Файл: Дегтяренко, В. Н. Транспортные узлы промышленных районов учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
В некоторых случаях для транспортирования торфа используется
.водный транспорт. Однако доставка торфа на пристань должна произво диться одним из видов сухопутного транспорта.
Принципиально могут (применяться пять транспортных схем:
1. Доставка от места добычи до потребителя узкоколейным желез нодорожным транспортом. За счет отсутствия перегрузок экономичность
этой схемы позволяет (применять ее при дальности возки до 100 и более
км, особенно при отсутствии в нужном направлении железных дорог ши рокой колеи общего пользования.
2. Смешанная схема, включающая железные дороги узкой и широ кой колеи. С выработкой торфа на участках, расположенных вблизи по требителя, приходится места добычи переносить все дальше и дальше. При наличии железной дороги широкой колеи недалеко от торфопредприятия может оказаться экономически целесообразной перевозка торфа :по железной дороге узкой колеи с перегрузкой его на железную дорогу
.широкой колеи.
3.Доставка торфа автотранспортом.
4.Смешанная схема, включающая узкоколейный железнодорожный транспорт и канатную подвесную дорогу. Целесообразна при необходи мости строительства моста, путепровода, сложных дорожных развязок на пути к потребителю.
б. Смешанная схема, включающая водный транспорт и один из в дов сухопутного транспорта на участке от места добычи до речного порта.
(Рассмотрим более подробно схемы с применением железнодорож ного транспорта, которым вывозится около 90% всего добываемого торфа.
Промышленный узел торфопредприятия состоит из торфодобываю щих участков, полей сушки и складирования торфа, балластного карье ра, поселков, промышленных предприятий, сети дорог, станций.
(Промышленные предприятия, как правило, рассчитываются на об служивание только собственных нужд и представляют собой промком бинаты, предприятия пищевой промышленности, стройиндустрии. В по следние годы стали строитьтакже химические предприятия, предприятия по выпуску торфоплит, брикетные фабрики. В промышленных узлах обя зательно устраиваются ремонтные хозяйства для подвижного состава узкоколейных железных дорог и производственного Оборудования.
Общая схема торфопредприятия приведена на рис. 117. На схеме (представлены два участка добычи торфа: на одном из них добыча ве дется сухим способом (фрезерный торф), а на другом—мокрым (гид роторф). Гидравлический способ добычи заключается в размыве пласта на всю глубину при помощи гидромониторов. Пульпа с влажностью '93—96% представляет собой легко текучую массу, которая засасывает ся торфососами, установленными на специальных кранах, и подается по трубопроводу 9 в аккумулятор 10. Пни и коряги при размыве выбира ются «ранами. Аккумулятор (представляет собой котлован, куда лосту-
.пает пульпа от нескольких торфососов. Из аккумулятора торфососами
235
Склад топлива 1>-----<1 |
5 |
3------:— Ц |
гО> |
К п о т р е б и т е л ю |
|
Ри-с. 117. Схема' Промышленного узла торфо'пред- п.риятия-
1 — подъездной путьнормальной. колеи; 2— станция, перегрузоч ная; 3 — узкоколей ный подъездной путь- к ст. (Центральная'; 4 — балластный карь ер; 5 — магистраль ные узкоколейные пут-и; 6 — погрузоч ные (временные) пу ти; 7 — поля добычи,, сушки и уборки фре
зерного торфа; |
8 — |
|
поля розлива, |
сушки, |
|
и |
уборки гидротор |
|
фа; |
9 — трубопровод. |
|
для |
торфяной |
пуль |
пы; |
10 — аккумуля |
торы пульпы (котло ваны); 11— агрегаты по добыче гидротор фа; 12 — временный железнодорожный путь • для обслужива ния участка • гидро торфа
Рис. 118. Схема' разъезда тюрфопредприятий
^ 2 участок 1
236
пульпа подается в трубопроводы, размещенные «а полях розлива и
.сушки гидроторфа 8.
После подсыхания торф режется ,на плиты, складируется и сохнет до воздушного состояния в полевых складочных единицах (штабелях).
Высушенный торф грузится на узкоколейный железнодорожный под вижной состав или в автомобили.
Фрезерный способ добычи торфа заключается в следующем. Верх ний слой торфяной залежи фрезеруется. Полученная крошка подсуши вается до 40—46% влажности (в процессе сушки производится 2— 3 ворошения) и собирается в валки. Затем валки окараваниваютея, т. е. собираются в караваны (штабеля). Все операции выполняются комп лексом механизмов. Из караванов торф вывозится узкоколейным или
.автомобильным транспортом. Сухой способ добычи торфа дешев и эф фективен.
Описанный выше цикл занимает около 2 суток. За один цикл с 1 га собирается от 12 до 24 т торфа.
Транспортный узел, обслуживающий торфопредприятия, состоит из подъездного пути широкой колеи 1 к станции перегрузки 2, узкоколей ного подъездного пути 3 от станции перегрузки до ст. Центральной, подъездного пути к карьеру 4, подъездных путей к торфопредприятиям 5, сети временных погрузочных путей 6, железнодорожных станций раз личного назначения, автомобильных дорог, трубопроводов 9.
Внешний вагонопоток на торфопредприятие — это в основном по рожние вагоны, следующие под погрузку торфа, и около 10% — вагоны с оборудованием, стройматериалами, хозяйственными грузами.
Однородная продукция торфопредприятий, однородный подвижной состав, используемый для перевозки торфа, упрощают маневровую ра боту в узле. Почти полностью отсутствует сортировочная работа, а сле довательно, нет необходимости в постройке сортировочных станций.
На сети узкоколейных железных дорог имеются посты, разъезды и ■малые станции. Посты сооружаются в пунктах разветвления железно
дорожных линий узла. Работа |
разъездов заключается |
в пропуске |
встречных поездов, а постов — в |
расцепке состава на |
подачи или в |
объединении подач в поезд установленной весовой нормы. На разъез дах могут устраиваться экипировочные пункты. На рис. 118 приведена схема разъезда торфопредприятий.
В центрах маневровой работы и возле жилых поселков устраивают ся малые станции. Здесь выгружаются хозяйственные грузы, могут обо рачиваться рабочие поезда, производятся частичные маневры, т. е. отцепка я прицепка групп вагонов, грузовые маневры по подаче вагонов под выгрузку и уборке порожних вагонов. Малые станции являются и распорядительными пунктами маневрового района. На рис. 119 в каче стве примера приведена схема такой станции. Ее пути специализирова ны так: путь 1 — главный; пути 2, 3 — приемно-отправочные; 4 — ходо вой для подачи вагонов с хозяйственными грузами под выгрузку на ту пиковый путь 7, ходовой 5 для локомотивов, следующих на экипировку, 6 — выгрузочный тупиковый путь.
237
Рис. 119. Схема путевого развития малой станции торфопредприятия
Рис. 120. Схема выгрузочной станции у электростанции
П — парк приема; |
О — парк |
отправления; |
— выставочный парк для груженых торфом вагонов- |
232 — выставочный |
парк для |
порожних вагонов; ЛВХ — локомотивно-вагонное хозяйство; / — вагон |
ные весы; 2 — склад торфа; 3 — разгрузочное устройство; 4 —конвейер; 5 — ГРЭС; 6 — ЛВХ
Рис. 121. Схема торфоперегрузочной станции с параллельным расположением двух пе регружателей
На рис. 120 приведена схема выгрузочной станции электростанции: Поезда с торфо-м прибывают в парк приема П. С крайнего пути паркаприема и с перегона имеются выходы на аварийный склад торфа.
Из парка приема через выставочный парк В х груженые вагоны по даются на выгрузочные устройства, порожние вагоны через тупиковыйпуть следуют в выставочный парк порожних вагонов В2 и через парк отправления подаются составами на торфолредприятие.
На станции имеются выгрузочные пути для хозяйственных грузов,. Л 0К01Мотивно-вагонное хозяйство.
Схемы торфоперегрузочных станций зависят от способа транспор тирования торфа по узкоколейной железной дороге и перегрузочных
238
устройств, в качестве которых могут использоваться перегрузочные бункера, краны с грейферами и специальные торфоперегружатели,
представляющие собой заглубленный полубункер с транспортерной по грузочной стрелой.
Перегрузка может осуществляться через оперативный склад или непосредственно из вагона в вагон. Около 70% всего фрезерного (рас сыпного) торфа без оперативного складирования перегружается торфонерегрузочными машинами, производительность которых достигает 1000 т/ч. Узкоколейные вагоны с торфам подаются на направляющие воронки перегружателя. Запоры люков открываются при помощи на правляющего рельса. Торф через люки высыпается в воронку и транс портером подается в полувагоны широкой колеи. Полувагоны в процес
се разгрузки и погрузки передвигаются |
электрическими |
лебедками. |
||
На перегрузочных станциях |
обычно |
устанавливают по |
нескольку |
|
перегружателей. |
Располагаться они могут параллельно и последова |
|||
тельно. На рис. |
121 приведена |
схема торфоперегрузочной |
станции с |
параллельным расположением двух торфоперегружателей. Расположе ние путей приема и система съездов дает возможность направлять по лувагоны под разгрузку на любой из них.
На рис. 122 приведена схема торфоперегрузочной станции с парал лельно-последовательным расположением трех перегружателей. Систе-
располож енными , перегруж ателями.
239
Рис. 123. Схема торфаперагрузоч.ной станции с бункерной эстакадой
ма перекрестных съездов дает возможность подавать и убирать вагоны от каждого перегружателя независимо от работы соседних. На этой схеме указаны 'тупиковые пути для перегрузки хозяйственных грузов. Пути широкой и узкой колеи расположены по обе стороны платформы, перегрузка производится из вагона в вагон. На платформе устроен склад для хранения грузов.
На некоторых перегрузочных станциях до сих пор используются бункерные эстакады. Бункера располагаются в два ряда, обеспечивая погрузку на два пути. Выгрузочных путей устраивают три, один из ко торых, средний, служит для того, чтобы в каждую линию бункеров мож но было вести разгрузку с двух путей. Схема .перегрузочной станции, оборудованной бункерами, показана на рис. 123. Путевое развитие пе ред эстакадой должно обеспечивать расцепку состава на подачи, на копление подач после разгрузки, перегрузку хозяйственных грузов. Длина перегрузочной эстакады определяется потребной производитель ностью .перегрузочных устройств.
В случаях .применения для транспортирования торфа .гидротранс порта перегрузочные станции отсутствуют, а схемы погрузочных стан ций не отличаются от схем погрузочных станций других .предприятий добывающей промышленности.
2.СОСТАВ ПРОМЫШЛЕННЫХ УЗЛОВ
ИОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЕСОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Большинство лесодобывающих предприятий находится в относи тельно слабо экономически развитых районах севера и северо-востока страны. Часть таких предприятий .не имеет выхода па общую сеть же лезных дорог и доставку леса .потребителям производит сплавом :по ре кам или автотранспортом.
Промышленный узел состоит из лесодобывающего предприятия, предприятий местного значения легкой, пищевой промышленности, стро ительной индустрии. В последние годы в районах лесоразработок нача то широкое строительство предприятий .по изготовлению из древесины фанеры, мебельной заготовки, тарной дощечки, клепки для бочек, руд-
240
личных стоек, шпал, шпона твердых пород, дранки и т. д., а также предприятий, утилизирующих отходы « выпускающих древесноволокни стые и древесностружечные плиты, целлюлозу, химические продукты (деготь, смолы, канифоль, скипидар и др.).
На рис. 124 приведена схема узла лесодобывающего предприятия. Лесодобывающее предприятие состоит из лесосек, верхнего склада, ле совозных дорог и нижнего склада. Валка леса ведется на большой пло щади, деревья на верхний оклад доставляются трелевочными тракто рами. С верхнего склада, после удаления сучьев, хлысты вывозятся ав томобильным или железнодорожным транспортом узкой или широкой колеи. В настоящее время около 50% леспромхозов обслуживается ав тотранспортом.
Из-за большой разбросанности лесосек железнодорожная сеть ле содобывающего предприятия имеет значительную протяженность и со стоит из веток и «усов», соединяющих погрузочные площадки е магист ральной дорогой, ведущей к нижнему складу.
Нижний склад предприятий, отправляющих лес сплавом, состоит из штабелей древесины, бревноовалов, эстакад для раскряжевки, транс портеров. На нижнем складе обычно размещаются ремонтное хозяйст во, электростанция с котельной, промышленные предприятия. Здесь же строится рабочий поселок с административными и культурно-бытовыми зданиями. Схема нижнего склада приведена на рис. 125.
При отправке леса по железной дороге с нижнего склада устраи вается подъездной путь (2 на рис. 124) до станции примыкания общей сети дорог.
Перегрузка леса с узкой на широкую колею может .производиться на станции нижнего оклада или специальной перегрузочной станции. Первый вариант более выгоден, так как раскряжевка и разделка древе сины на нижнем складе связаны с его выгрузкой с узкоколейных плат форм и погрузку леса можно вести сразу в вагоны широкой колеи. Вы бор варианта зависит от грунтовых условий в районе строительства подъездного пути, расстояния и объема перевозок.
Основной объем перевозок в узлах лесодобывающих предприятий составляет древесина, объем других грузов пока .не превышает 10— 15%. Размеры погрузки лесодобывающих предприятий колеблются з широких пределах, но обычно не превышают 50—60 вагонов в сутки.
Транспортные схемы лесодобывающих предприятий, как правило, линейно-тупиковые. На рис. 126 в качестве примера приведена схема Ерцевекопо железнодорожного подъездного пути для вывоза древесины на сеть МПС. Подъездной путь имеет значительную .протяженность, поэтому для обслуживания поселков и увеличения пропускной способ-, ности устроены станции и разъезды. Разъезды имеют минимальное пу тевое развитие: главный и обгонный пути. На рис. 127 приведена схе ма разъезда Боровое. К разъезду примыкают тупики конторы ширпот реба и кирпичного завода.
В месте большого числа примыканий .подъездных путей может быть устроена малая станция, схема которой приведена .на рис. 128. Эта станция является ремонт,ным центром Ерцевского подъездного лу-
9 В. Н. Дегтяранко |
241 |