Файл: Балякин, О. К. Технология и организация судоремонта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

смычка не должка скручиваться. При разрыве смычки во время испытаний ее части соединяют для продолжения испытания вре­ менными приспособлениями.

В смычке допускаются разрывы звеньев в местах сварки для цепей калибром до 19 мм в количестве не более 7, калибром свы­ ше 19 мм — не более 3.

После замены временных соединительных приспособлений смычку испытывают на растяжение вторично. При этом допуска­ ются разрывы в местах по сварке для цепей калибром до 19 мм — не более 2, калибром свыше 19 мм — не более 1. После этого смычку вновь испытывают на растяжение. Если обнаружится хо­ тя бы один разрыв, ее бракуют.

В литой смычке допускается не более 3 разрывов звеньев. После заливки разорвавшихся звеньев смычку подвергают повтор­ ной термообработке и вновь испытывают. Если разорвется одно звено, его заменяют стандартным соединительным и смычку сно­ ва испытывают. При удовлетворительных результатах испытаний смычка допускается к использованию в якорной цепи.

Все детали, узлы и смычки якорных цепей, выдержавшие ис­ пытания, осматривают, проверяют размеры и взаимоподвижность. Забракованные детали и узлы заменяют на другие, заранее испы­ танные.

Смычки, выдержавшие испытания, клеймят на обоих концах и окрашивают кузбасслаком. Для очистки от ржавчины и окалины цепи перед окраской загружают в галтовочные барабаны. Для ок­ раски цепи протаскивают через металлическую ванну, наполнен­ ную подогретым до 60—70° С кузбасслаком.

Характерным дефектом якорных клюзов является износ от трения якорных цепей, которые восстанавливают электронаплав­ кой. У чугунных клюзов в районе наплавки предварительно уста­ навливают в шахматном порядке на резьбе стальные шпильки.

При ремонте якорей заменяют штыри с расточкой и разверт­ кой отверстий в лапах и веретене, заваривают трещины и окраши­ вают якори кузбасслаком.

При поломке лап и других серьезных повреждениях, а также при большом коррозионном износе (на 20% и более) якоря под­ лежат замене.

Отремонтированные якоря испытывают бросанием с высоты:

при массе якоря 75—750 кг — 4,5 м; 750—1500 кг — 4 м; 1500— 5000 кг — 3,5 м; 5000 кг и более — 4 м на стальную плиту с габа­ ритом не менее 1300Х1300ХЮ0 мм. уложенную на утрамбован­ ном грунте. Температура при испытании не должна быть ни­ же 0° С.

После испытаний якорь подвешивают и обстукивают молотком массой не менее 3 кг. Звук должен быть чистым, металлическим, что свидетельствует об отсутствии трещин и других пороков.

Кроме испытаний на бросание, отремонтированный якорь ис­ пытывают на растяжение пробной нагрузкой на цепопробном ста­ не или подвешиванием груза к лапам.

312


Минимальную величину пробной

нагрузки

определяют па

формуле

Q— K V nil к г ,

 

 

 

где К — коэффициент

(зависит от массы якоря); при т <4000 кг

/ ( = 2 3 5 - — (4000 —G)2 : при

/п>4000

кг /(= 2 5 0 - — :

Ювv

F

 

270

т — масса якоря (включая массу штока), кг.

Время выдержки под пробной нагрузкой — не более 5 мин. Ос­ таточные деформации не допускаются. Деформацию замеряют между кернами, нанесенными на веретене якоря у скобы и на носке каждой лапы.

Характерными видами износов и повреждений деталей и узлов швартовного устройства являются истирания кнехтов, киповых планок и клюзов о швартовы, а также трещины и поломки. Сталь­ ные кнехты, киповые планки и клюзы ремонтируют электросвар­ кой и электронаплавкой, чугунные заменяют.

Характерными дефектами шлюпочного устройства являются повреждения шлюпбалок, стандерсов и шлюпок, износ втулок и чечевиц стандерсов, потеря водонепроницаемости шлюпками и гер­ метичности воздушными ящиками шлюпок.

Повреждения возникают чаще всего при аварии судна (столк­ новениях, ударах и т. д.). Деформированные шлюпбалки правят по технологии, подобной правке грузовых стрел. Трещины на шлюпбалках и стальных стандерсах устраняют с помощью элект­ росварки; чугунные стандерсы заменяют. Поврежденную часть шлюпок заменяют. При замене металлической обшивки применяют газоили электросварку.

Изношенные бронзовые втулки и чечевицы стандерсов также заменяют.

Водонепроницаемость деревянных шлюпок восстанавливают конопаткой, шпаклевкой и окраской; металлических — газо- и эле­ ктросваркой.

Герметичность воздушных ящиков восстанавливают пайкой. После ремонта шлюпочное устройство испытывают в действии

и пробной нагрузкой. В первом случае спускают на воду шлюпки с полным снабжением и спусковой командой, во втором — спуска­ ют пробный груз, превышающий рабочую нагрузку на 25%. При спуске резко тормозят. Пробная нагрузка должна быть выдер­ жана без остаточных деформаций.

На водонепроницаемость шлюпки проверяют на плаву с рабо­ чей нагрузкой в течение не менее 2 ч.

§ 92. РЕМОНТ ГРЕБНЫХ ВИНТОВ

При ремонте гребных винтов выполняют работы, связанные с правкой лопастей; заваривают трещины и приваривают наделки; устраняют коррозионные и эрозионные разрушения; производят балансировку.

313


У винтов регулируемого шага (ВРШ), кроме того, ремонтируют механизм изменения шага.

Лопасти гребных винтов чаще всего правят термомеханическим способом с использованием приспособлений, включающих в себя

 

гидравлический

или

винтовой

 

домкрат (рис. 131). Стальные ло­

 

пасти при

этом

нагревают

до

 

900—1000° С, бронзовые и латун­

 

ные— до 200—300° С. Контроли­

 

руют правку по шаблонам,

сня­

 

тым с недеформированной лопа­

 

сти, по шаговым угольникам, из­

 

готовленным по чережу, или пере­

 

носным координатным шагомером

 

(рис. 132).

Реже применяют раз­

 

личные угломерные приборы.

ис­

 

Координатный

шагомер

 

пользуют

также

при

установке

Рис. 131. Приспособление для правки

лопастей у винтов

со съемными

лопастями.

После

установки ло­

лопастей

пасти фиксируют с помощью су­

 

 

харей.

 

 

лопастей

После правки рекомендуется термическая обработка

(отжиг) для снятия внутренних напряжений.

 

 

 

Рис. 132. Координатный шагомер:

/ —■ в е р ти к а л ь н ы й ш п и н д е л ь ; 2 — л и м б ; 3 — к р о н ш т е й н с л и н е й к о й ; 4 — п е р е д в и ж н а я и г л а

Небольшую деформацию кромок лопастей можно устранить без нагрева и (при необходимости) без снятия винта — с помощью молота и поддержки, прикладываемой с обратной стороны.

Заварку трещин и приварку наделок производят с помощью электросварки (рис. 133). Концы трещин перед заваркой засверливают и разделывают. При приварке наделки сначала выравни­ вают кромку излома и подготавливают ее под сварку. Затем по

314


месту изготавливают деревянный объемный шаблон отломанного участка лопасти, по которому отковывают или отливают наделку. Наделку изготавливают из того же материала, что и лопасть. Кромки наделки обрабатывают под сварку, устанавливают на­ делку с помощью скоб на лопасть и приваривают электросваркой. Сварочные швы зачищают заподлицо с лопастью.

Рис. 133. Подготовка (а,

б, в) и порядок заварки (г) трещины, прихватка

и

приварка

наделки ( д ) :

/ — к о м п р е с с ; 2 — м е с то

п о д о г р е в а ;

3 — к л и н ; 4 — н а д е л к а ; 5 — л о п а с т ь ; ц и ф р ы

в к р у ж к а х п о к а з ы в а ю т п о р я д о к п р и х в а т к и ; ц и ф р ы н а д с т р е л к а м и — н а п р а в л е н и е и п о р я д о к с в а р к и

Отличие ремонта гребных винтов из нержавеющей стали от ре­ монта винтов из углеродистой стали обусловлено в основном осо­ бенностями технологии сварки нержавеющих сталей по сравнению

суглеродистыми.

Восновном ремонт винта с потерянной частью лопасти ана­ логичен ремонту винта из углеродистой стали.

Наделка или заварка трещин и других дефектов винтов из сталей 1X13, 2X13 и 1Х14НД возможна по двум технологическим вариантам: с применением присадочных материалов такого же или сходного химического состава или аустенитного (аустенитно­ ферритного) класса.

Впервом случае сварное соединение отличается структурной однородностью и высокой прочностью после соответствующей тер­ мообработки. По этому варианту приваривают к лопасти наделки и заваривают крупные дефекты. Ручную сварку проводят обычно электродами типа ЭФ13 по ГОСТ 10052—62 с предварительным и сопутствующим подогревом до температуры 250—300° С. После

315


сварки лопасть сразу подвергают отпуску (в печи или индукторе) при температуре 680—720° С в течение 3—5 ч с последующим ох­ лаждением на спокойном воздухе.

Дуговую сварку в углекислом газе сталей 1X13, 2X13 и 1X14 следует выполнять проволокой Св-08Х14ГТ или Св-10Х13 с одина­ ковыми тепловыми режимами.

Перспективным для приварки наделок в больших сечениях ло­ пасти является способ электрошлаковой сварки особенно плавя­ щимся мундштуком. При этом целесообразно применять проволо­ ку того же состава с флюсами АИФ-7 или 48-ОФ-6.

При электрошлаковой сварке предварительного подогрева не требуется, даже если толщина лопасти в месте сварки составляет 200—250 мм. Однако во всех случаях последующий отпуск свар­ ных соединений обязателен.

По второму варианту устраняют небольшие дефекты (мелкие трещины, кавитационные поражения, вмятины). При этом равнопрочности основного и наплавленного металла, как правило, не достигается, однако наплавленный металл обладает высокой кор­ розионной стойкостью в морской воде, хорошей вязкостью и пла­ стичностью. В этом случае после сварки термообработку произ­ водить не следует, так как это может вызвать потерю коррозион­ ной стойкости аустенитного металла.

Для заварки дефектов по второму варианту можно рекомендо­ вать электроды УОНИ13/НЖ диаметром 4 мм (стержень проволо­ ки Св-04Х19Н9).

Коррозионные и эрозионные разрушения устраняют электрона­ плавкой или заполняют и сглаживают замазкой на эпоксидном клее. Перед электронапдавкой пораженный слой металла срубают. Восстанавливаемую поверхность разбивают на квадраты пример­ но 100X100 мм и послойно наплавляют в шахматном порядке, из­ меняя направление валиков в смежных квадратах на 90°. Наплав­ ленную поверхность обрабатывают по шаблонам заподлицо с ос­ новным металлом лопасти.

Гребные винты из углеродистой стали вследствие низкой кор­ розионно-эрозионной стойкости быстро выходят из строя. Поэтому наплавка изношенных лопастей с использованием углеродистого электродного материала не дает должного эффекта.

В Советском Союзе и за рубежом ведутся работы по изыска­ нию коррозионно-эрозионных покрытий гребных винтов различны­ ми материалами, которые значительно увеличили бы срок эксплуа­ тации винтов и снизили их стоимость по сравнению со стоимостью винтов, целиком изготовленных из дорогих сплавов.

Применительно к винтам есть следующие способы нанесения металлических покрытий: гальванический (электролитический), распыливанием (электро- и газомета'ллизация), неплавкой и об­ лицовкой тонкими листами. Можно также говорить о поверхност­ ном легировании с помощью специальных обмазок формы при литье либо диффузионном способе при химико-термической обра­ ботке.

316