Файл: Дегтяренко, В. Н. Транспортные узлы промышленных районов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В некоторых случаях для транспортирования торфа используется

.водный транспорт. Однако доставка торфа на пристань должна произво­ диться одним из видов сухопутного транспорта.

Принципиально могут (применяться пять транспортных схем:

1. Доставка от места добычи до потребителя узкоколейным желез­ нодорожным транспортом. За счет отсутствия перегрузок экономичность

этой схемы позволяет (применять ее при дальности возки до 100 и более

км, особенно при отсутствии в нужном направлении железных дорог ши­ рокой колеи общего пользования.

2. Смешанная схема, включающая железные дороги узкой и широ­ кой колеи. С выработкой торфа на участках, расположенных вблизи по­ требителя, приходится места добычи переносить все дальше и дальше. При наличии железной дороги широкой колеи недалеко от торфопредприятия может оказаться экономически целесообразной перевозка торфа :по железной дороге узкой колеи с перегрузкой его на железную дорогу

.широкой колеи.

3.Доставка торфа автотранспортом.

4.Смешанная схема, включающая узкоколейный железнодорожный транспорт и канатную подвесную дорогу. Целесообразна при необходи­ мости строительства моста, путепровода, сложных дорожных развязок на пути к потребителю.

б. Смешанная схема, включающая водный транспорт и один из в дов сухопутного транспорта на участке от места добычи до речного порта.

(Рассмотрим более подробно схемы с применением железнодорож­ ного транспорта, которым вывозится около 90% всего добываемого торфа.

Промышленный узел торфопредприятия состоит из торфодобываю­ щих участков, полей сушки и складирования торфа, балластного карье­ ра, поселков, промышленных предприятий, сети дорог, станций.

(Промышленные предприятия, как правило, рассчитываются на об­ служивание только собственных нужд и представляют собой промком­ бинаты, предприятия пищевой промышленности, стройиндустрии. В по­ следние годы стали строитьтакже химические предприятия, предприятия по выпуску торфоплит, брикетные фабрики. В промышленных узлах обя­ зательно устраиваются ремонтные хозяйства для подвижного состава узкоколейных железных дорог и производственного Оборудования.

Общая схема торфопредприятия приведена на рис. 117. На схеме (представлены два участка добычи торфа: на одном из них добыча ве­ дется сухим способом (фрезерный торф), а на другом—мокрым (гид­ роторф). Гидравлический способ добычи заключается в размыве пласта на всю глубину при помощи гидромониторов. Пульпа с влажностью '93—96% представляет собой легко текучую массу, которая засасывает­ ся торфососами, установленными на специальных кранах, и подается по трубопроводу 9 в аккумулятор 10. Пни и коряги при размыве выбира­ ются «ранами. Аккумулятор (представляет собой котлован, куда лосту-

.пает пульпа от нескольких торфососов. Из аккумулятора торфососами

235


Склад топлива 1>-----<1

5

3------:— Ц

гО>

К п о т р е б и т е л ю

 

Ри-с. 117. Схема' Промышленного узла торфо'пред- п.риятия-

1 — подъездной путьнормальной. колеи; 2— станция, перегрузоч­ ная; 3 — узкоколей­ ный подъездной путь- к ст. (Центральная'; 4 — балластный карь­ ер; 5 — магистраль­ ные узкоколейные пут-и; 6 — погрузоч­ ные (временные) пу­ ти; 7 — поля добычи,, сушки и уборки фре­

зерного торфа;

8

поля розлива,

сушки,

и

уборки гидротор­

фа;

9 — трубопровод.

для

торфяной

пуль­

пы;

10 — аккумуля­

торы пульпы (котло­ ваны); 11— агрегаты по добыче гидротор­ фа; 12 — временный железнодорожный путь • для обслужива­ ния участка • гидро­ торфа

Рис. 118. Схема' разъезда тюрфопредприятий

^ 2 участок 1

236

пульпа подается в трубопроводы, размещенные «а полях розлива и

.сушки гидроторфа 8.

После подсыхания торф режется ,на плиты, складируется и сохнет до воздушного состояния в полевых складочных единицах (штабелях).

Высушенный торф грузится на узкоколейный железнодорожный под­ вижной состав или в автомобили.

Фрезерный способ добычи торфа заключается в следующем. Верх­ ний слой торфяной залежи фрезеруется. Полученная крошка подсуши­ вается до 40—46% влажности (в процессе сушки производится 2— 3 ворошения) и собирается в валки. Затем валки окараваниваютея, т. е. собираются в караваны (штабеля). Все операции выполняются комп­ лексом механизмов. Из караванов торф вывозится узкоколейным или

.автомобильным транспортом. Сухой способ добычи торфа дешев и эф­ фективен.

Описанный выше цикл занимает около 2 суток. За один цикл с 1 га собирается от 12 до 24 т торфа.

Транспортный узел, обслуживающий торфопредприятия, состоит из подъездного пути широкой колеи 1 к станции перегрузки 2, узкоколей­ ного подъездного пути 3 от станции перегрузки до ст. Центральной, подъездного пути к карьеру 4, подъездных путей к торфопредприятиям 5, сети временных погрузочных путей 6, железнодорожных станций раз­ личного назначения, автомобильных дорог, трубопроводов 9.

Внешний вагонопоток на торфопредприятие — это в основном по­ рожние вагоны, следующие под погрузку торфа, и около 10% — вагоны с оборудованием, стройматериалами, хозяйственными грузами.

Однородная продукция торфопредприятий, однородный подвижной состав, используемый для перевозки торфа, упрощают маневровую ра­ боту в узле. Почти полностью отсутствует сортировочная работа, а сле­ довательно, нет необходимости в постройке сортировочных станций.

На сети узкоколейных железных дорог имеются посты, разъезды и ■малые станции. Посты сооружаются в пунктах разветвления железно­

дорожных линий узла. Работа

разъездов заключается

в пропуске

встречных поездов, а постов — в

расцепке состава на

подачи или в

объединении подач в поезд установленной весовой нормы. На разъез­ дах могут устраиваться экипировочные пункты. На рис. 118 приведена схема разъезда торфопредприятий.

В центрах маневровой работы и возле жилых поселков устраивают­ ся малые станции. Здесь выгружаются хозяйственные грузы, могут обо­ рачиваться рабочие поезда, производятся частичные маневры, т. е. отцепка я прицепка групп вагонов, грузовые маневры по подаче вагонов под выгрузку и уборке порожних вагонов. Малые станции являются и распорядительными пунктами маневрового района. На рис. 119 в каче­ стве примера приведена схема такой станции. Ее пути специализирова­ ны так: путь 1 — главный; пути 2, 3 — приемно-отправочные; 4 — ходо­ вой для подачи вагонов с хозяйственными грузами под выгрузку на ту­ пиковый путь 7, ходовой 5 для локомотивов, следующих на экипировку, 6 — выгрузочный тупиковый путь.

237


Рис. 119. Схема путевого развития малой станции торфопредприятия

Рис. 120. Схема выгрузочной станции у электростанции

П — парк приема;

О — парк

отправления;

— выставочный парк для груженых торфом вагонов-

232 — выставочный

парк для

порожних вагонов; ЛВХ — локомотивно-вагонное хозяйство; / — вагон­

ные весы; 2 — склад торфа; 3 — разгрузочное устройство; 4 —конвейер; 5 — ГРЭС; 6 — ЛВХ

Рис. 121. Схема торфоперегрузочной станции с параллельным расположением двух пе­ регружателей

На рис. 120 приведена схема выгрузочной станции электростанции: Поезда с торфо-м прибывают в парк приема П. С крайнего пути паркаприема и с перегона имеются выходы на аварийный склад торфа.

Из парка приема через выставочный парк В х груженые вагоны по­ даются на выгрузочные устройства, порожние вагоны через тупиковыйпуть следуют в выставочный парк порожних вагонов В2 и через парк отправления подаются составами на торфолредприятие.

На станции имеются выгрузочные пути для хозяйственных грузов,. Л 0К01Мотивно-вагонное хозяйство.

Схемы торфоперегрузочных станций зависят от способа транспор­ тирования торфа по узкоколейной железной дороге и перегрузочных

238

устройств, в качестве которых могут использоваться перегрузочные бункера, краны с грейферами и специальные торфоперегружатели,

представляющие собой заглубленный полубункер с транспортерной по­ грузочной стрелой.

Перегрузка может осуществляться через оперативный склад или непосредственно из вагона в вагон. Около 70% всего фрезерного (рас­ сыпного) торфа без оперативного складирования перегружается торфонерегрузочными машинами, производительность которых достигает 1000 т/ч. Узкоколейные вагоны с торфам подаются на направляющие воронки перегружателя. Запоры люков открываются при помощи на­ правляющего рельса. Торф через люки высыпается в воронку и транс­ портером подается в полувагоны широкой колеи. Полувагоны в процес­

се разгрузки и погрузки передвигаются

электрическими

лебедками.

На перегрузочных станциях

обычно

устанавливают по

нескольку

перегружателей.

Располагаться они могут параллельно и последова­

тельно. На рис.

121 приведена

схема торфоперегрузочной

станции с

параллельным расположением двух торфоперегружателей. Расположе­ ние путей приема и система съездов дает возможность направлять по­ лувагоны под разгрузку на любой из них.

На рис. 122 приведена схема торфоперегрузочной станции с парал­ лельно-последовательным расположением трех перегружателей. Систе-

располож енными , перегруж ателями.

239



Рис. 123. Схема торфаперагрузоч.ной станции с бункерной эстакадой

ма перекрестных съездов дает возможность подавать и убирать вагоны от каждого перегружателя независимо от работы соседних. На этой схеме указаны 'тупиковые пути для перегрузки хозяйственных грузов. Пути широкой и узкой колеи расположены по обе стороны платформы, перегрузка производится из вагона в вагон. На платформе устроен склад для хранения грузов.

На некоторых перегрузочных станциях до сих пор используются бункерные эстакады. Бункера располагаются в два ряда, обеспечивая погрузку на два пути. Выгрузочных путей устраивают три, один из ко­ торых, средний, служит для того, чтобы в каждую линию бункеров мож­ но было вести разгрузку с двух путей. Схема .перегрузочной станции, оборудованной бункерами, показана на рис. 123. Путевое развитие пе­ ред эстакадой должно обеспечивать расцепку состава на подачи, на­ копление подач после разгрузки, перегрузку хозяйственных грузов. Длина перегрузочной эстакады определяется потребной производитель­ ностью .перегрузочных устройств.

В случаях .применения для транспортирования торфа .гидротранс­ порта перегрузочные станции отсутствуют, а схемы погрузочных стан­ ций не отличаются от схем погрузочных станций других .предприятий добывающей промышленности.

2.СОСТАВ ПРОМЫШЛЕННЫХ УЗЛОВ

ИОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЕСОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Большинство лесодобывающих предприятий находится в относи­ тельно слабо экономически развитых районах севера и северо-востока страны. Часть таких предприятий .не имеет выхода па общую сеть же­ лезных дорог и доставку леса .потребителям производит сплавом :по ре­ кам или автотранспортом.

Промышленный узел состоит из лесодобывающего предприятия, предприятий местного значения легкой, пищевой промышленности, стро­ ительной индустрии. В последние годы в районах лесоразработок нача­ то широкое строительство предприятий .по изготовлению из древесины фанеры, мебельной заготовки, тарной дощечки, клепки для бочек, руд-

240

личных стоек, шпал, шпона твердых пород, дранки и т. д., а также предприятий, утилизирующих отходы « выпускающих древесноволокни­ стые и древесностружечные плиты, целлюлозу, химические продукты (деготь, смолы, канифоль, скипидар и др.).

На рис. 124 приведена схема узла лесодобывающего предприятия. Лесодобывающее предприятие состоит из лесосек, верхнего склада, ле­ совозных дорог и нижнего склада. Валка леса ведется на большой пло­ щади, деревья на верхний оклад доставляются трелевочными тракто­ рами. С верхнего склада, после удаления сучьев, хлысты вывозятся ав­ томобильным или железнодорожным транспортом узкой или широкой колеи. В настоящее время около 50% леспромхозов обслуживается ав­ тотранспортом.

Из-за большой разбросанности лесосек железнодорожная сеть ле­ содобывающего предприятия имеет значительную протяженность и со­ стоит из веток и «усов», соединяющих погрузочные площадки е магист­ ральной дорогой, ведущей к нижнему складу.

Нижний склад предприятий, отправляющих лес сплавом, состоит из штабелей древесины, бревноовалов, эстакад для раскряжевки, транс­ портеров. На нижнем складе обычно размещаются ремонтное хозяйст­ во, электростанция с котельной, промышленные предприятия. Здесь же строится рабочий поселок с административными и культурно-бытовыми зданиями. Схема нижнего склада приведена на рис. 125.

При отправке леса по железной дороге с нижнего склада устраи­ вается подъездной путь (2 на рис. 124) до станции примыкания общей сети дорог.

Перегрузка леса с узкой на широкую колею может .производиться на станции нижнего оклада или специальной перегрузочной станции. Первый вариант более выгоден, так как раскряжевка и разделка древе­ сины на нижнем складе связаны с его выгрузкой с узкоколейных плат­ форм и погрузку леса можно вести сразу в вагоны широкой колеи. Вы­ бор варианта зависит от грунтовых условий в районе строительства подъездного пути, расстояния и объема перевозок.

Основной объем перевозок в узлах лесодобывающих предприятий составляет древесина, объем других грузов пока .не превышает 10— 15%. Размеры погрузки лесодобывающих предприятий колеблются з широких пределах, но обычно не превышают 50—60 вагонов в сутки.

Транспортные схемы лесодобывающих предприятий, как правило, линейно-тупиковые. На рис. 126 в качестве примера приведена схема Ерцевекопо железнодорожного подъездного пути для вывоза древесины на сеть МПС. Подъездной путь имеет значительную .протяженность, поэтому для обслуживания поселков и увеличения пропускной способ-, ности устроены станции и разъезды. Разъезды имеют минимальное пу­ тевое развитие: главный и обгонный пути. На рис. 127 приведена схе­ ма разъезда Боровое. К разъезду примыкают тупики конторы ширпот­ реба и кирпичного завода.

В месте большого числа примыканий .подъездных путей может быть устроена малая станция, схема которой приведена .на рис. 128. Эта станция является ремонт,ным центром Ерцевского подъездного лу-

9 В. Н. Дегтяранко

241