Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

напрессовывают румпель, собирают рулевой привод. При сборке замеряют зазоры в сопряжениях (рис. 127).

После ремонта рулевое устройство испытывают на швартовных и ходовых испытаниях, проверяя легкость перекладки руля, на­ дежность работы тормозного устройства, совпадение показаний рулевых указателей с действительным положением руля, время перекладки руля с -борта на борт основным и запасным рулевыми приводами, которое не должно быть больше 35 с. Работу руле­ вого устройства на основном приводе проверяют на полном перед­ нем и среднем заднем ходах.

§90. РЕМОНТ ГРУЗОВОГО УСТРОЙСТВА

Вгрузовом устройстве чаще всего ремонтируютгрузовые стре­ лы, их шпоры и блоки.

Основной дефект грузовых стрел — общая

деформация

(по-

гибь), кроме того, вмятины, трещины и поломки.

 

 

Погнутые стрелы выправляют

следующим

образом. Стрелу 1

(рис. 128, а) выпуклой

частью

укладывают

на

нагревательное

устройство (горн) 2 и

нагревают район погиби

до температуры

780—850° С. При этом

под действием собственного веса

концы

стрелы начинают опускаться и стрела выправляется. Для того что­ бы не допустить перегиба стрелы, под ее концы устанавливают ограничительные опоры 3. Для ускорения процесса правки на концы стрелы можно накладывать или подвешивать грузы.

308


Нагревать стрелу при правке можно также токами промыш­ ленной частоты (рис. 128, б). В этом случае стрелу концами укла­ дывают на опоры выпуклостью вверх. В районе погиби устанав­ ливают ограничительную опору. Район погиби обматывают асбе­ стовым полотном 4 слоем 4—5 мм, поверх которого накладывают спиралью голый медный провод 5 сечением 180—240 мм2. Концы провода подсоединяют к трансформатору. В этом случае, как и в предыдущем, правка стрелы после нагрева происходит под действием собственной массы или под действием собствен­ ной массы и груза, подвешен­ ного к стреле в районе погиби.

го

Для укрепления

дефектно­

участка

после правки

на

район

бывшей

погиби обыч­

но

устанавливают накладку

б

(рис.

128,

в),

из

листовой

стали толщиной 6—10 мм, со­ стоящую из двух половин. На­ кладка должна перекрывать поврежденную часть стрелы с каждой стороны примерно на 100 мм. Для исключения влия­ ния возможных пережогов ме­

талла при сварке на прочность поперечного сечения стрелы торцы накладки делают ступенчатыми с шириной и глубиной ступени порядка 40—50 мм. Если длина накладки более 400 мм, то в средней части ее к стреле дополнительно крепят электрозаклеп­ ками.

Вмятины на стрелах выправляют так. В центре вмятины при­ варивают шпильку, на нее укладывают поперечину на подкладках, устанавливаемых между поперечиной и недеформированными уча­ стками стрелы. Навинчивают на шпильку гайку и обогревают вмя­ тину автогеном. По мере обогрева подтягивают гайку до устране­ ния вмятины.

Если вмятина небольшая, ее не правят, а устанавливают на район вмятины цилиндрическую накладку на электросварке. Дуб­ лирующие накладки устанавливают также после заварки трещин на стрелах.

В случае поломки части стрелы ее выкладывают на горизон­ тальной площадке или плитах, размечают и отрезают поврежден­ ные участки. Затем из листовой стали марки Ст. 4 толщиной 6—8 мм изготавливают, устанавливают и вваривают внутреннюю цилиндрическую вставку 1 (рис. 129), наружный диаметр которой равен внутреннему диаметру вырезанной части стрелы. Изготав­ ливают из двух половин, устанавливают и вваривают наружную вставку 2, наружный диаметр которой равен диаметру стрелы 3 в данном месте, а толщина равна толщине стенки стрелы.

309


Ремонт деталей грузовых стрел и блоков сводится к расхажи­ ванию тугоподвижных и замене изношенных деталей или восста­ новлению некоторых из них электронаплавкой с последующей механической обработкой. Ремонту с электронаплавкой или замене подлежат детали, максимальный износ которых превышает 10% первоначального размера. Стальные тросы заменяют, если в любом месте на длине, равной восьми диаметрам троса, число лопнувших проволок превышает 10% их общего числа. Подлежат замене и топенантные цепи при износе свыше 10% первоначального ка­ либра.

После ремонта и сборки грузовое устройство испытывают не­ посредственно на судне. Грузовые стрелы (а также краны) испы­ тывают на пробную нагрузку, превышающую рабочую на 25% при грузоподъемности менее 20 т, на рабочую нагрузку плюс 5 т при грузоподъемности 20—50 т и на рабочую нагрузку плюс 10% при грузоподъемности более 50 т. При испытании стрелы гру­

зоподъемностью менее 10 т ее устанавливают

под углом наклона

к горизонту не более 15°, стрелы

большей

грузоподъемности —

под углом не более 25°.

испытание выполняют в обоих

После подъема пробного груза

крайних положениях поворота стрелы (или крана) и при поло­ жении в направлении вдоль судна.

Стрелы, предназначенные для спаренной работы, испытывают пробной нагрузкой каждую в отдельности. Кроме того, стрелы со спаренными шкентелями испытывают пробной нагрузкой, превы­ шающей грузоподъемность на 25%, при работе спаренных стрел. Испытания проводят путем переноса груза от нока одной стрелы к ноку другой.

Современные суда оборудуют не только грузовыми стрелами, но и кранами различных конструкций и специальными грузовыми устройствами. Технология ремонта таких устройств определяется их конструктивными особенностями.

§91. РЕМОНТ ЯКОРНОГО, ШВАРТОВНОГО

ИШЛЮПОЧНОГО УСТРОЙСТВ

При ремонте якорного устройства устраняют дефекты якорных цепей, клюзов и якорей.

В процессе эксплуатации звенья якорных цепей изнашиваются, из них выпадают распорки, появляются наклеп, усталостные тре­ щины.

Якорные цепи, имеющие утонение (износ) звеньев, превышаю­ щее 10% первоначального диаметра звена, заменяют. Звенья с трещинами также заменяют. Новые звенья изготавливают литьем или с помощью электросварки.

что

Изготовление звена с помощью электросварки состоит в том,

стальную заготовку соответствующего диаметра нагревают

до

температуры 900—1000° С, загибают,

оставляя зазор

в стыке

несколько больший, чем калибр цепи.

Подготавливают

кромки

310



стыка под сварку, заводят новое звено в смежные звенья цепи, на­ гревают звено, сводят стыки и сваривают их. Заводят в звено чу­ гунную распорку, нагревают звено и обжимают распорку ударами кувалды или кузнечным молотом плотно по звену.

При обжимке как новых, так и старых распорок (в случае их ослабления) нагревают звено до температуры 800—900° С. Плот­ ность посадки распорок проверяют легкими ударами ручника.

Рис. 130.

Цепопробный стан для испытания

цепей на растяжение:

1 — г и д р о ц и л и н д р ;

2 — д и н а м о м е т р ы ; 3 — н а с о с ; 4 — п у л ь т

у п р а в л е н и я ; 5 — з а ж и м плун*

ж е р а ; 6, 7 — з а ж и м н ы е го л о в к и д л я с м ы ч е к м а л о й и н о р м а л ь н о й д л и н

Для устранения наклепа производят термическую обработку (нормализацию) цепей, которая заключается в медленном нагреве каждой смычки до температуры 900—950° С, выдержке ее при этой температуре, из расчета 2,5—3 мин на каждый миллиметр диаметра звена с последующим охлаждением на воздухе до окру­ жающей температуры.

Изношенные и поврежденные соединительные детали якорных цепей (жвака-галс, вертлюги, скобы) либо восстанавливают электросваркой с заменой элементов, либо заменяют.

Отремонтированные якорные цепи по смычкам подвергают ис­ пытаниям на цепопробном стане (рис. 130) на растяжение. Ве­ личина испытательной нагрузки назначается в зависимости от категории цепи (табл. 21).

 

 

 

 

Т а б л и ц а 21

 

 

 

Испытательная нагрузка, кгс

Категория цепи

 

пробная

разрывная

 

 

 

1 — обыкновенные

.

. .

0,7d2(44—0,08d)

ld2(44-0,08d)

2 — повышенной

прочности

Id2 (44—0,8d)

l,4d2(44—0,8d)

3 — особой прочности

. .

1,4d2 ( 44—0,08d)

2d2 (44—0,08d)

Каждую смычку испытывают на растяжение пробной нагруз­ кой при правильном положении всех деталей и узлов. При этом

311