Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
Верхнее и нижнее отклонения зазора по координате середины поля допуска и допуску зазора выразится следующим образом;
|
АSB=ms + ^ |
; |
Л5Н= |
ms - |
. |
|
||
Наибольший и наименьший |
зазоры посадки определятся как |
|||||||
|
Smax — |
|
5min— S + A S H- |
|
||||
Допустим, необходимо определить |
вероятные наибольший |
и наименьший |
||||||
зазоры в сопряжении поршня со втулкой двигателя ДКРН 74/160. |
||||||||
Номинальный размер |
сопряжения — 0 |
740 |
мм; |
номинальный |
установочный |
|||
зазор |
между поршнем и |
втулкой S = 0,9 |
мм; |
втулка обрабатывается по внут |
||||
ренней |
рабочей поверхности с допуском |
по А, поршень — с допуском по С3. |
Известно также, что диаметры втулки и поршня в пределах поля допуска под
чиняются закону Гаусса |
(закону нормального распределения). |
|
||||||
По таблицам допусков и посадок определяем отклонения по А и С3 для |
||||||||
номинального |
размера сопряжения |
0 740 мм. |
Втулка 0 |
740 |
А — 074О+0'08; |
|||
поршень 0 740 С3—0 740_0,is- |
определяем по формуле |
|
|
|||||
Допуск на зазор |
в сопряжении |
|
|
|||||
|
в, = |
V |
5а + 6в = |
/0 ,0 8 4 -0 ,1 5 » |
|
' = 0,17 мм . |
|
|
Находим |
координату |
середины |
поля допуска |
|
зазора; |
|
|
|
ms—mA—тв - |
0 -0 ,1 5 |
) 0,115 |
мм. |
|
||||
2 |
|
|
Находим верхнее и нижнее отклонения зазора:
о? |
= 0,115+ |
0,17 |
= 0 ,2 |
мм ; |
№ в= т 3+ — |
— |
|||
о, |
0,17 |
0,03 |
мм . |
|
&SH= m s— —— = |
0,115— —— = |
|||
н i 2 |
' |
2 |
|
|
И наконец находим вероятные наибольший и наименьший зазоры в со пряжении;
Smax—5-f-A5B=0,9-[-0,2— 1,1 мм; •Smin—S+AS„ —0,9+0,03 —0,93 мм.
§ 23. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Контроль качества продукции на СРЗ осуществляет ОТК. На мелких СРП, например БТО, контроль может поручаться произ водственным мастерам.
ОТК является контролирующим органом, призванным охранять общественные и государственные интересы на предприятии и преграждать выпуск продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, технической документации и Прави лам Регистра.
ОТК имеет право прекращать приемку и выпуск готовой про дукции, а также ее изготовление на отдельных участках производ ства с немедленным извещением об этом директора завода. Но одновременно ОТК несет ответственность за необоснованную оста новку производства, неправильную оценку качества продукции и
60
невыполнение приказов ММФ и директора завода но вопросам ка чества продукции.
В состав ОТК СРЗ входят контрольные мастера и контролеры соответствующих специальностей. Начальник ОТК подчинен ди ректору завода, но его назначение и освобождение, а также по ощрения и взыскания производятся руководителем вышестоящей организации. Решение начальника ОТК может быть отменено ди ректором завода только письменным распоряжением.
Основные функции ОТК — это контроль качества и комплект ности выпускаемой продукции, проверка качества поступающих на предприятие материалов, заготовок и готовых изделий, профи лактический контроль технологического оборудования и оснастки. В функции ОТК входит также проведение профилактических ме роприятий по устранению и предупреждению брака* выявление и устранение главным образом субъективных причин снижения ка чества продукции.
При отсутствии на предприятии отдела (службы) надежности ОТК проводит эксплуатационный контроль (наблюдение) за отре монтированным судовым оборудованием по рекламациям заказ чика, выявляет объективные причины недостаточной надежности выпускаемой продукции и разрабатывает практические мероприя тия по устранению этих причин. В последние годы на передовых промышленных предприятиях функционируют службы надежно сти, которые обеспечивают эксплуатационный контроль выпускае мой продукции и мероприятия по повышению ее качества.
Для проверки качества продукции применяют следующие ос новные методы контроля: визуальный (внешний осмотр), геометри ческий (контроль размеров и форм), механический (проверка ме ханических свойств материала), физический (рентгеноскопия, ультразвуковой контроль и т. д.) и др.
В целях уменьшения объема контрольных работ и повышения их качества придерживаются следующей последовательности при проверке изготовленных или отремонтированных деталей:
наружный осмотр для проверки законченности всех операций
■совтветствующего технологического процесса и отсутствия заусе ниц, мелкой стружки или загрязненности;
проверка качества отделки поверхности (шероховатости) ви зуальным сравнением с установленными образцами; выявление возможных и видимых дефектов или механических повреждений (трещин, пористости, раковин, забоин, вмятин, рисок и т. д.); контроль дефектов не производят, если деталь подлежит спе циальной проверке методом магнитоскопии, рентгеноскопии, и контроль качества материала выделяют в отдельную контрольную операцию;
проверка наиболее ответственных параметров качества дета лей (по размерам, форме), изготовленных с высокой точностью (выполняют перед наиболее трудоемкими контрольными опера циями, чтобы не затрачивать лишнего времени на дальнейшую проверку дефектных деталей по другим параметрам);
61
выявление отклонений формы и расположения поверхностей и осей (неплоскостность, непараллельиость, неперпендикулярность, нецилиндричность и т. д.) после контроля ответственных размеров, так как эти контрольные операции более трудоемки, осуществля ются с помощью специальных приспособлений или приборов;
проверка неответственных элементов детали (например, несопрягаемых размеров, имеющих сравнительно большие допуски на
обработку).
По охвату проверяемых изделий контроль может быть сплош ным (стопроцентным) и выборочным.
В судоремонтном производстве в основном применяют сплош ной контроль, так как оно пока в основном является индивидуаль ным. Но некоторые СРЗ изготавливают СЗЧ для двигателей внут реннего сгорания большими партиями; начинают внедрять стан дартный ремонт однотипных механизмов. Такое производство но сит характер мелкосерийного, с выпуском больших партий деталей одного типоразмера (поршневые кольца, поршневые пальцы, втул ки цилиндров н т. д.) и использованием уже выборочного контроля. В настоящее время, например, на Ждановском, имени Парижской коммуны, имени Закфедерации, имени Дзержинского, Находкин ском и других СРЗ изготавливают большими партиями СЗЧ для двигателей внутреннего сгорания; на Одесском СРЗ имени 50-ле- тия Советской Украины, Таганрогском, «Красной кузнице», Клай педском изготавливают судовые вспомогательные механизмы; по проектам реконструкции Находкинского и Новороссийского заво дов в их составе создают специализированные цехи по ремонту обменного фонда двигателей внутреннего сгорания.
Учитывая современные тенденции развития судоремонтного про изводства (внедрение индустриальных методов ремонта, специа лизация заводов на ремонте определенных-типов судов и механиз мов и т. д.) можно предполагать, что в перспективе оно будет приближено к серийному производству, на котором выборочный контроль будет уже основным методом контроля качества про дукции.
Современной прогрессивной формой выборочного контроля яв ляется статистический контроль, который подразделяют на два вида: регулирование технологических процессов; приемочный конт роль изделий, законченных в обработке.
Оба метода в совокупности обеспечивают выпуск продукции высокого качества при минимальном проценте брака.
По статистическим методам управления качеством продукции в СССР разрабатывают систему стандартов. Первым из этой се рии является ГОСТ 15895—70 («Качество продукции. Статистиче ские методы управления качеством. Термины»),
Статистическое регулирование технологических процессов.
Этот вид контроля применяют для постоянного наблюдения за состоянием процессов и производственного оборудования с целью своевременного обнаружения и устранения причин их разладки и недопущения появления массового брака. Такое регулирование
62
применимо к механической и термической обработкам, литейному и металлургическому процессам, окраске и др.
Контроль основан на теории вероятности и математической статистике. Например, дисперсионный анализ помогает оценить влияние тех или иных факторов на рассматриваемый результатив ный признак данного технологического процесса.
Схема дисперсионного анализа состоит в том, что по опреде ленной методике подсчитывают дисперсии исследуемых случайных величин (линейных размеров деталей, величин, характеризующих прочность, твердость материала и т. д.) и по относительной их ве личине делают заключение о наличии влияния тех или иных фак торов на результативный признак.
Под дисперсией случайной величины понимают среднюю вели чину квадрата отклонения этой величины от ее средней величины (математического ожидания).
Рассмотрим методику дисперсионного анализа на примере од нофакторного дисперсионного анализа по текущим измерениям.
Допустим, имеем четыре партии |
термически обработанных |
поршневых паль |
||||
цев, выполненных из |
стали 12ХНЗА. |
Выборочный контроль твердости |
показал |
|||
(табл. 7), что средняя величина твердости пальцев |
каждой |
партии |
хотя |
и |
||
не выходит за допустимые пределы |
(HRC = 564-63), |
но различна в |
каждой |
|||
партии. |
|
|
|
Т а б л и ц а |
7 |
|
|
|
|
|
|||
|
|
Твердость HRC при режиме термообработки |
|
|||
Номер наблюдения |
Ч, |
-^а |
■^3 |
At |
|
|
|
|
|
||||
1 |
|
62 |
56 |
59 |
60 |
|
2 |
|
61 |
61 |
59 |
63 |
|
3 |
|
61 |
57 |
60 |
62 |
|
4 |
|
58 |
59 |
61 |
64 |
|
5 |
|
56 |
57 |
60 |
59 |
|
Среднее |
значение |
59,6 |
58 |
59,3 |
61,6 |
|
Необходимо оценить влияние на твердость такого фактора, как возможное различие в термической обработке партии. Вероятно, что при термической об работке каждой партии были допущены определенные отклонения в режиме, повлекшие отклонения в твердости по партиям. Но возможно, что эти откло нения носят случайный характер и не могут быть причиной для пересмотра режимов термической обработки.
Анализ проводим в следующей последовательности.
1. |
Для |
облегчения |
расчетов данные таблицы уменьшаем на 50 единиц (что |
|||
не повлияет |
на |
результаты |
анализа) и составляем новую таблицу (табл. 8). |
|||
2. |
Находим |
сумму |
квадратов |
всех наблюдений: |
||
|
|
|
k |
п |
^ = |
122+62+92+102+... + 92=1950. |
|
|
|
Qi= 2 |
2 |
<=1/=1
63