Рассмотрение отказов СЭУ показывает, что большинство и» них (^79% ) являются отказами первой группы. Однако наиболее тяжелые отказы третьей группы составляют достаточно большую долю (*=«15%). Отказы второй группы рассматриваемой СЭУ проис ходят реже и составляют «*6% общего числа отказов.
Из анализа количественных характеристик надежности СЭУ можно сделать вывод о том, что на надежность установки серьезное влияние оказывает не только исправная работа наименее надежных элементов — главного двигателя и дизель-генераторов, но и вспомо гательного оборудования. Действительно, среднее время безотказ ной работы установки равно примерно 500 ч, в то время как у глав ного двигателя это время почти в два раза больше (около 900 ч).
Аналогичные соображения справедливы и относительно харак теристик надежности с учетом восстановления и в наибольшей степени по отношению к отказам второй группы. Так, вероятность застать главный двигатель в состоянии отказа второй группы равна 0,0024; для дизель-генераторов эта величина пренебрежимо мала,, в то время как для всей установки эта вероятность равна 0,0165. Кроме того, необходимо отметить, что несмотря на большее число отказов третьей группы установки по сравнению с отказами второй группы вероятность застать СЭУ в состоянии отказа третьей группы меньше, чем во второй. Это можно объяснить тем, что время ремонта после отказа третьей группы меньше той же величины для отказовдругих групп.
Определение характеристик надежности СЭУ выполнено лишь в качестве примера использования приведенных выше результатов: они получены для уже эксплуатирующихся судов, но даже и в этом случае могут служить основанием для исследования вопросов на дежности существующей СЭУ, разработки рекомендаций по повы шению ее надежности.
Рассмотрим, например, характеристики надежности дизель-гене раторов. Анализ этих характеристик показывает, что они являются весьма ненадежными элементами установки.
Дальнейшее усложнение схемы резервирования (установка че твертого дизель-генератора) нецелесообразно, так как было показано,, что резервирование повышает надежность лишь по отношению к от казам третьей группы, а такие отказы у резервированной системы, практически отсутствовали. Таким образом, наиболее целесообраз ным путем повышения надежности установки является замена суще ствующих дизель-генераторов более надежными агрегатами.
Приведенный выше пример расчета надежности СЭУ показывает,, что в случае справедливости экспоненциального закона надежности: применительно к элементам установки количественные характери стики надежности последней с достаточной степенью точности могут быть найдены аналитическими методами. Однако такой расчет все ж е является приближенным. Действительно, если интенсивность отка зов каждого из элементов установки постоянна, то для различного* рода резервированных систем, как это следует из табл. 21, она яв ляется функцией времени и, следовательно, использование схемы