Файл: Чупахин, В. М. Оборудование рыбоперерабатывающих предприятий учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ступая на сито 5, обсыпается сверху мукой. Перемещаясь вдоль сит 5, 6 и 7, рыба кантуется и панируется мукой.

Панированная рыба с сита 7 поступает в противень 23 и да­ лее направляется на обжарку. Неиспользованная мука посту­ пает в желоб 8 и ссыпается в ящик 9, из которого она периоди­

чески загружается в бункер 12 для повторного использования. Кривошипно-шатунный механизм 20 приводится в движение от вала 24, на который насажена эксцентриковая втулка 25, свя­ занная с кривошипно-шатунным механизмом.

Производительность машины около 1000 кг/ч, мощность

электродвигателя 1,0 кВт. Габариты машины 2500X1200X

Х2400 мм.

Машина для вкусового посола рыбы. Машина (рис. 227) для вкусового посола рыбы устанавливается в линиях производства рыбных консервов. Основанием ее является сварной корпус 1,

292

нижняя часть корпуса представляет собой ванну, в которой цир­ кулирует тузлук. В ванне имеются четыре фланца для подачи тузлука 2, для перелива 3, для фильтра 4 и для установки по­ плавкового реле 5. Для осмотра машины служит люк 6. В дни­ ще корпуса установлена грязевая коробка 7, закрывающаяся крышкой 8 с помощью болта 9.

Корпус машины покоится на четырех стойках 10. К нему крепится загрузочный лоток 11. Привод машины осуществляет­

ся от

электродвигателя

12

 

 

 

через клиноременную пере­

 

 

 

дачу 13, редуктор 14 и цеп­

 

 

 

ную передачу 15. Для обес­

 

 

 

печения двух скоростей дви­

 

 

 

жения ленточного конвейера

 

 

 

16, снабженного

резиновы­

 

 

 

ми скребками 17, на шкивах

 

 

 

электродвигателя

и редук­

 

 

 

тора имеются по две канав­

 

 

 

ки различного диаметра.

18

 

 

 

Приводной

барабан

 

 

 

ленточного конвейера снаб­

 

 

 

жен двумя винтовыми на­

 

 

 

тяжными устройствами. Кор­

 

гг

/5

пус покрыт теплоизоляцион­

 

 

.-— г - Т .

ными плитами 19 из пено­

 

 

 

пласта. К фланцу 4 крепится

 

 

фильтр

20,

состоящий

из

^ОСГ

 

двух цилиндров, которые ра­

 

 

 

 

 

ботают поочередно. В каж­

Рис. 227. Машина для вкусового посо­

дый цилиндр фильтра уста­

 

ла рыбы.

 

новлены два стакана с пер­

 

 

 

форированными

стенками.

 

 

 

Схема циркуляционной коммуникации приведена на рис. 228. Циркуляция тузлука обеспечивается насосом 1, который прого­ няет тузлук через трубчатый холодильник 2. Холодильный агент подается в холодильник через соленоидный вентиль 3, свежий тузлук— через вентиль 4. Сливной кран 5 (см. рис. 227) служит для сцуска отработанного тузлука с пониженной концентрацией соли. Уровень тузлука контролируется поплавковым реле 21, температура— электроконтактным термометром 22. Куски рыбы загружаются в лоток 11, где они захватываются скребками 17 и перемещаются в тузлуке вдоль днища ванны. Находясь в туз­ луке, рыба просаливается и через лоток 23 выгружается йз ма­ шины.

Производительность машины 250 кг/ч, масса кусков рыбы до 200 г, продолжительность посола 5,5 и 8 мин, скорость лен­ точного конвейера 0,08 и 0,05 м/с, оптимальная температура тузлука—6° С, концентрация тузлука 24%, мощность электро-

293


двигателя для привода 0,6 кВт, мощность электродвигателя для привода тузлучного насоса 4,5 кВт. Габариты машины

3600X^55X2090 мм, масса 570 кг.

Механизированная ванна вкусового посола рыбы. Механизи­ рованная ванна (рис. 229) предназначена для непрерывного

Рис. 228. Схема циркуляционной коммуникации.

Рис. 229. Механизированная ванна вкусового посола рыбы.

вкусового посола рыбы в линии производства консервов «Шпро­ ты в масле». Она состоит из посольной ванны 1, пластинчатого транспортера 2, скребкового транспортера 3 и привода. Корпус ванны выполнен из листовой нержавеющей стали.

К каркасу ванны крепится рама 4 привода, состоящего из электродвигателя 5, вариатора 6, редуктора 7 и системы цеп­ ных передач 8, обеспечивающих одновременную работу обоих транспортеров.

Пластинчатый транспортер 2 представляет собой две тяго­ вые цепи, соединенные штангами. На штангах шарнирно кре­ пятся перфорированные пластины из нержавеющей стали. Транс­ портер предназначен для загрузки рыбы в посольную ванну и выгрузки рыбы по окончании посола.

Скребковый транспортер 3 расположен над пластинчатым транспортером и состоит из двух замкнутых цепей, соединен­

294

ных между собой скребками. Транспортер предназначен для продвижения рыбы вдоль посольной ванны в процессе ее по­ сола.

Работа осуществляется следующим образом.

Рыба загружается на верхнюю ветвь пластинчатого транс­ портера со стороны натяжной станции 9. По мере движения по­ лотна пластинчатого транспортера, рыба попадает в тузлук и оказывается между верхней ветвью пластинчатого транспорте-

Рис. 230. Кинематическая схема механизированной ванны.

ра и нижней ветвью скребкового. Вдоль ванны рыба перемеща­ ется нижней ветвью скребкового транспортера.

Скорость скребкового транспортера меньше пластинчатого

в4 раза, в результате чего рыба выгружается из ванны равно­ мерно, небольшим слоем. Перед началом работы ванна машины заполняется тузлуком, регулируется продолжительность посола

взависимости от вида обрабатываемого сырья.

Производительность 700 кг/ч, продолжительность посола 5— 22,5 мин, емкость ванны по тузлуку 1,0 м3, мощность электро­ двигателя 1,5 кВт. Габариты ванны 5700X1200X1600 мм, масса ванны 1000 кг.

На рис. 230 представлена кинематическая схема механизи­ рованной линии. Пластинчатый транспортер 1, скребковый

транспортер 2 приводятся в движение от электродвигателя

3

через вариатор 4, червячный редуктор 5 и цепные передачи

6,

7 и 8.

 

295


Рыбопосольный агрегат системы ВНИРО. Агрегат (рис. 231)

предназначен для посола сельди на рыболовных траулерах и со­ стоит из трех основных узлов: наклонного ленточного транспор­ тера для подачи рыбы, барабана-смесителя с выгрузочным уст­ ройством типа беличьего колеса и шнекового питателя соли.

Ленточный транспортер 1 снабжен скребками, которые удер­ живают рыбу при подъеме ее с палубы в барабан-смеситель 2. Приемный конец транспортера расположен в приямке 3, куда самотеком поступает сельдь, вытряхиваемая из сетей.

Барабан-смеситель 2 смонтирован на станине 4 и представ­ ляет собой барабан цилиндрической формы, к которому с вну­ тренней стороны приварена винтовая спираль 5, перемещающая рыбу и соль от загрузочного конца до разгрузочного.

Барабан покоится на четырех опорных катках 6 и обкаты­ вается по ним в процессе работы.

В разгрузочной-зоне к барабану-смесителю приварен бара­ бан 7 большего диаметра, снабженный радиальными лопастями 8. Внутри этого барабана на кронштейне смонтирован неподвиж­ ный наклонный лоток 9 для отвода рыбы, смешанной с солью. На конце лотка установлен челюстной затвор 10, перекрываю­ щий лоток во время съема наполненной бочки и подачи пустой. Шнековый питатель соли представляет собой открытый бункер 11 с корытообразным дном, куда загружают соль.

В зоне днища бункера расположен вал с лопастями, разрых­ ляющими и подающими соль к наклонному вертикальному шне­ ку 12, который подает ее в барабан-смеситель. На стыке между бункером 11 и шнеком 12 имеется отверстие с заслонкой, регули­ рующей сечение отверстия, а следовательно, и поступление соли.

Таким образом, в агрегате предусмотрена постоянная подача рыбы и регулируемая подача соли в количестве от 12 до 25% от массы рыбы, поступающей в смеситель.

Все узлы агрегата приводятся в движение от индивидуаль­ ного электродвигателя 13 (рис. 231, б). Барабан-смеситель 2 получает вращение через червячный редуктор 14 и две цепные передачи 15. Наружные шины 16 на барабане снабжены зубча­ тымивенцами, которые охватываются приводными цепями 15. Солерыхлитель 11 и вертикальный шнек 12 приводятся в движе­ ние от вала 17 через пару конических шестерен 18, вал 19 и ко­ ническую передачу 20.

Ленточный транспортер 1 приводится в движение от вала 17 через коническую 18 и цепную передачи 21. Агрегат работает в следующей последовательности. Транспортер 1 непрерывно подает сельдь в бункер-смеситель 2, куда одновременно шнек 12 подает соль. Двигаясь вдоль барабана, рыба и соль перемешива­ ются, сплав попадает в нижнюю часть большого барабана 7, от­ куда лопастями 8 он поднимается и через наклонный лоток 9 стекает в бочку.

Во время перестановки бочки агрегат продолжает работать,

296


а рыба, смешанная с солью, аккумулируется в лоток 9, который на этот период перекрывается затвором 10.

Производительность агрегата по рыбе до 4 т/ч, количество подаваемой соли от 8 до 22 кг/мин, скорость ленточного транс­

портера 0,6 м/с, частота вращения барабана

10 об/мин,

мощ­

ность электродвигателя 2,4 кВт. Габариты

агрегата

2325Х

X 1400X1600 мм, масса 900 кг.

 

 

Рис. 231. Рыбопосольный агрегат системы ВНИРО:

а — общий вид; б — кинематическая схема.

Дефростер погружного типа непрерывного действия. На рис. 232 представлен дефростер погружного типа непрерывного действия конструкции Ростовского опытно-механического завода.

Дефростер предназначен для размораживания в воде мелкой рыбы в брикетах и рыбы россыпью.

Он состоит из ванны 1, изготовленной из листовой нержаве­ ющей стали. Ванна укреплена на каркасных стойках 2. В днище ванны имеется уклон в направлении к ее средней части, где установлен патрубок 3 с затвором. Этот патрубок позволяет спускать загрязненную воду из ванны в канализацию. Патрубок 4, установленный в зоне днища, служит для подачи в ванну во­ ды из водопроводной системы.

В верхней части боковых стенок ванны прорезаны щели 5 размером 10X15 мм, обеспечивающие слив излишней воды из ванн. Таким образом, когда уровень воды в ванне доходит до уровня щелей, вода спускается из ванны и по желобу 6 отводит­

297

ся в канализацию. Для осмотра нижней части ванны в боковой стенке имеется люк 7 с быстрооткрывающейся крышкой. Вдоль ванны расположены два сетчатых транспортера 8 и 9, располо­ женные один над другим. Верхний транспортер 8 предназначен для дефростации брикетов,, нижний — для быстрого удаления из ванны рыбы после разрушения брикетов. Этот транспортер так­ же может быть использован для дефростации рыбы россыпью, которая требует меньшего времени для размораживания.

Рис. 232. Схема дефростера погружного типа непрерывного действия.

Водяной барботер 10 служит для ополаскивания дефростированной рыбы чистой водой. Тяговые цепи транспортера пред­ ставляют собой пластинчатые катковые цепи с шагом 100 мм. Цепи транспортеров соединены штангами из прутка диаметром 20 мм с шагом 100 мм вдоль цепи. Сетчатое полотно транспор­ теров выполнено из нержавеющей проволоки диаметром 4 мм.

Приводные валы 11 и 12 сетчатых транспортеров получают движение от вала приводной станции 13 через цепные передачи

14 и 15.

Натяжное устройство 16 — винтовое с ходом вала 70 мм. За счет передаточных отношений приводных звездочек нижний транспортер (выносной) движется со скоростью в 4,7 раза большей, чем верхний, на котором перемещаются брикеты.

Вал приводной станции 13 получает движение от индивиду­ ального электродвигателя через вариатор скоростей и редуктор (на рис. 232 приводная станция не показана). Под нижним по­ лотном верхнего транспортера смонтирован барботер 17 воз­ душной магистрали. Он соединен с коллектором 18, который связан с нагнетателем воздуха (на рис. 232 нагнетатель воздуха не показан), с помощью которого достигается усиленная цир­ куляция воды в ванне и, как следствие этого, ускоряется раз­ рушение брикетов. Нагнетатель воздуха приводится в движе­ ние от индивидуального электродвигателя. Для подогрева воды до заданной температуры ванна снабжена паровым барботером 19, соединенным с паропроводной магистралью.

При дефростации брикетов последние загружаются на верх­ нюю ленту верхнего сетчатого транспортера. В конце данного

298


транспортера брикеты разрушаются и рыба поштучно поступает на нижний транспортер, который размороженную рыбу выносит из дефростера.

В случае размораживания рыбы россыпью, ее можно загру­ жать сразу на выносной транспортер, так как она разморажи­ вается быстрее блоков.

Производительность дефростера до 1,5 т/ч, скорость дефростационного транспортера 0,125—0,564 м/мин, скорость вынос-

Рис. 233. Дефростер оросительного типа непрерывного действия:

а — схема конструкции; б — кинематическая схема.

ного транспортера 0,594—2,66 м/мин, продолжительность раз­ мораживания 21—96 мин, оптимальная температура воды при размораживании 15—25° С, ширина рабочей ленты дефростационного транспортера 1,4 м, выносного 1,3 м, расход воды около 1,5 м3/ч, пара 150 кг/ч, воздуха 550 м3/ч. Установленная мощ­ ность на приводе транспортеров 1,7 кВт, на приводе воздухона-

гнетателя 2,8 кВт. Габариты дефростера 11,2X1,7X1.7 м, мас­ са около 4000 кг.

Дефростер оросительного типа непрерывного действия- Деф­

ростер конструкции Калининградского ЦКБ

в линиях

произ­

водства

рыбных консервов применяется для

размораживания

брикетов

мороженой

сардины, сельди и других пород

рыбы.

Он состоит из каркаса, двух ванн, цепного

конвейера,

ороси­

телей и привода.

 

 

 

Каркас дефростера 1 (рис. 233) изготовлен из сварных труб,

которые используются

для подачи циркуляционной воды на

орошение брикетов рыбы. Ванны 2 и 3 жестко связаны с карка­

299