Файл: Дегтяренко, В. Н. Транспортные узлы промышленных районов учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
J3
Рис. 109. Схемы углепогрузочных станций
■а — с поперечным; 6 — с продольным расположением бункеров
Рис. ПО. Схема углепогрузочной станции с продольно-поперечным расположением бун керов
погрузке рядового .несортированного угля. На рис. 109, б дана схема шахтной погрузочной станции сквозного типа с продольными бункерами.
Продольно-по-перечное расположение бункеров применяется при большом объеме погрузки сортовых углей, когда требуется значительная емкость бункеров для углей каждого сорта. Пример схемы станции с продольно-поперечным расположением бункеров приведен на рис. ПО.
Технология работы станции по схеме, приведенной на рис. 109, а, следующая. С перегона поезда принимаются на приемо-отправочный путь 1. Поскольку станция рассчитана на обслуживание небольшого движения и маневровая работа производится поездным локомотивом, в качестве маневрового вытяжного пути используется перегон. Вагоны подаются на погрузочные пути 2, 3 со стороны Б. Вагоны с лесом и хо зяйственными грузами выставляются на тупиковые пути 4, 5. Затем по ездной локомотив уходит. Продвижение вагонов в процессе погрузки уг ля производится электролебедками. Погруженные вагоны при выходе изпод бункеров взвешиваются.
2 2 2
Вагоны с углем и порожние из-под хозяйственных грузов и леса со бираются поездным локомотивом при его следующем рейсе. Технология работы станций, схемы которых приведены на рис. 109, б и 110, такая же.
Безбункерные станции погрузки рядового угля по схемам путевого развития не отличаются от станций бункерной погрузки. Длины погру зочных путей увеличиваются для размещения порожних вагонов неенижаемого запаса.
Кроме погрузочных, приемо-отправочных, вытяжных путей и хозяй ственных тупиков на шахтных углепогрузочных станциях могут быть пу ти лесных складов. В новых угольных районах шахты снабжаются кре пежным лесом с центральных лесных складов (ЦЛС) автомобильным транспортом и путей разгрузки леса не имеют. Устройство ЦЛС дает возможность механизировать разгрузку и разделку древесины, умень шить отходы при разделке долголетия, использовать отходы для подсоб ного производства.
На станциях погрузки угля при обогатительных фабриках (ОФ) пу тевое развитие состоит из парка приема, отправления и погрузки. Число погрузочных путей обычно принимается равным числу фракций отсорти рованного угля (0—6, 6—13, 13—25, 25—50, 50—100 мм).
В условиях безбункерной погрузки схема железнодорожной станции должна обеспечивать поточность движения вагонов с места их отстоя пе ред погрузкой до парка отправления груженых поездов, возможность ма неврирования порожними вагонами в процессе погрузки и возможность формирования отправительских маршрутов без дополнительных затрат.
Содержание для этих целей маневрового локомотива дорого. Решить поставленную задачу можно применением механических устройств или устройством путей на уклоне.
Приведенная в главе 6 раздела первого схема станции на сплошном уклоне (см. рис. 60) не удобна тем, что разность отметок ее горловин составляет около 30 м.
Схемы станций с применением путей при уклоне могут быть .несколь ко улучшены исходя из следующих соображений. При погрузке сортово го угля на станции ЦОФ порожние вагоны МПС прибывают по подъезд ному пути и после погрузки отправляются по этому же пути в обратном направлении. Следовательно, станция ЦОФ для вагонов МПС является тупиковой, и применение последовательных схем нецелесообразно, так как это вызывает излишние пробеги вагонов.
Для станций тупикового типа необходима точка перемены направле ния движения вагонов в целях уменьшения их пробега, чтобы вагоны после прохождения всего технологического цикла возвращались к вход ной горловине станции. На станциях с маневровыми тележками таким: возвратным пунктом является маневровая тележка, на которую вагон по падает после погрузки. На станциях с путями на уклоне таким пунктом может быть вытяжной путь, устройство которого даст возможность рас положить парк отправления параллельно парку приема. На рис. 111 при ведена схема такой станции. Продольный профиль основных путей рассчитан для вагонов грузоподъемностью 93 т.
223;
Как видно из схемы, парк приема имеет 10°/оо уклон в сторону поррузочных устройств. Такой уклон обеспечивает трогание с места порож них полувагонов при самых неблагоприятных условиях. Вагоны удержи ваются на путях приема тормозными устройствами и спускаются под погрузку тормозными лебедками. Погрузочные устройства располагают ся .на горизонтальной площадке для возможности устройства вагонных весов. Здесь вагоны передвигаются погрузочными лебедками. Затем ва гоны скатываются по вытяжному пути специального профиля, проходят отжимную стрелку и после остановки выходят на один из отправочных путей.
Такое устройство дает возможность одновременно производить и сортировку вагонов, и формирование отправительских маршрутов. Все передвижения происходят под действием силы тяжести вагона и лебе док, без участия маневровых локомотивов.
6. СХЕМЫ УГЛЕСБОРОЧНЫХ СТАНЦИЙ И ИХ РАСПОЛОЖЕНИЕ В УЗЛЕ
Углесборочная станция является транспортным центром узла, рас порядительным пунктом, организующим и координирующим транспорт ную работу.
Если отсутствует ЦОФ и погрузка угля ведется на шахтных стан циях в вагоны МГ1С, операции углесборочной станции заключаются в приеме порожних вагонов МПС, подаче их под погрузку на шахтные станции, приеме груженых вагонов с шахтных станций, формировании угольных маршрутов, отправлении поездов на внешнюю сеть.
Если углесборочная станция расположена у ЦОФ, обслуживающей группу шахт, характер ее работы несколько отличается от указанного. Доставка угля с шахт на ЦОФ производится, как правило, в вагонах собственного парка. Вагоны принимают, подают на выгрузочные пути и после выгрузки отправляют на шахтные углепогрузочные станции. Дви жение вагонов собственного парка обслуживается промышленными ло комотивами и по возможности изолировано от парков, где обрабатыва ются вагоны МПС.
Поезда порожних вагонов, прибывающие с внешней сети, делятся на подачи, расставляются на погрузочных путях. После погрузки их соби рают, формируют в маршруты и отправляют на внешнюю сеть. На очень
2 2 4
крупные ЦОФ, обслуживающие несколько десятков шахт, уголь может подаваться в вагонах МПС, которые после выгрузки используются под погрузку обогащенного угля.
На станциях примыкания принимаются вагоны с лесом и подаются на пути лесного склада. При необходимости устраиваются разгрузочные пу ти хозяйственных грузов.
Объем работы углесборочных станций зависит от производительно сти шахт узла и достигает в отдельных случаях 1000 вагонов в сутки и более. Прибытие составляют порожние вагоны, идущие под погрузку уг ля (90%), и пруженные лесом и прочими грузами (10%). В некоторых случаях здесь возможно обслуживание рабочих пассажирских поездов.
В общем случае углесборочная станция может быть расположена самостоятельно, совмещена с углепогрузочной станцией при ЦОФ или со станцией примыкания. Место расположения углесборочной станции, сов мещенной с ЦОФ, определяется по методике, изложенной ранее. Совме щение углесборочной станции со станцией примыкания целесообразно при расположении шахт по обе стороны главного пути и относительно коротких подъездных путях. Самостоятельная углесборочная станция размещается в центре сосредоточения маневровой работы при техникоэкономическом обосновании такого решения. Ее место определяется ре шением обычной линейной транспортной задачи.
Если группу шахт обслуживает ЦОФ, расположенная на одной из крупных шахт при выходе из угольного узла, наиболее целесообразным может оказаться вариант совмещения углесборочной станции с щахтной станцией при ЦОФ. Это дает определенную экономию строительных за трат за счет меньшего суммарного путевого развития и экономию экс плуатационных расходов в результате сокращения станционного штата.
Размеры путевого развития и схема станции в этом случае зависят от производительности ЦОФ по погрузке, количества сортов (фракций) угля, расположения шахт относительно ЦОФ и т. д. Большое влияние на схемуоказывает и способ погрузки угля.
Углесборочные станции при ЦОФ с бункерной погрузкой угля. Все станции такого типа имеют кроме маневровых путей парк погрузочных путей под бункерами ЦОФ и парк разгрузочных путей для угля, подво зимого с других шахт на ЦОФ. Станция, схема которой представлена на рис. 112, грузит в сутки до 3 тыс. тугля, в том числе 1,5 тыс. тпривезен ного с других шахт. Станция имеет по два разгрузочных, погрузочных, приемо-отправочных пути и хозяйственных тупика. Схема очень проста по путевому развитию и технологии работы.
Поезда, груженные углем, с шахт поступают на путь 4, затем через вытяжной путь 11, следуют по пути 6 на разгрузочную яму привозных углей. Освобождающиеся после выгрузки порожние вагоны выставляют ся мелкими подачами на путь 4, накапливаются и отправляются под по грузку на шахты. Уголь из разгрузочной ямы с шахты, расположенной у станции, поступает на ЦОФ. В случае перебоев в работе ЦОФ погрузка необогащенного угля может вестись через бункер Б на пути 2.
Поезда с порожними вагонами с внешней сети поступают на приемоотправочный путь 1 и через вытяжной путь И подаются для погрузки
8 (0,5) В. Н. Дегтяренко |
225 |
Шахта
Рис. |
112. Схема углесборочно-углепогрузочной станции |
при |
ЦОФ |
с бункерной по |
грузкой. Пути |
|
|
|
|
1, 4 — приемо-отправочные; 2, 3 — погрузочные; 5, 6 — разгрузочные; |
8 — тупиковый путь оклад» |
|||
леса; |
9 — тупиковый путь промкомбината |
|
|
|
|
Я иа для |
п р и в о а н ы х |
угл е й |
Рис. 113. Схема станции при ЦОФ с беэбуикерной погрузкой упля. Пути
1—5 — погрузочные; 6, 7, 9 — приемо-отправочные; 8 — выгрузочный; 10 — тупик лесного склада; 11, 12— вытяжные; 13— погрузки шлама; 14 — предохранительный тупик
под бункер на пути 2, 3. Загруженные углем вагоны выставляются на путь 1, где .накапливаются, и затем отправляются на внешнюю сеть.
Вагоны с лесом подаются под выгрузку на тупиковый путь склада леса 8, хозяйственные грузы выгружаются на пути 10. Тупиковый путь 11 обслуживает промкомбинат.
В процессе погрузки и выгрузки вагоны продвигаются электрически ми лебедками.
На схеме удачно разделены потоки вагонов, занятых на перевозке угля от шахт до ЦОФ, и вагонов, отправляемых с углем на внешнюю сеть. Обогатительная фабрика имеет склад угля, где хранится резервный запас и складируется уголь при заполненных бункерах и несвоевремен ной подаче порожних вагонов под погрузку с внешней сети.
Углесборочные станции безбункерной погрузки при ЦОФ. Безбункерная погрузка предъявляет более высокие требования к работе стан ции. Необогащенный уголь, поступающий с шахт, выгружается на обыч ных выгрузочных ямах, бункерных устройствах, вагоноопрокидывателях. Запас угля обязателен, так как шахты работают по различной циклично сти, не совпадающей с работой ЦОФ. Некоторое дробление угля до обо-
226
Рис. 114. Схема расположения основных устройств ЦОФ и ст. К
гашения нежелательно, но допустимо. Выдача обогащенного и отсорти рованного угля производится непосредственно в порожние вагоны. Здесь создание запаса приведет к необходимости устройства бункеров, скла дов, что противоречит принципу 'прямоточной погрузки. Поэтому необхо димо организовать четкую и равномерную подачу порожних вагонов. -При перебоях с поступлением порожних вагонов погрузка ведется в ва гоны неснижаемого запаса вагонов.
На рис. 113 приведена схема станции безбункерной погрузки при ЦОФ. Парк путей выполнен в форме параллелограмма. Это едва ли ра ционально, так как соотношение выхода фракций угля не соответствует соотношению длин погрузочных путей. Так, около 45% составляет выход угля АРШ (антрацит рядовой штыб) размером 0—6 мм, 10% АП (пли та) размеры кусков 50—100 м, а длины погрузочных путей практически равны.
Технология работы станции проста и не отличается от описанной вы ше. Основное различие — в конструкции и принципе работы погрузоч ных устройств.
■На рис. 114 приведена схема станции и основных устройств одной из крупнейших ЦОФ Донбасса производительностью более 6 млн. т угля в год. На ЦОФ предусмотрены два роторных вагоноопрокидывателя для разгрузки поступающих с шахт вагонов с углем. Надвиг вагонов про изводится электровозами с дистанционным управлением. .Погрузка обо-
8* Ц0,5) В. Н. Дегтяренко |
227 |
тащенного угля безбункерная. Для компенсации неравномерности рабо ты ЦОФ и транспорта устроены аккумуляторные оункера емкостью 6 тыс. т и склад штыбов и концентрата. На станции устроен пункт техни ческого осмотра локомотивов.
Поезда с углем с шахт поступают на приемо-отправочные пути 9— 12. При необходимости в качестве приемо-отправочного может быть ис пользован весовой путь 13.
Через вытяжной путь 23 угольные поезда отдельными подачами, по ступают на пути надвига на роторные вагоноопрокидыватели. Надвиг производится электровозами с дистанционным управлением, для стоян ки которых служат тупиковые пути 28, 29.
Порожние вагоны (после выгрузки) через тупиковый путь 27 пода ются под погрузку на пути 4—8. После погрузки вагоны через вытяжной путь 22 подаются в приемо-отправочный парк, где формируются в поез да и отправляются на общую сеть. Избыток порожних вагонов (обога щенного угля на 10% меньше, чем поступающего с шахт рядового) от правляется на станцию примыкания и сдается МПС.
Для погрузки угля в нерабочие дни ЦОФ устроены аккумуляторные бункера на 6 тыс. т и склад штыбов (АРШ) и концентрата, погрузка ко торых ведется на пути 19 мостовым краном.
Сырьевую базу ЦОФ составляют более 30 шахт, примыкающих к 10 станциям примыкания линии МПС. В связи с этим доставка угля на ЦОФ производится в вагонах МПС.
Требованиям к ритмичности работы станций ЦОФ при безбункерной погрузке угля отвечают различные устройства, автоматизирующие пода чу вагонов под погрузку (пути на уклоне, «мулы», траверзные тележки).
7.СХЕМЫ РАЙОННЫХ СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЙ
ИИХ РАСПОЛОЖЕНИЕ В УЗЛЕ
Самостоятельные углесборочные станции, не связанные с погрузкой угля, строятся обычно в районах со сложной транспортной сетью, связы вающей большое количество шахт, углеперерабатывающих и других предприятий, особенно при выходе вагонов с углем на несколько станций МПС. Такие станции обслуживают целый промышленный район и явля ются районными сортировочными станциями. Объем маневровой работы их очень велик и достигает 1000 и более вагонов в сутки, что создает благоприятные условия для механизации и автоматизации сортировоч ной работы.
Особенностями схем таких станций являются: сложность горловин станции, специализации путей и группирования их в парки,что связано с наличием многих примыканий подъездных путей; большое число пересе чений внутристанционных маршрутов. На станциях, как правило, устра ивается экипирочный пункт или локомотивное хозяйство с депо и мастер скими, особенно в случае кооперирования железнодорожного транспорта промышленного'узла (система погрузочно-транспортных управлений в угольной промышленности).
228
Рис. 115. Схема у-глеоборочной (районной сортировочной) |
станции. |
Пути |
|||||
1 — ходовой; 2—4 1-г- приемо-отправочные (из |
и на |
КХЗ, :линии |
МПС |
II, |
разъезд ПТ); 5—8 — накоп |
||
ления-формирования (на МПС |
II по четырем направлениям); |
9 — отсев |
при |
формировании; 10— |
|||
13 — накопления-формирования |
(на линии МПС I, |
КХЗ, шахты |
Б); |
14 — группировочно-отправочный |
|||
(на разъезд ПТ); 15, 16— приема с линии |
МПС |
и отправления на разъезд |
ПТ; 17, 18 — приема |
||||
с шахты Б и отправления на разъезд ПТ; 19, |
20 — приемо-отправочные |
|
|
В качестве примера .на рис. 116 приведена схема станции П (пре^ ект), расположение которой в угольном .районе показано на рис. 106. ’
Станция имеет два примыкания к железной дороге МПС й 20 путей, объединенных в три парка. Следует отметить, что большой объем работы станции (около11000 вагонов в сутки) -потребовал механизации процесса сортировки, для чего Запроектирована полугорка.
Дать какие-либо определенные указания по проектированию схем самостоятельных углесборочных станций трудно,1так как они целиком зависят от развития железнодорожной сети района, количества примыкаши!, производительности отдельных шахт и предприятий. Можно' дать лишь общие рекомендации, заключающиеся в следующем:
1.Только при резко выраженной односторонности работы станции, т. е. прибытии угля с шахт через одну горловину, а отправлении поездов на пути МПС через другую, следует стремиться к устройству отдельных парков приема и отправления. В большинстве случаев устраивается еди ный приемо-отправочный парк или два таких парка (см. рис. 115).
2.Сортировочный парк желательно помещать между парками прие ма и отправления или приемо-отправочными парками, если их два, по параллельной схеме.
3.При проектировании схемы станции необходимо тщательно проа нализировать возможность механизации маневровой работы, если коли чество вагонов, требующих сортировки и формирования, достигает 460
иболее-(в физических.единицах). Окончательный.вывод о необходимо сти постройки полуго.рки или горки должен быть подтвержден технико-
экономическим сравнением.. |
■ |
Расчет путевого развития утлесборочных |
самостоятельно располо |
женных станций производится по общим правилам, принятым при. рас*- чете станционных путей. : ьт/и":
229