Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 10. ПОДГОТОВКА К РЕМОНТУ И ДОКОВАНИЮ

Перед постановкой судна на СРЗ судовладелец обязан при­ вести его в состояние, обеспечивающее своевременное начало ре­ монта или докования. Перечень необходимых для этого работ и сроки их выполнения судовладелец согласовывает с заводом.

В состав подготовительных работ к ремонту судна входят сле­ дующие.

По корпусной части (в местах, где предусмотрены ремонтные работы): очистка трюмов, льял, пиков, междудонных отсеков, цистерн и топливных танков от остатков груза, топлива и различ­ ных загрязнений; вскрытие горловин, проветривание и дегазация топливных и грузовых танков; удаление инвентаря, съемного обо­ рудования, мешающих работе.

По паровым котлам: спуск пара и воды, очистка со стороны огневого пространства, удаление контрольно-измерительных при­ боров и, при необходимости, кирпичной кладки и колосников.

По главным и вспомогательным механизмам: слив воды, мас­ ла и топлива, очистка и протирка механизмов, удаление контроль­ но-измерительных приборов и приборов автоматики.

Ответственность за своевременную подготовку судна к ре­ монту и докованию несет капитан. Подготовку судна, включая ре­ монтную документацию, осуществляет ССХ. При необходимости групповой инженер выходит в рейс для уточнения (совместно с су­ довой администрацией) объема и характера предстоящего ре­ монта.

На любой вид ремонта (докования) администрация судна со­ ставляет ведомости на ремонт (табл. 4) в пределах утвержденного лимита средств.

Т а б л и ц а 4

 

 

 

 

 

Стоимость работы

Отметка

№ комп­

Наименование

Единица

Объем

трудоем­

 

лекта по

сумма,

о согла­

п/п

форме

работы

измерения

работы

кость,

совании

 

№ 2

 

 

 

см етные

руб.

объема

 

 

 

 

 

• часы

 

работ

*

Ответственность за качество и полноту составления ведомостей на ремонт и докование судна несут старший помощник капитана, старший механик и начальник радиостанции по принадлежности. Ответственность за соответствие ведомостей утвержденному па­ роходством лимиту, а также за их представление ССХ в установ­ ленные сроки несет капитан.

По всем видам ремонта судов составляют ведомости нулевого этапа, ремонтных работ и доковых работ. Каждая ведомость (за исключением ведомости доковых работ) содержит разделы по

27


корпусной, механической, электрической и радионавигационной частям.

Ведомости работ, финансируемых за счет амортизационных от­ числений и эксплуатационных расходов, составляют без разбивки по источникам финансирования; на работы, финансируемые за счет капитальных вложений, составляют отдельные ведомости.

Исходными материалами для составления ведомостей являют­ ся: формуляры технического состояния корпуса и силовой уста­ новки; шнуровые книги; акты, предписания и требования органов надзора; нормы допускаемых износов элементов корпуса судна и деталей судовых технических средств; данные осмотров и наб­ людений в процессе эксплуатации.

Ремонтные работы в ведомостях перечисляют без технологи­ ческих уточнений согласно единой номенклатуре комплектов и уз­ лов судна. При этом используют унифицированные прейскуранты

типовых ремонтных работ для морских

судов (справочники цен

на судоремонтные работы по разделам единой номенклатуры).

 

Судовая администрация представляет

ведомости

на

ремонт

судна ССХ в следующие сроки (в месяцах):

7, малый —

за

на работы нулевого этапа: большой

ремонт — за

4;

 

 

 

 

за

на ремонт: большой — за 4, малый — за 2; поддерживающий—■

2; восстановительный — за 7; аварийный — после осмотра ава

рийных повреждений;

 

 

 

 

на докование — за 1.

 

 

 

 

Судовладелец передает ведомости и заказ на ремонт заводу в

следующие сроки (в месяцах): на большей ремонт — за 3;

малый

и

поддерживающий — за 1,5; восстановительный — за

6;

аварий­

ный — одновременно

с постановкой судна в ремонт;

на

докова­

ние— за 10 суток.

ведомостями пароходство представляет заво­

 

Одновременно с

ду список механизмов, оборудования, сменных деталей, необхо­ димых для ремонта данного судна. В дальнейшем пароходство подготавливает и передает их заводу в согласованные сроки (из обменного фонда).

На модернизацию и переоборудование судов, а также работы, направленные на улучшение условий труда и быта судового эки­ пажа, судовладелец передает заводу заказы и техническую доку­ ментацию за 6 месяцев до начала этих работ.

После утверждения годового плана ССХ сообщает администра­ ции судна данные о намеченном виде, сроке, базе ремонта и ли­ митах средств (в том числе на модернизационные и другие ра­ боты).

Об уточненных сроках вывода судна из эксплуатации судовую администрацию извещает служба перевозок и движения флота (на большой ремонт — за 2 месяца, на малый — за 1 месяц до ре­ монта судна).

До постановки судна на ремонт или на докование представи­ тель завода может уточнить на судне ремонтную документацию.

28


§11. СОТРУДНИЧЕСТВО ПРЕДСТАВИТЕЛЕН ЗАКАЗЧИКА

ИСУДОРЕМОНТНОГО ЗАВОДА

Взаимоотношения между заказчиком и СРЗ определяются «По­ ложением о заводском ремонте судов» и договорами:

генеральным

на судоремонт (заключается

на календарный

год);

 

 

локальным на ремонт данного судна;

запасных частей

прямым на

изготовление сменных деталей,

и. изделий, предусмотренных планом внутриминистерской коопера­ ции и заданиями пароходства по безналичному лимиту.

Генеральный договор завод составляет и посылает заказчику в месячный срок после получения заводом утвержденной годовой производственной программы. Договор подписывает со стороны заказчика главный инженер пароходства, со стороны завода — директор.

Годовой план ремонта судов, оформленный генеральным дого­ вором, уточняют по объектам и срокам выполнения с кварталь­ ными планами заказчика и квартальными производственными программами завода.

Локальный договор заключают на все виды ремонта и докования судов (за исключением навигационного ремонта, работ по ТО, нулевому этапу и ремонту судовых технических средств для пополнения обменного фонда; по этим работам взаимоотношения между пароходством и СРЗ регулирует генеральный договор).

Локальный

договор подписывают со

стороны заказчика (по

его доверенности)

капитан

судна или

другой

уполномоченный

представитель,

со

стороны

завода— директор

или его замести­

тель.

При участии в ремонте судна нескольких заводов или подсоб­ ных предприятий основной завод, подписавший локальный договор с заказчиком, является генеральным подрядчиком. Он выдает другим заводам-контрагентам заказы на работы, следит за их вы­ полнением и несет ответственность за комплексный ремонт судна.

Локальный договор определяет стоимость ремонта судна, а также сроки его окончания.

На аварийный ремонт заключается договор на основании акта об аварии и сметы на необходимые работы.

Работники СРП при проведении работ на судне подчиняются правилам внутреннего распорядка этого судна. Судовой состав, находясь на территории СРП, подчиняется правилам внутреннего распорядка данного предприятия.

За безопасность судна (в том числе и в пожарном отношении) ответственность несет капитан. Поэтому все работы на судне, влияющие на его остойчивость и плавучесть (перемещение тяже­ ловесных грузов, перекачивание балласта и топлива, разборка забортной арматуры и т. д.), а также работы, связанные с приме­ нением открытого огня (сварка, газорезка, нагрев и т. д.), произ­ водят только по согласованию с капитаном.

29



Завод отвечает за полноту и качество выполненных им работ и соответствие применяемых материалов техническим условиям и

стандартам.

Гарантийный срок устанавливают 12 месяцев календарного времени со дня приемки судна после ремонта. Завод не несет от­ ветственности за неисправности, вызванные нарушением правил технической эксплуатации судовым экипажем.

При разногласиях между администрацией судна и заводом о причинах возникновения дефектов этот вопрос решает инспекция Регистра, наблюдающая за ремонтом судна по объектам, входя­ щим в номенклатуру Регистра. По другим объектам вопрос ре­ шает главный инженер пароходства, которому подчинен завод.

Споры между заводом и заказчиком разрешают (независимо от подчиненности) в арбитраже ММФ.

Дефекты, возникшие в течение гарантийного срока, оформляют судовым актом или двусторонним актом с представителем СРП.

На основании актов заказчик предъявляет СРП рекламацию. В этом случае СРП обязано устранить обнаруженные дефекты в кратчайший срок, согласованный сторонами.

§ 12. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА И ДОКОВАНИЯ СУДОВ НА СУДОРЕМОНТНОМ ЗАВОДЕ

После получения утвержденной годовой производственной про­ граммы и квартальных планов по ремонту судов на заводе назна­ чают производителей работ (прорабов), ответственных за ремонт. Они являются полномочными представителями завода при реше­ нии вопросов по ремонту судов.

Сдачу судна на СРЗ (после подготовки к ремонту) оформляют актом, составленным представителями завода и заказчика. Дата подписания акта считается началом ремонта судна.

После принятия судна завод приступает к дефектации для окончательного уточнения объема работ, предусмотренных ведо­ мостью на ремонт, а также для уточнения технологии ремонта.

Заводскую дефектацию производят в течение первой трети пла­ нового срока ремонта, а при доковании — в течение двух суток со дня постановки судна в док.

Если при дефектации выяснилось, что отдельные механизмы, узлы и детали требуют большего объема работ, чем предусмотрено в нормативах для данного вида ремонта, то заказчик выдает за­ воду за счет лимита на ремонт судна заказ на выполнение необ? ходимых дополнительных работ или подтверждает согласие на перевод в другой вид ремонта.

Для участия в дефектации завод привлекает представителей судна и заказчика, а в необходимых случаях приглашает инспек­ торов Регистра и других органов надзора.

На время дефектации заказчик передает заводу документы, характеризующие техническое состояние судна, в том числе фор­

30