Файл: Смирнов, О. Р. Надежность судовых энергетических установок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Всего за 10 лет эксплуатации по всем 12 судам было 728 отказов: из них 568 — отказы первой группы, 47 —• второй группы и 113 — третьей группы.

Кроме данных о времени возникновения и характере отказов, были собраны также данные о продолжительности восстановления элементов после отказов. Обычно в рейсовых донесениях и фор­ мулярах технического состояния машинной установки приводится лишь время ремонта после отказов третьей группы и не указывается эта величина в случае отказа первой, а часто и второй групп. Поэтому продолжительность восстановления после этих отказов принималась в соответствии с графиком планово-предупредительного ремонта су­ дового оборудования. В этой работе приведены трудоемкости выпол­ нения планово-предупредительного ремонта механического обору­ дования рассматриваемых судов, которые и принимались за время ремонта после наступления соответствующего отказа. Однако эти значения являются детерминированными величинами, в то время как продолжительность ремонта в эксплуатационных условиях ■— величина случайная.

В связи с указанным значения соответствующих величин рас­ сматриваются в дальнейшем как средние значения некоторых слу­ чайных величин, закон распределения которых будет обоснован далее.

Обработка статистических данных об отказах элементов рас­ сматриваемой СЭУ показала, что время их безотказной работы хорошо согласуется с показательным распределением. Сравнение среднего времени безотказной работы со средним значением про­ должительности восстановления показало, что Т + Тв, что позво­ лило на основании предельных теорем [21, 78] принять гипотезу о показательном распределении продолжительности восстановления

1

и определить параметр распределения р = -=- для каждого из

* В

элементов установки, а затем найти и другие количественные' характеристики их надежности. Теперь, зная схемы соединения эле­ ментов, можно определить количественные характеристики резер­ вированных систем, используя ранее приведенные зависимости. Результаты таких расчетов приведены в табл. 21.

Зная количественные характеристики надежности элементов установки и ее функциональную схему (см. рис. 60), можно найти эти же величины и относительно установки в целом, используя соответствующие зависимости для последовательного соединения,

полученные ранее.

отказов

1. Интенсивность

9

 

 

Лс = S ^ = 11.Ы 0-* +

6,56.10 '1 + 6,98-10"5 + 5,33.10"5+

/= 1

 

 

+ 2,12 -10 '5 + 4,59

-10 '5 + 2,2 Ы О-5 + 0,36-10~5 +

+

2,18.10-5 = 20,037 • 10-11/ч.

239


I

2.

Среднее время

безотказной работы

 

Т

— — —

1

— 499 ч

 

СР — Ас

20,037 • 10~4

 

3.

Вероятность безотказной

работы.

В

равенстве (5.7)

для

вероятности

безотказной работы после­

довательной системы предполагалось, что время работы ее эле­ ментов одинаково. Однако элементы СЭУ имеют различную про­ должительность работы за одно и то же время эксплуатации уста­ новки на ходовом режиме. Поэтому при пользовании равенством (5.7) в полученные ранее зависимости для вероятностей безотказной работы элементов СЭУ необходимо поставить время работы данного элемента. Но выражение для вероятности безотказной работы может быть получено в более простом виде, если предположить, что время работы элементов СЭУ одинаково и равно времени работы главного двигателя. Погрешность, получаемая при этом, не превысит 5%, так как около 90% величины Хс приходится на долю главного дви­ гателя и дизель-генераторов, которые работают примерно одина­ ковое время.

Таким образом,

 

р с (о =

<г 20-Ю7ЛО“ 4<.

Вероятность безотказной

работы относительно отказов третьей

группы

 

Рс_з Й = П Р и (0 =

Г 3'67' 1г4'(1 + 2,12-1(Г5/) X ■

/=1

 

X(1 + 2 ,2 Ы 0 - 8'0(1 +0,36.10-%).

4.Вероятность безотказной работы относительно отказов вто­ рой группы. Так как отказы третьей группы установки обусловлены главным образом отказами главного двигателя, то, пренебрегая вероятностью таких отказов у других элементов по сравнению с глав­ ным двигателем, получим

Р с_2 (0 =

[ 1 - И - 98'10" 4*

х

X [l -- (g-°.945.10~5/ --- е-1,26.1<Г5*jj х

X [l _ ( е-°.487-10-^__е-0,917.10-%j] х

X [ l _

( e - 4 ,9 7 .1 0 - 6 f _

e _ 4 ,8 8 7 .1 0 -5,

x

X [l

— (g—3.5Л0_6<— e 2’01*10 )]

X

x [ l _ ( e-U-10-5/ _

e- 1,29.10-5,)]

+

+ {l - [ l _ ( e-0.94£.10-5,__e_l,26.10-5,jj x

240



 

 

Количественные характеристики

 

 

Интенсивность отказов,

1/ч

 

Элементы установки

первая группа

вторая

 

третья группа

 

группа

 

 

 

всего

 

 

Главный двигатель

7,26- 1(Г4

0,86-10“4

 

2,98-10-4

11,1 - 10“4

 

 

 

 

 

Дизель-генераторы

6,44КГ4

0,0315-10-4

0,0945-10-4

|б,56-10"4

 

 

 

 

 

Валопровод

6,22КГ6

;о,4з-ю -5

 

0,487-10-6

:6,98-ю -6

 

 

 

 

 

Гребной винт

0,44КГ6

4,39-10-6

4,97-10-®

5,33-10-6

 

 

 

 

 

надежности основных элементов судовой энергетической установки (судно типа «Архангельск»)

 

 

 

 

 

Вероятность безотказной работы

 

 

первая группа

 

 

вторая группа

третья группа

 

 

 

всего

 

j _

3,84.10-** _

е—11,1.10—

1 _

2,98-10-** _

3,84.10—*)

е 2,98.10-**

 

е-11,М 0-*<

 

 

 

 

 

 

 

] _—1,26.10-*/___ 6,56.10—

 

1 __ ( е—0,945.10-** _

е— 1,26.10—*)

^—0,945-10-**

 

 

g—6,56-10-**

 

 

 

 

 

 

 

[ __ (е—0,917-10—»* _

е-6 ,98.10-»*)

j _

(е-0,487.10—* _ е- 0 ,917.10—*)

—0,487.10-»*

 

р- 6 ,98.10—*

 

 

 

 

 

 

 

1

00

о

8 ю 1

о

j _ ( е-4,97-10—* _

е-4 ,887-10-*)

е—4,97-10-®*

QO 3*-

1 т

т

 

е-5,33-10-‘(

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 21

Среднее время безотказной

Вероятность застать элемент

в момент времени в состоянии

 

работы,

ч

 

отказа

 

первая

вторая

третья

первая

вторая

третья

группа

группа

группа

всего

группа

группа •

всего

группа

1379

11628

3356

0,022

0,0024

0,0011

901

0,975

 

 

 

 

1542

317777

105 926

0,005

«=*0

<=«0

1524

0,995

 

 

 

 

16 077

232558

205 339

0,0002

««0

«=<0

14327

0,9998

 

 

 

 

227 273

22779

201 208

0,004

0,013

0,00005

18800

0,983

 

 

 

 

Циркуляционные насо­ сы системы охлаждения (резервированная систе­ ма)

Масляные охладители главного двигателя (ре­ зервированная система)

Циркуляционные насо­ сы системы смазки глав­ ного двигателя (резерви­ рованная система)

Циркуляционные насо­ сы системы охлаждения форсунок главного дви­ гателя (резервированная система)

Трубопроводы и арма­ тура

2,12- к г 5е~2>12Л0~5* (1 — 2,12-КГ'5?)

2,12-10-5

1 — 2,12-1(Г5/£Г-2'12-10~ь*

2,58-КГ5

1,66-10-6

4,59-10"5

2,21 • 10е- 5 - 2 ’12ЛО-5( (1 — 2,21 ■Ю"6/)

2,21-Ю”6

. 1 -2 ,2 М О _ 5 1 Г 2'21Л0' ‘(

 

0,36- ю —5е—0,36-10-s* (1

— 0.36-10- 5 0

0,36-ю -6

1 — 0,36-10~5^ -

0,36'10- 5*

0,89-10-6

0,19-10_6

2,18-10~5

 

4,49- Ю~101е—2,12'10-в* е-2,12.10-*(1 _|_ 2,12-10 "5<)

3,5-10'°

4,88-jo—10/е—2-21'10_Б^ 2,21.10-*< _j_ 2 21. Ю~51)

о,13. ю - 10^ - 0-36-10-^

е' 0,36-io—s ^ + 0i36. 10-5 ^

1,1-Ю-®

1 — 2,12-10“ 5*е- 2'12-10 Ч

|

2,01.10-** _ е— 4,59-10—*)

1 — 212 Ы 0 - ! И ' 21Л0' ‘')

1 — 0,36-10 6 °.з6-1°—п*

J _ (е-1,29.10-** _ g- 2 ,18.10-**)

е 2,12-10-**

g—2,12.10—* (1 _(_ 2,12-10~51)

47 170

47170

94 340

0,0017

0,9983

«*о

 

 

 

 

 

j __ —3,5.10“** _

g—2,01.10-*)

38 760

60241

285 714

0,0008

0,002

0,0001

е- 4,59-10-**

е —3,5.10-**

 

 

21789

 

 

0,997

 

е-2 ,21.10-**

g—2,21.10—*( [ + 2,21 • 10 5’?)

45 249

"45249

90 498

0,0002

0,9998

=«0

 

 

 

 

 

 

 

—0,36.10-**

e-o,36-io-** (J 4-0.36-10~5о

277 778

277778

555 555

0,0007

0,9993

 

 

 

 

 

 

j _(е—1,1.10-** _

е -

1,29-10-**)

 

526316

 

 

 

 

е—2,18-10-**

-1,1.10-»*

112 359

90 909

я*0

 

«*0

45871

 

 

 

 

 

 

 

О . Р . Смирнов


 

X

 

—- 0 , 4 8 7 - 1 0

— 5

— 0 , 9 1 7 . 1 0

5t )]X

 

 

 

 

 

 

 

 

X

1

- 4 , 9 7 - 1 0

6t

- 4 , 8 8 7 - 1 0

')]

X

 

 

e -2,01-10

 

X

1

- 3 , 5 - 1 0

5t

X

X LI

—1,1-10

г - ^

29-10

 

- 2

, 9 8 - 1 0 4 <

U_1,i'lu

^ j j } [ i - e- 2'98-10

5. Вероятность безотказной работы относительно отказов пер-

вой группы

 

Р*-1 (0 = 2 ~j~ Рс(0 — ^ с-2

• (0-

Зависимость от времени вероятностей

Р с, Р с_!, Р с_2 и Р с_3

представлена на рис. 60. Рассмотрение рис. 60 показывает, что через 650 ч примерно половина

находящихся

в

эксплуатации

 

 

установок будет

иметь отказ.

 

 

Вероятность безотказной работы

 

 

относительно

отказов

первой

 

 

группы

резко падает

до

0,5

 

 

в начальный период эксплуата­

 

 

ции и затем также быстро воз­

 

 

растает. Такое поведение кри­

 

 

вой

Р с_х (t)

можно

объяснить

 

 

тем,

что при

ее

построении

не

 

 

учитывается

эффект

восстанов­

 

 

ления, т.

е. с течением времени

 

 

отказы первой группы заменя­

 

 

ются отказами второй и третьей

 

 

групп. Этими же факторами

 

 

определяется и характер кри­

 

 

вой Р с_2

(*).

 

 

 

 

 

 

 

6. Вероятность застать уста­

 

 

новку в

момент

времени в ис­

Рис. 60. Зависимость от времени величин

правном

состоянии

 

(коэффи­

 

РС, Рс-,,

Рс-9. И Рс-Й-

циент готовности).

 

 

 

 

 

 

 

 

Как уже отмечалось, сложные элементы установки после от­ каза первой или второй групп продолжают работу, например, до прихода судна в порт, где может быть проведено восстановление, и ремонтируются сразу после наступления отказа третьей группы. Рассмотрение табл. 21 показывает, что все элементы рассматривае­ мой установки, кроме главного двигателя, гребного винта и масло­ охладителей, имеют пренебрежимо малые значения величин Х3. В связи с этим предварительно найдем характеристики надежности последовательной системы, состоящей из трех указанных элементов. Заменяя такую систему одним сложным элементом, будем иметь:

интенсивность отказов i-й группы (г = 1, 2, 3)

/=1

16 О. Р. Смирнов

241