Файл: Экологическое право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Государство, как субъект права природопользования в настоящее время остается крупнейшим собственником природных ресурсов. Обладатели природных ресурсов на праве хозяйственного ведения, оперативного управления и постоянного пользования не вправе распоряжаться ресурсами без согласия собственника, то есть - государства.

Субъектом права общего природопользования является каждый человек, который использует природные ресурсы лишь для своих нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности.

Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели. Юридические лица при этом выступают в двух качествах: как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, и как юридические лица, получившие соответствующий природный ресурс в пользование.

Субъекты специального природопользования должны обладать правоспособностью, т.е. способностью иметь права и нести обязанности. Кроме того, чтобы субъект права мог своими действиями осуществлять имеющееся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей, необходимо, чтобы он обладал дееспособностью. Так, право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста10, а у юридического лица – с момента его государственной регистрации.

Статус субъектов природопользования определяется их имеющимися правами и обязанностями, регламентированными законом. В соответствии с Конституцией Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В обязанность каждого субъекта природопользования входит сохранение природы и бережное отношение к природным богатствам.

Невыполнение субъектом этих обязанностей влечет за собой прекращение права природопользования.

Законодательство устанавливает основания прекращения права специального природопользования. Их перечень различается в зависимости от вида природных ресурсов. Тем не мене, общими для всех пользователей являются следующие основания прекращения права специального природопользования:


- отказ от пользования;

- истечение установленного срока пользования;

- нарушение законодательства об охране окружающей среды;

- нарушение условий пользования, оговоренных в лицензии;

- использование территории для государственных нужд, исключающее пользование природными ресурсами.

В зависимости от основания право природопользования прекращается либо автоматически, либо актом органа, предоставившего лицензию, либо решением суда после обращения одной из сторон.
Тема 6. Административно-правовой механизм охраны окружающей среды

1. Понятие и виды управления в области охраны окружающей среды.

2. Экологическое нормирование и стандартизация

3. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду

4. Экологическое лицензирование и сертификация

5. Экологический мониторинг и контроль в области охраны окружающей среды

6. Кадастры природных объектов и природных ресурсов

1. Понятие и виды управления в области охраны окружающей среды
Экологическое право, как самостоятельная отрасль, имеет собственные механизмы реализации правовых норм, которые определяются как совокупность способов воздействия права на экологические правоотношения. В зависимости от способа регулирования таких отношений, механизм действия экологического права подразделяется на административно-правовой и экономико-правовой механизмы охраны окружающей среды.

Административно-правовой механизм охраны окружающей среды заключается в неравноправном положении субъектов экологических правоотношений: одни субъекты правоотношения (граждане и юридические лица) обязаны выполнять предписания других субъектов (органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц).

Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды направлен на создание экономической заинтересованности физических и юридических лиц в соблюдении экологических требований, установленных для природопользователей.
На современном этапе развития общества, несмотря на широкое распространение и усиление разнообразных экономических методов управления, роль административно-правового механизма в области охраны окружающей среды остается значительной и во многом определяющей.



Формой реализации административно-правового механизма в практической жизни является управление процессами охраны окружающей среды и рационального природопользования со стороны государства, органов местного самоуправления и общественности.

Управление в области охраны окружающей среды - это самостоятельный институт российского экологического права, проявляющийся в системе эколого-правовых норм и экологических правоотношений, направленных на выполнение закрепленного в законе экологического императива.

Экологический императив– приказ, требование по неукоснительному соблюдению правил рационального природопользования и охраны окружающей среды, невыполнение которых влечет применение мер ответственности.

Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде.

Государственное управление использованием и охраной природных ресурсов осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией:

  • органы общей компетенции

  • органы специальной компетенции

  • функциональные органы

К органам общей компетенции относят:

Федеральное собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, администрации субъектов РФ, а также органы местной администрации.

В соответствии с принципом разделения властей государственное управление возлагается на органы исполнительной власти.

Федеральное Собрание принимает решения об объявлении зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия.

К важнейшим функциям управленческой деятельности Президента РФ относят определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства, обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии, осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы, координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.


К органам специальной компетенции относятся органы,созданные исключительно для решения задач в сфере взаимодействия и природы:

  • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (МИНПРИРОДЫ РОСИИ) - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты) и среду их обитания, в сфере эксплуатации и обеспечения безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения и гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

В ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации НАХОДЯТСЯ:
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования – (РОСПРИРОДНАДЗОР) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования.

Федеральное агентство по недропользованию (РОСНЕДРА) - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.

Федеральное агентство водных ресурсов (РОСВОДРЕСУРСЫ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов. 

Федеральное агентство лесного хозяйства (РОСЛЕСХОЗ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (РОСГИДРОМЕТ) - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

Росгидромет в указанной сфере деятельности обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации, в том числе по Конвенции Всемирной метеорологической организации, рамочной Конвенции ООН об изменении климата и Протоколу по охране окружающей среды к Договору об Антарктике.

Принципиальным для деятельности Росгидромета в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области мониторинга окружающей среды и ее загрязнения является обеспечение права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, закрепленного в ст. 42 Конституции Российской Федерации.

К функциональным органам относятряд органов, на которые возложены специальные задачи по государственному управлению природопользованием и охраной окружающей среды наряду с решением иных задач:

  • Министерство сельского хозяйства и продовольствия;

  • Министерство здравоохранения;

  • Министерство внутренних дел;

  • Министерство строительства;

  • Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

  • Министерство финансов РФ и т.д.