Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
вещей находится оборудование, необходимое для обработки и сварки тонколистового металла (небольшие пресс-ножницы, прес сы, сверлильные станки, станки точечной контактной сварки и др.).
Основным назначением корпусносварочного цеха является ре монт корпуса судна и паровых котлов, ремонт' и изготовление дельных вещей, а также электросварочные работы.
Рис. 4. Производственная структура СРЗ
Т р у б о п р о в о д н о м е д н и ц к и й цех включает: отделение по изготовлению и ремонту труб с участками холодной и горячей гибки; небольшое станочное отделение, состоящее из средних и мелких токарно-винторезных и фрезерных станков, жестяномед ницкого, заливочного, на котором производятся работы, связан ные с перезаливкой антифрикционных сплавов подшипников су довых механизмов.
Цех производит ремонт и изготовление трубопроводов и их ар матуры, жестяномедницкие работы и перезаливку подшипников.
37
О т д е л о ч н ы й цех состоит из станочного (заготовительного), плотницкого и столярносборочного отделений. Кроме того, в со став цеха входят участки: по ремонту шлюпок, по обработке пласт масс (в основном раскрой и обработка листовых пластиков), па руснообойный и краскозаготовнтельный.
Цех предназначен для ремонта и изготовления деревянных н пластмассовых деталей и покрытий в составе корпуса судна, ре монта судовой мебели, шлюпок и судового инвентаря. Цех выпол няет также беломалярные, парусно-обойные и теплоизоляционные работы по судовым помещениям, котлам и трубопроводам.
Э л е к т р о р е м о н т н ы й цех состоит нз ремонтно-сборочного, электромонтажного, небольшого станочного отделений и отделе ния по ремонту радио- и электронавигационных приборов и ап
паратуры.
В ремонтно-сборочном отделении производят ремонт электро машин, распределительных устройств, трансформаторов и пуско регулирующей аппаратуры. В составе ремонтно-сборочного отделе ния имеются такие специализированные участки, как обмоточный, предназначенный для перемотки якорей и статоров электромашин и катушек трансформаторов, и участок для пропитки и сушки обмоток.
Электромонтажное отделение производит ремонт и монтаж электрических сетей.
Кроме того, в состав цеха входит участок по ремонту электро измерительных приборов, приборов точной механики п автома тики.
Д о к о в о т а к е л а ж н ы й цех состоит из докового, чернома лярного и такелажного отделений. Цех выполняет работы по уста новке и разборке кильблоков и рештований на стапель-палубе дока, занимается очисткой и покраской подводной части корпуса судна, выполняет такелажные работы на судне и территории за вода и наиболее сложные такелажные работы в цехах.
Цех н а в и г а ц и о н н о г о р е м о н т а предназначен для опе ративного выполнения работ по навигационному ремонту и ока занию услуг по ТО судов. В состав цеха входят корпусный, сле сарносборочный, трубопроводный, малярный и другие участки. Участки оснащены соответствующим оборудованием.
К наиболее распространенным специализированным производ ственным участкам в данном случае относят участки: гальвано покрытий, пластмассовых покрытий и изделий, металлизационный, термической и термохимической обработки, наплавки подшипников и клапанов и др.
Как правило, специализированные производственные участки входят в состав производственных цехов, которым они необходимы по технологическому производственному процессу. Например, участок гальванопокрытий обычно входит в электроремонтный цех, металлизационный — в механосборочный и т. д.
К |
заготовительным цехам относят к у з н е ч н ы й и л и т е й - |
н ы й. |
Они обеспечивают производственные цехи заготовками (по |
38
ковками и отливками) |
для изготовления небольших и |
средних |
||
по размерам деталей судовых механизмов и устройств. |
|
|||
К вспомогательным цехам относят ремонтно-механический, ин |
||||
струментальный и ремонтно-строительный. |
цеха |
являет |
||
Назначением |
р е м о н т н о - м е х а н и ч е с к о г о |
|||
ся поддержание |
всего |
заводского оборудования, |
энергетических |
систем и объектов в надлежащем эксплуатационном состоянии. И н с т р у м е н т а л ь н ы й цех предназначен для изготовления
специального (нестандартного) инструмента, штампов, различных приспособлений и для ремонта инструмента, применяемого на су доремонтном предприятии.
Р е м о н т н о - с т р о и т е л ь н ы й цех выполняет работы, свя занные с ремонтом зданий, сооружений и дорог на территории завода.
С у д о п о д ъ е м н ы е с р е д с т в а чаще всего представлены плавучими и сухими доками, слипом или их сочетанием. Назна чение судоподъемных средств — подъем судов для ремонта их под водной части и последующий спуск на воду.
В состав хозяйств завода входят: складское, энергетическое и транспортное.
С к л а д с к о е хозяйство состоит из складов производственно го назначения, материальных и специализированных. К складам производственного назначения относятся склады демонтированных механизмов, комплектации, готовой продукции. К материальным складам относятся главный магазин, склады стали, заготовок, пиломатерилов и др. К специализированным складам относятся центральный инструментальный, склад горюче-смазочных материа лов, топливный и др. Часть складов располагают на открытых пло щадках (склад стали, заготовок, металлолома и т. д.).
В . состав э н е р г е т и ч е с к о г о хозяйства входят: котельная завода, компрессорные станции, газоразрядные ацетиленовые и кислородные станции, трансформаторные подстанции, энергетиче ские системы. Назначением энергетического хозяйства является обеспечение судоремонтного производства необходимыми видами энергии (электроэнергией, водой, паром, сжатым воздухом и т. д.).
В состав т р а н с п о р т н о г о хозяйства входят: рельсовый и нерельсовый транспорт, грузоподъемные передвижные средства, плавсредства. Транспортное хозяйство обеспечивает заводской гру зооборот.
§15. АВТОМАТИЗАЦИЯ И МЕХАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
Для повышения эффективности судоремонтного производства применяют автоматизацию и механизацию производственных про цессов.
В настоящее время различают следующие виды автоматизации: полную, при которой автоматическая система машин и меха низмов полностью обеспечивает производство того или иного из
39
делия без участия человека (например, производство подшипни ков качения на Московском заводе шарикоподшипников);
комплексную, при которой автоматизированы только основные операции и процессы, дающие возможность наиболее полно ис пользовать существующее оборудование и рабочую силу (напри мер, при изготовлении плоских и объемных секций корпуса судна автоматизированы разметка листов, газовая резка заготовок и электросварка; остальные операции выполняют с использованием
средств механизации); частичную, при которой автоматизированы отдельные операции
(например, автоматизация нагрева заготовок деталей механиз мов в термических печах).
На СРП эффективно используют последние два вида автома тизации (в процессе сварки и наплавки деталей, дистанционном управлении лебедками слипов, программном управлении от дельными металлорежущими станками при серийном изготовле нии сменно-запасных частей, нагреве заготовок в термических пе чах и т. д.).
В условиях судоремонтного производства высокую эффектив ность дает механизация наиболее трудоемких и повторяющихся производственных процессов и операций (очистка и окраска кор пуса судна; пригоночные работы по крупным деталям механизмов и устройств в условиях судна— укладка коленчатых., валов глав ных двигателей; расточка посадочных мест цилиндровых втулок главных двигателей и посадочных мест дейдвудных втулок; та келажно-транспортные работы и др.).
Различают большую и малую механизации. Большая механи зация предполагает использование в производственном процессе кранов, транспортеров, рельсового и нерельсового транспорта и других механизмов. При малой механизации используют ручной механический инструмент, переносные механические приспособ
ления |
для |
обработки поверхностей крупных деталей |
механиз |
мов |
в условиях судна, переносные электрические |
лебедки и |
|
тали |
и т. |
д. |
|
Эффективность автоматизации и механизации характеризуют такие показатели, как повышение производительности труда, сни жение себестоимости и срока окупаемости капитальных затрат.
Рост производительности труда и производительности оборудо вания при механизации может оцениваться числовыми значениями коэффициента приведения /Спр, показывающего, во сколько раз трудоемкость ручной операции больше трудоемкости механизи рованной. Для некоторых работ (например, станочных), для кото рых отсутствуют данные о трудоемкости, выраженные в единицах ручного труда, за исходную базу принимают трудоемкость таких операций, которые выполняют на оборудовании с наименьшей про изводительностью (устаревшей конструкции) или наименее про изводительными механизированными способами. В этом случае
/Спр показывает уровень производительности применяемого обору дования.
чо
Коэффициент приведения для отдельной операции рассчитыва ют по формуле
тд,еТ0 и Т м— трудоемкость (норма времени) операции, выполняе мой вручную или на оборудовании устаревшей конст рукции и с применением средств механизации или на более производительном оборудовании, чел-ч.
Снижение себестоимости, т. е. экономию от внедрения механи зации и автоматизации, определяют по формуле
5 = г ' Ч , - ™ ) - г ^ , - Ш рув''
г д е ^ и Т г — нормы штучно-калькуляционного времени до и после внедрения механизации и автоматизации, чел-ч;
и 3 2— соответственно заработная плата производственных рабочих за 1 ч, руб.;
Hi и Н 2— соответственно накладные расходы, '%.
Срок окупаемости (в годах) капитальных затрат определяют по формуле
где К3— капитальные затраты, связанные с внедрением механи зации и автоматизации, руб.;
N — годовой объем продукции после внедрения механизации
иавтоматизации, шт.
§16. БАЗЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Для оперативного выполнения работ по ТО флота в портах со зданы так называемые БТО, непосредственно подчиненные ССХ пароходства. БТО представляет собой небольшое СРП (мастер ские), которое может размещаться на территории порта или на выведенном из эксплуатации и специально переоборудованном судне.
БТО имеет металлообрабатывающее, энергетическое и другое оборудование, необходимое для выполнения работ, характерных для ТО и текущего ремонта элементов корпуса судна и судовых технических средств.
Обобщенно в номенклатуру таких работ могут входить сле дующие.
По корпусной части: очистка и окраска корпусных конструк ций, мелкие сварочные работы, правка на месте с нагревом и без нагрева небольших вмятин, текущий ремонт механических люко вых закрытий, водонепроницаемых дверей, ремонт деревянного пайола и др.
По механической части: котломоточистки, ремонт кирпичной кладки котлов, мелкие слесарно-монтажные работы, текущий ре
41
монт мелких вспомогательных механизмов, замена отдельных уча стков трубопроводов, регулирование автоматических устройств
и др.
БТО придают самоходные и несамоходные плавсредства (бар жи) с установленными на них компрессорами и электросварочны ми агрегатами. С помощью таких плавсредств возможны работы при нахождении судна под грузовыми операциями или при стоян ке на рейде. При БТО организованы пункты проката специнструмента и средств малой механизации для нужд судовых команд.
Производственная мощность баз колеблется от 500 000 до 3 000 000 руб. валовой продукции в год.
Производственной деятельностью БТО руководит служба су дового хозяйства. Функциональное же руководство осуществляют соответственно другие службы и отделы пароходства (финансовый отдел, служба материально-технического обеспечения, бухгалте рия и т. д.).
БТО ремонтирует суда независимо от их принадлежности к различным пароходствам.
Годовой укрупненный производственный план БТО на основа нии плана по труду, выдаваемого планово-экономическим отделом пароходства, разрабатывает ССХ. В плане устанавливают объем продукции по ТО флота (нормо-ч) и утвержденную среднюю стои мость (руб.) 1 нормо-ч по судоремонту. Под этот план ССХ осу ществляет производственную загрузку БТО. На планируемый ме сяц сама база разрабатывает производственный план, который утверждает начальник ССХ.
При формировании месячного плана БТО целесообразно ис пользовать теорию массового обслуживания для определения ве роятности потока k требований за время (о, t), т. е. вероятности потока заказов на ремонт судов за определенный промежуток времени, а также суммарного времени обслуживания (времени, необходимого для выполнения ремонта судна на БТО).
Для простейшего потока, который можно принять в нашем слу
чае, вероятность поступления |
потока k |
требований за время |
|
(о, i) определяется функцией |
|
~и |
|
Vk (t) = |
gt)k |
, |
|
и |
e |
||
|
|
|
где k = 0 , 1,2...
Я— параметр потока, равный математическому ожиданию чис ла требований, т. е. среднее число требований, поступив ших за единицу времени.
Пусть, например, среднее число судов, требующих обслужива ния на БТО, в объеме текущего ремонта механизмов за один месяц равно 3. Тогда вероятность того, что за 1 месяц потребуется об служить k судов, равна
Vk{\)= k\ |
k\ 0,0498. |
42