Файл: Особенности развития франчайзинга в современных условиях мировой опыт и российская практика.docx
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
вные тенденции на мировом рынке франшиз
Сегодняшняя ситуация в мировой экономике оставляет желать лучшего и сфера франчайзинга, как неотъемлемая ее составляющая, не является исключением. И хотя рынок франчайзинга понемногу просыпается, к сожалению, за время карантина большинство франчайзинговых сетей потеряли определенное количество своих франчайзи, количество потерь очень варьируется и в большинстве зависит от сферы ведения бизнеса и региона его нахождения.
За 2020 год в лексиконе предпринимателей уверенно закрепился термин «антикризисная франшиза». Немного странно, ведь многие франчайзеры еще начиная с 2014 года так себя позиционировали. Во время прошлых кризисов (2008 г., 2014 г.) не наблюдалось резкого проседания спроса на франшизы, наоборот некоторые сферы продолжали активно развиваться, причем часто покупателями были топ-менеджеры отечественных и международных компаний с профессио
нальным бэкграундом управленца. Примерно, то же самое повторяется и в этом году – есть совсем незначительное проседание в количестве запросов на покупку франшизы, ведь некоторое количество потенциальных инвесторов «придержали» деньги, из-за непонимания, что будет дальше, это несущественно сказалось на конверсии закрытия сделок. В это же время остается достаточно большое количество инвесторов у которых есть деньги и они активно ищут куда инвестировать. Например, в 2021 году уже состоялось закрытие нескольких громких сделок. Но в значительном большинстве, как и раньше, львиная доля инвесторов готовы рассматривать открытие бизнеса с общими инвестициями до 20 000 у.е. Для многих предпринимателей это не плохая альтернатива самозанятости в сложное время, или для людей, которых уволили – «потерял работу, но имеешь определенные сбережения – купи себе рабочее место». При таких условиях многие владельцы франшиз, пытаясь сохранить хоть ка
кую-то динамику развития сети, делают специальные предложения для продажи франшизы (снижение паушального платежа или его уплата частями, пониженное роялти или прогрессирующее (постепенно растущее), а то и вообще каникулы по выплате роялти и многое другое) и вообще стали значительно лояльнее относиться к потенциальным франчайзи.24
Если анализировать сегодняшние тренды франчайзинга по сферам бизнеса, то ситуация выглядит следующим образом.
Закрытые границ и отсутствие международного авиасообщения дало некоторое оживление (не ажиотаж) для развития внутреннего туризма и всего, что с ним хоть как-то связано, например, гостиничный бизнес, пансионаты или «зеленые усадьбы».
Наблюдается хоть и значительно медленный по сравнению с прошлым годом, но рост сферы услуг: сектор b2b-сервиса, перевозки, сектор персонального сервиса.
Нужно отдельно выделить увеличение спроса на франшизы сервисов доставки и пунктов приема
/выдачи.
Высокая заинтересованность франшизами в медицинской сфере: аптеки, центры забора анализов, диагностические кабинеты.
Значительно увеличился спрос на франшизы небольших продуктовых магазинов (магазины у дома, мини-маркеты, супермаркеты, дискаунтеры и т.д.).
Еще один тренд – постепенный переход ритейла и сферы услуг в онлайн.
Фиксируется рост заинтересованности онлайн франшизами и интернет франшизами. Но здесь нужно быть особенно осторожными, ведь в этой нише большое количество низкокачественных и сомнительных проектов. К новым онлайн форматов бизнеса можно отнести: онлайн медицину, стриминг фитнес, онлайн обучение и многое другое.
Спрос в общественном питании сместился в сторону проектов, которые позиционируют себя как сети с сильной составляющей доставки и относительно небольшим чеком.
Практически не сократилось количество заявок на франшизы кофеен, фастфуда, разливного пива. Очень быстро развивается сегмент ко
ндитерской выпечки.
Как бы это не звучало, но продолжают активно развиваться по франшизе бизнесы связанные с детьми - торговля детскими товарами, частные детские сады, развивающие центры. В этом сегменте по прежнему мало качественных предложений и существует достаточно большой спрос.
Традиционно высокий спрос на проекты, которые относительно неплохо себя чувствуют в кризис: микрофинансирование (микрокредитование), ломбарды.
Безусловно есть еще несколько тенденций, которые продолжатся и в дальнейшем.
Кризис заставляет франчайзеров подстраиваться под ситуацию. Поэтому в течение следующего года на рынке франчайзинга ожидается появление упрощенных и более демократичных форматов франшиз. Например, может быть изменена концепция самого бизнеса (например, основной формат бизнеса суши-ресторан, а франшиза суши-шоп (без «посадки» и с а
Сегодняшняя ситуация в мировой экономике оставляет желать лучшего и сфера франчайзинга, как неотъемлемая ее составляющая, не является исключением. И хотя рынок франчайзинга понемногу просыпается, к сожалению, за время карантина большинство франчайзинговых сетей потеряли определенное количество своих франчайзи, количество потерь очень варьируется и в большинстве зависит от сферы ведения бизнеса и региона его нахождения.
За 2020 год в лексиконе предпринимателей уверенно закрепился термин «антикризисная франшиза». Немного странно, ведь многие франчайзеры еще начиная с 2014 года так себя позиционировали. Во время прошлых кризисов (2008 г., 2014 г.) не наблюдалось резкого проседания спроса на франшизы, наоборот некоторые сферы продолжали активно развиваться, причем часто покупателями были топ-менеджеры отечественных и международных компаний с профессио
нальным бэкграундом управленца. Примерно, то же самое повторяется и в этом году – есть совсем незначительное проседание в количестве запросов на покупку франшизы, ведь некоторое количество потенциальных инвесторов «придержали» деньги, из-за непонимания, что будет дальше, это несущественно сказалось на конверсии закрытия сделок. В это же время остается достаточно большое количество инвесторов у которых есть деньги и они активно ищут куда инвестировать. Например, в 2021 году уже состоялось закрытие нескольких громких сделок. Но в значительном большинстве, как и раньше, львиная доля инвесторов готовы рассматривать открытие бизнеса с общими инвестициями до 20 000 у.е. Для многих предпринимателей это не плохая альтернатива самозанятости в сложное время, или для людей, которых уволили – «потерял работу, но имеешь определенные сбережения – купи себе рабочее место». При таких условиях многие владельцы франшиз, пытаясь сохранить хоть ка
кую-то динамику развития сети, делают специальные предложения для продажи франшизы (снижение паушального платежа или его уплата частями, пониженное роялти или прогрессирующее (постепенно растущее), а то и вообще каникулы по выплате роялти и многое другое) и вообще стали значительно лояльнее относиться к потенциальным франчайзи.24
Если анализировать сегодняшние тренды франчайзинга по сферам бизнеса, то ситуация выглядит следующим образом.
Закрытые границ и отсутствие международного авиасообщения дало некоторое оживление (не ажиотаж) для развития внутреннего туризма и всего, что с ним хоть как-то связано, например, гостиничный бизнес, пансионаты или «зеленые усадьбы».
Наблюдается хоть и значительно медленный по сравнению с прошлым годом, но рост сферы услуг: сектор b2b-сервиса, перевозки, сектор персонального сервиса.
Нужно отдельно выделить увеличение спроса на франшизы сервисов доставки и пунктов приема
/выдачи.
Высокая заинтересованность франшизами в медицинской сфере: аптеки, центры забора анализов, диагностические кабинеты.
Значительно увеличился спрос на франшизы небольших продуктовых магазинов (магазины у дома, мини-маркеты, супермаркеты, дискаунтеры и т.д.).
Еще один тренд – постепенный переход ритейла и сферы услуг в онлайн.
Фиксируется рост заинтересованности онлайн франшизами и интернет франшизами. Но здесь нужно быть особенно осторожными, ведь в этой нише большое количество низкокачественных и сомнительных проектов. К новым онлайн форматов бизнеса можно отнести: онлайн медицину, стриминг фитнес, онлайн обучение и многое другое.
Спрос в общественном питании сместился в сторону проектов, которые позиционируют себя как сети с сильной составляющей доставки и относительно небольшим чеком.
Практически не сократилось количество заявок на франшизы кофеен, фастфуда, разливного пива. Очень быстро развивается сегмент ко
ндитерской выпечки.
Как бы это не звучало, но продолжают активно развиваться по франшизе бизнесы связанные с детьми - торговля детскими товарами, частные детские сады, развивающие центры. В этом сегменте по прежнему мало качественных предложений и существует достаточно большой спрос.
Традиционно высокий спрос на проекты, которые относительно неплохо себя чувствуют в кризис: микрофинансирование (микрокредитование), ломбарды.
Безусловно есть еще несколько тенденций, которые продолжатся и в дальнейшем.
Кризис заставляет франчайзеров подстраиваться под ситуацию. Поэтому в течение следующего года на рынке франчайзинга ожидается появление упрощенных и более демократичных форматов франшиз. Например, может быть изменена концепция самого бизнеса (например, основной формат бизнеса суши-ресторан, а франшиза суши-шоп (без «посадки» и с а