Файл: Тарасов, Н. П. Курс высшей математики для техникумов учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 2
представляет |
собой промежуток |
'(—2, 2) |
(так |
же, |
как в |
преды |
|||||
дущем примере, |
V 4 — х2 для х < |
— 2 |
и х > 2 |
есть |
величина |
мни |
|||||
мая, ио |
теперь |
нельзя |
рассматривать |
и |
значения х — — 2 , |
х — 2, |
|||||
•потому |
что |
при |
этих |
значениях |
4 — х2 |
— 0, а |
деление на |
|
нуль |
||
невозможно). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Когда |
областью |
определения |
функции являются |
все |
вещественные числа, то говорят, что функция опреде лена на всей числовой оси или в промежутке «от минус бесконечности до плюс бесконечности»; эту область
определения |
функции символически обозначают так: |
( — о о . + о о ) . |
Например, функции y = sinx и у = х2 |
определены в промежутке (—оо,-|-оо). Относительно
функции y = \gx |
можно сказать, |
что она |
определена |
|||||
на положительной |
полуоси |
абсцисс, |
т. е. в |
промежутке |
||||
. ( 0 . + О О ) . |
|
|
того, что у есть |
|
|
|
||
2. Для |
указания |
функция |
независи |
|||||
мого переменного х, |
пишут |
|
|
|
|
|
||
y — f{x), |
или |
у = ц>(х), |
или |
y = F(x) |
и |
т. п. |
Эта запись читается следующим образом: «игрек равно |
||
эф |
от икс», «игрек равно |
фи от икс» и т. д. Буквы /, Ф, |
F, |
.. . символизируют то |
правило, по которому опреде |
ляется значение переменной у, соответствующее задан
ному |
значению |
х. Если |
одновременно |
рассматривается |
||||||
н е с к о л ь к о |
функций, |
характеризуемых |
р а з л и ч н ы - |
|||||||
м и законами, |
определяющими изменение функции |
в за |
||||||||
висимости от |
изменения |
аргумента, |
то перед |
скобками |
||||||
с обозначением |
аргумента следует |
ставить |
р а з л и ч |
|||||||
н ы е |
буквы. |
|
|
|
y = |
f(x), |
|
|
|
|
Если, рассматривая |
функцию |
хотят |
отме |
|||||||
тить |
ее частное |
значение, которое |
отвечает |
выбранному |
частному значению х, равному с, то для этого приме
няют символ |
f(a). |
|
|
|
Например, |
если |
|
|
|
|
y = f(x) = 3x2-8x |
+ 2, |
||
то при х — 2 получим |
|
|
|
|
|
/ (2) = 3 • 4 - 8 • 2 + |
2 = |
- 2 ; |
|
при X = а получим |
|
|
|
|
|
f(a) = |
3 a 2 - 8 a + |
2; |
|
при х — Ъ — 1 получим |
|
|
|
|
/ {b - 1) = 3 {b - I ) 2 - |
8 (& - 1) + |
2 = |
3&2 - 146 + 13. |
119
3. Весьма удобным вспомогательным средством при исследовании свойств функций является геометрическое изображение функций; геометрически изобразить функ цию можно следующим образом.
Пусть областью определения функции y = |
f{x) слу |
|||||||||||
жит |
отрезок [а, Ь]. Будем |
рассматривать х и у как коор |
||||||||||
|
|
|
|
|
динаты |
точки |
М(х;у) |
на |
||||
|
/7 |
|
|
|
плоскости |
хОу. |
|
Построив |
||||
|
|
М/х;у) |
|
эту |
точку |
(рис. |
43), |
бу |
||||
|
|
/ |
1 |
В |
дем |
непрерывно |
|
менять |
||||
|
|
|
X от значения а до зна |
|||||||||
|
|
'—S |
1 |
|
||||||||
|
|
|
11 >flx) |
чения |
Ь, |
заставляя |
его |
|||||
|
|
|
1 |
|
проходить |
все |
|
промежу |
||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
О |
а |
|
а: |
Ь |
точные |
значения |
между |
|||||
|
|
|
|
|
а и Ь; отрезок хМ |
начнет |
||||||
|
|
Рис. |
43. |
|
при |
этом |
двигаться, |
и |
||||
|
|
|
|
Эта |
конец его M опишет не |
|||||||
которую |
кривую, |
кривая |
называется |
|
графиком |
|||||||
функции |
f(x). |
|
|
— f(x) может, в частности, ока |
||||||||
Графиком функции y |
||||||||||||
заться и прямая; так, из курса |
аналитической |
геомет |
||||||||||
рии |
нам |
известно, |
что |
графиком |
функции |
у — kx -f- Ь |
||||||
служит прямая. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В курсах алгебры и тригонометрии мы уже имели дело с построением графиков функций по точкам, и по
этому |
соответствующих примеров здесь |
не |
приводится. |
|||||||
К вопросу построения графиков функций мы вер |
||||||||||
немся |
в главе V I , где |
графики |
будут |
строиться |
на |
осно |
||||
ве исследования функций с помощью |
дифференциального |
|||||||||
исчисления. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Функциональная |
зависимость |
между |
н е с к о л ь |
||||||
к и м и |
переменными |
(больше, чем |
двумя) |
определяет |
||||||
ф у н к ц и ю н е с к о л ь к и х п е р е м е н н ы х . |
|
|
|
|||||||
Примером функции нескольких переменных может, |
||||||||||
служить объем |
кругового |
конуса, зависящий |
от |
д в у х |
||||||
а р г у м е н т о в |
— радиуса |
г |
основания |
конуса |
и вы |
|||||
соты |
конуса /г: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
І/ = |
~ я г 2 / г . |
|
|
|
|
|
Для общего обозначения функции нескольких пере менных применяется тот же принцип, что и для функ ции одного переменного. Так, желая выразить, что объем .конуса есть функция радиуса основания г и
120
высоты h, можем |
написать" |
|
|
|
|
|
|
|
V=f(r, |
h). |
|
|
|
5. |
Задать функцию —это значит задать правило или |
|||||
закон, |
согласно |
которому по данному |
значению |
аргу |
||
мента |
X определяется соответствующее |
значение |
функ |
|||
ции у. Определение п о н я т и я |
ф у н к ц и и |
не дает ни |
||||
каких |
указаний |
на с п о с о б ы |
з а д а н и я |
функции. Эти |
способы могут быть самыми разнообразными. В мате
матическом анализе функция преимущественно |
задается |
|||||
п р и п о м о щ и |
ф о р м у л ы . В курсе элементарной ал |
|||||
гебры и геометрии |
мы уже имели |
много примеров |
зада |
|||
ния функции |
формулой. С такого же рода |
заданием |
||||
функции |
мы будем |
иметь дело и в настоящем |
курсе. |
|||
В естествознании и технике соответствие между |
зна |
|||||
чениями |
аргумента |
и функции |
устанавливается |
часто |
при помощи опыта (наблюдения). Например, нагревая воду до кипения в закрытом сосуде под различным дав лением р, можно путем наблюдения определить соот
ветствующую |
выбранному давлению температуру |
Т ки |
||
пения воды. |
Так как значения температуры |
Т зависят |
||
от |
величины |
давления р, то, значит, Т есть |
ф у н к ц и я |
|
от |
р. Но в данном случае соответствие между |
значе |
ниями |
аргумента р и функции Т устанавливают |
не фор |
|||||
мулой, |
а т а б л и ц е й |
(см. таблицу), где сопоставлены |
|||||
Давление |
Темпе |
Темпе |
Давление |
Темпе |
Темпе |
||
(Ю5 Н/ м 2 ) |
ратура |
ратура |
(І05Н/ М 2) |
ратура |
ратура |
||
(в °С) |
(в °К) |
(в *С) |
(в °К) |
||||
|
|
|
|||||
1,013 |
|
100 |
373 |
15,539 |
200 |
473 |
|
1,975 |
|
120 |
393 |
39,750 |
250 |
523 |
|
3,616 |
|
140 |
413 |
85,902 |
300 |
573 |
|
6,179 |
|
160 |
433 |
165,332 |
350 |
623 |
|
полученные |
из опыта |
данные. Примеры |
т а б л и ч н о г о |
||||
з а д а н и я |
функций можно |
найти в любом справочнике. |
На основании табличных данных иногда оказывается возможным соответствие между аргументом и функцией
выразить |
п р и б л и ж е н н о |
формулой; такие |
формулы |
называют |
эмпирическими |
(т. е. опытными — получен |
|
ными из опыта). . |
|
|
|
" В настоящее время в естественных науках |
и технике |
||
широко развито применение самопишущих |
приборов, |
121
при помощи которых функция оказывается заданной графиком. Например, прибор, называемый барографом, вычерчивает график изменения атмосферного давления в течение суток; этот график дает изображение атмо сферного давления как функции времени.
Так как в настоящем курсе математического анализа нам не придется иметь дело с табличным и графическим способами задания функции, то мы не входим в по дробности относительно указанных способов задания функции.
6. Пусть переменные х и у связаны между |
собой |
||||||||||
уравнением |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ах + Ву + С = |
0. |
|
|
(*) |
||||
Когда известно |
значение |
одной из переменных |
х |
или |
|||||||
у, то |
значение другой |
н е |
м о ж е т |
б ы т ь л ю б ы м , |
так |
||||||
как значения |
обеих |
переменных должны у д о в л е т в о |
|||||||||
р я т ь |
у р а в н е н и ю |
(*) |
(т. е. обращать в нуль |
его |
ле |
||||||
вую |
часть). |
Следовательно, |
это |
уравнение |
выражает |
||||||
ф у н к ц и о н а л ь н у ю |
з а в и с и м о с т ь между |
х |
и |
у. |
|||||||
Если одной из переменных, например х, мы припи |
|||||||||||
шем |
роль а р г у м е н т а , |
то |
другая |
переменная у будет |
|||||||
являться ф у н к ц и е и |
от |
х. |
|
|
|
|
|
||||
Мы имеем здесь пример задания функции у при по |
|||||||||||
мощи |
уравнения |
(*), |
не |
р а з р е ш е н н о г о |
|
относи |
тельно у. Такой способ задания функции называется
неявным. |
Функция, |
заданная |
таким |
способом, |
назы |
|||
вается |
неявной |
функцией. |
Если уравнение (*) |
р а з р е |
||||
ш и т ь относительно |
у, то функция у станет |
я в н о й , |
||||||
т. е. заданной |
явным |
образом: |
|
|
|
|||
Однако |
не |
всякое |
н е я в н о е |
задание |
функции |
может |
||
быть сделано я в н ы м . Например, уравнение |
|
|||||||
|
|
|
у + Зх — 4 sin у = 0 |
|
|
|||
определяет |
у |
как функцию |
от х. Однако это уравнение |
не может быть разрешено относительно у и, значит, не явный способ задания функции у в данном случае не может быть сделан явным.
Неявное задание функции в общем виде может быть записано так;
F(x, у) = 0.
122