Файл: Смирнов, О. Р. Надежность судовых энергетических установок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, путем резервирования достигается замена отказов третьей группы менее опасными отказами первой и второй групп. Однако система имеет достаточно высо­ кую вероятность нахождения в состоянии отказа первой группы. Следовательно, нецелесообразно пытаться осуществить повышение надежности по отношению к этим отказам путем усложнения схемы резервирования. Здесь требуется также по­ вышение надежности элементов, входящих в резервированную систему.

§20. НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ СХЕМЫ СОЕДИНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ В СОСТАВЕ СЭУ

Выше рассмотрены наиболее часто встречающиеся в практике схемы резервирования элементов установки. К резервируемому обо­ рудованию СЭУ прежде всего необходимо отнести вспомогательные механизмы. Резервирование главных двигателей осуществляется на транспортных судах реже. Это можно объяснить, в основном, двумя причинами:

являясь сложным элементом, главный двигатель имеет высо­ кую надежность относительно отказов третьей группы, так как многие его узлы, в свою очередь, имеют резерв по отношению к этим отказам (например, наличие нескольких цилиндров в ДВС). Поэтому использование резервирования, которое, как было показано, повы­ шает надежность только по отношению к отказам третьей группы,

вданном случае не всегда целесообразно;

резервирование всегда приводит к увеличению массы, габари­ тов и стоимости установки и, если резервируемым элементом яв­ ляется главный двигатель, масса которого может составлять 30—50% от массы установки, то такое увеличение существенно сказывается на массогабаритных показателях установки в целом.

Поэтому для резервирования главных двигателей в СЭУ исполь­ зуется только схема постоянно включенного резерва.

Параллельная работа сложных элементов

Рассмотрим, с точки зрения надежности, параллельную работу на один винт двух главных двигателей. В этом случае при отказе первой или второй группы двигатель продолжает работать некоторое случайное время (например, до прихода судна в порт, где может быть произведен ремонт) и в этот промежуток времени в нем возможно появление новых отказов всех трех групп, в общем случае, с новыми интенсивностями Я,; (i = 1, 2, 3).

Отказами соответствующей группы резервированной системы

вданном случае будут являться:

отказ первой группы — отказ первой и только первой группы хотя бы одного из двигателей;

отказ второй группы — отказ второй группы хотя бы одного из двигателей или отказ третьей группы у одного из них и безотказ­ ная работа или отказ первой группы другого;

отказ третьей группы — отказ третьей группы у обоих рабо­ тающих параллельно двигателей.

230



Характеристики безотказности* Основные количественные харак­ теристики надежности до первого отказа для двух параллельно работающих главных двигателей имеют вид:

— вероятность безотказной работы

РЛЪ = ( Р . ( №

(5Л90)

— вероятность безотказной работы относительно отказов первой

группы

 

 

Р а (t) = (Pi

(О)2;

(5.191)

— вероятность отказа первой группы

 

Qc l (f) = 1 - P c i ( 9 ;

(5.192)

— вероятность отказа третьей группы

 

Qca (0 = ( Q a

(О)2;

(5-193)

— вероятность безотказной работы относительно отказов третьей

группы

 

 

Рс 3 (*) = 1 -

Qc3 (0;

(5.194)

— вероятность отказа второй группы

 

Qc2 (0 = 1 - р с (0 - Qci (0 - <?сз(0;

(5.195

— вероятность безотказной работы относительно отказов второй

группы

 

Рс2 (0 = 1 - Qc2 (0-

(5.196)

Зная величины, определяемые равенствами (5.190)—(5.196), можно найти и остальные характеристики надежности резервированной системы до первого отказа, используя указанные выше зависимости между ними.

Характеристики надежности с учетом восстановления* Вероят­ ность застать резервированную систему в момент времени t в со­ стоянии отказа первой группы может быть представлена как ве­ роятность суммы следующих событий:

— в момент времени t один из двигателей находится в исправ­

ном состоянии,

другой — в

состоянии отказа

первой группы;

— оба элемента находятся в состоянии отказа первой группы.

Обозначив

вероятности

этих событий

соответственно через

Qci (t) и Qci_1) (0i получим

 

 

 

Qci (t) =

QcV (t) + Qci-1> (0-

(5.197)

Вероятность застать резервированную систему в момент вре­ мени t в состоянии отказа второй группы может быть представлена как вероятность суммы следующих событий:

— один из двигателей имеет отказ второй группы, другой — либо исправен, либо находится в состоянии отказа первой или второй группы;

231


— один из двигателей имеет отказ третьей группы, другой — либо исправен, либо находится в состоянии отказа первой или вто­ рой группы.

_ Обозначив вероятность соответствующих событий через Q(CV (t),

Q cl^ (t), Qc2~~2> (t), Qc2_3) (t),

(t) И Q<I~3) (t), получим

Q c 2 (t) = Q i l } ( t ) +

Q i 2_ 1 )

(t) + Q $ T 2) ( t ) +

Ш ~ 3) ( t ) +

+

Qc2)(0+Ql2_3)(0-

(5.198)

Вероятность застать систему в состоянии отказа третьей группы может быть представлена как вероятность события, заключающегося в том, что в момент времени t оба двигателя находятся в состоянии отказа третьей группы.

Таким образом, с учетом изложенного уравнения, описывающие работу системы для рассматриваемого случая можно записать так:

QcO (t)

— --- 2 (Ах —{—А.2 — A3 ) QcO (i)

fXlQcl) (О “Ь P'2Qc2) it) -)-

 

 

 

 

 

+

p 3Qc3) (0;

 

 

 

Qc\

*(0 = 2XiQco (t) — (pi -)- Ax -j- A2 -(- A3 -j- A2 -f- A3) X

X Q $ (t) + p2Q21_2) (/) +

pxQci_1) (t) +

цзёй~3) (/);

 

Qci(1-1) (0 = ЯхШ>(t) -

(2px + 2A2 +

2 X3 ) Q?rl)',

 

 

 

Q'J2) (t) = 2A2Qc0 (t) +

 

(0

-

 

 

 

 

— ([^2 -\- hl -\- Яз ~T A3 ) Qtf (t)

~b

 

 

 

 

 

Ч- Н'зФсг

(t)

piQ j2 2 (t) -f- P'2Qc2

' (t)\

 

 

 

 

Qc2(1- 2> (/) =

A2Q<i> (t) 4 - AxQ '22> (0 -

 

 

 

 

 

— (и-I 4" И-2 4 “ ^2 +

2Аз) Qi2

* (ty,

(5.199)

 

Q

j 2~2) (t) = д

а

(0 -

(2 p 2 + 2Аз) Ш ~ 2) (t) +

 

 

 

 

 

+

^Qcl

2>(0;

 

 

 

 

Q

c 2( 3 )

(0 = A3Qco (0 — (р3

Ах -|- А2 -(- A3) QУ +

 

 

 

 

4“ Цгфс2

*(0 4~ Цз*ЗсЗ (0 4~, H-iQca

\

 

Q c2(1 3) ( 0 = AiQC2 (0 -f- AsQcx’ (t ) — (p i -|- рз 4~ A2 - j - A3 ) X

 

 

 

x Q S “3,( / ) 4 - ^ i _1,(0;

 

 

 

q j 2~3>(t) = д

а

( о + a2Qc2*( 0 + a2Qc2

3) (o +

 

-*T ^3Qc2

' (0 4* ^3Qc2

*( t ) — ( p 2 4" R3 -b ^ 3 ) Qc2

^ (0i

Qc3 (t) = А ^ Г 3) (0

+

Я Й Й ~3) (0 4- A3Q '3) (0

- 2 p 3Q3 (f).

Решая систему (5.199) и используя (5.197) и (5.198), найдем искомые величины.

232


Кроме главного двигателя, сложным элементом установки, ко­ торый практически всегда резервируется, является дизель-генера­ тор. Здесь, кроме рассмотренного случая постоянно включенного резерва, используются как резервирование замещением, так и схемы скользящего резерва.

Схема замещения сложного элемента

Рассмотрим резервирование сложного элемента по схеме замеще­ ния. Работа такой системы может быть организована различным образом, поэтому остановимся на наиболее вероятном случае, когда при отказе любой группы рабочего элемента он восстанавливается и начинает работу такой же резервный элемент. При его отказе пер­ вой или второй группы он продолжает работать с интенсивностями

отказов %i (i = 1, 2, 3), если первый еще не отремонтирован и вос­ станавливается, если его отказ — отказ третьей группы.

Характеристики безотказности. Безотказная работа такой си­ стемы — отсутствие отказов у рабочего элемента за время t. Отказ первой группы — сумма двух событий:

— отказ рабочего элемента в момент

времени т < t и безотказ­

ная работа резервного в интервале (т,

t)\

— отказ рабочего элемента в момент (т

< t) и отказ первой группы

резервного в интервале времени (т, t).

Отказ второй группы — отказ рабочего элемента в момент т < t и отказ второй группы резервного в интервале (т, t).

Отказ третьей группы — отказ рабочего элемента в момент т < t и отказ третьей группы резервного в интервале (т, t).

Таким образом, основные количественные характеристики на­ дежности рассматриваемой системы до первого отказа будут иметь

следующий вид:

безотказной

работы

 

— вероятность

 

 

 

Pc (t) = Р (*);

(5.200)

— вероятность

отказа

первой

группы

 

 

 

t

 

 

 

 

 

Qci(0 = J a (x)P{t — x)dx -f

 

t

t

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ J a ( x ) ja 1(9 — x)P2

( t x)P3 (i x)dQdx\

(5.201)

O

x

 

 

 

 

 

— вероятность

отказа

второй

группы

 

 

t

t

 

 

 

 

Qa (0 = j a (t) j a2

(0 — t) P3 (t t) dQ dx\

(5.202)

 

0

x

 

 

 

 

— вероятность

отказа

третьей

группы

 

 

 

t

t

 

 

 

Qcs (0 =

j a (x) j

a3

(0 — t) d0 dx,

(5.203)

 

 

0

x

 

 

233