Файл: Чупахин, В. М. Оборудование рыбоперерабатывающих предприятий учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
сначала отсортировывается наиболее мелкая рыба, а далее, по мере увеличения щели, — более крупная.
Приемными лотками, установленными под валами, рассорти рованная рыба делится на две размерные фракции, причем каждая из них поступает в соответствующую механизированную ванну для посола рыбы 4. Конструкция ванн позволяет регули ровать продолжительность посола в зависимости от вида рыбы.
Из ванны рыба поступает на транспортер 5 подачи рыбы к
Рис. 219. Схема линии производства консервов «Шпро
ты в масле».
*
нанизочной машине 7. Транспортер обеспечивает равномерную подачу рыбы на ориентирующее устройство нанизочной маши ны, на котором происходит ориентация рыбы в положение «го ловой вперед». Ориентированная таким образом рыба поступа ет на инспекционный стол 6, где происходит инспекция рыбы с отбором техрвани. На этом же столе рыба поворачивается в по ложение «спинкой вниз» и далее через накопитель поступает в узел нанизки.
Нанизанная на шомпола рыба перекладывается на предва рительно установленную в машину рамку. Последняя после ее заполнения шомполами с рыбой вручную выгружается из маши ны и навешивается на коптильную клеть 8. Заполненные клети по подвесному пути 9 подаются в непрерывно действующую тун нельную установку 10 для горячего копчения рыбы.
После копчения рыба охлаждается и затем подается к маши не для обрезки голов 11. При этом рамки с рыбой снимаются с клетей вручную и устанавливаются на транспортер машины. Го ловы обрезаются вращающимся дисковым ножом. Обезглавлен ные тушки попадают на транспортер 12, который подает рыбу
280
на расфасовочный конвейер 13, куда одновременно подаются пустые, предварительно промытые банки.
Наполненные рыбой банки поступают на маслозаливочную 14, а затем на закаточную машину 15. Транспортером 16 банки подаются в банкомоечную машину 17, где они промываются ще лочным раствором с последующим ополаскиванием чистой водой.
Промытые банки по перекидной течке загружаются в авто клавные корзины, установленные в заполненной водой ванне 13 для автоклавных корзин. Заполненные автоклавные корзины загружают в автоклав 19 с помощью электрической тали 21 по тельферному пути 20.
После стерилизации и охлаждения автоклавные корзины электрической талью подают на установку 22 для разгрузки ав токлавных корзин.
Пустые автоклавные корзины поступают снова на загрузку, а готовые консервы транспортером установки выдаются на опе рации приведения консервов в товарное состояние.
ЛИНИЯ ПРОИЗВОДСТВА КОНСЕРВОВ С ТОМАТНОЙ ЗАЛИВКОЙ
Рыбные консервы с томатной заливкой можно изготовлять из свежей, парной и мороженой рыбы. Мороженую рыбу раз мораживают в дефростере или ваннах 1 (рис. 220), затем пода ют в моечную машину 2, где промывают от загрязнений, и на чешуеочистительную машину 3. После удаления чешуи рыбу вручную дочищают на столе, причем перемещается она вдоль стола транспортером 4. Целесообразнее устанавливать двухряд ные транспортеры, так как нижний транспортер будет подавать рыбу на дочистку, а верхний — отводить очищенную рыбу к плавникорезке 5 и далее на головоотсекающую машину 6.
На столе 7 вручную вскрывают брюшную полость, удаляют внутренности и моют брюшную полость. Для перемещения рыбы вдоль стола на ряде заводов успешно применяют ленточные двухрядные транспортеры, из которых нижний подает разделан ные тушки в моечную машину 8. Здесь тушки дополнительно мо ют в проточной воде и подают на порционирующую машину 9, которая разрезает их на равные по длине куски. Размер кусков определяется высотой консервных банок. Порционированные куски перед обжаркой просаливают тузлуком в ваннах 10. Про должительность посола определяется размером кусков и видом рыбы и составляет обычно 5—15 мин.
На некоторых заводах эти операции устранены, так как не обходимое количество соли вводят в консервы вместе с томат
ной заливкой.
После посола куски рыбы панируют (обваливают в муке) на столе 11, укладывают в сетки и подают в паромасляную печь 12, где обжаривают в масле при температуре 140—160 °С. Про
281
должительность обжарки зависит от величины кусков и породы рыбы. Обжаренная рыба поступает в воздушный охладитель 13. Если нет механизированного охладителя, то рыбу охлаждают на этажерках. Остывшую рыбу расфасовывают в банки на сто ле 14.
Пустые банки, предварительно вымытые, подают к рабочим местам на тележках или транспортером. При этом обычно ниж-
\ |
1 \ |
|
г \ |
|
; |
_/ |
_ |
, |
|
|
|
|
|
L'»J- |
||
Ии плад |
j21 |
20 |
|
13 |
/8 |
П |
|
1Б |
15 |
14 |
|
12 |
|
П |
||
zumoSso / |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
fи |
||
О С 1*& и*Ш 1ь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Ркс. 220. |
Схема |
линии |
производства |
консервов с |
томатной заливкой: |
|||||||||||
/ — ванна; |
2 — моечная машина; |
3 — чешуеочистительная |
машина; |
4 — транснортер; |
||||||||||||
5 — плавникорезка; |
6 — головоотсекающая |
машина; |
7 — стол; 8 — моечная |
машина; |
||||||||||||
9 — пордионирующая |
машина; |
/0 — ванна; |
7 /— стол для |
панировки рыбы; 12 — паромас- |
||||||||||||
ляная |
печь; |
13 — воздушный |
охладитель; |
|
14 — стол |
для |
расфасовки |
рыбы |
в |
банки; |
||||||
15 — соусонаполнитель; |
16 — машина |
для |
закатки банок; |
17— машина |
для мойки |
банок; |
||||||||||
|
18 — корзины; |
19— автоклав; 20 — моечно-сушильная |
машина; |
21 — стол. |
|
ней ветвью транспортера подаются пустые банки, а верхней от водятся наполненные банки к соусонаполнителю 15, с помощью которого в банку заливается томатный соус температурой 80— 90 °С.
Банки закатываются на машине 16, моются в машине 17 и в корзинах 18 загружаются в автоклав 19. Консервы после стери лизации в большинстве случаев охлаждают в автоклавах. В мо ечно-сушильной машине 20 банки моют и подсушивают, затем на столе 21 транспортера отбраковывают дефектные банки, а ос тальные подают в склад готовой продукции.
ЛИНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ТРЕСКОВОГО ФИЛЕ И ОБЕЗГЛАВЛЕННОЙ КОЛОДКИ
На рис. 221 изображена схема расположения оборудования механизированных линий для производства трескового филе и обезглавленной колодки применительно к большому морозиль ному рыболовному траулеру.
282
Линия производства трескового филе- Выловленную рыбу с верхней палубы через центральный или бортовые люки ] и 2 подают в бункер 3 емкостью 4 м3. Вдоль бункера расположен рыборазделочный стол 4 с шестью рабочими местами. У каждо го рабочего места в верхней плоскости стола предусмотрен круглый вырез, куда устанавливают ведра для сбора печени.
Процесс потрошения (шкерки) трески заключается в том,
Рис. 221. Схема расположения оборудования линии производства трес кового филе и обезглавленной колодки.
что рыбу поштучно берут из бункера, на столе ручным ножом вскрывают брюшную полость и удаляют из нее внутренности. Обработанную рыбу направляют на ленточные транспортеры 5
и 6. На |
первый транспортер |
направляют крупную и среднюю |
|
треску (зоологическая длина |
от 500 до |
1200 мм) для выработ |
|
ки филе, |
а на второй подают мелкую |
треску, служащую полу |
фабрикатом для производства мороженой круглой трески в бло ках (обезглавленная колодка). На транспортер 5 потрошеная рыба поступает по течкам 7, расположенным против рабочих мест.
Печень в процессе шкерки отсортировывают от внутреннос тей и собирают в ведра, а затем выгружают в ванну 8. Внутрен ности со стола по течкам подают в бункер 9 или через шпигат 10 спускают за борт. Отходы из бункера 9 шнеком 11 через за слонку 12 периодически подаются в сушильный аппарат жиро
мучной установки. |
производительность ее при |
Линия работает 22 ч в сутки, |
|
этом составляет до 55,0 т. |
4 |
283
Ленточный транспортер 5 через течку 13 подает шкереную ры бу к головоотсекающей машине 14. Рабочий, обслуживающий эту машину, поштучно укладывает рыбу в упоры круглого сто ла. Двумя дисковыми ножами, установленными под некоторым углом, рыба обезглавливается клинообразным резом. Головы ленточным транспортером 15 отводятся из машины и подаются в бункер 9, а обезглавленную рыбу второй рабочий снимает со стола головоотсекающей машины и подает в лоток филейной машины 16, которая разделывает тушку на два филейчика, вы резая хребтовую кость и отделяя от филейчиков плавники. Филейчики из машины выносятся транспортером 17 и с помощью вспомогательных транспортеров 18 подаются в сборную ванну 19. Перед подачей в сборную ванну филейчики закрепляются тузлуком, приготовленным в барабане 20.
Для снятия шкуры с филейчиков в линии установлены шку росъемочные машины 21. Если филе вырабатывают со шкурой, то машины выполняют роль транспортеров, при этом режущие ножи с них снимают. Отходы, получающиеся в процессе филети-
рования рыбы, поступают на ленточный транспортер 22, |
затем |
на транспортер 15 головоотсекающей машины и далее |
в бун |
кер 9. |
рыб в |
Средняя производительность филейной машины 20 |
минуту, или около 25 т в сутки.
На столе 23 (пять рабочих мест) филейчики укладывают в противни по 10—12 кг в каждый. Наполненные противни сверху закрывают крышкой и устанавливают на полки клети 24. В каждую клеть с одиннадцатью полками вмещается сорок че тыре противня (по четыре противня на полку). Грузоподъем ность клети около 500 кг. В цехе имеется двадцать клетей. З а
груженную клеть |
подают |
в морозильную |
туннельную |
ка |
||
меру 25. |
|
|
|
морозильных |
||
В рыбообрабатывающем цехе имеется четыре |
||||||
туннеля, каждый из которых |
вмещает четыре |
клети. |
Средняя |
|||
продолжительность |
одного цикла замораживания |
3,5 |
ч. Клети |
|||
в камеру подают по монорельсовому пути и |
фиксируют |
в па |
||||
зу 26. |
|
|
|
|
|
|
Клети загружают и выгружают с помощью реечного зубчато го транспортера 27, имеющего сцепление с цилиндрической ше стерней клети (тележки). Для перемещения тележки вдоль реечного транспортера на вал шестерни тележки вручную уста навливают переносный пневматический мотор, связанный с воз душным компрессором с помощью гибкого шланга. Вал шестер ни в результате давления воздуха приводится в движение, и клеть по монорельсовому пути перемещается вдоль реечного тран спортера.
Реечный транспортер снабжен стрелками, позволяющими подавать клети в любую морозильную камеру. Пустые клети к загрузочному участку подаются по однорельсовому пути 28. Оп
284
тимальная температура в морозильных камерах — ЗОН— 35 °С.
За 3,5 4,0 ч рыба в камере замораживается до |
температуры |
—18 °С. Средняя производительность морозильных |
камер 30— |
35 т в сутки. |
|
Замороженное филе из морозильных камер поступает к глазировочному аппарату 29. Перевернутые вверх дном противни перемещаются вдоль аппарата и орошаются водой, подогретой до 50—60 °С. В результате этого противни нагреваются и легко
снимаются с блока. |
|
|
|
Пройдя глазировочный аппарат, блоки поступают |
на стол |
||
30, где их укладывают в картонные ящики. |
На |
наполненный |
|
ящик надевают картонный чехол, оклеивают |
его |
по |
краям с |
двух сторон лентой и по рольгангу 31 подают ящик к весам 32. Маркированные ящики опускают для хранения в трюм с по мощью двух элеваторов 33 и 34. К элеватору 33 ящики поступа
ют по рольгангу 35, а к элеватору 34 — по рольгангу 36. На элеваторе 34 дополнительно устанавливают съемное звено роль ганга 37, связывающее стол 38 с элеватором. На столе 38 накап ливаются маркированные ящики с рыбой.
Средняя производительность филетирующей линии |
около |
|
10 т филе в смену. |
|
|
На некоторых больших |
морозильных рыболовных |
трауле |
рах оборудованы линии для |
приготовления филе из мелкой и |
средней трески. На этих линиях вместо машины для филетирования крупной трески и головоотсекающей машины устанавли вают машину для филетирования средней и мелкой трески, ко торая удаляет головы и филетирует рыбу.
Линия производства обезглавленной колодки. Обезглавлен ную колодку вырабатывают из мелкой трески (зоологическая длина менее 50 см) и морского окуня. Потрошеная рыба с тран спортера 6 (см. рис. 221) по течке 39 поступает к головоотсека ющей машине 40. Рабочий, обслуживающий эту машину, по штучно укладывает рыбу в гнезда барабана головоотсекающей машйны и с помощью дисковой пилы отделяет голову от тушки. Головы ленточным транспортером 41 отводятся через транспор тер 42 в бункер 9, а тушки по выходе из головоотсекающей ма шины подхватываются ковшовым элеватором 43 и подаются в моечную машину 44. После мойки тушки по наклонной течке поступают в сборник 45. На столе 23 их укладывают в противни по 9—10 кг в каждый.
Все последующие операции аналогичны описанным в линии производства трескового филе.
Средняя производительность линии около 35 рыб в минуту^
Таким образом, при средней массе |
одной рыбы 1 |
кг суточная |
|
производительность линии 35-1,0- |
60-22=46 200 |
кг, или |
46,2 т |
в сутки. Выход тушки от массы круглой (непотрошеной) |
трески |
составляет в среднем 62%, остальное приходится на отходы: головы 22,6%, внутренности 15,4%. Выход окуневых тушек со ставляет около 58% от неразделанного сырца.
285