Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задавшись различными значениями k, составим зависимость вероятностей потребности судов в ТО за данный промежуток вре­ мени:

«

V k { \ )

0

0,0498

1

0,1494

2

0,2241

3

0,2241

4

0,1680

5

0,1008

6

0,0504

Отсюда видно, что в данный промежуток времени потребность в ТО наиболее вероятно возникнет у 2—3 судов [Vk{\) =0,2241]. Другие варианты менее вероятны.

Если, например, среднее время обслуживания одного судна в

данном случае составляет 5 суток ( — месяца), то для определе-

6

ния необходимого количества рабочих надо решить, какова веро­ ятность того, что за 5 суток на БТО встанет более одного судна с работами по текущему ремонту механизмов.

Подставим новые значения в формулу

К ( 1 ) = 1 с -о .* -0,606

к \ 6 / 2*Л!

2kk\

и, разрешив ее для значений k = 2, 3, 4, 5, составим зависимость ве­ роятностей:

* Дт)

2

. . . .

.

0,076

3

 

 

0,013

4

 

 

0,003

5

 

 

0,000

Видим, что вероятность постановки на БТО более 5 судов в течение 5 суток равна нулю с погрешностью, не превышающей 0,0005. Следовательно, интересующая нас вероятность того, что за 5 суток встанет не менее двух судов, с точностью до 5 -10-4 равна

S V , ( i ) = 0,092,

что составляет очень небольшую величину вероятности, которую при определении количества рабочих можно не учитывать.

Суммарное время обслуживания (ремонта) в системах с ожи­ данием (к которым относятся и СРП) определяют по формуле

т

 

t обсл =

^ож o + >

 

 

j = l

где t0Mij — время

ожидания

i-ro требования в очереди с номе­

ром /,

сутки;

 

43


 

tt— время обслуживания i-ro требования (ремонта меха­

 

низма), сутки.

ме

Время обслуживания t'-ro требования в обслуживающей систе­

характеризуется определенной функцией распределения ви­

да

F{t).

 

Конкретный вид функции распределения для каждого аппарата

обслуживающей системы устанавливают на основе детального изу­ чения функционирования данного аппарата (производственного участка, станка и т. д.).

Допустим, что функция имеет вид F(t) = 1-----

Тогда

 

А)

можно ответить на целый ряд вопросов. Например, можно опреде­ лить, какова будет вероятность того, что время обслуживания не

превзойдет 5 суток.

Это мы получим,

подставив

t = 5 в функцию

F(t):

F(5) = 1------ —

^ 0 ,9 7 .

 

 

 

 

 

V

(5+1)3

 

 

Можно также вычислить и среднее время обслуживания одного

требования:

 

 

 

 

 

 

ЛКТ) =

^

0

= ^ =

2

^ Л

=

 

 

 

о

 

 

 

=

‘ [

- т

+

:1

сутки.

 

 

 

 

Вероятность того, что за

это

время обслуживание очередного

требования будет закончено,

равно

F( 1) = 1 -

0,75,

т. е. при данном виде функции распределения времени обслужива­ ния из 100 требований в среднем 75 будут обслужены за время, не превышающее одних суток.

Закон распределения времени ожидания удается найти далеко не всегда. Поэтому пользуются обычно более простыми крите­ риями, например средним временем ожидания начала обслужива­ ния, и реже таким, как длина очереди и др.

Среднее время ожидания начала обслуживания при п обслу­ живающих аппаратов определится формулой

где П — £Pft— вероятность того,

что

все обслуживающие

ап-

к=п

(здесь

Ри. — вероятность

того,

параты заняты

что в системе находится k требований);

 

44


v— параметр показательного закона распределения

( —1— — среднее время обслуживания одного

требования).

В пределах годового и месячного планов загрузки начальник БТО имеет право самостоятельно принимать заказы от админи­ страции судов.

Если БТО посылает ремонтные бригады в рейс, то комплекта­ ция их возможна как за счет БТО, так и за счет резерва плавсо­ става.

Рис. 5. Принципиальная организационно-технологическая схема проведения ре­ монтных работ на судне силами БТО

Порядок приема заказов БТО двоякий.

По работам, предусмотренным судовым планом-графиком, за­ каз заблаговременно поступает от ССХ пароходства с последую­ щим, еще до прихода судна в порт, извещением БТО капитаном об уточнении объема работ, времени прибытия, месте и сроке стоянки.

По работам, не предусмотренным судовым планом-графиком, но определяющимся в процессе эксплуатации, заказ поступает непос­ редственно от администрации судна с заблаговременным извеще­ нием БТО капитаном. К выполнению заказа в этом случае БТО приступает немедленно (как и в предыдущем случае), не ожидая подтверждения ССХ пароходства.

Внутрипроизводственная структура БТО упрощена. Вместо це­ хов имеются участки с технологической специализацией. Функции прорабов возложены на мастеров участков. Ведущим мастером является тот, у которого на данном судне объем работ наиболь­ ший. Общую координацию работ осуществляет планово-производ­ ственная группа. Функции ОТК при приемке работ на судне осу­ ществляет администрация базы, на участках — мастера.

В целях ускорения и упрощения ремонта судовых механизмов применяют комплектно-узловой метод. Обменный фонд пополня­ ется за счет кооперированных поставок с судоремонтных пред­ приятий.

45

Кооперация БТО с судоремонтными заводами строится на плане кооперированных поставок и ремонтных работ, выполняемых заводами для БТО. Этот план ССХ согласовывает с СРЗ и затем включает в производственную программу заводов. Ответственность и контроль за сроки поставок заводами изделий для БТО по ко­ операции возложены на службу СРЗ пароходства.

Принципиальная организационно-технологическая схема про­ ведения ремонтных работ на судне силами БТО показана на рис. 5.

Администрация судна, которая прибегает к услугам БТО, обес­ печивает подготовку рабочих мест и судна в целом к ремонту. Подготовка судна находится под контролем ССХ.

§ 17. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И КООПЕРИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИИ

Специализация представляет собой обособление производства однородной продукции или однородных технологических процессов на отдельном предприятии или в цехах предприятия.

Промышленные предприятия (или цехи) имеют следующие ви­ ды специализации:

предметную, когда предприятие специализируется на выпуске отдельных видов законченной продукции (судостроительные и машиностроительные предприятия);

подетальную, когда предприятие специализируется на выпуске отдельных деталей законченного изделия (предприятия по выпус­ ку подшипников качения, метизов, СЗЧ и т. д.);

технологическую, когда предприятие специализируется на вы­ полнении определенной части технологического процесса по из­ готовлению продукции (предприятия по производству отливок, по­ ковок пли их механической обработки).

В судоремонтном производстве можно наблюдать все три вида специализации, хотя наиболее распространена технологическая.

Предметная специализация выражается в том, что отдельные СРП специализируются на ремонте определенных типов и серий судов (на основании приказа министра морского флота). Кроме того, примером предметной специализации в данном случае мо­ жет служить специализация отдельных цехов и участков СРЗ на мелком судостроении и изготовлении палубных механизмов. На­ пример, мелкое судостроение (самоходные и несамоходные суда) ведется на Одесском судоремонтном заводе имени 50-летия Со­ ветской Украины, Ильичевском, Находкинском, Совгаванском, Канонерском заводах и др. Палубные механизмы изготавливают на заводе «Красная кузница», Клайпедском и Одесском имени 50-летия Советской Украины.

Подетальная специализация выражается в специализации от­ дельных цехов и участков СРП на ремонте н изготовлении от­ дельных деталей механизмов и устройств, например деталей ци­ линдро-поршневой группы (ЦПГ) двигателей, гребных винтов, ва­ лов, подшипников и т. д. Примером подетальной специализации

46


может служить производство деталей топливной аппаратуры на СРЗ имени Закфедерации, изготовление поршневых колец для двигателей на СРЗ имени Дзержинского и литых якорных цепей на Одесском судоремонтном заводе имени 50-летия Советской Украины.

В основе технологической специализации лежит расчленение СРП на отдельные специализированные по технологическим при­ знакам цехи и участки.

Специализация распространяется и на рабочие бригады. На­ пример, в механосборочном цехе бригады специализируются на ремонте главных двигателей, палубных механизмов, дейдвудных и рулевых устройств и др.

Специализация позволяет лучше механизировать и автомати­ зировать судоремонтное производство, создает условия для внед­ рения индустриальных методов ремонта, позволяет ускорить про­ изводственный процесс, снизить себестоимость и улучшить качест­ во выпускаемой продукции.

Органической производственной связью между специализиро­ ванными предприятиями (цехами) является кооперирование, от уровня организации и четкости которой во многом зависит успех специализированного производства.

Производственным кооперированием называют связь между производственными предприятиями (а также цехами и участками предприятия) для совместного изготовления продукции. Различа­ ют внутрирайонное, межрайонное, отраслевое и межотраслевое кооперирование.

К внутрирайонному кооперированию относится производствен­ ная связь предприятий, расположенных на территории одного го­ рода, области или края, к межрайонному — в различных областях и краях страны.

Отраслевое кооперирование производится между предприятия­ ми одной отрасли промышленности или одного ведомства, меж­ отраслевое— различных отраслей промышленности или различных ведомств.

На промышленном предприятии одновременно возможны раз­ личные виды кооперирования. Например, СРЗ может иметь ко­ оперированные связи с судостроительным, дизелестроительным за­ водами, с родственным СРП и с предприятиями местной промыш­ ленности. В этом случае СРЗ может получать от судостроительно­ го завода термически обработанные заготовки на крупные ответ­

ственные

детали механизмов (промежуточные, гребные

валы

и т. д.),

крупное стальное и чугунное литье (гребные винты,

дейд-

вудные трубы к др.), дельные вещи и т. д., от дизелестроительного завода — СЗЧ для судовых двигателей.

Если данный СРЗ имеет в своем составе специализированный цех по ремонту обменного фонда, например судовых двигателей внутреннего сгорания, то в порядке кооперации он может ремон­ тировать обменный фонд для других СРЗ. Для предприятий мест­ ной промышленности СРЗ может производить раскрой листового

47


стального проката, мелкое черное и цветное литье, изготавливать небольшие стальные конструкции и другие работы.

Специализация и кооперирование отражаются на структуре СРП и на характере оборудования его цехов. Например, коопери­ рование СРП с предприятиями по ремонту обменного фонда ти­ повых судовых механизмов, судовой мебели, изготовлению СЗЧ, инструмента, отливок, поковок, ремонту заводского оборудования создает возможность уменьшить размеры механосборочных, де­ ревообрабатывающих цехов и сократить вспомогательные и заго­ товительные цехи. Это позволяет упростить структуру и управле­ ние СРП, более полно использовать производственную мощность предприятия для выполнения судоремонтных работ.

Пополнение морского флота судами серийной постройки с уни­ фицированными механизмами и судовым оборудованием создает условия для развития специализации СРП и более широкого раз­ вития кооперированных связей, приближая производственные про­ цессы СРП к более совершенным процессам машиностроительных

исудостроительных предприятий.

ВММФ разработана схема специализации и кооперирования СРП (в Союзморниипроекте под руководством заместителя главного инженера канд. техн. наук В. А. Полюшкина).

Схема специализации и кооперирования предусматривает: закрепление на СРЗ ремонта серийных судов по бассейнам;

организацию

на

бассейнах

специализированных

производств

по ремонту судового оборудования;

производства

организацию

на

14 заводах

централизованного

СЗЧ для двигателей внутреннего сгорания в объеме около 30% общего потребления;

создание в пароходствах обменного фонда в пределах 3—3,5% балансовой стоимости судов.

Глава IV

МЕТОДЫ СУДОРЕМОНТА.

ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

§ 18. РЕМОНТНЫЕ ЭТАПЫ

Для удобства контроля за выполнением работ и для возможно­ сти поэтапной оплаты весь ремонтный цикл судна на СРП разби­ вают на шесть этапов: нулевой; демонтаж; разборка и дефекта­ ция; докование; ремонт и изготовление деталей; сборка, монтаж

истендовые испытания; швартовные и ходовые испытания.

Кн у л е в о м у э т а п у относят работы, выполняемые СРП до постановки судна в ремонт. Это подготовительный этап, от качест­ ва выполнения и объема которого зависит в дальнейшем качество

ипродолжительность заводского ремонта судна (чем больший объем работ выполнен в нулевом этапе, тем меньше продолжи­ тельность заводского ремонта).

48