Файл: Болотин, Б. И. Инженерные методы расчетов устойчивости судовых автоматизированных электростанций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ческому контуру позволяют определить проходную передаточную функцию регулируемого объекта {р) и рассчитать устойчивость параллельной работы ГА с сетью и друг с другом на основании мето­ дики, изложенной в § 19.

Как было показано ранее, наиболее важными параметрами для расчета устойчивости является частота собственных колебаний <вс и декремент затухания | рассмотренных контуров. Если система парал­ лельно работающих ГА неустойчива, то знание сос и | позволит наметить наиболее рациональный путь повышения устойчивости: разнесение частот контуров либо повышение демпфирования того или иного контура.

Так, например, в случае неустойчивости параллельной работы дизель-генераторов рационально повышать устойчивость за счет уве­ личения собственной частоты регулятора скорости. Действительно, при параллельной работе дизель-генераторов собственная частота регулятора скорости близка к собственной частоте регулируемого электромеханического контура (как правило, несколько превышает ее), а собственная частота электромагнитного контура значительно ниже. Изменения в электрической части в данном случае почти не дают эффекта; зато даже небольшое увеличение собственной частоты регулятора скорости может привести к тому, что система станет устойчивой. Заметим также, что эффективным может оказаться и уве­ личение демпферного момента за счет изменения параметров демпфер­ ной клетки.

При параллельной работе инерционных объектов собственная частота электромагнитного контура может оказаться близкой к соб­ ственной частоте нерегулируемого электромеханического контура, в то время как собственная частота регулятора скорости значительно выше ее. В этом случае было бы рациональнее уменьшить собст­ венную частоту электромагнитного контура и тем самым удалить ее от более высокой частоты нерегулируемого объекта.

Отметим, что понижение собственной частоты электромагнитного контура не связано с ухудшением его быстродействия при регулиро­ вании напряжения на шинах генератора (т. е. не связано с понижением быстродействия в абсолютном движении), а лишь с быстродействием распределения реактивной мощности, которое не оговаривается су­ ществующими нормативными документами.

Если собственные частоты электромагнитного контура и регуля­ тора скорости одинаково отнесены от частот нерегулируемого и регу­ лируемого электромеханических контуров, то выбор тех или иных мероприятий по изменению собственных частот контуров регулиро­ вания должен определяться, исходя из экономических затрат.

Проверка эффективности мероприятий по повышению устойчи­ вости может быть проведена лишь на собранных и опробованных ГА во время заводских или межведомственных испытаний.

Если работа ГА окажется неустойчивой, то необходимо проведение ряда уточняющих экспериментов. Они будут описаны в следующем, параграфе.

®/lll Б. И. Болотин, В. Л. Вайнер

305


§ 38. Проведение экспериментальных исследований при неустойчивой работе серийных ГА

При исследовании неустойчивой работы серийных (и опытных) ГА основную трудность представляет определение причин, обусловливаю­ щих эту неустойчивость. Ни по каким чисто внешним или формальным признакам, как правило, невозможно определить источник возникнове­ ния колебаний. Поэтому представляется целесообразным заранее наметить по возможности кратчайшие пути выявления причин неустой­ чивости.

Возьмем наиболее распространенный случай — неустойчивую па­ раллельную работу разнотипных ГА. При возникновении подобной неустойчивости в первую очередь необходимо выяснить, какой из ГА обусловливает колебания. В большинстве случаев это показывает проверка параллельной работы каждого ГАссетью. Очевидно, ГА, не­ устойчиво работающий в параллель с сетью, и вызывает неустойчи­ вость системы в целом. Устойчивость должна проверяться в режиме синхронизации с максимально возможной разностью частот, а так­ же в режиме резкого изменения нагрузки, (что при параллельной работе с сетью достигается путем резкого изменения положения органа подачи энергоносителя).

Если же проверка показала устойчивость параллельной работы каждого ГА с сетью, то ГА, вызывающий колебания, можно опреде­ лить на основании оценки параллельной работы однотипных ГА.

Как было показано ранее, условия устойчивости параллельной работы однотипных ГА являются более жесткими, поэтому парал­ лельная работа ГА, вызывающего колебания, будет обязательно неустойчивой. Причина этой неустойчивости заключается в более силь­ ном действии уравнительной связи по реактивному току при парал­

лельной работе самих ГА по сравнению с параллельной работой

ГА

с сетью. Коэффициент усиления этой связи выбирается, исходя

из

требований статической точности распределения реактивной мощности, и уменьшить его, не вызывая при этом ухудшения точности распреде­ ления, нельзя. Поэтому повысить устойчивость системы вданном слу­ чае можно только за счет введения в усилитель корректора напряже­ ния специальных стабилизирующих обратных связей.

Следует заметить, что выявить ГА, обусловливающий неустойчи­ вость, можно и на основании анализа декрементов затуханий собствен­ ных колебаний ГА при работе их параллельно с сетью. ГА, обусловли­ вающий неустойчивость, имеет меньший декремент затухания.

Рассмотрим теперь случай неустойчивой параллельной работы разнотипных ГА с сетью. Можно рекомендовать следующий порядок проведения экспериментальных исследований, направленных на об­ наружение причины неустойчивости.

В первую очередь необходимо определить природу колебаний, т. е. выяснить, являются ли они автоколебаниями, вынужденными колебани­ ями или комбинационными колебаниями.

Вынужденные колебания легко обнаружить, исследовав нерегу­ лируемый электромеханический контур. Выделить этот контур можно


при параллельной работе ГА с сетью, если отключить регулятор ско­ рости (зафиксировать его в определенном положении) и запитать об­ мотку возбуждения от постороннего источника (например, от генера­ тора постоянного тока сварочного агрегата).

Электромеханический контур всегда устойчив, и наличие в нем незатухающих периодических колебаний объясняется только дей­ ствием вынуждающих сил. Амплитуда этих колебаний может быть либо больше, либо меньше амплитуды колебаний при функционировании регуляторов. Это зависит от того, будет уменьшающаяся при отклю­ чении регуляторов частота собственных колебаний системы прибли­ жаться или удаляться от частоты вынужденных колебаний.

Если установлено, что колебания обусловлены вынуждающими силами, устранение которых невозможно, то с помощью методов, изложенных в главе VI, могут быть определены мероприятия, пони­ жающие амплитуду колебаний до допустимых пределов. К таким ме­ роприятиям относится удаление частоты собственных колебаний регулируемого электромеханического контура от частоты вынуждаю­ щих сил. Прежде, однако, необходимо проверить весь спектр вынуж­ денных сил, действующих в исследуемой системе, с тем чтобы изме­ ненная собственная частота системы не оказалась близкой к частотам других вынужденных сил.

Наиболее эффективным способом определения спектра вынужден­ ных сил, частоты которых ниже или немного выше частоты собствен­ ных колебаний ГА, работающих параллельно, является способ, осно­ ванный на изменении собственной частоты системы с помощью изме­ нения напряжения двух параллельно работающих генераторов.

Варьирование напряжения генераторов в максимально возможном диапазоне осуществляется за счет соответствующего изменения на­ пряжения возбуждения при питании обмоток возбуждения от неза­ висимого источника. Правда, в этом случае максимальное значение напряжения для генераторов нормального исполнения, как правило, не превышает 450—460 В.

Фиксируя резонансные колебания, которые будут возникать под действием вынужденных сил в системе совпадающих с изменяющейся частотой собственных колебаний системы, можно определить весь спектр вынужденных частот от минимальной частоты, соответствую­ щей минимальному напряжению, до частоты, соответствующей соб­ ственной частоте системы при максимальном напряжении.

Вынужденные силы, связанные с цикличностью работы первичного двигателя или с оборотными пульсациями, частота которых выше частоты собственных колебаний системы, могут быть выявлены пу­ тем уменьшения частоты вращения агрегата при сохранении постоян­ ного значения напряжения (т. е. при постоянной частоте собственных колебаний системы).

В этом случае при уменьшении частоты вращения первичного дви­ гателя пропорционально уменьшается и частота вынужденных коле­ баний. Если частота вынужденных колебаний совпадет с постоянной частотой собственных колебаний системы, то имеют место резонансные колебания.

3/411*

307


Фиксируя частоту этих колебаний и умножая ее на отношение —-- - ■

Я т е к

(где гатек — обороты ГА, при которых имеет место резонанс), можно получить спектр частот вынужденных сил при номинальных оборо­ тах ГА, частота которых выше частоты собственных колебаний си­ стемы.

Если установлено, что в системе нет вынужденных сил, то перио­ дические движения в регулируемом электромеханическом контуре носят автоколебательный характер.

Вэтом случае выявление причин возникновения колебаний более сложно и требует экспериментального исследования.

Впервую очередь необходимо проверить устойчивость и опреде­ лить частоты собственных колебаний и декременты затухания электро­ магнитного контура, регулятора скорости и нерегулируемого электро­ механического контура (см. § 37).

Если регулятор скорости и электромагнитный контур окажутся устойчивыми, то определяют влияние системы регулирования на устой­ чивость системы в целом. Для этого поочередно включают регулятор скорости и регулятор возбуждения и анализируют характер периоди­ ческих движений в электромеханическом контуре каждого регулятора.

Если колебания возникают при подключении PC, что происходит обычно у малоинерционных агрегатов (ДГ), то наиболее вероятной причиной неустойчивости является близость собственных частот PC и нерегулируемого электромеханического контура. Так как частота PC выше частоты электромеханического контура, то наиболее эффектив­ ным мероприятием по повышению устойчивости является увеличе­ ние частоты собственных колебаний PC. Организация мероприятий по повышению устойчивости через регулятор возбуждения в этом слу­ чае, как правило, менее эффективна.

Если колебания возникают при подключении регулятора возбуж­ дения, что происходит обычно у агрегатов с большой инерцией (ТГ и

ГТГ), то наиболее вероятно, что причина неустойчивости кроется в регулировании возбуждения и, в частности, может быть обусловлена близостью частот собственных колебаний нерегулируемого электро­ механического контура и электромагнитного контура. В этом случае для повышения устойчивости могут быть рекомендованы те меро­ приятия, которые будут уменьшать частоту собственных колебаний

и увеличивать

декремент затухания электромагнитного

контура,

а также увеличивать декремент затухания нерегулируемого

электро­

механического

контура.

 

Если колебания возникают только при одновременном включении PC и регулятора возбуждения, а частоты регулируемого электроме­ ханического контура и PC почти совпадают, то повышение устойчи­ вости может быть достигнуто за счет увеличения частоты PC. Если эти частоты разнесены, может быть рекомендовано уменьшение ча­ стоты собственных колебаний электромагнитного контура и увеличе­ ние декремента его затухания (см. гл. VIII).

Порядок и методика экспериментальных исследований при наличии в системе комбинационных колебаний аналогичны описанным выше.

308


ЗАКЛЮ ЧЕНИЕ

Главная задача, стоявшая перед авторами данной книги, заклю­ чалась в изложении основных положений расчетов устойчивости такой сложной электромеханической системы, как САЭС, в форме, доступной для инженера. Это предопределило отбор наиболее удобных для инже­ нерного применения методов исследования.

К ним, прежде всего, относится метод структурного анализа ли­ нейной модели САЭС, с помощью которого определяется влияние на устойчивость внутренних электромагнитных и электромеханических связей, обычно скрытых в сложных нелинейных уравнениях, описы­ вающих САЭС. Структурный анализ позволяет устойчивость сложной системы исследовать, последовательно выявляя сначала устойчивость более простых подсистем.

Дополненный методом Гурвица и анализом корней характеристи­ ческих уравнений подсистем структурный анализ позволяет также получить качественные и количественные оценки устойчивости как внутренних подсистем, так и системы в целом.

С помощью этих методов были обоснованы упрощения линейной части системы, необходимые как для дальнейшего исследования устойчивости в нелинейном плане, так и для исследования вынужден­ ных колебаний.

К сожалению, основное внимание необходимо было уделить изу­ чению линейных методов исследования устойчивости САЭС, и это не позволило более подробно изложить нелинейные задачи устойчивости, в результате решения которых удается установить дополнительные количественные оценки реально происходящих физических процессов (например, частоту и амплитуду автоколебаний и пр.). Гораздо мень­ шее освещение получили в работе и вопросы, связанные с вынужден­ ными колебаниями и с экспериментальными исследованиями устойчи­ вости.

Таким образом, основными направлениями в проблеме устойчи­ вости, которые требуют дальнейшего развития, остаются:

разработка инженерных методов расчетов устойчивости широ­ кого класса нелинейных задач САЭС, в том числе с дискретными эле­ ментами автоматики;

разработка инженерных методов эквивалентирования по устой­ чивости более сложных САЭС на основании работ проф. В. А. Тимо­ феева [42—451;

изучение физики протекающих в системе процессов и уточнение их математического описания;

разработка новых и уточнение существующих методов определе­

ния параметров основных элементов САЭС;

— оценка точности расчетов.

309