Итак, путем резервирования достигается замена отказов третьей группы менее опасными отказами первой и второй групп. Однако система имеет достаточно высо кую вероятность нахождения в состоянии отказа первой группы. Следовательно, нецелесообразно пытаться осуществить повышение надежности по отношению к этим отказам путем усложнения схемы резервирования. Здесь требуется также по вышение надежности элементов, входящих в резервированную систему.
§20. НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ СХЕМЫ СОЕДИНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ В СОСТАВЕ СЭУ
Выше рассмотрены наиболее часто встречающиеся в практике схемы резервирования элементов установки. К резервируемому обо рудованию СЭУ прежде всего необходимо отнести вспомогательные механизмы. Резервирование главных двигателей осуществляется на транспортных судах реже. Это можно объяснить, в основном, двумя причинами:
—являясь сложным элементом, главный двигатель имеет высо кую надежность относительно отказов третьей группы, так как многие его узлы, в свою очередь, имеют резерв по отношению к этим отказам (например, наличие нескольких цилиндров в ДВС). Поэтому использование резервирования, которое, как было показано, повы шает надежность только по отношению к отказам третьей группы,
вданном случае не всегда целесообразно;
—резервирование всегда приводит к увеличению массы, габари тов и стоимости установки и, если резервируемым элементом яв ляется главный двигатель, масса которого может составлять 30—50% от массы установки, то такое увеличение существенно сказывается на массогабаритных показателях установки в целом.
Поэтому для резервирования главных двигателей в СЭУ исполь зуется только схема постоянно включенного резерва.
Параллельная работа сложных элементов
Рассмотрим, с точки зрения надежности, параллельную работу на один винт двух главных двигателей. В этом случае при отказе первой или второй группы двигатель продолжает работать некоторое случайное время (например, до прихода судна в порт, где может быть произведен ремонт) и в этот промежуток времени в нем возможно появление новых отказов всех трех групп, в общем случае, с новыми интенсивностями Я,; (i = 1, 2, 3).
Отказами соответствующей группы резервированной системы
вданном случае будут являться:
—отказ первой группы — отказ первой и только первой группы хотя бы одного из двигателей;
—отказ второй группы — отказ второй группы хотя бы одного из двигателей или отказ третьей группы у одного из них и безотказ ная работа или отказ первой группы другого;
—отказ третьей группы — отказ третьей группы у обоих рабо тающих параллельно двигателей.