездов или прицепку к ним отдельных вагонов или групп вагонов, а также частич ное переформирование составов. Грузовые маневры предусматривают подачу вагонов к погрузочно-выгрузочным фронтам, расстановку их
уфронтов и уборку от них.
Кпрочим маневрам относятся: подача вагонов на пути ремонта и
льдопунктов, перестановка составов и вагонов из одного парка стан ции в другой, осаживание вагонов в подгорочном парке и др.
Маневры по расформированию и формированию, как правило, производятся на специализированных путях, горках и маневровых вы тяжных путях.
Измерителями маневровой работы являются полурейс и маневро вый рейс. Полурейс — это передвижение вагонов, локомотива из од ного пункта в другой без перемены направления движения; два полурейса с переменой направления движения составляют рейс. Передви жение локомотива без вагонов называется холостым рейсом.
Для производства маневровой работы станции имеют сортировоч ные устройства и маневровые двигатели. К сортировочным устройст вам относятся: сортировочные горки, полугорки и сортировочные вы тяжные пути.
К маневровым двигателям относятся маневровые локомотивы, а также лебедки, толкатели, тракторы-тягачи.
При незначительных объемах переработки маневры по расформи рованию поездов производятся на вытяжных путях. При этом ма невры могут производиться «с головы», «с хвоста», «по частям».
Маневры «с головы» (рис. 15, а) заключаются в том, что локомо тив забирает последовательно вагоны от состава, стоящего в парке приема, вытаскивает на сортировочный вытяжной путь, а оттуда пода ет на соответствующие пути сортировочного парка, делая каждый раз маневровый рейс. Преимущество такого производства маневров — воз можность использовать маневровый локомотив малой мощности, так как каждый раз он берет один-два вагона. Недостаток — большое ко личество маневровых рейсов, потребных для расформирования одного состава, а следовательно, и большие затраты времени на операцию и перепробег локомотива.
28
Рис. 15. Схемы расформировамия поезда
а — «с головы»; б — «с хвоста»
При маневрах «с хвоста» (рис. 15, б) локомотив выводит из парка приема на сортировочный вытяжной путь весь состав и последователь но подает его на определенные сортировочные пути, отцепляя на каж
дом из |
них вагоны |
соответствующего |
направления. |
Преимущество |
|
маневров «с хвоста» — меньшее число маневровых |
рейсов, а следова |
||||
тельно, |
и меньшие |
пробеги локомотива. |
Однако |
для |
их выполнения |
требуются мощные маневровые локомотивы, которые могли бы сразу перемещать весь состав.
Своего рода промежуточным методом является расформирование «по частям», когда локомотив берет части состава «с головы» и рас формировывает каждую из них «с хвоста».
При маневрах на сортировочном вытяжном пути технология работы может быть различной. Локомотив может осаживать состав на соответствующий сортировочный путь, пока вагон или вагоны, требую щие отцепки, не остановятся на нужном месте. Здесь они отцепляются, а оставшуюся часть состава локомотив выводит на вытяжной путь с тем, чтобы следующим полурейсом подать его на другой сортировочный путь. Этот прием называется «осаживанием»; его недостатки — боль шие перепробеги маневровых локомотивов и большая затрата времени на расформирование.
Для сокращения времени расформирования применяется метод «толчков», при котором вагон отцепляется еще на сортировочном вы тяжном пути. Затем локомотив быстро разгоняет состав и резко тор мозит. Отцепленный вагон по инерции катится на соответствующий путь сортировочного парка.
Кроме одиночных толчков применяются групповые и серийные толчки. Пользуясь этими методами, передовые составительские бригады достигают высокой производительности. Однако эти методы требуют высокой квалификации работников, большого физического напряжения. Значительно более рациональным способом увеличения перерабатывающей способности станций являются устройство сорти-
29
ровочных полугорок |
и горок, а также механизация |
и автоматизация |
|
их работы. |
j |
|
|
На промышленных железнодорожных станциях передовые методы |
|||
маневровой работы |
нашли широкое применение, особенно |
расформи |
|
рование поездов с одновременным формированием |
подач |
на завод и |
формирование составов в процессе накопления вагонов <в парке отправ ления.
2 ТЕХНИЧЕСКО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЙ АКТ СТАНЦИИ
На железнодорожных станциях могут одновременно находиться в движении несколько локомотивов: поездных, станционных маневровых и заводских, закрепленных за группами погрузочно-разгрузочных фронтов, при их выходе с вагонами или за вагонами в парки станции. Для обеспечения безопасности их передвижения по станции произво дятся в строго определенном порядке по маршрутам, включающим пути и стрелочные переводы, через которые осуществляется данное передвижение. Станционные маршруты могут быть параллельными и враждебными. Параллельные маршруты не имеют общих элементов, т. е. нигде не соприкасаются, и работа на них может производиться одновременно. Враждебные маршруты имеют общие точки, одновремен ная работа на них небезопасна и поэтому запрещена. Станционные маршруты блокируются маневровыми сигналами или соответствующим положением стрелочных переводов, исключающим возможность случай ного выхода на занятые в маршруте элементы посторонней маневро вой подачи.
Порядок использования технических средств станции, обеспечи вающий безопасный и беспрепятственный прием, отправление и просле дование поездов по станции, а также бесперебойность и безопасность маневровой работы определяются техническо-распорядительным актом станции. Он содержит перечень всех технических средств станции: путей, стрелочных переводов, средств сношения по движению поездов, устройства сигнализации, централизации и блокировки, сортировоч ных, грузовых и других устройств. Техническо-распорядительный акт определяет порядок использования этих средств, специализацию пу тей, закрепление стрелочных переводов за стрелочными постами, дей ствия работников станции по выполнению различных технических one-' раций. К техническо-распорядительному акту прикладываются схема станции с нанесением всех устройств и инструкции, детально регла ментирующие производство операций приема и отправления поездов, маневровой работы, пользования связью и т. д. Порядок обработки поездов и вагонов на станции определяется технолопическим про цессом.
3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС РАБОТЫ СТАНЦИИ
Технологическим процессом станции называется система организа ции работы, которой устанавливаются порядок выполнения операций с поездами и вагонами, нормы времени на их производство, порядок
30
выполнения маневров, оперативного руководства и планирования ра боты станции. Технологический процесс разрабатывается с учетом ши рокого применения передовых методов труда, достижений науки.в техники.
Технологический процесс станции должен обеспечивать перера ботку и пропуск вагонопотока с наименьшим простоем вагонов и мини мальными затратами, наиболее эффективное использование техничес ких средств, максимальную параллельность станционных операций, четкое взаимодействие станционных устройств, согласованность в ра боте штата станции, четкое руководство работой, увязку работы стан ции с работой на перегонах и внутризаводских путях. При этом должно быть гарантировано выполнение государственного плана перевозок, графика движения и плана формирования поездов.
В соответствии с технологическим процессом для работников веду щих профессий составляются инструкционно-технологические карты, в которых указаны последовательность выполнения отдельных операций, передовые приемы, необходимые материалы, инструмент, приборы. В инструкционно-технологических картах указываются также время вы полнения отдельных операций и расценки.
Последовательность выполнения отдельных операций и координа ция действий работников станции при производстве наиболее массовых работ регламентируются специальным графиком.
На основе полученных таким образом норм нахождения вагонов под отдельными процессами составляется суточный план-график, яв ляющийся частью единого технологического процесса работы станции примыкания и промышленных путей и станций.
Вся работа станции ведется по плану и направлена на его выпол нение. В зависимости от планового задания предприятия и его цехов составляется план работы промышленных станций. План учитывает характер продукции завода, технологию работы основного производ ства, потребность завода и его цехов в сырье, требования своевремен ной подачи сырья к агрегатам и т. д.
Входные станции или РСС, связанные со станциями примыкания, учитывают, кроме того, расписание движения поездов, план маршрути зации, технологию работы, действующие на линиях общего пользо вания.
Исходными данными для составления плана работы объединен ных транспортных хозяйств, обслуживающих предприятия промышлен ного узла, являются заявки предприятий на транспортное обслужи вание.
Планы составляются на год, квартал, месяц. Годовой и кварталь ный планы являются основой расчета технической вооруженности стан ций, их штатов. В соответствии с этими планами составляются опера тивные планы —• суточный и сменный. Оперативные планы содержат задание по приему, отправлению и обработке поездов и вагонов, по грузке и выгрузке грузов, обслуживанию цехов и складов порожними вагонами и т. д.
31