Файл: Френкс, Л. Теория сигналов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Упорядоченную последовательность скалярных

коэффициентов

{аг} можно трактовать как «-мерную вектор-строку.

Таким образом,

имеется взаимно-однозначное соответствие между произвольными век­ торами в пространстве М и пространством «-мерных вектор-строк, а пространства Rn или Сп могут служить моделями любого действи­

тельного или комплексного «-мерного

пространства. Мы говорим,

что набор из « чисел а = {а;} является

представлением вектора х

Rn или Сп) по отношению к базису {и*}. Важно помнить, что такое

представление не имеет смысла само по себе, оно обязательно должно быть отнесено к конкретному базису. Различные наборы из п чисел могут представлять один и тот же вектор х по отношению к различным базисам.

Пример 2.9. Множество действительных или комплексных функций

времени,

определенных на

интервале

Т = {t\ a

является

линейным

пространством,

в котором

операции сложения

векторов

и умножения на скаляр определены в каждой точке следующим об­ разом:

 

для всех t £ Т.

(2.23)

Это пространство является

функциональным пространством.

В большинстве представляющих

интерес случаев такие пространства

бесконечномерны. Этот факт нетрудно установить, если построить бес­ конечную последовательность функций в данном пространстве, любое конечное число которых линейно независимо. Задача отображения сигналов, заданных в обычном, естественном виде, в наиболее удобные конечномерные функциональные пространства рассмотрена в гл. 3.

Упражнение 2.5. Показать, что подпространство функционального прост­ ранства, определенное как {х; х (0) = 0}, само является линейным простран­ ством.

Упражнение 2.6. Показать, что С [Т], рассмотренное в примере 2.6, яв­ ляется линейным пространством.

2.4. НОРМИРОВАННЫЕ ЛИНЕЙНЫЕ ПРОСТРАНСТВА

Теперь объединим геометрические свойства, характерные для мет­ рических пространств, и алгебраические свойства, выявленные в ли­ нейных пространствах. Это достигается путем определения действи­ тельного числа, характеризующего «размер» элемента в линейном про­ странстве. Такое число называется нормой вектора (обозначается [[ х ||) и может быть определено с помощью любого отображения линейного пространства в действительную ось, удовлетворяющего следующим требованиям:

а)

|| х ||> 0 и ||х || 0,

 

только если х — 0;

 

 

б)

Их + у К Ц х Ц+ Иу

(2.24)

36


в) IахI= | а 11 х|].

С учетом этих свойств легко показать, что

d(x, у) = j|X —уII

(2.25)

есть метрика, удовлетворяющая условиям (2.1); такая метрика исполь­ зуется в нормированном линейном пространстве, если мы хотим, чтобы оно было метрическим. Заметим, что норма вектора равна расстоянию точки от начала координат. Нормированное линейное пространство, являющееся полным метрическим пространством, называется банахо­ вым пространством.

Во всех примерах § 2.1, за исключением примера 2.5, можно счи­ тать, что метрики получены через нормы. Например, мы можем опре­ делить норму для Rn или Сп соотношением

 

а.

1/2

2

(2.26)

/=1

 

а для действительных или комплексных функций времени, определен­ ных на Т, — соотношением

 

$ \x(t)\2dt

Н/2

IIх !

(2.27)

 

т

 

Именно такое определение нормы мы выбрали для представления сигналов в силу простоты физической интерпретации квадрата нормы как энергии сигнала (1.5), а также потому, что эта норма естественным образом возникает в более сложных линейных пространствах, ис­ пользуемых в последующих параграфах. Множество функций, для ко­ торых норма (2.27) ограничена, называется пространством L2, обозна­ чаемым L2 (Т)*). Началом координат в этом пространстве является функция, равная нулю почти всюду на интервале Т.

Упражнение 2.7. Показать, что отображение f : SC -> R, определяемое выражением ^ (х) = || х |[ , является непрерывным.

2.5. ПРОСТРАНСТВА СО СКАЛЯРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

Последним шагом в усовершенствовании структуры пространства сигналов является введение дополнительной геометрической харак­ теристики — скалярного произведения двух векторов. Мы рассмотрим здесь комплексные линейные пространства; действительные простран­ ства являются их частными случаями. Скалярное произведение —

*> Здесь мы вводим более удобное обозначение для временных интервалов. Удобно записывать их так:

[а, Ь] =

{/; а <

/

<

Ь], [а,

Ъ) = {/; а <

/ <

Ь},

(а, Ь] =

{/; а <

/

<

Ь}, (а,

Ь) — {/; а <

/ <

Ь).

Соответственно, различные виды функциональных пространств L2 будем обозна­ чать: L2 (—оо, ос), L2 [0, со], L2 [—1, +1] и т. д.

37


это отображение упорядоченных пар векторов линейного пространства в комплексную плоскость С. Это отображение обозначается (х, у) и удовлетворяет следующим условиям*);

а)

(х, у) = (у, х)*,

 

 

(2.28)

б)

(ах + ру, z) = а(х,

z) + P(y,

г),

 

в)

(х, х) > 0 и (х, х) —

0, только если х — 0.

— а*(х, у)

Из (2.28а) и (2.286) видно, что (ах, у)

а(х, у), (х, ау)

и (х, х) — действительное число. Скалярное произведение

называют

иногда также внутренним произведением. Важным следствием из ука­ занного определения скалярного произведения является то, что ве­ личина

IIхI = (х, х)>/2

(2.29)

есть норма в линейном пространстве. Действительно, легко видеть, что условия а) и в) в (2.24) удовлетворяются. Условие б),т. е. неравен­ ство треугольника, требует доказательства. Сначала докажем очень важное соотношение, известное как неравенство Шварца:

I

(х, у)|2< (X, х)(у,

у).

 

(2.30)

Чтобы это доказать, применим свойство (2.28 в) к

вектору х

ау,

где а — любой скаляр.

 

 

 

 

 

 

0 ^ ( х + ау, х-[-ау) =

 

 

= (х, х) + а(у, х) + а*(х, у)+

|а |2(У.

У)-

(2-31)

В частности, положив

а — — (х, у)/(у,

у),

из (2.31)

получаем нера­

венство

 

 

 

 

 

 

(х, х)— |(х-’ У-^

> 0 ,

 

 

(2.32)

 

(у. у)

 

 

 

 

из которого следует (2.30). Заметим, что (2.30) обращается в равенство, если х = ау для некоторого а. Теперь, используя равенство ||х ||2 — = (х, х), докажем неравенство треугольника;

|x + y f = (x + y, х + у) = (х, х) + (х, у) +

+ (У. х) + (У, У) I!х F + 1У !|2 + 2 1х I||у1=

( 1х I+1 у I)2.

Итак,

 

Цх + у К |х ||-Н |у ||,

(2.33)

и определение (2.29) удовлетворяет условиям для нормы.

Таким образом, скалярное произведение порождает норму, ко­ торая в свою очередь согласно (2.25) порождает метрику. Следователь­ но, пространство со скалярным произведением становится метрическим пространством, если ввести указанную частную метрику. Пространство со скалярным произведением, если оно является также полным (как метрическое), называется гильбертовым пространством.

> Звездочка обозначает комплексно-сопряженную величину.

38


Иногда полезно трактовать скалярное произведение как некую меру угла между векторами. Поскольку неравенство Шварца можно переписать в виде

|(х, у) К IIX11| у ||,

(2.34)

мы можем определить угол 0 между векторами х и у соотношением

cos6 = Re(x’

у) .

(2.35)

II х II [|

у I!

 

Но в теоретических исследованиях мы будем пользоваться только понятием ортогональности векторов. Два вектора х и у ортогональны тогда и только тогда, когда (х, у) — 0. При попытке применить опре­ деление (2.35) к комплексным пространствам возникают некоторые

трудности,

связанные с тем, что 0 может быть

равен ± я /2,

когда

(х, у) ^Ф- 0.

С другой стороны, если попытаться

заменить в

(2.35)

Re (х, у) на | (х, у )|, мы не сможем получить углов во втором и третьем квадрантах.

Для рассмотренных ранее пространств, в которых задано скаляр­

ное произведение, оно выражается следующим образом:

 

 

 

 

(х,

у )= 2

ott pf;

х,

у еС '\

 

(2.36)

 

 

 

L =

1

 

 

 

 

 

 

(х,

у) =

J х (t) у* (t) dt;

X,

у (|L2 (Т).

 

(2.37)

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

Упражнение 2.8.

Пусть х и у •— векторы с единичной нормой в действи­

тельном

постранстве

со скалярным

произведением.

Показать,

что

векторы

х + у и х

— у — ортогональны. Сохранится ли ортогональность в

комплексном

пространстве? Какой угол между векторами х + у и х

— у будет согласно (2.35)

в комплексном случае?

 

 

 

 

 

 

выбра­

Упражнение 2.9.

Для пространства со скалярным произведением

на норма

|| х ||2 = (х,

х) доказать равенство параллелограмма:

 

 

II х + У ll2 + II х —у ||2 = 2 1 х |Р+ 2 1| у ||2.

Упражнение 2.10 Показать, что скалярное произведение в комплексном пространстве удовлетворяет поляризационному тождеству:

4 (х, у)Н | х+ уIP—II х — у ||2 + / 1| х + /у ||2 —/1 х —/у I2.

Упражнение 2.11. Пусть 37 — банахово пространство, в котором норма удовлетворяет равенству параллелограмма. Определить скалярное произведе­ ние согласно поляризационному тождеству. Показать, что это действительно скалярное произведение, и, следовательно, 37 ■— гильбертово пространство.

Упражнение 2.12. Привести пример нормированного линейного простран­ ства, в котором норма не удовлетворяет равенству параллелограмма.

Пример 2.10. Сечение функции неопределенности вдоль оси вре­ мени. Важный пример применения скалярного произведения связан со свойствами сигналов ограниченной энергии. Если сигнал быстро из­ меняется во времени, можно ожидать, что сравнительно малые временнйе сдвиги должны приводить к значительным смещениям изо­ бражающей точки в подходящем пространстве сигналов, скажем в L2 ( — с», сю). С другой стороны, для медленно меняющихся сигналов

39


малые смещения во времени не приводят к существенным изменениям, и изображающая точка в пространстве сдвигается незначительно. Обозначим через хх сдвинутый на время т сигнал х, т. е. хх (t)=x (Д|-т). Тогда имеем:

d2(х, хх) = ||х —xTf = (x—хх, х —хт) =

= (х, х) + (хтхх)—(хт, х)—(х, xx) = | x f + ||хх||2 —2Re(x, хт). (2.38)

Энергия сигнала не зависит от сдвига во времени ЦхЦ2 = ||хх||2, сле­ довательно

d2(\, хх) = 2 [||х I2 Re(х, хх)] = 2 МО) гя(т)],

(2.39)

х , (t),

 

Рис. 2.4. Два сигнала, имеющие почти одинаковую временную функцию неопределенности.

где обозначено

со

 

г,, (т) = Re (х, xT) = Re J x(t)x*(t-}-r)dt.

(2.40)

Таким образом, каждомушигналу х соответствует действительная функ­ ция от временного сдвига, которая характеризует смещение изобра­ жающей точки в пространстве сигналов, обусловленное таким сдвигом. Для быстро изменяющихся сигналов следует ожидать, что гх (т) резко уменьшается с увеличением т. В случае короткого импульса гх (т), очевидно, узкая, но, как ясно из рис. 2.4, и сигналу большой длитель­ ности может соответствовать узкая гх (т). Во многих случаях, например в радиолокации, желательно использовать сигналы с узкой гх (т), поскольку это позволяет измерить время прихода сигнала с высокой точностью [5]. Соответственно, будем называть гх (т) сечением функции неопределенности вдоль оси времени. Малой неопределенности соответ­ ствует большое расстояние (2.39). По аналогии с подобной характе­ ристикой случайных процессов функцию гх (т) часто называют также

40