Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В распределительно-комплектовочном складе детали комплек­ туют в узлы и комплекты. На недостающие детали подбирают за­ готовки. После этого узлы и комплекты деталей подают на соот­ ветствующие участки производственных цехов для обработки и ремонта. Изготовленные и отремонтированные детали и узлы вновь поступают на склад комплектации, откуда, после соответствую­ щего накопления, в комплектах и узлах поступают на сборочные участки производственных цехов для сборки.

Рис. 6. Схема принципиальной технологии ремонта судна на СРЗ

Отремонтированные механизмы отправляют на склад либо го­ товой продукции, либо обменного фонда, либо нулевого этапа.

В соответствии с технологическим графиком ремонта судна на распределительно-комплектовочном складе комплектуют и подают в нужное время на судно для монтажа механизмы, устройства и судовое оборудование (со складов готовой продукции, обменного фонда и нулевого этапа).

Крупногабаритные механизмы могут подаваться для монтажа из складов непосредственно на судно, минуя распределительно­ комплектовочный склад.

Склад обменного фонда может пополняться за счет коопериро­ ванных поставок механизмов и СЗЧ.

СЗЧ, материалы и заготовки на распределительно-комплекто­ вочный склад поступают из главного магазина, склада стали, за­ готовительных цехов, по кооперации. Заготовки из заготовитель­ ных цехов могут поступать и на склад нулевого этапа.

53

§21. ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА

Всовременных условиях большое значение имеет своевремен­

ная и правильно организованная подготовка производства на СРП к предстоящему ремонту судов.

Подготовка судоремонтного производства состоит из двух эта­ пов: внезаводской и внутризаводской подготовки.

Основная роль на этапе в н е з а в о д с к о й подготовки отво­ дится вопросам перспективного развития и совершенствования су­ доремонтного производства, специализации и развитию коопериро­ ванных связей СРП между собой и предприятиями госпромышленности (машиностроительными, судостроительными и другими). Эти вопросы решают плановые органы, проектные и научно-исследова­ тельские институты ММФ.

В н у т р и з а в о д с к а я подготовка включает в себя конструк­ торско-технологическую, организационно-техническую и экономи­ ческую подготовку производства.

Конструкторско-технологическая подготовка состоит из комп­ лектации технической документации на ремонт и переоборудование судов и на изготовление запланированной продукции СРП (чер­ тежи, технические условия и т. д.), разработки заводских техноло­ гических графиков на ремонт судов и технологических процессов на особо сложные судоремонтные работы, конструирования и из­ готовления необходимой технологической оснастки.

Можно упростить процесс подготовки технической документа­ ции и снизить трудоемкость ее разработки путем использования при проектировании и конструировании типовых решений. В фор­ ме типовых решений могут быть выполнены расчеты прочности деталей механизмов, элементов корпуса судна, схем коммуника­ ций, деталей и узлов устройств, чертежи общего расположения и оборудования судовых помещений и др.

В последние годы в судоремонте применяют альбомы типовых решений различных судовых конструкций. Это возможно при ти­ пизации судового оборудования и унификации флота. При этом значительно снижается себестоимость изготовления и ремонта как оборудования, так и судов в целом.

Организационно-техническая подготовка включает комплекс работ по обработке ремонтных ведомостей заказчика и составле­ нию калькуляций и смет на предстоящий ремонт судов, организа­ цию и выполнение работ по нулевому этапу и заводскому техноло­ гическому графику, вопросы материально-технического снабжения, освоения дополнительных производственных мощностей, необходи­ мых для предстоящих работ, и т. д.

Экономическая подготовка заключается в экономическом ис­ следовании и выборе на подготовительной стадии оптимальной организации и технологии работ с точки зрения рентабельности и эффективности производства.

Конструкторско-технологическая и организационно-техническая подготовки производства подразделяются на перспективную и опе-

54


ративную подготовки. Перспективная подготовка осуществляется до начала работ по ремонту судна или изготовлению продукции, оперативная — во время этих работ.

Характерным примером оперативной подготовки производства в данном случае является дефектация по уточнению ремонтных ведомостей заказчика.

§ 22. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ И РЕМОНТ ДЕТАЛЕЙ

Детали судовых механизмов выполняют из заготовок. Заготовки, прошедшие предварительную механическую обра­

ботку (а иногда и окончательную), подвергают специальным ви­ дам обработки (термической, термохимической, термомеханической и т. д.) для повышения механических и придания специальных свойств. •

Заготовки выполняют следующими способами: отливкой (корпусные детали, втулки, поршни и т. д .); поковкой (валы, штоки, болты и др.);

штамповкой (мелкие и средние детали сложной конфигурации, шестерни, болты и т. д.).

Детали изготавливают также из крупного и профильного (шес­ тигранного, квадратного) проката. Механическую обработку заго­ товок выполняют на специализированных и универсальных метал­ лообрабатывающих станках.

Часть деталей после станочной обработки доводят и пригоняют на слесарносборочных участках, используя ручной и механический инструмент и различные приспособления.

Весь технологический процесс изготовления или ремонта дета­ ли подразделяют на отдельные операции.

О п е р а ц и е й называют часть технологического процесса, вы­ полняемого на одном рабочем месте и охватывающего все дейст­ вия над одной или несколькими совместно обрабатываемыми или

собираемыми деталями (например, обточка

детали на токарном

станке — токарная операция, на фрезерном

станке—фрезерная

и т. д.).

 

Операция может выполняться с нескольких установок.

У с т а н о в к о й

называют часть

операции, выполняемую при

одном закреплении

обрабатываемой

детали (например, операция

обтачивания вала на токарномстанке с одного конца до места зажима и с другого конца необработанного места после переста­ новки состоит из двух установок, так как вал в течение одной токарной операции дважды устанавливают и закрепляют).

Операция делится на переходы.

П е р е х о д о м называют часть операции, при которой обраба­ тывается одна поверхность одним или несколькими одновременно действующими инструментами при неизменном режиме работы станка (например, в три перехода последовательно обрабатывают отверстия при помощи сверла, зенкера и развертки).

55


Переход может состоять из нескольких проходов.

П р о х о д о м называют часть перехода, при которой с поверх­ ности заготовки детали снимается один слой материала при одном перемещении инструмента в направлении подачи и неизменном режиме работы станка (например, обточить рабочую шейку мож­ но в один переход, выполняемый в один или несколько проходов в зависимости от припуска на механическую обработку или вели­ чины износа).

Переход расчленяют на приемы.

П р и е м представляет собой законченную совокупность отдель­ ных движений рабочего в процессе выполнения работы или под­ готовки к ней.

Переходы разбивают на приемы в том случае, если необходи­ мо получить данные о затратах рабочего времени на отдельные приемы (для разработки норм времени).

Для изготовления сложных деталей на СРП разрабатывают маршрутные и операционные технологические карты, комплекс ко­ торых определяет технологический процесс изготовления той или иной детали. Технологические карты составляют также на ремонт ответственных и сложных деталей.

Вмаршрутной карте (табл. 5) указывают операции, опреде­ ляющие технологический маршрут детали при изготовлении (или ремонте). Каждую операцию кратко поясняют. Кроме того, ука­ зывают цехи-исполнители, применяемое оборудование, приспособ­ ления и инструмент, специальность и разряд исполнителя, норму времени и другие данные.

Воперационной технологической карте (табл. 6) каждую опе­ рацию разбивают на установки и переходы. Кроме оборудования, приспособлений и инструмента, указывают режимы резания, уста­ новочные эскизы с указанием поверхностей, подлежащих обра­ ботке.

Операционные карты составляют на отдельные операции (по­ ковку, отливку, токарную обработку) или совокупность родствен­ ных операций (токарная обработка, шлифование, фрезерование).

При изготовлении и ремонте деталей требуется выдерживать их размеры в заданных чертежом пределах,' т. е. с допуском б. Следовательно, технологический процесс изготовления или ремон­ та деталей должен быть таким, при котором зона рассеивания раз­ меров деталей vx соответствует заданному допуску б*, т.е. обес­ печивается условие vx= 8x.

Приняв это условие, можно записать, что числовые соотноше­ ния между зоной рассеивания размеров vx и средним квадрати­ ческим отклонением ах будут соблюдаться и для допуска, т. е.

б х = А.зсСГзс>

где — коэффициент, характеризующий величину зоны рассеи­ вания.

Зная допуски вала 6в, отверстия 6а и соответственно значения Ав, Аа и используя, теорему из теории вероятности о том, что

56


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 5

Маршрутная технологическая карта

|

Изделие

 

Наименование детали

 

№ чертежа

 

 

Материал

 

|

Заготовка

 

Время на

1 деталь, мин

Составил

 

 

Марка

ГОСТ

Временное

Твердость

 

Род Размер

станочное

ручное

полное

Провери I

 

 

 

Утвердил

 

 

сопротивление

 

 

 

Цех,

Наименование и краткое

 

Наименование

Приспо­

Инструмент

Специаль­

Разряд

Подготовительно­

Штучное

участок

опера­

содержание операции

 

оборудования,

собление

режущий

измери­

ность ра­

рабочего

заключительное

время,

 

ции

 

 

 

модели, инв. №

 

тельный

бочего

 

время, мин

мин

г

2

3

 

 

4

5

6

7

8

9

10

п

Операционная технологи­ ческая карта

Наименование изделия

Операция

А

Ч

 

 

4

 

О)

 

О

О

 

 

5

 

о>

 

5

в

 

ч

 

СЗ

Я

 

ю

 

ю

НЛ

\Q н

о

 

 

о

 

о

н

Лу

о

 

3

о.®

ос

%

 

и

 

Он

 

>3

 

с

1

2

 

 

 

О

сл

■N

 

 

 

 

Наименование детали

 

 

 

Материал

 

 

Вес 1 детали, кг

 

 

Род заготовки

Марка

Разме­

 

чистый

черный

 

ры, мм

 

 

Инстру­

Расчетные

 

 

Режим

обработки

 

 

 

мент

размеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

или опре­

 

 

 

 

о:

як

I

 

 

деления

нО '

 

«

 

 

 

 

 

 

 

 

я

я

 

 

о

 

 

о

 

 

 

 

Э 5

 

 

Он

 

о

«

 

 

 

 

9*0 в

 

 

 

° 5

 

 

 

 

 

п

ч

о

 

о

к

 

 

 

 

 

 

я

о

 

ОнЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

12

13

14

15

16

17

 

18

 

Т а б л и ц а 6

 

 

 

 

№ ]

№ чертежа

 

 

 

 

детали |

Количество деталей

Размер!

Кол-во

партии!

листов

листа

на изде­

на

про­

Составил

 

Проверил

 

лие

 

грамму

 

 

Утвердил

 

 

 

 

 

 

 

Время, мин

 

 

 

 

 

 

 

 

Эскиз

 

я

С)

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

ч

о

 

 

со

 

 

я

 

 

 

 

 

я

 

 

с

 

 

о

О

 

 

 

>>

 

о

Си

 

 

 

о

 

 

 

 

19

20

21

22

23

24

 


дисперсия суммы независимых случайных величин равна сумме дисперсий этих величин, можно написать следующее выражение для определения среднего квадратического отклонения посадки:

Подставляя вместо средних квадратических отклонений значе'

ние ах= —— , получим: A.v

В теории и практике расчета допусков обычно пользуются не

коэффициентом X, а коэффициентом относительного

рассеива­

ния К. Поэтому, подставив в формулу значения Х =

получим

К

 

в окончательном виде формулу для расчета допуска посадки в зависимости от допусков на обработку вала и отверстия:

Ап

Для каждого закона распределения К имеет свое значение (на­

пример,

для закона Гаусса он равен 1, для закона Симпсона —

1,22, для

закона равной вероятности — 1,73).

При распределении размеров вала и отверстия по закону Гаус­ са будем иметь

/(а= / ( в= Я п= 1 .

Тогда формула примет вид:

т. е. в этом случае допуск на посадку (зазор или натяг) равен квадратному корню из суммы квадратов допусков на обработку вала и отверстия.

По выведенной формуле можно рассчитать допуск посадки. Од­ нако при этом остается неизвестным, как расположится поле до­ пуска относительно номинальной величины зазора или натяга в сопряжении. Чтобы это выяснить, необходимо определить коор­ динату середины поля допуска посадки и координату центра груп­ пирования.

Условившись для удобства понимать натяг в сопряжении как отрицательный зазор, проведем дальнейшие рассуждения только для зазора.

На рис. 7, а показана деталь с номинальным размером D, для

которой заданы верхнее отклонение ADB> нижнее отклонение ADB и допуск б.

58

Координаты середины поля допуска т (среднее отклонение), под которой понимают расстояние от границы номинального раз­ мера до середины поля допуска, определится как

ADB-f-ДОн щ — ---- —---- — .

2

Рассмотрим теперь схему рис. 7, б. Здесь, кроме номинального размера D, отклонений ADB и Д£>н, допуска б и координаты сере­ дины поля допуска т, показана асимметричная кривая распреде­ ления и координата центра группирования М, определяемая как расстояние от границы номинального размера до центра группи­ рования.

Рис. 7. Схемы определения координаты середины поля допуска (а) и центра группирования (б)

Для удобства расчета отклонений введено понятие коэффици­ ента относительной асимметрии а, при помощи которого и харак­ теризуется степень асимметричности кривой распределения.

Коэффициент асимметрии определяется по формуле

М ~ т

а - — ;— .

о

2

Он имеет положительное значение, если центр группирования смещен относительно координаты середины поля допуска вправо, и отрицательное — если наоборот. Для симметричных кривых рас­ пределения М — т, следовательно сс = 0.

Значения коэффициентов а, так же как и К, для разных техно­ логических процессов приведены в справочной литературе.

Координата середины поля допуска зазора посадки определит­

ся как

 

ms= {тк+а к

- [ т ъ- а в

Для симметричных кривых распределения <х = 0. В этом случае

т& —тк—тъ.

5:?