Файл: Экологическое право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система государственного управления охраной окружающей среды направлена на:

  • реализацию и совершенствование государственной политики в области охраны окружающей среды;

  • создание безопасной производственной среды в организациях;

  • защиту законных интересов работников, пострадавших от загрязненной окружающей среды и профессиональных заболеваний;

  • обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны окружающей среды: работодателей, объединений работодателей, государственных органов, органов местного самоуправления, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.


В рамках государственного управления осуществляются следующие основные мероприятия:

  • экологическое нормирование и стандартизация;

  • экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду;

  • экологическое лицензирование;

  • экологическая сертификация и аудит;

  • экологический мониторинг;

  • экологический надзор;

  • учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом.


2. Экологическое нормирование и стандартизация
Экологическое нормирование – установление уполномоченными государственными органами системы нормативов предельно допустимого воздействия (ПДВ) человека на окружающую среду.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «Об охране окружающей среды», экологическое нормирование осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормативы в области охраны окружающей среды – это установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Предельно допустимая нормаэто такая мера воздействия на природу, при которой стабильно обеспечивается нормальный процесс обмена веществ и энергии экологических систем Земли.

Под воздействием понимается антропогенная (отрицательная) деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных интересов человека, вносящая физические, химические, биологические изменения в окружающую среду.


Предельно допустимые нормативы представляют собой компромисс между экологией и экономикой, позволяющий развивать хозяйство и сохранять окружающую среду.

Наиболее распространенный вид отрицательного воздействия – загрязнение окружающей среды, под которым принято считать ее физическое, химическое и биологическое изменение, вызванное антропогенной деятельностью, содержащей угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, экологических систем природы.

Экологическая стандартизация – деятельность по установлению в стандартах на продукцию, работы и услуги требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.

Экологические стандарты – эколого-правовые требования, установленные государственными стандартами в отношении новой техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, способной оказать вредное воздействие на окружающую природную среду.

В систему экологического нормирования и стандартизации входят:

- нормативы качества окружающей среды – нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;

- нормативы допустимого воздействия на окружающую среду – нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды;

- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды – порядок их установления определяются законодательством в области охраны окружающей среды (Законом РФ «О недрах», Федеральным законом «О животном мире», Земельным, Водным, Лесным кодексами РФ и т.д.);

- нормативы санитарно-защитных и охранных зон устанавливаются вокруг производственных предприятий и других объектов в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами и нормативами с целью снижения воздействия на окружающую среду от этих объектов, а также с целью охраны объекта при образовании особо охраняемых природных территорий;

- нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов

– устанавливаются в соответствии с показателями предельно допустимого содержания таких веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем. .

Чтобы не допустить загрязнение атмосферы и водоемов, определяют предельно допустимые выбросы (ПДВ) и предельно допустимые сбросы (ПДС), которые разрабатываются для каждого источника вредного воздействия.

В случаях невозможности соблюдения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, допускается установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов - то есть ограничений таких выбросов и сбросов, установленных на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения установленных нормативов.
3. Экологическая экспертиза и оценка воздействия

на окружающую среду

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» - экологическая экспертиза – это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду11
Экологическая экспертиза основывается на принципах:

- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

- комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

- обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

- достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

- научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

- гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;


- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза является формой предупредительного экологического контроля.

Предотвращение загрязнения природной среды обходится в 4 – 5 раз дешевле, чем ликвидация негативных последствий экологически необоснованных решений.

Статья 4. Федерального закона «Об экологической экспертизе» устанавливает, что в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Государственная экологическая экспертиза (обязательная) - организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории РФ независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов.

В статьях 11-12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» дан обширный перечень объектов государственной экологической экспертизы, проводимой как на федеральном, так и региональном уровне.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным органом государства в области экологической экспертизы для конкретного объекта.

Результатом проведения экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы – документ, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности хозяйствующего субъекта.

К заключению могут прилагаться особые мнения экспертов, не согласных с принятым заключением.

В январе 2007 года введением в действие поправок к Градостроительному кодексу РФ была отменена государственная экологическая экспертиза объектов, строящихся на особо охраняемых природных территориях. В течение всего года экологи активно добивались восстановления обязательной экспертизы в отношении строительства на указанных территориях. В мае 2007 года Государственной Думой был одобрен в первом чтении законопроект, восстанавливающий проведение государственной экспертизы, в апреле 2008 года Госдума приняла законопроект об экологической экспертизе во втором чтении. В настоящий момент этот законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе в стадии доработки.


Общественная экологическая экспертиза (добровольная) организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней и может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.

Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:

получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в пункте 1 статьи 14 настоящего Федерального закона;

знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;

участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.

При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии.
Оценка воздействия на окружающую среду – это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной или иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий,