Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вещей находится оборудование, необходимое для обработки и сварки тонколистового металла (небольшие пресс-ножницы, прес­ сы, сверлильные станки, станки точечной контактной сварки и др.).

Основным назначением корпусносварочного цеха является ре­ монт корпуса судна и паровых котлов, ремонт' и изготовление дельных вещей, а также электросварочные работы.

Рис. 4. Производственная структура СРЗ

Т р у б о п р о в о д н о м е д н и ц к и й цех включает: отделение по изготовлению и ремонту труб с участками холодной и горячей гибки; небольшое станочное отделение, состоящее из средних и мелких токарно-винторезных и фрезерных станков, жестяномед­ ницкого, заливочного, на котором производятся работы, связан­ ные с перезаливкой антифрикционных сплавов подшипников су­ довых механизмов.

Цех производит ремонт и изготовление трубопроводов и их ар­ матуры, жестяномедницкие работы и перезаливку подшипников.

37

О т д е л о ч н ы й цех состоит из станочного (заготовительного), плотницкого и столярносборочного отделений. Кроме того, в со­ став цеха входят участки: по ремонту шлюпок, по обработке пласт­ масс (в основном раскрой и обработка листовых пластиков), па­ руснообойный и краскозаготовнтельный.

Цех предназначен для ремонта и изготовления деревянных н пластмассовых деталей и покрытий в составе корпуса судна, ре­ монта судовой мебели, шлюпок и судового инвентаря. Цех выпол­ няет также беломалярные, парусно-обойные и теплоизоляционные работы по судовым помещениям, котлам и трубопроводам.

Э л е к т р о р е м о н т н ы й цех состоит нз ремонтно-сборочного, электромонтажного, небольшого станочного отделений и отделе­ ния по ремонту радио- и электронавигационных приборов и ап­

паратуры.

В ремонтно-сборочном отделении производят ремонт электро­ машин, распределительных устройств, трансформаторов и пуско­ регулирующей аппаратуры. В составе ремонтно-сборочного отделе­ ния имеются такие специализированные участки, как обмоточный, предназначенный для перемотки якорей и статоров электромашин и катушек трансформаторов, и участок для пропитки и сушки обмоток.

Электромонтажное отделение производит ремонт и монтаж электрических сетей.

Кроме того, в состав цеха входит участок по ремонту электро­ измерительных приборов, приборов точной механики п автома­ тики.

Д о к о в о т а к е л а ж н ы й цех состоит из докового, чернома­ лярного и такелажного отделений. Цех выполняет работы по уста­ новке и разборке кильблоков и рештований на стапель-палубе дока, занимается очисткой и покраской подводной части корпуса судна, выполняет такелажные работы на судне и территории за­ вода и наиболее сложные такелажные работы в цехах.

Цех н а в и г а ц и о н н о г о р е м о н т а предназначен для опе­ ративного выполнения работ по навигационному ремонту и ока­ занию услуг по ТО судов. В состав цеха входят корпусный, сле­ сарносборочный, трубопроводный, малярный и другие участки. Участки оснащены соответствующим оборудованием.

К наиболее распространенным специализированным производ­ ственным участкам в данном случае относят участки: гальвано­ покрытий, пластмассовых покрытий и изделий, металлизационный, термической и термохимической обработки, наплавки подшипников и клапанов и др.

Как правило, специализированные производственные участки входят в состав производственных цехов, которым они необходимы по технологическому производственному процессу. Например, участок гальванопокрытий обычно входит в электроремонтный цех, металлизационный — в механосборочный и т. д.

К

заготовительным цехам относят к у з н е ч н ы й и л и т е й -

н ы й.

Они обеспечивают производственные цехи заготовками (по­

38


ковками и отливками)

для изготовления небольших и

средних

по размерам деталей судовых механизмов и устройств.

 

К вспомогательным цехам относят ремонтно-механический, ин­

струментальный и ремонтно-строительный.

цеха

являет­

Назначением

р е м о н т н о - м е х а н и ч е с к о г о

ся поддержание

всего

заводского оборудования,

энергетических

систем и объектов в надлежащем эксплуатационном состоянии. И н с т р у м е н т а л ь н ы й цех предназначен для изготовления

специального (нестандартного) инструмента, штампов, различных приспособлений и для ремонта инструмента, применяемого на су­ доремонтном предприятии.

Р е м о н т н о - с т р о и т е л ь н ы й цех выполняет работы, свя­ занные с ремонтом зданий, сооружений и дорог на территории завода.

С у д о п о д ъ е м н ы е с р е д с т в а чаще всего представлены плавучими и сухими доками, слипом или их сочетанием. Назна­ чение судоподъемных средств — подъем судов для ремонта их под­ водной части и последующий спуск на воду.

В состав хозяйств завода входят: складское, энергетическое и транспортное.

С к л а д с к о е хозяйство состоит из складов производственно­ го назначения, материальных и специализированных. К складам производственного назначения относятся склады демонтированных механизмов, комплектации, готовой продукции. К материальным складам относятся главный магазин, склады стали, заготовок, пиломатерилов и др. К специализированным складам относятся центральный инструментальный, склад горюче-смазочных материа­ лов, топливный и др. Часть складов располагают на открытых пло­ щадках (склад стали, заготовок, металлолома и т. д.).

В . состав э н е р г е т и ч е с к о г о хозяйства входят: котельная завода, компрессорные станции, газоразрядные ацетиленовые и кислородные станции, трансформаторные подстанции, энергетиче­ ские системы. Назначением энергетического хозяйства является обеспечение судоремонтного производства необходимыми видами энергии (электроэнергией, водой, паром, сжатым воздухом и т. д.).

В состав т р а н с п о р т н о г о хозяйства входят: рельсовый и нерельсовый транспорт, грузоподъемные передвижные средства, плавсредства. Транспортное хозяйство обеспечивает заводской гру­ зооборот.

§15. АВТОМАТИЗАЦИЯ И МЕХАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

Для повышения эффективности судоремонтного производства применяют автоматизацию и механизацию производственных про­ цессов.

В настоящее время различают следующие виды автоматизации: полную, при которой автоматическая система машин и меха­ низмов полностью обеспечивает производство того или иного из­

39



делия без участия человека (например, производство подшипни­ ков качения на Московском заводе шарикоподшипников);

комплексную, при которой автоматизированы только основные операции и процессы, дающие возможность наиболее полно ис­ пользовать существующее оборудование и рабочую силу (напри­ мер, при изготовлении плоских и объемных секций корпуса судна автоматизированы разметка листов, газовая резка заготовок и электросварка; остальные операции выполняют с использованием

средств механизации); частичную, при которой автоматизированы отдельные операции

(например, автоматизация нагрева заготовок деталей механиз­ мов в термических печах).

На СРП эффективно используют последние два вида автома­ тизации (в процессе сварки и наплавки деталей, дистанционном управлении лебедками слипов, программном управлении от­ дельными металлорежущими станками при серийном изготовле­ нии сменно-запасных частей, нагреве заготовок в термических пе­ чах и т. д.).

В условиях судоремонтного производства высокую эффектив­ ность дает механизация наиболее трудоемких и повторяющихся производственных процессов и операций (очистка и окраска кор­ пуса судна; пригоночные работы по крупным деталям механизмов и устройств в условиях судна— укладка коленчатых., валов глав­ ных двигателей; расточка посадочных мест цилиндровых втулок главных двигателей и посадочных мест дейдвудных втулок; та­ келажно-транспортные работы и др.).

Различают большую и малую механизации. Большая механи­ зация предполагает использование в производственном процессе кранов, транспортеров, рельсового и нерельсового транспорта и других механизмов. При малой механизации используют ручной механический инструмент, переносные механические приспособ­

ления

для

обработки поверхностей крупных деталей

механиз­

мов

в условиях судна, переносные электрические

лебедки и

тали

и т.

д.

 

Эффективность автоматизации и механизации характеризуют такие показатели, как повышение производительности труда, сни­ жение себестоимости и срока окупаемости капитальных затрат.

Рост производительности труда и производительности оборудо­ вания при механизации может оцениваться числовыми значениями коэффициента приведения /Спр, показывающего, во сколько раз трудоемкость ручной операции больше трудоемкости механизи­ рованной. Для некоторых работ (например, станочных), для кото­ рых отсутствуют данные о трудоемкости, выраженные в единицах ручного труда, за исходную базу принимают трудоемкость таких операций, которые выполняют на оборудовании с наименьшей про­ изводительностью (устаревшей конструкции) или наименее про­ изводительными механизированными способами. В этом случае

/Спр показывает уровень производительности применяемого обору­ дования.

чо


Коэффициент приведения для отдельной операции рассчитыва­ ют по формуле

тд,еТ0 и Т м— трудоемкость (норма времени) операции, выполняе­ мой вручную или на оборудовании устаревшей конст­ рукции и с применением средств механизации или на более производительном оборудовании, чел-ч.

Снижение себестоимости, т. е. экономию от внедрения механи­ зации и автоматизации, определяют по формуле

5 = г ' Ч , - ™ ) - г ^ , - Ш рув''

г д е ^ и Т г — нормы штучно-калькуляционного времени до и после внедрения механизации и автоматизации, чел-ч;

и 3 2— соответственно заработная плата производственных рабочих за 1 ч, руб.;

Hi и Н 2— соответственно накладные расходы, '%.

Срок окупаемости (в годах) капитальных затрат определяют по формуле

где К3— капитальные затраты, связанные с внедрением механи­ зации и автоматизации, руб.;

N — годовой объем продукции после внедрения механизации

иавтоматизации, шт.

§16. БАЗЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Для оперативного выполнения работ по ТО флота в портах со­ зданы так называемые БТО, непосредственно подчиненные ССХ пароходства. БТО представляет собой небольшое СРП (мастер­ ские), которое может размещаться на территории порта или на выведенном из эксплуатации и специально переоборудованном судне.

БТО имеет металлообрабатывающее, энергетическое и другое оборудование, необходимое для выполнения работ, характерных для ТО и текущего ремонта элементов корпуса судна и судовых технических средств.

Обобщенно в номенклатуру таких работ могут входить сле­ дующие.

По корпусной части: очистка и окраска корпусных конструк­ ций, мелкие сварочные работы, правка на месте с нагревом и без нагрева небольших вмятин, текущий ремонт механических люко­ вых закрытий, водонепроницаемых дверей, ремонт деревянного пайола и др.

По механической части: котломоточистки, ремонт кирпичной кладки котлов, мелкие слесарно-монтажные работы, текущий ре­

41

монт мелких вспомогательных механизмов, замена отдельных уча­ стков трубопроводов, регулирование автоматических устройств

и др.

БТО придают самоходные и несамоходные плавсредства (бар­ жи) с установленными на них компрессорами и электросварочны­ ми агрегатами. С помощью таких плавсредств возможны работы при нахождении судна под грузовыми операциями или при стоян­ ке на рейде. При БТО организованы пункты проката специнструмента и средств малой механизации для нужд судовых команд.

Производственная мощность баз колеблется от 500 000 до 3 000 000 руб. валовой продукции в год.

Производственной деятельностью БТО руководит служба су­ дового хозяйства. Функциональное же руководство осуществляют соответственно другие службы и отделы пароходства (финансовый отдел, служба материально-технического обеспечения, бухгалте­ рия и т. д.).

БТО ремонтирует суда независимо от их принадлежности к различным пароходствам.

Годовой укрупненный производственный план БТО на основа­ нии плана по труду, выдаваемого планово-экономическим отделом пароходства, разрабатывает ССХ. В плане устанавливают объем продукции по ТО флота (нормо-ч) и утвержденную среднюю стои­ мость (руб.) 1 нормо-ч по судоремонту. Под этот план ССХ осу­ ществляет производственную загрузку БТО. На планируемый ме­ сяц сама база разрабатывает производственный план, который утверждает начальник ССХ.

При формировании месячного плана БТО целесообразно ис­ пользовать теорию массового обслуживания для определения ве­ роятности потока k требований за время (о, t), т. е. вероятности потока заказов на ремонт судов за определенный промежуток времени, а также суммарного времени обслуживания (времени, необходимого для выполнения ремонта судна на БТО).

Для простейшего потока, который можно принять в нашем слу­

чае, вероятность поступления

потока k

требований за время

(о, i) определяется функцией

 

 

Vk (t) =

gt)k

,

и

e

 

 

 

где k = 0 , 1,2...

Я— параметр потока, равный математическому ожиданию чис­ ла требований, т. е. среднее число требований, поступив­ ших за единицу времени.

Пусть, например, среднее число судов, требующих обслужива­ ния на БТО, в объеме текущего ремонта механизмов за один месяц равно 3. Тогда вероятность того, что за 1 месяц потребуется об­ служить k судов, равна

Vk{\)= k\

k\ 0,0498.

42