ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.
Информация о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и информационная продукция предоставляются пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды.
Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении экологического мониторинга используется органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, органами местного самоуправления для принятия соответствующих решений, разработки федеральных и целевых программ в области охраны окружающей среды.
Государственный экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований в области охраны окружающей среды, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в пределах своей компетенции в рамках:
а) федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения, федерального государственного охотничьего надзора на особо охраняемых природных территориях федерального значения, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (государственных природных заповедников и национальных парков) - в порядке, установленном постановлениями Правительства Российской Федерации о соответствующих видах надзора;
б) государственного надзора в области обращения с отходами, государственного экологического надзора на континентальном шельфе Российской Федерации, государственного экологического надзора во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, государственного экологического надзора в исключительной экономической зоне Российской Федерации, государственного экологического надзора в области охраны озера Байкал, федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на особо охраняемых природных территориях федерального значения, государственного надзора за соблюдением требований к обращению с веществами, разрушающими озоновый слой, - в порядке, установленном настоящим Положением.
6. Кадастры природных объектов и природных ресурсов
Одной из важнейших функций государственного управления в области охраны окружающей среды является организация учета и социально-экономической оценки природных ресурсов, то есть ведение их кадастров.
Государственный кадастр природных ресурсов – совокупность научно обоснованных и достоверных сведений о количественном и качественном состоянии каждого природного объекта, ресурса, его составных частях, субъектах прав на них.
Кадастры ведутся по отдельным видам ресурсов и по территориям.
Так, в соответствии со ст. 70 Земельного кодекса РФ, Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В целях обеспечения разработки федеральных программ геологического изучения недр и комплексного использования месторождений полезных ископаемых, ведется государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, который ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народно-хозяйственных целях.
Включает в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно-технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения, содержать геолого-экономическую оценку каждому месторождению, а также включать в себя сведения по выявленным проявлениям полезных ископаемых.
В соответствии со ст. 14 Закона РФ «О животном мире», В целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания осуществляется государственный учет объектов животного мира и их использования, а также ведется государственный кадастр объектов животного мира.
Государственный кадастр объектов животного мира содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные.
Государственный учет и прогнозирование состояния животного мира осуществляют специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять полученные данные в соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Согласно ст. 92 Лесного кодекса РФ, государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Разновидностью государственного кадастра природных ресурсов является Красная книга Российской Федерации и субъектов Федерации, представляющие собой свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений и грибов.
Ведение и издание Красной книги Российской Федерации – это также выполнение обязательства России по принятой в 1992 году в Рио-де-Жанейро Конвенции о биологическом разнообразии. Впервые Красная книга, включающая объекты животного мира (Красная книга РСФСР), была опубликована в 1983 году. Подготовку и осуществление этого издания провело Главное Управление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР (Главохота РСФСР).
В Красной книге Российской Федерации приняты шесть категорий редкости таксонов и популяция по степени угрозы их исчезновения:
0 – вероятно исчезнувшие;
1 – находящиеся под угрозой исчезновения;
2 – сокращающиеся в численности;
3 – редкие;
4 – неопределенные по статусу;
5 – восстанавливаемые и восстанавливающиеся.
К вероятно исчезнувшим отнесены таксоны и популяции, известные ранее с территории (акватории) Российской Федерации, нахождение представителей которых в природе не подтверждено (для беспозвоночных – в последние 100 лет, для позвоночных – в последние 50 лет).
Категория находящихся под угрозой исчезновения объединяет таксоны и популяции, у которых численность сократилась до критического уровня таким образом, что в ближайшее время они могут исчезнуть.
Редкими являются таксоны популяции, которые имеют малую численность или распространены на значительных территориях (акваториях).
К неопределенному статусу отнесены не таксоны и популяции, которые требуют специальных мер охраны, но по которым нет достаточных сведений в настоящее время, либо они не в полной мере соответствуют критериям всех остальных категорий.
Восстанавливаемые и восстанавливающиеся – это те таксоны и популяции, численность и распространение которых под воздействием естественных причин или в результате принятых мер охраны начали восстанавливаться или приближаются к состоянию, когда не будут нуждаться в срочных мерах по сохранению и восстановлению.
В настоящее время Красная книга ведется Министерством природных ресурсов и экологии РФ и ее территориальными органами во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, Российской Академии наук и т.п..
Тема 7. Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды
1. Понятие экономического механизма охраны окружающей среды.
2. Экологическое страхование
3. Плата за загрязнение окружающей среды
1. Понятие экономического механизма охраны окружающей среды.
В отличие от административно-правового механизма, экономико-правовой механизм охраны окружающей среды использует преимущественно экономические рычаги воздействия на экологические правоотношения.
Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды – это совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования.
В соответствии со ст. 14 Федеральным законом «Об охране окружающей среды», к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:
- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
- разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
- установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;