ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальной собственностью признаются также обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности городам и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Эти объекты используются не только для муниципальных нужд, но и в соответствии с Водным кодексом РФ могут находиться в частной собственности.
Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.
Тема 5. Право природопользования
1. Понятие права природопользования и его виды.
2. Объекты права природопользования
3. Субъекты права природопользования
1. Понятие права природопользования и его виды.
Природопользование как фактическое использование человеком тех или иных природных объектов, полезных свойств окружающей среды было всегда, независимо от форм организации человеческого общества и этапов его развития, поскольку человек как часть природы вне природы и той или иной формы ее использования немыслим. Право же природопользования возникло лишь на определенном этапе развития человеческого общества вместе с возникновением государства и такого регулятора общественных отношений, как право. Если под природопользованием понимается фактическое использование тех или иных свойств окружающей природной среды и ее объектов, то право природопользования - это такое их использование, которое урегулировано нормами права.
Право природопользования является одним из фундаментальных институтов экологического права и природоресурсных отраслей права - земельного, горного, водного, лесного и др. Оно определяет сам характер правового регулирования использования природных ресурсов и других природных объектов, их охрану и воспроизводство. Таковым оно было и раньше, до отмены монополии государства на землю.
В правовой литературе различают право природопользования как юридический институт и как правомочие того или иного субъекта права. Как правовой институт природопользование представляет собой систему норм права, определяющих характер и порядок использования природных объектов и ресурсов.
Как правомочие природопользование есть субъективное право того или иного участника экологических правоотношения по использованию того или иного природного объекта или ресурса.
Право природопользования может быть классифицировано по различным критериям: основаниям возникновения и прекращения, субъектам, объектам и др. Особый интерес представляет классификация права природопользования по его объектам, поскольку она охватывает обширный круг общественных отношений, имеющих значение не только в экологическом, но и в земельном, горном, водном, лесном и иных природоресурсных отраслях права. По данному основанию различают право землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования, право пользования животным миром и др.
Право пользования природными ресурсами подразделяется на первичное и вторичное. Первичное пользование возникает и реализуется на основе актов предоставления природных ресурсов непосредственно компетентными органами государства, а вторичное имеет место в результате частичной переуступки права пользования первичным иным субъектам.
Такая ситуация, например, возникает при предоставлении земельных участков, находящихся в пользовании совхозов, рабочим и служащим этих предприятий или иным гражданам, проживающим в сельской местности.
Право природопользования может носить бессрочный или срочной характер. Бессрочное пользование - это пользование без заранее установленного срока. Срочное пользование подразделяется на долгосрочное или краткосрочное. Так, предоставление лесного участка на срок до 1 года расценивается как краткосрочное, тогда как на срок от 1 до 49 лет как долгосрочное.
Приблизительно такие же сроки и по такому же принципу устанавливаются и в отношении других природных объектов и ресурсов.
2. Объекты права природопользования
Объектом права природопользования является сама природа, ее земля, недра, воды, леса, животный мир, то есть природные ресурсы.
В зависимости от значимости использования природного ресурса для общества, от влияния процесса использования на состояние окружающей среды, выделяют право общего и специального природопользования.
Для осуществления права общего природопользования не требуется разрешения со стороны государственных органов. Такое право возникает у граждан с момента рождения и в силу их бытия, их естественных и неотъемлемых прав.
Право общего природопользования является общедоступным и реализуется без какого-либо особого разрешения, тем не менее, нормативные правовые акты содержат положения, закрепляющие и конкретизирующие право общего природопользования.
Так, ст. 262 ГК РФ устанавливает, что граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, использовать находящиеся на них природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующих земельных участков.
Согласно ст. 11 Лесного кодекса РФ, -
Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:
1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;
2) безопасности граждан при выполнении работ.
Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.
Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Статья 6 Водного кодекса РФ устанавливает, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено Водным кодексом, другими федеральным законами.
Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Аналогичные нормы содержатся в Земельном кодексе РФ, Федеральном законе «О животном мире» и др.
В случаях создания угрозы истощения, загрязнения или иного существенного негативного влияния на природные объекты в местах их общего пользования могут быть установлены соответствующие ограничения. И тогда на этих территориях устанавливается специальный правовой режим. Он может быть установлен как в отношении всего природного комплекса, так и в отношении его отдельных компонентов, без конкретизации срока или с его установлением. В данном случае речь идет о создании и функционировании заповедников, национальных парков или заказников.
Специальным природопользованием является природопользование, которое реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе специального разрешения (лицензии) компетентных органов государства. способов государственного регулирования природопользования. Право специального природопользования осуществляется в соответствии с разрешительной системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособленное пользование юридическим и физическим лицам.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об охране окружающей среды» перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами9.
3. Субъекты права природопользования
Субъектами права природопользования являются Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.