Файл: Смирнов, О. Р. Надежность судовых энергетических установок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Зная величины, определяемые выражениями (5.199)—(5.203), можно найти и другие характеристики надежности системы до пер­ вого отказа.

Характеристики надежности с учетом восстановления.: Вероят­ ность застать систему в момент времени t в состоянии отказа первой группы — вероятность суммы следующих событий:

один из элементов ремонтируется после отказа, второй — исправен;

один из элементов ремонтируется после отказа, второй — ра­

ботает, имея отказ первой группы.

Обозначив вероятности соответствующих событий через Qc(1) (t),

Qci’ (t), Q ci’ ( 0 . Qci- 1 ’

(t), Qci- 1 ’ (t),

Qci- 1 ’ Ц), получим:

Qci it) = Qa

( 0

-f Q$’ (t) +

it) +

q£1-1) ( 0 +

 

+

Qm-1’(0 4

Qci- 1 ’ ( 0

(5.204)

Вероятность застать систему в момент времени t в состоянии отказа второй группы — вероятность события, заключающегося в том, что один из элементов ремонтируется после отказа, а второй работает, имея отказ второй группы.

Введя

обозначения соответствующих вероятностей

Qc2- - ’ it),

Qc2 ~2) (t),

Qc2~2) Ц), будем иметь

 

 

Qc2 it) = Q^-2’ (0 + Q r 2) it) + Qc2 2) it).

(5.205)

Вероятность застать систему в момент времени t в состоянии отказа третьей группы — вероятность ремонта одного из элементов после отказа и второго — после отказа третьей группы. Если обозна­

чить

соответствующие

вероятности

через

Q^-3’ it),

Qd-3’ (t) и

фсз- 3 *

it),

то искомая величина найдется из выражения

 

 

 

 

Qc3it) =

Q<3~3) (t) + Q<23-3’ (0 +

Qc3_3) (0-

(5.206)

Таким образом, в вышеуказанных обозначениях уравнения,

описывающие работу системы, имеют вид:

 

 

QcO it) =

(^1

^2 ~г ^з) Qc0 (/) -(- p i Qci’ ( 0

“Ь psQ cl’ it) 4

 

 

 

 

 

 

+ PeQci’ (t);

 

 

 

 

 

Qci

(t) = hQcO(t) (p i -f Я1 -f

 

+ A.3) Qci* {t) -j~

 

 

 

4

p iQ a

Ц) -j- p2Qci_1) (t) 4

paQci

11 (t);

 

 

Qci

it) = ^QcO it) (p2 —(— —{—Я.2 X3) Q ci’ it) - 4

 

 

 

4

PiQc2

(t)

p 2Qc2 2’ ( 0

+

p 3Qc2

2) (ty,

 

 

Qc\

it) = ^3QcO it) (рз —j—A.1 f- Л.2 —f- X3 ) Qci’ it) +

 

 

 

+

PIQ ^ i O

+ P2Q'23-3) it) 4

p3 Q

r 3’ it);

 

 

Qci<1_1) ( 0 = ^iQ ci’ it) ~ (p ! + X2'

+ Хз) Qci- 1 ’ it);

 

234


Qcг(2-1) (0 = д а

(t) -

(на+ ^ +

X^)Qg_1) (0;

(5.207)

Q c i(3_1) ( 0 =

д

а

(t) -

( p 3 + k2 +

 

Q c i_1> ( 0 ;

 

 

Q c 2 ( 1

(02=)

X

a

Q(t) +' l W'

S (0f’-

(

1и ’

Q+ c2

(ty,Х2 ) з )

Q c f ~

2) (t) =

X^g’ {t) + X^Qg"1»(0 -

(|i2 + h ) Ш ~ 2) (ty

Q c 2( S

-(t)2 =)

XjQg» (f) + ^ Q g -1' (t) _

(цз +

Хз) Q ^ 2) (0;

q;3(1- 3) (t) =

д

а

(0 +

X ^g "1»(0 +

^ Q g -2’ (0 -

 

 

 

 

 

- 0 M +

 

 

 

 

 

Q c 3(2“ 3> (0 =

X3Q<2) (0 +

X^Qg-1»(t) +

^ Q g -2) (0 -

 

 

 

 

 

- 0 * 2 + ( * 3 ) ^ ( 0 ;

хш~2)(о -

 

Qc3(3_3) (о =

д

а

( о +

x;Qg-3>(о +

 

 

 

 

 

 

- 2 p 3Qg~3)(0-

 

 

 

 

Решая (5.207) и используя затем

равенства^

(5.204)—(5.206),

можно найти искомые величины Qcl (f),

Qc2 (t) и Qc3 (t).

ГЛАВА VI

НАДЕЖНОСТЬ СЭУ В ЦЕЛОМ

§21. ПРИМЕР РАСЧЕТА НАДЕЖНОСТИ СЭУ

Исходными данными для расчета надежности установки являются принципиальная схема СЭУ, характеристики надежности входящих в ее состав элементов, перечень режимов работы установки и времен­ ные характеристики этих режимов. В качестве примера использо­ вания некоторых из приведенных ранее результатов выполнен расчет надежности одновальной СЭУ с малооборотным главным двигателем и прямой передачей на винт, установленной на сухогрузном судне. Упрощенная принципиальная схема рассматриваемой СЭУ представ­ лена на рис. 58.

Выбор дизельной установки для проведения примера расчета надежности СЭУ обусловлен тем, что такие СЭУ являются в настоя­ щее время наиболее распространенными на судах транспортного

флота.

Для судов рассматриваемого типа характерны три режима ра­ боты СЭУ: ходовой, стоянка с грузовыми операциями и стоянка без грузовых операций. Среднегодовая продолжительность ходового режима составляет 3800 ч, среднегодовое время работы главного

235


i

£

Забортная

15

Soda

Забортная

15 i боба

/чг

14

15

5'

0-15'

1L у

Рис. 58. Принципиальная схема СЭУ сухогрузного судна.

16

1 — гребной винт; 2 — вало-

провод;

3

— главный двига­

 

тель;

4 — дизель-генератор;

 

5 — циркуляционные

насосы

 

системы охлаждения; 6 —во-

Q

доохладители;

7 — маслоох­

ладители;

8 —

циркуляцион­

1 0 >.j

ный

насос системы

 

охлаж­

дения

 

форсунок

главного

 

двигателя;

9

— водоохлади-

 

тель

системы

охлаждения

 

форсунок

главного

двигате­

 

ля;

10

— масляный

насос;

 

/ / — вспомогательный

котел;

 

12 — 13

— фильтры

топлива;

 

14

компрессоры;

15 — мас­

лоохладитель дизель-генера­ тора; 1 6 —масляные фильтры.


двигателя 3200 ч, среднегодовое время работы грузовых лебедок «=>870 ч. Таким образом, наиболее важным для обеспечения нормаль­ ной работы судна является ходовой режим, который занимает боль­ шую долю времени эксплуатации. Кроме того, именно на этом ре­ жиме, когда работает наибольшее число элементов СЭУ, требуется самое полное обеспечение надежности и с точки зрения безопасности плавания. В связи с указанным характеристики надежности уста­ новки определяются в дальнейшем на ходовом режиме работы судна.

Функциональная схема СЭУ приведена на рис. 59. С целью обеспечения достаточной простоты рассматриваемого примера эта схема содержит лишь основные элементы СЭУ, т. е. те элементы,

Рис. 59. Функциональная схема СЭУ.

1 — гребной винт;

2

— валопровод; 3 — главный двигатель;

4

— дизель-генераторы и

их

маслоохладители;

5 — циркуляционные

насосы системы

охлаждения; 6 —

водоохладители;

7 — маслоохладители;

8 — циркуляционные насосы системы

охлаждения;

9 — водоохла-

дитель системы охлаждения форсунок;

10 — масляные

насосы;

11 — трубопроводы и

ар­

 

 

 

матура.

 

 

 

 

 

нормальная работа которых имеет определяющее значение при эксплуатации СЭУ на ходовом режиме. К таким элементам в данной установке могут быть отнесены: главный двигатель, валопровод, гребной винт, насосы системы охлаждения главного двигателя и дизель-генераторов, водоохладители, маслоохладители, циркуля­ ционный насос системы охлаждения форсунок главного двигателя, трубопроводы и арматура.

Как показывают данные об эксплуатации рассматриваемых уста­ новок, перечисленные элементы в основном характеризуют надеж­ ность установки. Действительно, во время эксплуатации 12 судов этой серии на их долю приходится 95% всех отказов. Характер функциональной схемы и данные об отказах входящих в ее состав

элементов позволяют определить влияние отказов

этих элементов

и резервированных систем на работу установки в

целом.

1.Главный двигатель является сложным элементом установки, не резервируется. Его отказы первой, второй или третьей группы — отцазы той же группы для установки.

2.Валопровод — сложный элемент установки, не резервируется. Его отказы первой, второй или третьей группы — отказы той же группы для установки.

3.Гребной винт является сложным элементом установки, не резервируется. Его отказ первой, второй или третьей группы —

отказ

той же группы для установки.

4.

Дизель-генератор — сложные элементы установки, резерви­

руются по схеме скользящего резерва с параллельным соединением

237


рабочих элементов. Отказ первой, второй или третьей группы резер­ вированной системы является отказом той же группы для установки.

5. Насосы системы охлаждения — простые элементы установки, резервирование выполнено по схеме скользящего резерва с после­ довательным соединением рабочих элементов. Отказы первой, вто­ рой или третьей группы резервированной системы — отказы той же группы для установки.

6.Водоохладители — простые элементы установки, резерви­ руются по схеме постоянно включенного резерва. Отказ одного из водоохладителей — отказ второй группы для^ резервированной системы и установки в целом. Отказ обоих водоохладителей — от­ каз третьей группы для резервированной системы и установки.

7.Маслоохладители главных двигателей — сложные элементы, резервируются по схеме постоянно включенного резерва. Отказ одного или обоих маслоохладителей является соответственно отказом второй или третьей группы резервированной системы и установки.

8.Маслоохладители дизель-генераторов — простые элементы. Резервируются вместе сдизель-генераторами по схеме скользящего ре­ зерва с параллельным соединением рабочих элементов. Отказ пер­ вой, второй или третьей группы такой резервированной системы является отказом той же группы для установки.

9.Циркуляционные насосы системы смазки — простые элементы, резервируются по схеме замещения. Отказ одного или двух насосов является соответственно отказом первой или третьей группы для резервированной системы и установки.

10.Циркуляционный насос системы охлаждения форсунок — простой элемент. Резервируется по схеме замещения. Отказ одного или двух насосов является соответственно отказом первой или третьей группы для резервированной системы и установки.

11.Водоохладитель системы охлаждения форсунок — простой элемент установки, не резервируется. Его отказ является отказом третьей группы для установки.

12.Трубопроводы и арматура — сложные элементы установки, не резервируется. Его отказы первой, второй и третьей группы яв­ ляются отказами той же группы для установки.

Таким образом, функциональная схема установки, составленная для расчета ее надежности на ходовом режиме, представляет собой последовательную систему, состоящую из сложных и простых эле­ ментов, а также резервированных систем. Из рис. 60 и вышеприведен­ ного рассмотрения работы элементов в составе установки следует,

что безотказная ее работа есть безотказная работа всех элементов и резервированных систем, приведенных на функциональной схеме СЭУ. Отказ первой и второй групп установки —• отказ соответственно первой или второй группы хотя бы одного элемента или резервиро­ ванной системы. Отказ третьей группы — отказ третьей группы лю­ бого элемента или системы.

Для определения характеристик надежности элементов СЭУ были собраны данные по их отказам за 10 лет эксплуатации на 12 судах.

228