Файл: Болотин, Б. И. Инженерные методы расчетов устойчивости судовых автоматизированных электростанций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

может быть с достаточной для инженерных расчетов точностью аппрок­ симирована колебательным звеном. Эти испытания позволяют полу­ чить основные параметры колебательного звена (частоту собственных колебаний сособ) и декремент затухания по которым может быть легко воспроизведена передаточная функция электромагнитного контура. Связь параметров юсо3 и 5 с параметрами нормированного колебатель­ ного звена показана в § 12.

В обоих экспериментах в качестве выходной координаты, характе­ ризующей колебательные свойства электромагнитного контура, удобно принять ток возбуждения.

Таким образом, испытания по пунктам 1—4 допускают два пути определения передаточной функции электромагнитного контура:

1. Система рассматривается в целом, т. е. представляется в виде «черного ящика». При этом по входным и выходным параметрам опре­

деляется общая передаточная функция электромагнитного

контура.

2. Система рассматривается в виде отдельных элементов,

так как

требуется оценить промежуточные параметры.

Таким образом, общая передаточная функция электромагнитного контура может определяться на основании экспериментально опреде­ ленных передаточных функций отдельных элементов. Этот путь осо­ бенно удобен при поисках оптимальных обратных связей, стабилизи­ рующих работу электромагнитного контура, которые можно опреде­ лить расчетным путем. После выбора обратной связи необходимо снова провести эксперимент по пунктам 1 и 2 с тем, чтобы окончательно определить демпфирование и собственную частоту электромагнитного контура, знание которых необходимо для дальнейшего расчета устой­ чивости системы.

Попутно заметим, что в качестве первичного двигателя при про­ ведении указанных выше испытаний может быть использован любой вид приводного двигателя, в том числе и электрические двигатели, так как свойства электромагнитного контура определяются только параметрами генератора и регулятора возбуждения. Это позволяет проводить указанные испытания как непосредственно на заводе — из­ готовителе генераторов, так и на заводе — изготовителе первичных двигателей.

Экспериментальное исследование устойчивости системы регули­ рования скорости первичных двигателей. Колебательные свойства системы автоматического регулирования скорости и первичных дви­ гателей, существенные для расчетов устойчивости параллельной работы (т. е. устойчивости электромеханического контура), не могут быть определены при экспериментальном исследовании механического контура (т. е. первичного двигателя, охваченного системой регулиро­ вания частоты вращения). Это объясняется тем, что инерционность двигателя понижает частоту среза механического контура и не про­ пускает частот, близких к частоте собственных колебаний системы регу­ лирования скорости. Поэтому, чтобы получить необходимую для рас­ чета устойчивости передаточную функцию регулятора скорости, надо исследовать непосредственно саму систему регулирования скорости, отделив ее от первичного двигателя.

300


Исследование может быть проведено на специальном стенде [25 ]. Такой стенд удобно иметь или на заводе — изготовителе первичных дви­ гателей, или на заводе — изготовителе регуляторов скорости.

ПФ регулятора скорости определяется как отношение выходного и входного сигналов, указанных на рис. IX. 1,

 

 

 

 

 

 

^ р . с (Р)

А Ц ВЫХ

л

_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дивх

ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывая выход с различных промежуточных точек регулятора,

можно получить

передаточную

функцию

отдельных

его

элементов.

В этом случае, очевидно,

пе­

 

 

 

 

 

 

 

редаточная

функция

регуля­

 

 

 

 

 

 

 

тора скорости

 

может

 

быть

 

 

 

 

 

 

 

определена на основании пере­

 

 

 

 

 

 

 

даточных функций отдельных

 

 

 

 

 

 

 

его частей. Такое определение

 

 

 

 

 

 

 

передаточных функций

регу­

 

 

 

 

 

 

 

лятора необходимо при введе­

 

 

 

 

 

 

 

нии в регулятор корректи­

 

 

 

 

 

 

 

рующих связей,

оптимальное

 

 

 

 

 

 

 

значение которых может быть

 

 

 

 

 

 

 

получено расчетным путем.

 

 

 

 

 

 

 

Заметим,

что получить пе­

 

 

 

 

 

 

 

редаточную функцию регуля­

 

 

 

 

 

 

 

тора скорости

путем

 

подачи

 

 

 

 

 

 

 

единичного

скачка

 

невоз­

 

 

 

 

 

 

 

можно, так

как

достигнуть

 

 

 

 

 

 

 

скачкообразного

изменения

 

 

 

 

 

 

 

скорости из-за инерции

вра­

 

 

 

 

 

 

 

щающихся масс нельзя. По­

 

 

 

 

 

 

 

этому обычно

снимают

час­

 

 

 

 

 

 

 

тотные характеристики в зоне

Рис. IX .1.

Схема стенда

для

определения

частот от некоторой мини­

частотной характеристики PC на реальном

мальной

для

данного

типа

 

 

 

объекте

 

 

 

регулятора до частоты среза,

Ш 1

—шлейф осциллографа для записи положения

рейки топливных насосов (от датчика Д /);

Ш 2 —

которая, как правило, в регу­

шлейф осциллографа для записи положения вы­

ляторах

скорости

прямого

ходного штока PC (от датчика Д 2 ) \

ШЗ — шлейф

осциллографа

для

записи частоты

вращения ДГ

действия

составляет

 

около

(от

датчика

Д З );

Р — редуктор;

Т —■топливо;

5—7 Гц, а в

регуляторах

 

 

В

— эксцентрик

 

 

 

может

достигнуть

12— 15

Гц.

скорости

 

непрямого

 

действия

При отсутствии специального стенда частотные характеристики регулятора скорости можно получить, сочленяя исследуемый регуля­ тор с любым первичным двигателем (в том числе с двигателем, для ко­ торого предназначен данный регулятор).

Если первичный двигатель соединен с генератором, то эксперимент можно произвести и при параллельной работе с сетью. Для этого не­ обходимо отключить выходной конец регулятора от штока, связаннсго с органом подачи энергоносителя. Если теперь отсоединенный конец штока соединить с задатчиком синусоидальных колебаний, состоящим

301


из серводвигателя СД и эксцентрика В (см. рис. IX. 1), то частота вращения первичного двигателя начнет изменяться по синусоидаль­ ному закону. При этом выходной конец PC будет колебаться. Фикси­ руя на осциллографе отклонение частоты вращения первичного дви­ гателя и движения выходного конца регулятора, можно получить частотные характеристики регулятора скорости.

Проведение эксперимента на одиночной работе имеет следующие особенности. Первая из них связана с трудностью «удержания» пер­ вичного двигателя в исследуемой рабочей точке (на заданной частоте при исходной нагрузке). Даже самое незначительное отклонение ор­ гана подачи энергоносителя от среднего положения, соответствующего исходной нагрузке, приводит к интенсивному «сползанию» частоты вращения. Вторая особенность связана с трудностью получения оди­ наковой амплитуды колебаний скорости вращения первичного двига­ теля. Действительно, при одной и той же амплитуде колебаний штока органа подачи энергоносителя на одиночной работе амплитуда коле­ баний скорости вращения будет пропорциональна периоду. Следо­ вательно, для получения одинаковой амплитуды отклонения скорости вращения необходимо изменять амплитуду задатчика синусоидальных колебаний обратно пропорционально периоду. Изменять амплитуду колебаний задатчика при каждом новом значении частоты неудобно, а кроме того, такое изменение вносит определенную погрешность в эксперимент. Поэтому если система регулирования скорости имеет достаточно большую линейную рабочую зону, можно снимать характе­ ристики при постоянной амплитуде задатчика, приводя затем, если это необходимо, амплитуду колебаний выходного конца регулятора к постоянной амплитуде колебаний скорости вращения.

Приведение осуществляется путем умножения на один и тот же коэффициент у амплитуды колебаний скорости вращения и амплитуды колебаний выходного конца регулятора. Очевидно, что коэффициент у будет зависеть от периода колебаний. С уменьшением периода ампли­ туда колебаний скорости вращения уменьшается (при постоянной ам­ плитуде колебаний штока органа подачи энергоносителя), так как объект (вращающиеся массы) является сильным фильтром. В резуль­ тате коэффициент у должен увеличиваться. В связи с этим в зоне ча­ стот, близких к частоте среза вращающихся масс соср. в. м, точность снятия частотной характеристики резко ухудшается вследствие умень­ шения амплитуды колебаний скорости вращения, а также из-за труд­ ности фиксации этой малой амплитуды на ленте осциллографа.

В зоне более высоких частот можно рекомендовать снятие частот­ ной характеристики при параллельной работе ГА с сетью. В этом слу­ чае явление «сползания» отсутствует, так как постоянство частоты вращения определяется частотой сети. Кроме того, при увеличении частоты задатчика увеличиваются и отклонения частоты вращения ГА, так как параллельно работающий ГА обладает резонансной зоной, частота в которой, как правило, близка к частоте собственных колеба­ ний регулятора скорости. Естественно, что снимать частотную харак­ теристику в этом случае возможно также только до частоты среза си­ стемы. Частота среза ГА, работающего в параллель с сетью соср. п, ле­

302


жит в диапазоне 2,5—4,5 Гц (в зависимости от типа ГА). Частотную ха­ рактеристику регулятора в области частот от (оср. п до а>ср. р. с (т. е. до частоты среза регулятора скорости, которая, как правило, всегда выше) по этому методу снять не удается.

Заметим, что в области низких частот (удаленных от резонансной зоны) снять частотную характеристику при параллельной работе прак­ тически невозможно из-за малого отклонения мгновенного значения скорости вращения от частоты сети.

Таким образом, эксперимент на одиночной работе позволяет более точно снять частотную характеристику в зоне низких частот, а экспе­ римент на параллельной работе с сетью в зоне более высоких частот.

Рис.

IX .2.

Принципиальная

схема датчика

для записи отклоне­

ния частоты

вращения: а — принципиальная схема отклонения час­

 

тоты вращения; б — характеристика вход — выход датчика

Т Г

тахогенератор; О В — обмотка

возбуждения;

С Т — стабилитрон; С

 

 

емкость фильтра;

А Т

— автотрансформатор

Так как при расчетах устойчивости важно знать частотные харак­ теристики в околорезонансной зоне, то более рациональным представ­ ляется экспериментально определить частотную характеристику регулятора при параллельной работе с сетью. Для того чтобы расши­ рить эту область в сторону более высоких частот, желательно уста­ навливать испытываемые регуляторы на малоинерционные ГА. Схема снятия частотной характеристики на реальном объекте (ДГ) представ­ лена на рис. IX .1. Шток органа подачи энергоносителя А (рейка топ­ ливных насосов) приводится в синусоидальное колебательное движение с помощью эксцентрика В. Частота колебаний, определяемая скоро­ стью вращения эксцентрика, регулируется путем изменения скорости вращения специального серводвигателя СД. Обмотка возбуждения этого двигателя включается на номинальное напряжение, а изменение скорости вращения в требуемом диапазоне достигается введением в цепь якоря дополнительного сопротивления. Для получения необ­ ходимого диапазона частоты колебаний штока органа подачи энерго­ носителя (до 5—б Гц) эксцентрик В соединяется с серводвигателем

303


через редуктор. Величина амплитуды колебаний регулируется экс­ центриситетом эксцентрика. Запись входной величины объекта (хода штока) на осциллографе производится с помощью датчика положения Д1. Запись выходной величины объекта (входной величины регулятора) частоты вращения первичного двигателя осуществляется с помощью датчика отклонений частоты вращения ДЗ (рис. IX .2).

Выходная величина регулятора (ход конца рычага регулятора, приводящего в движение шток подачи энергоносителя) записы­ вается с помощью датчика положения Д2 (рис. IX .3).

Экспериментальное исследование нерегулируемого объекта (нере­ гулируемого электромеханического контура). При работе ГА парал­ лельно с сетью данное исследование преследует цель определения

Рис. IX .3. Принципиальная схема для записи положения: а — принципиальная схема датчика положения; б — характеристика вход — выход датчика

Б — батарея; I — рейка

частоты собственных колебаний нерегулируемого электромехани­ ческого контура и его декремента затухания. Как было показано в главе III, контур всегда устойчив при реальных значениях парамет­ ров судовых ГА. Эксперимент проводится на собранном ГА в следую­ щей последовательности. Обмотка возбуждения генератора питается от постороннего источника постоянного тока, обеспечивающего такой ток возбуждения, при котором напряжение генератора имеет номи­ нальное значение. Шток органа подачи энергоносителя отсоединяется от регулятора и фиксируется в некотором положении в соответствии с заданной нагрузкой. Затем он быстро выводится из фиксированного положения и снова возвращается в то же положение. Возникшие при этом колебания записываются на ленте осциллографа. Методика оп­ ределения частоты собственных колебаний и декремент затухания по данным осциллограммы приведены в § 35.

Отметим, что эта информация о нерегулируемом объекте может быть получена и расчетным путем на основании паспортных данных ГА

(см. § 18).

Экспериментальные данные по электромагнитному контуру, си­ стеме регулирования скорости и нерегулируемому электромехани­

304