Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
муляры технического состояния корпуса и машинной установки, паспорта на оборудование, судовые записи замеров, акты Регист ра и т. д.
Врезультате заводской дефектации завод и заказчик опреде ляют окончательные объем и расчетный срок ремонта, а также уточняют договорные условия. Результаты заводской дефектации оформляют протоколом.
Вокончательную стоимость ремонта судна включают 3% об щей стоимости ремонта на неучтенные работы (при уточнении тех нологии и организации работ). Заказы на эти работы выдает про раб по согласованию с представителем заказчика.
После дефектации завод оформляет калькуляции и сметы (в том числе сводную смету на ремонт судна), определяющие стои мость ремонтных работ, и передает их вместе с проектом локаль ного договора на согласование заказчику.
После подписания локального договора завод разрабатывает и корректирует внутризаводские документы и составляет завод ской технологический (сетевой) график ремонта судна с указа нием срока ремонта, общей последовательности проведения работ цехами и участками, трудоемкости работ по каждому узлу, необ ходимого количества рабочих.
Заводской технологический график является основным доку ментом для организации и планирования работ по ремонту судна. Один его экземпляр получает капитан судна.
На работы, выполняемые судовым экипажем, администрация судна составляет отдельную ведомость; в заводскую ведомость эти работы не включают. График работ, выполняемых судовым экипажем, планово-производственный отдел завода согласовывает
сзаводским технологическим графиком. Ответственность за вы полнение работ судовым экипажем в установленные сроки несет капитан.
‘Для обеспечения ремонта заказчик создает обменный фонд су довых механизмов, оборудования, приборов, узлов и деталей в соответствии с инструкцией.
Докование судов производят в соответствии с квартальными планами ремонта и графиками докования.
Для уточнения работ, подлежащих выполнению при доковании, доковая комиссия (состоящая из представителей завода и заказ чика, а также инспектора Регистра) осматривает судно после подъема и очистки корпуса. В течение 24 ч с момента постановки судна в док составляют акт докового осмотра. Инспектор Регист ра вручает акт осмотра капитану судна и заводу не позднее чем через 48 ч после постановки судна в док.
Во время последнего докования, предшествующего большому ремонту, производят дефектацию подводной части судна и уточ няют объем предстоящих работ.
Срок выполнения доковых работ устанавливают в соответствии
сутвержденными нормами среднесуточной выработки при ремонте
идоковании судов. Окончание работ в доке завод оформляет ак-
31
тами, которые предъявляет для промежуточной приемки админи страции судна и окончательной — инспектору Регистра.
Судно спускают с дока после окончания всех работ и пись менного подтверждения капитана о готовности судна к всплытию и при наличии акта Регистра об окончании докового освидетель ствования.
Со стороны заказчика за ремонтными работами наблюдают капитан, старший механик и групповой инженер ССХ. Все вопро сы, связанные с ходом и качеством работ, решает прораб, а по во просам, не входящим в круг его обязанностей, переговоры ведут с начальником планово-производственного отдела завода, главным инженером или директором завода.
Капитан, старший механик (или лица судовой администрации по их поручению), а также групповой инженер обязаны:
контролировать выполнение и качество работ согласно утвер жденным ведомостям на ремонт, проектам, чертежам и сметам;
участвовать в заводской дефектации; проверять и предварительно согласовывать калькуляции работ
и сметы при всех ремонтах, на которые отсутствуют плановые цены;
контролировать сроки выполнения работ по заводскому техно логическому графику и принимать меры для выхода судна из ремонта в назначенный срок;
участвовать в поомежуточных заводских приемках ответствен ных деталей, узлов, механизмов, оборудования, устройств и др.;
участвовать в окончательной приемке судна из ремонта.
Со стороны Регистра за ходом ремонта наблюдение ведется в соответствии с действующими правилами и инструкциями по до говору, заключенному с заводом. Для освидетельствования и ре шения вопросов, связанных с заводским ремонтом, завод через свой ОТК вызывает инспектора Регистра. Во всех остальных слу чаях вызов делает заказчик.
В процессе ремонта судна завод обязан согласовывать с Ре гистром технологические процессы на особо сложные и ответствен ные работы (ремонт коленчатых и гребных валов с использова нием электросварки,- устранение больших повреждений корпуса судна и т. д.), программу сдаточных швартовных и ходовых испы таний судна, а также рабочие чертежи по работам, входящим в компетенцию Регистра.
Инспекция Регистра, ведущая наблюдение за ремонтом, уточ няет и представляет заводу и заказчику свои требования во вре мя заводской дефектации. Завод обязан в это время выполнять все требования Регистра по вскрытию и разборке отдельных механизмов и элементов судна.
Приемка ремонтных работ разделяется на предварительную и окончательную.
Предварительная приемка осуществляется в процессе ремонта, по мере окончания работ по отдельным деталям, механизмам и элементам судна (после обработки шеек коленчатого вала на
32
станке, центровки поршневого двигателя, пригонки конуса гребно го винта по конусу гребного вала и т. д.)\ Окончательная — это приемка из ремонта судна в целом после окончания всех завод ских работ.
Предварительную приемку осуществляет судовая администра ция; окончательную приемку по окончании малого, навигационного
иподдерживающего ремонтов, а также очередного докования суд
на — капитан и старший механик судна с участием группового инженера. Окончательную приемку судна после большого, вос становительного. ремонта, после модернизационных работ и пере оборудования осуществляет комиссия, назначаемая начальником
пароходства. В необходимых случаях к участию в приемке суд на из ремонта заказчик привлекает представителей органов над зора.
Все предъявляемые к сдаче механизмы, детали и элементы суд на должны быть перед этим проверены и приняты ОТК с оформ лением соответствующих актов. На ответственные детали наносят клеймо ОТК.
Контрольные проверки и освидетельствования, проводимые Ре гистром в процессе надзора за ремонтом, производят после пред ставления актов ОТК завода об окончательной приемке объектов.
В целях систематизации промежуточных приемок и упроще ния учета их выполнения завод на каждом ремонтируемом судне ведет журнал промежуточных приемок, в который заносят согла сованные с заказчиком и инспектором Регистра результаты при емки узлов, механизмов и элементов судна. Эти данные в даль нейшем используют для оформления приемо-сдаточного акта. Пос ле окончания ремонта судна журнал промежуточных приемок ос тается у завода.
Из ремонта судно принимают по программе, представленной заводом и согласованной с Регистром и заказчиком, а при необ ходимости и с другими органами надзора.
Приемо-сдаточные испытания проводят с целью решения воп роса о приемке судна из ремонта и оценки его качества, а также проверки:
соответствия объема и качества выполненных работ ведомо стям на ремонт судна, чертежам, техническим условиям, ГОСТам и требованиям Регистра;
работы отдельных механизмов и всего оборудования судна по прямому назначению;
ходовых характеристик судна (если проводились работы, кото рые могли привести к изменению характеристик главного двига теля и движительно-рулевого комплекса).
Для организации и проведения испытаний, а также оформле ния сдачи судна из ремонта заказчику завод назначает ответст венного сдатчика.
После испытаний назначается ревизия в первую очередь тех узлов, механизмов и устройств, работа которых в процессе испы таний вызывала сомнения.
3 О. К. Балякнн |
33 |
По окончании ревизии и устранении обнаруженных дефектов комиссия проверяет технические средства, где были обнаружены дефекты и проведены ревизии, в действии и при удовлетвори тельных результатах составляет акт приемки судна из ремонта и дает оценку качества выполненных работ, прилагая специфика
цию выполненных работ.
В отдельных случаях по требованию заказчика или Регистра подписанию акта может предшествовать контрольный выход судна
в море.
Дата подписания акта является датой окончания ремонта. К моменту подписания приемного акта завод должен передать судовой администрации всю отчетную документацию по ремонту, включая документы органов надзора, и внести изменения в фор муляры.
Гл а в а III
КЛАССИФИКАЦИЯ И СОСТАВ СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
§13. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
ИКЛАССИФИКАЦИЯ СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Определяющими' особенностями производственного процесса СРП являются: индивидуальный характер производства, большая номенклатура ремонтных работ, значительная трудоемкость работ, неравномерность материальных затрат в процессе производства, относительная длительность и сложность производственного про цесса.
Эти особенности в основном и определяют характер производ ственной базы и состав СРП, которое представляет собой индиви дуальное производство со сложным комплексом разнообразных цехов и участков, производственную мощность которых обеспечи вают вспомогательные цехи и хозяйства.
Индивидуальность вытекает из сущности судоремонтного про изводства. До сих пор механизмы, устройства, системы и элемен ты корпуса судна ремонтируют в основном индивидуально-осмот- ровым методом, при котором объем и характер ремонтных работ определяют дефектацией в каждом отдельном случае.
Индивидуальность определяет трудоемкость, длительность и сложность производственного процесса. Большая трудоемкость оп ределяется еще и тем, что до 70% всех судоремонтных работ со ставляют ручные работы и только 30% выполняют на станках.
В номенклатуру ремонтных работ входят слесарно-сборочные, корпусные, сварочные, медницкие, столярные, кузнечные, литейные
идр.
Осложности производственного процесса и разнообразии ре монтных работ можно судить по следующему примеру. Если плав
34
состав, обслуживающий морской флот, насчитывает 96 профессий,
профессиональный |
состав портового хозяйства — 110 профессий, |
то для выполнения |
всех ремонтных работ на судне в современных |
условиях требуются рабочие 300 профессий.
Максимальные затраты материалов производят во время ре монта, изготовления деталей и узлов механизмов и ремонта эле ментов корпуса судна, а во время разборки, дефектации и мон тажных работ эти затраты минимальные.
Рис. 3. Классификация судоремонтных предприятий
Основным путем совершенствования индивидуального судоре монтного производства является внедрение в него индустриальных методов ремонта (агрегатного, комплектно-узлового, секционно блочного и др.), приближение его к мелкосерийному производству. Последнее всецело зависит от количества типовых работ в общем объеме судоремонта. А это, в свою очередь, определяется серий ностью судов и унификацией судовых механизмов и оборудо вания.
СРП можно классифицировать по: принадлежности, видам вы полняемого ремонта, специализации технологии производства, ко личеству рабочих, занятых на предприятии (рис. 3).
Основной классификацией, позволяющей представить мощ ность СРП, является классификация в зависимости от количества рабочих, занятых на предприятии.
ММФ располагает в основном судоремонтными предприятиями, относящимися к III группе (Рижский, Находкинский, Совгаванский судоремонтные заводы и завод «Красная кузница») и к IV (Клай
3* |
35 |
педский, Владивостокский, Красноводский заводы).^ Наиболее крупные СРЗ (Одесский имени 50-летия Советской Украины, Ильичевский и Канонерский) относятся ко II группе.
На выполнении малого и навигационного ремонта специали зируются Новороссийский, Владивостокский, Клайпедский и Крас новодский заводы. Заводы II и III группы выполняют все виды
ремонта.
В основном СРП ММФ ориентированы на ремонт дизельного флота. Из предприятий, предназначенных для ремонта парового флота, можно назвать Совгаванский и Клайпедский СРЗ.
§14. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА СУДОРЕМОНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Под производственной структурой предприятия понимают со став его производственных подразделений и обслуживающих хо
зяйств.
Производственную структуру СРП рассмотрим на примере крупного судоремонтного завода, в состав которого входят произ водственные цехи со специализированными производственными участками, заготовительные и вспомогательные цехи, судоподъем ные средства и различные хозяйства (рис. 4).
На крупных судоремонтных заводах из состава механосбороч ного цеха выделяют в обособленные цехи такие участки, как ди зельный и турбинный.
Наиболее крупным производственным цехом судоремонтного предприятия является м е х а н о с б о р о ч н ы й . Он состоит из станочного и слесарносборочного отделений.
В состав станочного отделения входят токарный, фрезерный, шлифовальный участок и другие.
Слесарносборочное отделение состоит из участка по ремонту: главных двигателей, вспомогательных механизмов, топливной ап паратуры и т. д.
Основным назначением механосборочного цеха является ре монт главных и вспомогательных механизмов, устройств, валопроводов, движителей, теплообменных аппаратов и судовых хо лодильных установок.
Вторым по значимости и объему выпускаемой продукции яв ляется к о р п у с н о с в а р о ч н ы й цех. В его состав входят за готовительное, сборочное и сварочное отделения, а также участок по ремонту и изготовлению дельных вещей.
В заготовительном отделении находится станочное оборудо вание для правки, резки и гибки заготовок (правильные и гибоч ные вальцы, газорезательные машины, пресс-ножницы, гибочные прессы и т. д.).
Сборочное отделение располагает сборочными стендами и сварочым оборудованием.
В сварочном отделении размещаются специализированные сва-
.рочные посты. На участке по ремонту и изготовлению дельных
36