Файл: Особенности развития франчайзинга в современных условиях мировой опыт и российская практика.docx
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нения: общественною питание, ритейл, сфера услуг, красота и спорт.
Последние годы франчайзинг в России активно развивается - число предприятий, по данным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), увеличивается не менее чем на 15% в год. Причиной роста, как ни странно, послужил кризис 2014 года: собственники бизнеса ищут новые способы получения дохода. Есть еще одна причина: крупные игроки устали заниматься операционным управлением, готовы делиться опытом.
Как правило, предприниматель ориентируется на бюджет, условия франчайзингового пакета и перспективу возврата инвестиций. Одни из самых дорогих франшиз - точки общепита. Их стало заметно больше в последние годы, они занимают 35–37% франчайзинга в России. Этот тренд хорошо заметен в первой группе рейтинга, где 5 из 10 участников - рестораны, пиццерии, кафе. Открытие food-франшизы обходится предпринимателю в ср
еднем в несколько млн. рублей. Причем неважно, российский это бренд, как «IL Патио», или международный вроде Papa John’s. Выручка с одной точки - от 30 млн. рублей, но и срок окупаемости около трех лет, а прибыль на уровне 10–12% в год.
В условиях экономического кризиса походы в кафе или ресторан для ряда россиян – одно из немногих доступных удовольствий. Однако доля расходов на еду вне дома сокращается, все больше потребителей ищут выгодные ценовые предложения, используют купоны, программы лояльности, при этом сохраняют высокие требования к качеству и вкусу блюд».21
Хотя общая ситуация на рынке общественного питания в этом году остается сложной, некоторые ресторанные компании в этих условиях чувствуют себя уверенно. Так, например, недавнее исследование «Велес Капитал» зафиксировало рост выручки холдинга «Росинтер» впервые за несколько лет. Компания развивает сети «Шикари», Costa Coffee и «Il Патио», в том числе по
франшизе.22
Развитие ресторанных и пищевых концепций по франчайзингу – заметный тренд на протяжении последних лет. Пример «Росинтера» тому подтверждение. Рестораны холдинга работают в сегменте casual dining, где наблюдается снижение в среднем на 7%. Однако компания продала в разы больше франшиз, улучшила финансовые показатели.
По предварительным данным, общее количество ресторанов, открытых «Росинтером» в 2019 году составит 35, из которых 13 открыты франчайзинговыми партнерами. Пока собственных ресторанов «Росинтера» больше, чем франчайзинговых, однако в среднесрочной перспективе компания планирует сравнять их количество.
На рынке заведений общественного питания сейчас успешны монопродуктовые концепции, fast casual, кофейни. Всегда успешны те концепции, которые имеют большой объем рынка: сейчас это fast food и fastcasual, а также универсальные концепции – это итальянская, американская кухни, которые понятны гостям.
В целом российский р
ынок фастфуда по итогам 2019 года вырос меньше, чем в 2018 году относительно предыдущего - на 3% против прежних 6,3%. У крупнейших игроков снижается маржинальность, но они делают ставку на маркетинговые кампании и расширение сетей ресторанов.
Лидеры рынка фастфуда McDonald`s, KFC и Burger King, развиваются по франчайзингу. ООО «Макдоналдс» в этом году открыл в России порядка 50 заведений, в следующем собирается открыть еще 60. KFC открывает в среднем около 100 ресторанов в год, и по числу заведений сеть уже обошла конкурента: у «полковника Сандерса» уже более 700 точек в РФ.
Весьма динамично в этом году развивались пиццерии. Так, например, сеть «Додо Пицца» открыла 136 пиццерий, 130 из них – по франшизе.
Новые точки появились не только в Москве, Санкт-Петербурге и российских регионах, но и за границей – в Казахстане, Румынии, Литве, Эстонии, Беларуси, Кыргызстане.23 За 2019 год оборот сети пиццерий «Додо Пицца» увеличился практически вдвое - на 95%. Такая динамика
связана как с ростом количества пиццерий, так и с ростом оборота каждой пиццерии в отдельности.
Domino’s Pizza в следующем году тоже будет развиваться «с очень большим уклоном на франчайзинг». В 2019-м сеть пополнилась 39 пиццериями по франшизе и 20 корпоративными, в ближайшие 12 месяцев количество собственных ресторанов бренда останется примерно на том же уровне. Domino’s планирует как экспансию в новые регионы, так и «уплотнение» присутствия в Москве и Московской области. Кроме того, сеть пиццерий Domino’s предлагает некоторым локальным пиццериям перейти «под крыло» компании – то есть стать частью бренда.
Отметившая в этом году 15-летие в России сеть пиццерий «Папа Джонс» анонсировала намерение увеличить число пиццерий с 200 заведений по итогам 2019 года до 450 в следующую двухлетку. Мастер-франчайзи PJ Western управляет ресторанами в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, остальные открыли партнеры по франшизе, которую бренд запустил в России в 2010 году.
1.3. Осно
Последние годы франчайзинг в России активно развивается - число предприятий, по данным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), увеличивается не менее чем на 15% в год. Причиной роста, как ни странно, послужил кризис 2014 года: собственники бизнеса ищут новые способы получения дохода. Есть еще одна причина: крупные игроки устали заниматься операционным управлением, готовы делиться опытом.
Как правило, предприниматель ориентируется на бюджет, условия франчайзингового пакета и перспективу возврата инвестиций. Одни из самых дорогих франшиз - точки общепита. Их стало заметно больше в последние годы, они занимают 35–37% франчайзинга в России. Этот тренд хорошо заметен в первой группе рейтинга, где 5 из 10 участников - рестораны, пиццерии, кафе. Открытие food-франшизы обходится предпринимателю в ср
еднем в несколько млн. рублей. Причем неважно, российский это бренд, как «IL Патио», или международный вроде Papa John’s. Выручка с одной точки - от 30 млн. рублей, но и срок окупаемости около трех лет, а прибыль на уровне 10–12% в год.
В условиях экономического кризиса походы в кафе или ресторан для ряда россиян – одно из немногих доступных удовольствий. Однако доля расходов на еду вне дома сокращается, все больше потребителей ищут выгодные ценовые предложения, используют купоны, программы лояльности, при этом сохраняют высокие требования к качеству и вкусу блюд».21
Хотя общая ситуация на рынке общественного питания в этом году остается сложной, некоторые ресторанные компании в этих условиях чувствуют себя уверенно. Так, например, недавнее исследование «Велес Капитал» зафиксировало рост выручки холдинга «Росинтер» впервые за несколько лет. Компания развивает сети «Шикари», Costa Coffee и «Il Патио», в том числе по
франшизе.22
Развитие ресторанных и пищевых концепций по франчайзингу – заметный тренд на протяжении последних лет. Пример «Росинтера» тому подтверждение. Рестораны холдинга работают в сегменте casual dining, где наблюдается снижение в среднем на 7%. Однако компания продала в разы больше франшиз, улучшила финансовые показатели.
По предварительным данным, общее количество ресторанов, открытых «Росинтером» в 2019 году составит 35, из которых 13 открыты франчайзинговыми партнерами. Пока собственных ресторанов «Росинтера» больше, чем франчайзинговых, однако в среднесрочной перспективе компания планирует сравнять их количество.
На рынке заведений общественного питания сейчас успешны монопродуктовые концепции, fast casual, кофейни. Всегда успешны те концепции, которые имеют большой объем рынка: сейчас это fast food и fastcasual, а также универсальные концепции – это итальянская, американская кухни, которые понятны гостям.
В целом российский р
ынок фастфуда по итогам 2019 года вырос меньше, чем в 2018 году относительно предыдущего - на 3% против прежних 6,3%. У крупнейших игроков снижается маржинальность, но они делают ставку на маркетинговые кампании и расширение сетей ресторанов.
Лидеры рынка фастфуда McDonald`s, KFC и Burger King, развиваются по франчайзингу. ООО «Макдоналдс» в этом году открыл в России порядка 50 заведений, в следующем собирается открыть еще 60. KFC открывает в среднем около 100 ресторанов в год, и по числу заведений сеть уже обошла конкурента: у «полковника Сандерса» уже более 700 точек в РФ.
Весьма динамично в этом году развивались пиццерии. Так, например, сеть «Додо Пицца» открыла 136 пиццерий, 130 из них – по франшизе.
Новые точки появились не только в Москве, Санкт-Петербурге и российских регионах, но и за границей – в Казахстане, Румынии, Литве, Эстонии, Беларуси, Кыргызстане.23 За 2019 год оборот сети пиццерий «Додо Пицца» увеличился практически вдвое - на 95%. Такая динамика
связана как с ростом количества пиццерий, так и с ростом оборота каждой пиццерии в отдельности.
Domino’s Pizza в следующем году тоже будет развиваться «с очень большим уклоном на франчайзинг». В 2019-м сеть пополнилась 39 пиццериями по франшизе и 20 корпоративными, в ближайшие 12 месяцев количество собственных ресторанов бренда останется примерно на том же уровне. Domino’s планирует как экспансию в новые регионы, так и «уплотнение» присутствия в Москве и Московской области. Кроме того, сеть пиццерий Domino’s предлагает некоторым локальным пиццериям перейти «под крыло» компании – то есть стать частью бренда.
Отметившая в этом году 15-летие в России сеть пиццерий «Папа Джонс» анонсировала намерение увеличить число пиццерий с 200 заведений по итогам 2019 года до 450 в следующую двухлетку. Мастер-франчайзи PJ Western управляет ресторанами в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, остальные открыли партнеры по франшизе, которую бренд запустил в России в 2010 году.
1.3. Осно