Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
В распределительно-комплектовочном складе детали комплек туют в узлы и комплекты. На недостающие детали подбирают за готовки. После этого узлы и комплекты деталей подают на соот ветствующие участки производственных цехов для обработки и ремонта. Изготовленные и отремонтированные детали и узлы вновь поступают на склад комплектации, откуда, после соответствую щего накопления, в комплектах и узлах поступают на сборочные участки производственных цехов для сборки.
Рис. 6. Схема принципиальной технологии ремонта судна на СРЗ
Отремонтированные механизмы отправляют на склад либо го товой продукции, либо обменного фонда, либо нулевого этапа.
В соответствии с технологическим графиком ремонта судна на распределительно-комплектовочном складе комплектуют и подают в нужное время на судно для монтажа механизмы, устройства и судовое оборудование (со складов готовой продукции, обменного фонда и нулевого этапа).
Крупногабаритные механизмы могут подаваться для монтажа из складов непосредственно на судно, минуя распределительно комплектовочный склад.
Склад обменного фонда может пополняться за счет коопериро ванных поставок механизмов и СЗЧ.
СЗЧ, материалы и заготовки на распределительно-комплекто вочный склад поступают из главного магазина, склада стали, за готовительных цехов, по кооперации. Заготовки из заготовитель ных цехов могут поступать и на склад нулевого этапа.
53
§21. ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА
Всовременных условиях большое значение имеет своевремен
ная и правильно организованная подготовка производства на СРП к предстоящему ремонту судов.
Подготовка судоремонтного производства состоит из двух эта пов: внезаводской и внутризаводской подготовки.
Основная роль на этапе в н е з а в о д с к о й подготовки отво дится вопросам перспективного развития и совершенствования су доремонтного производства, специализации и развитию коопериро ванных связей СРП между собой и предприятиями госпромышленности (машиностроительными, судостроительными и другими). Эти вопросы решают плановые органы, проектные и научно-исследова тельские институты ММФ.
В н у т р и з а в о д с к а я подготовка включает в себя конструк торско-технологическую, организационно-техническую и экономи ческую подготовку производства.
Конструкторско-технологическая подготовка состоит из комп лектации технической документации на ремонт и переоборудование судов и на изготовление запланированной продукции СРП (чер тежи, технические условия и т. д.), разработки заводских техноло гических графиков на ремонт судов и технологических процессов на особо сложные судоремонтные работы, конструирования и из готовления необходимой технологической оснастки.
Можно упростить процесс подготовки технической документа ции и снизить трудоемкость ее разработки путем использования при проектировании и конструировании типовых решений. В фор ме типовых решений могут быть выполнены расчеты прочности деталей механизмов, элементов корпуса судна, схем коммуника ций, деталей и узлов устройств, чертежи общего расположения и оборудования судовых помещений и др.
В последние годы в судоремонте применяют альбомы типовых решений различных судовых конструкций. Это возможно при ти пизации судового оборудования и унификации флота. При этом значительно снижается себестоимость изготовления и ремонта как оборудования, так и судов в целом.
Организационно-техническая подготовка включает комплекс работ по обработке ремонтных ведомостей заказчика и составле нию калькуляций и смет на предстоящий ремонт судов, организа цию и выполнение работ по нулевому этапу и заводскому техноло гическому графику, вопросы материально-технического снабжения, освоения дополнительных производственных мощностей, необходи мых для предстоящих работ, и т. д.
Экономическая подготовка заключается в экономическом ис следовании и выборе на подготовительной стадии оптимальной организации и технологии работ с точки зрения рентабельности и эффективности производства.
Конструкторско-технологическая и организационно-техническая подготовки производства подразделяются на перспективную и опе-
54
ративную подготовки. Перспективная подготовка осуществляется до начала работ по ремонту судна или изготовлению продукции, оперативная — во время этих работ.
Характерным примером оперативной подготовки производства в данном случае является дефектация по уточнению ремонтных ведомостей заказчика.
§ 22. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ И РЕМОНТ ДЕТАЛЕЙ
Детали судовых механизмов выполняют из заготовок. Заготовки, прошедшие предварительную механическую обра
ботку (а иногда и окончательную), подвергают специальным ви дам обработки (термической, термохимической, термомеханической и т. д.) для повышения механических и придания специальных свойств. •
Заготовки выполняют следующими способами: отливкой (корпусные детали, втулки, поршни и т. д .); поковкой (валы, штоки, болты и др.);
штамповкой (мелкие и средние детали сложной конфигурации, шестерни, болты и т. д.).
Детали изготавливают также из крупного и профильного (шес тигранного, квадратного) проката. Механическую обработку заго товок выполняют на специализированных и универсальных метал лообрабатывающих станках.
Часть деталей после станочной обработки доводят и пригоняют на слесарносборочных участках, используя ручной и механический инструмент и различные приспособления.
Весь технологический процесс изготовления или ремонта дета ли подразделяют на отдельные операции.
О п е р а ц и е й называют часть технологического процесса, вы полняемого на одном рабочем месте и охватывающего все дейст вия над одной или несколькими совместно обрабатываемыми или
собираемыми деталями (например, обточка |
детали на токарном |
станке — токарная операция, на фрезерном |
станке—фрезерная |
и т. д.). |
|
Операция может выполняться с нескольких установок.
У с т а н о в к о й |
называют часть |
операции, выполняемую при |
одном закреплении |
обрабатываемой |
детали (например, операция |
обтачивания вала на токарномстанке с одного конца до места зажима и с другого конца необработанного места после переста новки состоит из двух установок, так как вал в течение одной токарной операции дважды устанавливают и закрепляют).
Операция делится на переходы.
П е р е х о д о м называют часть операции, при которой обраба тывается одна поверхность одним или несколькими одновременно действующими инструментами при неизменном режиме работы станка (например, в три перехода последовательно обрабатывают отверстия при помощи сверла, зенкера и развертки).
55
Переход может состоять из нескольких проходов.
П р о х о д о м называют часть перехода, при которой с поверх ности заготовки детали снимается один слой материала при одном перемещении инструмента в направлении подачи и неизменном режиме работы станка (например, обточить рабочую шейку мож но в один переход, выполняемый в один или несколько проходов в зависимости от припуска на механическую обработку или вели чины износа).
Переход расчленяют на приемы.
П р и е м представляет собой законченную совокупность отдель ных движений рабочего в процессе выполнения работы или под готовки к ней.
Переходы разбивают на приемы в том случае, если необходи мо получить данные о затратах рабочего времени на отдельные приемы (для разработки норм времени).
Для изготовления сложных деталей на СРП разрабатывают маршрутные и операционные технологические карты, комплекс ко торых определяет технологический процесс изготовления той или иной детали. Технологические карты составляют также на ремонт ответственных и сложных деталей.
Вмаршрутной карте (табл. 5) указывают операции, опреде ляющие технологический маршрут детали при изготовлении (или ремонте). Каждую операцию кратко поясняют. Кроме того, ука зывают цехи-исполнители, применяемое оборудование, приспособ ления и инструмент, специальность и разряд исполнителя, норму времени и другие данные.
Воперационной технологической карте (табл. 6) каждую опе рацию разбивают на установки и переходы. Кроме оборудования, приспособлений и инструмента, указывают режимы резания, уста новочные эскизы с указанием поверхностей, подлежащих обра ботке.
Операционные карты составляют на отдельные операции (по ковку, отливку, токарную обработку) или совокупность родствен ных операций (токарная обработка, шлифование, фрезерование).
При изготовлении и ремонте деталей требуется выдерживать их размеры в заданных чертежом пределах,' т. е. с допуском б. Следовательно, технологический процесс изготовления или ремон та деталей должен быть таким, при котором зона рассеивания раз меров деталей vx соответствует заданному допуску б*, т.е. обес печивается условие vx= 8x.
Приняв это условие, можно записать, что числовые соотноше ния между зоной рассеивания размеров vx и средним квадрати ческим отклонением ах будут соблюдаться и для допуска, т. е.
б х = А.зсСГзс>
где 1Х — коэффициент, характеризующий величину зоны рассеи вания.
Зная допуски вала 6в, отверстия 6а и соответственно значения Ав, Аа и используя, теорему из теории вероятности о том, что
56
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 5 |
|
Маршрутная технологическая карта |
| |
Изделие |
|
Наименование детали |
|
№ чертежа |
|
|||||
|
Материал |
|
| |
Заготовка |
|
Время на |
1 деталь, мин |
Составил |
|
|
||
Марка |
ГОСТ |
Временное |
Твердость |
|
Род Размер |
станочное |
ручное |
полное |
Провери I |
|
|
|
|
Утвердил |
|
|
|||||||||
сопротивление |
|
|
|
|||||||||
Цех, |
№ |
Наименование и краткое |
|
Наименование |
Приспо |
Инструмент |
Специаль |
Разряд |
Подготовительно |
Штучное |
||
участок |
опера |
содержание операции |
|
оборудования, |
собление |
режущий |
измери |
ность ра |
рабочего |
заключительное |
время, |
|
|
ции |
|
|
|
модели, инв. № |
|
тельный |
бочего |
|
время, мин |
мин |
|
г |
2 |
3 |
|
|
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
п |
Операционная технологи ческая карта
Наименование изделия
Операция
А
Ч
|
|
4 |
|
О) |
|
О |
О |
|
|
|
5 |
|
о> |
|
|
5 |
в |
|
ч |
|
СЗ |
Я |
|
ю |
|
ю |
НЛ |
\Q н |
о |
|
|
о |
||
|
о |
н |
Лу |
о |
|
3 |
о.® |
ос |
|
% |
|
и |
|
Он |
|
>3 |
|
с |
|
1 |
2 |
|
|
|
О
сл
■N
|
|
|
|
Наименование детали |
|
|
|
||||
Материал |
|
|
Вес 1 детали, кг |
|
|
||||||
Род заготовки |
Марка |
Разме |
|
чистый |
черный |
|
|||||
ры, мм |
|
|
|||||||||
Инстру |
Расчетные |
|
|
Режим |
обработки |
|
|
|
|||
мент |
размеры |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
или опре |
|
|
|
|
о: |
як |
I |
|
||
|
деления |
нО ' |
|
« |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
я |
я |
>я |
|
||
|
о |
|
|
о |
|
|
|
|
Э 5 |
|
|
|
Он |
|
о |
« |
|
|
|
|
9*0 в |
||
|
|
|
° 5 |
|
|
|
|
|
п |
ч |
о |
|
о |
к |
|
|
|
|
|
|
я |
о |
|
|
ОнЯ |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
О |
Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Осо |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
|
18 |
|
Т а б л и ц а 6
|
|
|
|
№ ] |
№ чертежа |
|
|
|
|
|
детали | |
||
Количество деталей |
Размер! |
Кол-во |
№ |
|||
партии! |
листов |
листа |
||||
на изде |
на |
про |
Составил |
|
||
Проверил |
|
|||||
лие |
|
грамму |
|
|||
|
Утвердил |
|
||||
|
|
|
|
|
||
|
Время, мин |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Эскиз |
|
я |
С) |
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
ч |
о |
|
|
со |
|
|
я |
|
|
|
|
|
|
я |
|
|
с |
|
|
|
о |
О |
|
<я |
|
|
|
>> |
|
о |
Си |
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
|
дисперсия суммы независимых случайных величин равна сумме дисперсий этих величин, можно написать следующее выражение для определения среднего квадратического отклонения посадки:
Подставляя вместо средних квадратических отклонений значе'
ние ах= —— , получим: A.v
В теории и практике расчета допусков обычно пользуются не
коэффициентом X, а коэффициентом относительного |
рассеива |
ния К. Поэтому, подставив в формулу значения Х = — |
получим |
■К |
|
в окончательном виде формулу для расчета допуска посадки в зависимости от допусков на обработку вала и отверстия:
Ап
Для каждого закона распределения К имеет свое значение (на
пример, |
для закона Гаусса он равен 1, для закона Симпсона — |
1,22, для |
закона равной вероятности — 1,73). |
При распределении размеров вала и отверстия по закону Гаус са будем иметь
/(а= / ( в= Я п= 1 .
Тогда формула примет вид:
т. е. в этом случае допуск на посадку (зазор или натяг) равен квадратному корню из суммы квадратов допусков на обработку вала и отверстия.
По выведенной формуле можно рассчитать допуск посадки. Од нако при этом остается неизвестным, как расположится поле до пуска относительно номинальной величины зазора или натяга в сопряжении. Чтобы это выяснить, необходимо определить коор динату середины поля допуска посадки и координату центра груп пирования.
Условившись для удобства понимать натяг в сопряжении как отрицательный зазор, проведем дальнейшие рассуждения только для зазора.
На рис. 7, а показана деталь с номинальным размером D, для
которой заданы верхнее отклонение ADB> нижнее отклонение ADB и допуск б.
58
Координаты середины поля допуска т (среднее отклонение), под которой понимают расстояние от границы номинального раз мера до середины поля допуска, определится как
ADB-f-ДОн щ — ---- —---- — .
2
Рассмотрим теперь схему рис. 7, б. Здесь, кроме номинального размера D, отклонений ADB и Д£>н, допуска б и координаты сере дины поля допуска т, показана асимметричная кривая распреде ления и координата центра группирования М, определяемая как расстояние от границы номинального размера до центра группи рования.
Рис. 7. Схемы определения координаты середины поля допуска (а) и центра группирования (б)
Для удобства расчета отклонений введено понятие коэффици ента относительной асимметрии а, при помощи которого и харак теризуется степень асимметричности кривой распределения.
Коэффициент асимметрии определяется по формуле
М ~ т
а - — ;— .
о
2
Он имеет положительное значение, если центр группирования смещен относительно координаты середины поля допуска вправо, и отрицательное — если наоборот. Для симметричных кривых рас пределения М — т, следовательно сс = 0.
Значения коэффициентов а, так же как и К, для разных техно логических процессов приведены в справочной литературе.
Координата середины поля допуска зазора посадки определит
ся как |
|
ms= {тк+а к |
- [ т ъ- а в |
Для симметричных кривых распределения <х = 0. В этом случае
т& —тк—тъ.
5:?