Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исследования влияния нулевого этапа на продолжительность заводского ремонта дают возможность установить следующую эм­ пирическую зависимость:

л ^MexQO—Ко)

 

Ь п

где t — продолжительность заводского

ремонта, сутки;

А’мех — коэффициент,

равный при замене главных двигателей

и генераторов

1,1—1,12, вспомогательных механизмов —

1,05;

 

сметные часы;

Q — общая трудоемкость ремонта,

Ко — доля работ, освоенных в нулевом этапе;

b — среднесуточная выработка на одного рабочего, смено-ч;

п— среднесуточное количество рабочих, работающих на суд­ не, чел.

Кработам нулевого этапа относят комплектацию механизмов, СЗЧ и различного судового оборудования из обменного фонда; изготовление и ремонт деталей, узлов и изделий, отсутствующих в обменном фонде; изготовление отливок и поковок отдельных де­ талей; заготовка материалов, составление и комплектация про-

ектйо-конструкторской и технологической документации. Основанием для выполнения работ по нулевому этапу явля­

ются ремонтные ведомости нулевого этапа.

Работы нулевого этапа в общем объеме работ заводского ре­ монта составляют в среднем около 10%, а на передовых СРП — до 20%. Есть все основания полагать, что в ближайшие годы с освоением и широким внедрением в производство индустриальных методов судоремонта удельный вес нулевого этапа будет неуклон­ но повышаться.

Д е м о н т а ж , р а з б о р к а и д е ф е к т а ц и я — это первый этап, который осуществляют на СРП после постановки судна на ремонт. По объему он составляет 20—25% общего объема судоре­ монтных работ. На этом этапе ведут демонтажные и транспортно­ такелажные работы по доставке механизмов, устройств и их де­ талей в цехи СРП, разбирают механизмы, производят дефектацию

сцелью уточнения ремонтных ведомостей заказчика.

Врезультате заводской дефектации окончательно определяют объем и расчетный срок ремонта судна, на основании которых уточняют договорные условия.

До к о в а н ие может начинаться до окончания работ второго этапа и продолжаться параллельно с работами четвертого этапа. При доковании выполняют ремонтные работы по подводной части корпуса с помощью судоподъемных средств (плавучих и сухих доков, слипов и т. д.). По объему докование занимает примерно

10% общего

объема ремонтных работ по судну.

Р е м о н т

и и з г о т о в л е н и е д е т а л е й — основной и наибо­

лее трудоемкий этап. По объему он составляет примерно 35—40%. На этом этапе восстанавливают изношенные детали, изготавлива­ ют элементы корпусных конструкций, трубы систем трубопрово­

4 О, К, БаЛякин

49



дов и т. д., производят статическую и динамическую балансировку вращающихся деталей механизмов.

Сб о р к у , м о н т а ж и с т е н д о в ы е и с п ы т а н и я начи­ нают после окончания ремонта и замены изношенных деталей.

Процесс сборки механизмов и устройств складывается из уз­ ловой и общей сборки.и сопровождается соответствующими про­ верочными, пригоночными и центровочными работами.

Стендовым испытаниям обычно подвергают вспомогательные механизмы и главные двигатели внутреннего сгорания небольшой и средней мощности при наличии на СРП специальных испыта­

тельных стендов.

Монтаж осуществляют после доставки механизмов, устройств, оборудования и элементов систем на судно в технологической по­ следовательности, установленной технологическим графиком ре­ монта судна. Удельный вес этого этапа составляет около 15%.

Ш в а р т о в н ы е и х о д о в ы е и с п ы т а н и я начинают после завершения всех монтажных работ по судну. Вначале все механиз­ мы, устройства и системы испытывают в работе на швартовных, а затем, после устранения выявленных дефектов, на ходовых испы­ таниях. Испытания проводят по специальным программам, согла­ сованным с Регистром СССР. По объему этот этап составляет примерно 10%.

§ 19. МЕТОДЫ СУДОРЕМОНТА

На СРП существуют индивидуально-осмотровый, агрегатный, комплектно-узловой, стандартный и секционно-блочный методы ремонта.

Все методы, кроме индивидуально-осмотрового называют инду­ стриальными.

При и н д и в и д у а л ь н о - о с м о т р о в о м методе дефектацию и ремонт механизмов, устройств, систем и элементов корпуса суд­ на производят индивидуально. Ремонтная бригада под руководст­ вом мастера и технолога, разбирая в определенной последователь­ ности механизм, осматривает и измеряет его и определяет дефек­ ты. Затем детали механизма ремонтируют или заменяют и отправ­ ляют на сборку.

Такой ремонт целесообразно применять при текущем ремонте, когда объем ремонтных работ небольшой. При капитальном ре­ монте в данном случае затрачивается много времени, так как механизмы (равно, как и устройства и системы) находятся в ре­ монте до тех пор, пока снятые с них узлы и детали не будут от­ ремонтированы и установлены на место. Судно при этом простаи­ вает в ремонте до тех пор, пока все механизмы, устройства и си­ стемы не будут смонтированы, отлажены и сданы в работе на швартовных и ходовых испытаниях.

Таким образом, основным недостатком индивидуально-осмот­ рового метода ремонта является его длительность. Кроме того,

50


поскольку работы не узко специализированы, для их исполнения требуются рабочие высокой квалификации.

Но несмотря на недостатки, такой метод до сих пор применяют достаточно широко на СРП в силу специфики судоремонтных ра­ бот. Однако объем его продолжает сокращаться с освоением и внедрением в производство индустриальных медотов ремонта.

При а г р е г а т н о м методе ремонта изношенные механизмы и устройства заменяют на новые или отремонтированные из обмен­ ного фонда. Снятые механизмы обезличивают и отправляют для ремонта стандартным методом на специализированные участки, цехи или предприятия по ремонту обменного фонда.

Агрегатный ремонт возможен на серийных судах с унифициро­ ванными механизмами и устройствами.

При к о м п л е к т но - у з л о в о м методе ремонта заменяют отдельные изношенные комплекты или узлы на другие из обменно­ го фонда (например, крышку цилиндра у двигателя внутренне­ го сгорания в комплексе с клапанами, участками трубопроводов и другими деталями, дейдвудную втулку с набором планок анти­ фрикционного материала и т. д.). Снятые комплекты и узлы обез­ личивают и отправляют для ремонта преимущественно стандарт­ ным методом па специализированные участки для пополнения об­ менного фонда.

Такой метод применяют при ремонте крупных однотипных ме­ ханизмов (например, главных двигателей) и устройств или приме­ няют к тем механизмам и устройствам, демонтаж которых нецеле­ сообразен из-за больших и сложных сопутствующих работ (снос надстроек, вырезка больших участков палуб, демонтаж судовых

систем и т.

д.).

С т а н д

а р т н ы й метод используют при ремонте обменного

фонда, а также при индивидуально-осмотровом ремонте. Суть его заключается в том, что основные изнашивающиеся детали при каждом ремонте обрабатывают на установленные заранее следую­ щие ремонтные размеры или восстанавливают до первоначальных размеров. Например, на рамовые шейки коленчатого вала двига­ теля может быть установлено три ремонтных размера, отличаю­ щихся друг от друга на 0,5 мм; 0 99,5 мм (при первоначальном номинальном размере шейки 0 100 мм); 0 99 мм, 0 98,5 мм. На­ именьший ремонтный размер определяют из условий прочности детали. При четвертом ремонте рамовые шейки в данном случае должны быть восстановлены до первоначального размера, напри­ мер, с помощью электронаплавки и последующей механической об­ работкой.

Стандартный ремонт обменного фонда (например, двигателей внутреннего сгорания) производят в следующем порядке. На дефектовочном участке двигатели комплектуют по маркам, разби­ рают и дефектуют. Часть деталей отбраковывают. Детали, подле­ жащие ремонту, обезличивают, комплектуют и направляют на спе­ циализированные участки для ремонта по установленным стан­ дартным размерам. Коленчатые валы, втулки цилиндров и другие

4!

51


детали направляют на специализированные участки по ремонту. После ремонта детали комплектуют по ремонтным размерам и по­ дают на сборку. Таким образом, двигатель может быть отремон­ тирован по каждому ремонтному размеру.

При таком методе технология ремонта судовых механизмов приближается к технологии машиностроительного производства. Это позволяет узко специализировать отдельные работы, широко применять средства механизации, групповой метод обработки де­ талей, принципы селективной сборки.

Перечисленные мероприятия значительно снижают трудоем­ кость и стоимость ремонтных работ, позволяют использовать ра­ бочую силу более низкой квалификации.

С е к ц и о н н о - б л о ч н ы й метод применяют при ремонте кор­ пуса судна и его надстроек. Сущность его состоит в том, что де­ фектный участок наружной обшивки корпуса судна с прилегаю­ щим к нему набором удаляют с помощью газорезки, а на его ме­ сто устанавливают заранее изготовленную по чертежам секцию.

Таким же методом можно заменять надстройки судна и насы­ щенные оборудованием блоки. Например, практике судоремонта известны случаи изготовления и замены днищевых секций судна в районе котельных отделений с их оборудованием (установкой главных котлов, вспомогательных механизмов и трубопроводов).

Размеры секций и блоков обусловливаются грузоподъемностью подъемно-транспортных средств СРП.

Индустриальные методы судоремонта позволяют значительно сократить продолжительность заводского ремонта судов и повы­ сить эффективность эксплуатации флота.

§ 20. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТА СУДНА НА СУДОРЕМОНТНОМ ЗАВОДЕ

Принципиальную технологию ремонта судна (рис. 6) важно усвоить для общего понимания производственного процесса судо­ ремонтного предприятия. Рассмотрим принципиальную технологию ремонта применительно к механизмам судна.

После постановки судна на СРЗ начинают демонтажные ра­ боты. Все узлы, непригодные для ремонта, сразу же отправляют на склад отходов. Демонтированные механизмы поступают на склад, где их разбирают и дефектуют. Склад демонтированных механизмов может быть общезаводским, но чаще каждый цех име­

ет свои склады демонтированных механизмов и распределительно­ комплектовочный.

Со склада детали, непригодные для ремонта, отправляют на склад отходов, остальные детали — в распределительно-комплек­ товочный склад или (крупные детали, например коленчатые валы, станины, блоки цилиндров главных двигателей и др.) непосредст­ венно в производственные цехи. Некоторые механизмы могут быть

отправлены на специализированные предприятия на ремонт по кооперации.

52