Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

муляры технического состояния корпуса и машинной установки, паспорта на оборудование, судовые записи замеров, акты Регист­ ра и т. д.

Врезультате заводской дефектации завод и заказчик опреде­ ляют окончательные объем и расчетный срок ремонта, а также уточняют договорные условия. Результаты заводской дефектации оформляют протоколом.

Вокончательную стоимость ремонта судна включают 3% об­ щей стоимости ремонта на неучтенные работы (при уточнении тех­ нологии и организации работ). Заказы на эти работы выдает про­ раб по согласованию с представителем заказчика.

После дефектации завод оформляет калькуляции и сметы (в том числе сводную смету на ремонт судна), определяющие стои­ мость ремонтных работ, и передает их вместе с проектом локаль­ ного договора на согласование заказчику.

После подписания локального договора завод разрабатывает и корректирует внутризаводские документы и составляет завод­ ской технологический (сетевой) график ремонта судна с указа­ нием срока ремонта, общей последовательности проведения работ цехами и участками, трудоемкости работ по каждому узлу, необ­ ходимого количества рабочих.

Заводской технологический график является основным доку­ ментом для организации и планирования работ по ремонту судна. Один его экземпляр получает капитан судна.

На работы, выполняемые судовым экипажем, администрация судна составляет отдельную ведомость; в заводскую ведомость эти работы не включают. График работ, выполняемых судовым экипажем, планово-производственный отдел завода согласовывает

сзаводским технологическим графиком. Ответственность за вы­ полнение работ судовым экипажем в установленные сроки несет капитан.

Для обеспечения ремонта заказчик создает обменный фонд су­ довых механизмов, оборудования, приборов, узлов и деталей в соответствии с инструкцией.

Докование судов производят в соответствии с квартальными планами ремонта и графиками докования.

Для уточнения работ, подлежащих выполнению при доковании, доковая комиссия (состоящая из представителей завода и заказ­ чика, а также инспектора Регистра) осматривает судно после подъема и очистки корпуса. В течение 24 ч с момента постановки судна в док составляют акт докового осмотра. Инспектор Регист­ ра вручает акт осмотра капитану судна и заводу не позднее чем через 48 ч после постановки судна в док.

Во время последнего докования, предшествующего большому ремонту, производят дефектацию подводной части судна и уточ­ няют объем предстоящих работ.

Срок выполнения доковых работ устанавливают в соответствии

сутвержденными нормами среднесуточной выработки при ремонте

идоковании судов. Окончание работ в доке завод оформляет ак-

31


тами, которые предъявляет для промежуточной приемки админи­ страции судна и окончательной — инспектору Регистра.

Судно спускают с дока после окончания всех работ и пись­ менного подтверждения капитана о готовности судна к всплытию и при наличии акта Регистра об окончании докового освидетель­ ствования.

Со стороны заказчика за ремонтными работами наблюдают капитан, старший механик и групповой инженер ССХ. Все вопро­ сы, связанные с ходом и качеством работ, решает прораб, а по во­ просам, не входящим в круг его обязанностей, переговоры ведут с начальником планово-производственного отдела завода, главным инженером или директором завода.

Капитан, старший механик (или лица судовой администрации по их поручению), а также групповой инженер обязаны:

контролировать выполнение и качество работ согласно утвер­ жденным ведомостям на ремонт, проектам, чертежам и сметам;

участвовать в заводской дефектации; проверять и предварительно согласовывать калькуляции работ

и сметы при всех ремонтах, на которые отсутствуют плановые цены;

контролировать сроки выполнения работ по заводскому техно­ логическому графику и принимать меры для выхода судна из ремонта в назначенный срок;

участвовать в поомежуточных заводских приемках ответствен­ ных деталей, узлов, механизмов, оборудования, устройств и др.;

участвовать в окончательной приемке судна из ремонта.

Со стороны Регистра за ходом ремонта наблюдение ведется в соответствии с действующими правилами и инструкциями по до­ говору, заключенному с заводом. Для освидетельствования и ре­ шения вопросов, связанных с заводским ремонтом, завод через свой ОТК вызывает инспектора Регистра. Во всех остальных слу­ чаях вызов делает заказчик.

В процессе ремонта судна завод обязан согласовывать с Ре­ гистром технологические процессы на особо сложные и ответствен­ ные работы (ремонт коленчатых и гребных валов с использова­ нием электросварки,- устранение больших повреждений корпуса судна и т. д.), программу сдаточных швартовных и ходовых испы­ таний судна, а также рабочие чертежи по работам, входящим в компетенцию Регистра.

Инспекция Регистра, ведущая наблюдение за ремонтом, уточ­ няет и представляет заводу и заказчику свои требования во вре­ мя заводской дефектации. Завод обязан в это время выполнять все требования Регистра по вскрытию и разборке отдельных механизмов и элементов судна.

Приемка ремонтных работ разделяется на предварительную и окончательную.

Предварительная приемка осуществляется в процессе ремонта, по мере окончания работ по отдельным деталям, механизмам и элементам судна (после обработки шеек коленчатого вала на

32


станке, центровки поршневого двигателя, пригонки конуса гребно­ го винта по конусу гребного вала и т. д.)\ Окончательная — это приемка из ремонта судна в целом после окончания всех завод­ ских работ.

Предварительную приемку осуществляет судовая администра­ ция; окончательную приемку по окончании малого, навигационного

иподдерживающего ремонтов, а также очередного докования суд­

на — капитан и старший механик судна с участием группового инженера. Окончательную приемку судна после большого, вос­ становительного. ремонта, после модернизационных работ и пере­ оборудования осуществляет комиссия, назначаемая начальником

пароходства. В необходимых случаях к участию в приемке суд­ на из ремонта заказчик привлекает представителей органов над­ зора.

Все предъявляемые к сдаче механизмы, детали и элементы суд­ на должны быть перед этим проверены и приняты ОТК с оформ­ лением соответствующих актов. На ответственные детали наносят клеймо ОТК.

Контрольные проверки и освидетельствования, проводимые Ре­ гистром в процессе надзора за ремонтом, производят после пред­ ставления актов ОТК завода об окончательной приемке объектов.

В целях систематизации промежуточных приемок и упроще­ ния учета их выполнения завод на каждом ремонтируемом судне ведет журнал промежуточных приемок, в который заносят согла­ сованные с заказчиком и инспектором Регистра результаты при­ емки узлов, механизмов и элементов судна. Эти данные в даль­ нейшем используют для оформления приемо-сдаточного акта. Пос­ ле окончания ремонта судна журнал промежуточных приемок ос­ тается у завода.

Из ремонта судно принимают по программе, представленной заводом и согласованной с Регистром и заказчиком, а при необ­ ходимости и с другими органами надзора.

Приемо-сдаточные испытания проводят с целью решения воп­ роса о приемке судна из ремонта и оценки его качества, а также проверки:

соответствия объема и качества выполненных работ ведомо­ стям на ремонт судна, чертежам, техническим условиям, ГОСТам и требованиям Регистра;

работы отдельных механизмов и всего оборудования судна по прямому назначению;

ходовых характеристик судна (если проводились работы, кото­ рые могли привести к изменению характеристик главного двига­ теля и движительно-рулевого комплекса).

Для организации и проведения испытаний, а также оформле­ ния сдачи судна из ремонта заказчику завод назначает ответст­ венного сдатчика.

После испытаний назначается ревизия в первую очередь тех узлов, механизмов и устройств, работа которых в процессе испы­ таний вызывала сомнения.

3 О. К. Балякнн

33


По окончании ревизии и устранении обнаруженных дефектов комиссия проверяет технические средства, где были обнаружены дефекты и проведены ревизии, в действии и при удовлетвори­ тельных результатах составляет акт приемки судна из ремонта и дает оценку качества выполненных работ, прилагая специфика­

цию выполненных работ.

В отдельных случаях по требованию заказчика или Регистра подписанию акта может предшествовать контрольный выход судна

в море.

Дата подписания акта является датой окончания ремонта. К моменту подписания приемного акта завод должен передать судовой администрации всю отчетную документацию по ремонту, включая документы органов надзора, и внести изменения в фор­ муляры.

Гл а в а III

КЛАССИФИКАЦИЯ И СОСТАВ СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

§13. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

ИКЛАССИФИКАЦИЯ СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Определяющими' особенностями производственного процесса СРП являются: индивидуальный характер производства, большая номенклатура ремонтных работ, значительная трудоемкость работ, неравномерность материальных затрат в процессе производства, относительная длительность и сложность производственного про­ цесса.

Эти особенности в основном и определяют характер производ­ ственной базы и состав СРП, которое представляет собой индиви­ дуальное производство со сложным комплексом разнообразных цехов и участков, производственную мощность которых обеспечи­ вают вспомогательные цехи и хозяйства.

Индивидуальность вытекает из сущности судоремонтного про­ изводства. До сих пор механизмы, устройства, системы и элемен­ ты корпуса судна ремонтируют в основном индивидуально-осмот- ровым методом, при котором объем и характер ремонтных работ определяют дефектацией в каждом отдельном случае.

Индивидуальность определяет трудоемкость, длительность и сложность производственного процесса. Большая трудоемкость оп­ ределяется еще и тем, что до 70% всех судоремонтных работ со­ ставляют ручные работы и только 30% выполняют на станках.

В номенклатуру ремонтных работ входят слесарно-сборочные, корпусные, сварочные, медницкие, столярные, кузнечные, литейные

идр.

Осложности производственного процесса и разнообразии ре­ монтных работ можно судить по следующему примеру. Если плав­

34


состав, обслуживающий морской флот, насчитывает 96 профессий,

профессиональный

состав портового хозяйства — 110 профессий,

то для выполнения

всех ремонтных работ на судне в современных

условиях требуются рабочие 300 профессий.

Максимальные затраты материалов производят во время ре­ монта, изготовления деталей и узлов механизмов и ремонта эле­ ментов корпуса судна, а во время разборки, дефектации и мон­ тажных работ эти затраты минимальные.

Рис. 3. Классификация судоремонтных предприятий

Основным путем совершенствования индивидуального судоре­ монтного производства является внедрение в него индустриальных методов ремонта (агрегатного, комплектно-узлового, секционно­ блочного и др.), приближение его к мелкосерийному производству. Последнее всецело зависит от количества типовых работ в общем объеме судоремонта. А это, в свою очередь, определяется серий­ ностью судов и унификацией судовых механизмов и оборудо­ вания.

СРП можно классифицировать по: принадлежности, видам вы­ полняемого ремонта, специализации технологии производства, ко­ личеству рабочих, занятых на предприятии (рис. 3).

Основной классификацией, позволяющей представить мощ­ ность СРП, является классификация в зависимости от количества рабочих, занятых на предприятии.

ММФ располагает в основном судоремонтными предприятиями, относящимися к III группе (Рижский, Находкинский, Совгаванский судоремонтные заводы и завод «Красная кузница») и к IV (Клай­

3*

35

педский, Владивостокский, Красноводский заводы).^ Наиболее крупные СРЗ (Одесский имени 50-летия Советской Украины, Ильичевский и Канонерский) относятся ко II группе.

На выполнении малого и навигационного ремонта специали­ зируются Новороссийский, Владивостокский, Клайпедский и Крас­ новодский заводы. Заводы II и III группы выполняют все виды

ремонта.

В основном СРП ММФ ориентированы на ремонт дизельного флота. Из предприятий, предназначенных для ремонта парового флота, можно назвать Совгаванский и Клайпедский СРЗ.

§14. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА СУДОРЕМОНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Под производственной структурой предприятия понимают со­ став его производственных подразделений и обслуживающих хо­

зяйств.

Производственную структуру СРП рассмотрим на примере крупного судоремонтного завода, в состав которого входят произ­ водственные цехи со специализированными производственными участками, заготовительные и вспомогательные цехи, судоподъем­ ные средства и различные хозяйства (рис. 4).

На крупных судоремонтных заводах из состава механосбороч­ ного цеха выделяют в обособленные цехи такие участки, как ди­ зельный и турбинный.

Наиболее крупным производственным цехом судоремонтного предприятия является м е х а н о с б о р о ч н ы й . Он состоит из станочного и слесарносборочного отделений.

В состав станочного отделения входят токарный, фрезерный, шлифовальный участок и другие.

Слесарносборочное отделение состоит из участка по ремонту: главных двигателей, вспомогательных механизмов, топливной ап­ паратуры и т. д.

Основным назначением механосборочного цеха является ре­ монт главных и вспомогательных механизмов, устройств, валопроводов, движителей, теплообменных аппаратов и судовых хо­ лодильных установок.

Вторым по значимости и объему выпускаемой продукции яв­ ляется к о р п у с н о с в а р о ч н ы й цех. В его состав входят за­ готовительное, сборочное и сварочное отделения, а также участок по ремонту и изготовлению дельных вещей.

В заготовительном отделении находится станочное оборудо­ вание для правки, резки и гибки заготовок (правильные и гибоч­ ные вальцы, газорезательные машины, пресс-ножницы, гибочные прессы и т. д.).

Сборочное отделение располагает сборочными стендами и сварочым оборудованием.

В сварочном отделении размещаются специализированные сва-

.рочные посты. На участке по ремонту и изготовлению дельных

36