Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
Отдельно определяется потребность в промышленной продукции для продажи населению. Очень важно, чтобы в плане был отражен спрос на конкретные виды про дукции как по городу и селу, так и по районам страны.
При расчете потребности в конкретных видах сырья, топлива; электроэнергии и других материалов принима ются во внимание прогрессивные нормы их расхода и производственная программа тех отраслей производства, которые будут потреблять эт.у продукцию.
На примере баланса топлива можно показать мето дику построения материальных балансов. Баланс топли ва охватывает все ресурсы и потребление топлива в стра не. В нем находят полное отражение уровень развития топливной промышленности, ее структура и направления в использовании топлива. В этом балансе учтены ресур сы всех видов топлива (угля, торфа, сланца, нефтетоплива, природного и попутного газов) в единицах услов ного топлива, а также их распределение в соответствии с задачами народнохозяйственного плана. Баланс топ лива позволяет установить не только правильные про порции в развитии самой топливной промышленности, но и в известной мере предопределяет перспективы раз вития топливоемких отраслей народного хозяйства. От количества потребляемого топлива во многом зависит, какими темпами и в каких масштабах будут расти ме таллургия, химическая промышленность, производство электроэнергии и другие отрасли.
Расчет баланса топлива в министерствах, ведомствах и в союзных республиках начинается с определения потребности в топливе на производственно-эксплуата ционные нужды. Затем рассчитываются остальные статьи баланса — рыночный фонд, экспорт, накопление государ ственных резервов, увеличение эксплуатационных запа сов у потребителей, нераспределенный резерв. При этом учитываются потери при обогащении угля и другие по тери, а также остатки топлива у поставщиковна конец года.
Наибольший удельный вес в топливном балансе СССР
в натуральном выражении занимает баланс"угля. В таб лице 1 приводятся расчеты годового баланса угля (циф ры условные).
Как видно из баланса, главной статьей расхода уг ля являются производственно-эксплуатационные нужды
4* |
99 |
Ресурсы |
й) |
|
и, |
Проц. |
Распределение ресурсов |
ХГ |
Н |
||||
|
ч |
2* я |
|
|
& U
Т а б л и ц а 1
Количе . т , Проц. ство . млн
|
|
|
|
|
|
|
|
i |
|
Всего |
|
|
578 |
100 |
Всего |
|
|
578 |
100 |
в том числе: |
|
|
в том числе: |
|
|
||||
добыча угля |
|
532 |
92 |
производственно-эксплуа- |
|
||||
экспорт |
|
|
|
|
тационные нужды |
465 |
8 0 ,5 |
||
|
|
12 |
2,01 |
рыночный фонд |
28 |
4 ,8 |
|||
остатки |
у |
пос- |
|
экспорт |
|
|
19 |
3 ,2 |
|
|
|
резерв |
|
при |
30 |
5 ,2 |
|||
тавщиков на |
|
|
расходы угля |
обога- |
|
||||
начало года |
9 |
1,67 |
щении |
|
|
18 |
3 ,2 |
||
остатки |
у |
пот- |
|
|
остатки у |
поставщиков на |
|
||
|
|
конец года |
|
11 |
1 ,9 |
||||
ребителей |
на |
|
|
остатки |
у |
потребителей |
|
||
начало |
года |
25 |
4 ,3 2 |
на конец года |
7 |
1,2 |
|||
народного |
хозяйства, на |
которые |
направляется |
более |
80% всего угля. Наиболее топливоемкие производства — это тепловые электростанции, черная и цветная метал лургия, цементная, целлюлозно-бумажная, легкая (от делка хлопчатобумажных тканей) и пищевая (перера ботка мяса) отрасли промышленности, железнодорожный транспорт и некоторые другие отрасли. Потребность в угле на эти нужды исчисляется на основе производствен ной программы каждой отрасли и прогрессивных норм расхода топлива в условных единицах.
Нормы расхода топлива (или другой продукции) мо гут быть индивидуальными, то есть устанавливаемыми на производство конкретных видов продукции (напри мер, 440 граммов угля в пересчете на условное топливо составляет норму его расхода на 1 киловатт-час выраба тываемой эле^роэнергии). Используются также груп повые нормы, которые устанавливаются как средневзве шенные из индивидуальных норм на единичные и мел косерийные изделия одинакового назначения. При этом по отдельным отраслям или республикам нормы диф
ференцируются в зависимости от |
состава потребителей |
и других факторов. При расчете |
дифференцированных |
100
норм принимается во внимание возможность их сниже ния в соответствии с техническим прогрессом в произ водстве.
Расчет потребности в топливе определяется на основе норм расхода топлива, умноженных на объем производ ства, как это показано в таблице 2 (цифры условные).
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 2 |
|
|
Производ- |
|
|
|
|
ОбщиА рас |
Потребление |
ство про |
|
Норма расхода |
ход услов |
||
дукции |
|
ного топ |
||||
|
(план на |
|
|
|
|
лива в г#д |
|
год) |
|
|
|
|
тыс. т |
На выработку электро |
1000 |
440 |
кг на |
1000 квт. ч |
440 000 |
|
энергии, млрд. КВТ ч |
||||||
На выплавку стали, |
142 |
175 |
кг на |
1 |
т |
24 850 |
МЛН. т |
||||||
На производство цемента, |
100 |
200 |
кг на |
1 |
т |
20 000 |
млн. т, и т.д. |
На производственно-эксплуатационные нужды про мышленности, рассчитанные только по производственной программе, направляется в настоящее время около 60% условного топлива. Остальная часть топлива идет на нужды сельского хозяйства, транспорта, строитель ства, на экспорт, на хозяйственно-бытовые и прочие нужды.
Одновременно с расчетом потребности в топливе оп ределяются ресурсы всех его видов, которые складыва ются из программы производства топлива, его импорта, остатков топлива у поставщиков и поступлений топлива из госрезерва. Сопоставление двух частей топливного баланса — установленной потребности в условном топ ливе и его ресурсов — дает возможность определить соответствие потребностей возможностям их удовлетво рения.
По аналогичному методу составляются другие мате риальные балансы. Из балансов первой группы некото рые особенности исчисления имеет баланс оборудования.
101
При помощи этого баланса устанавливается объем про изводства машин и оборудования (в. натуральном и де нежном выражении), который увязывается с потреб ностью в этой продукции.
Из общей суммы произведенного оборудования, ис численного в денежном выражении, вычитается продук ция, оплачиваемая за счет предприятий и других источ ников, не связанных с расходом средств на капитальное строительство (на ремонт, комплектацию, продажу кол хозам и т. д.). Ресурсы машин и оборудования, направ ляемые на капитальное строительство, сопоставляются с суммами, выделяемыми на их приобретение в плане ка питального строительства.
Другие балансы также имеют свою специфику. Так, в основу определения роста потребности в товарах на родного потребления принимается покупательная способ ность населения.
Расчет потребности в конкретных предметах личного потребления все более ориентируется на научно обосно ванные нормы потребления этих товаров различными группами населения.
В настоящее время все большее значение приобрета ют вопросы расширения ассортимента и повышения ка чества товаров народного потребления. Как подчерки вается в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 22 апреля 1974 года № 291 «О некоторых ме рах по совершенствованию планирования и экономическо го стимулирования производства товаров легкой про мышленности», еще недостаточно гибки и эффективны связи между промышленностью и торговлей, вследствие чего в торговой сети оседает большое количество нехо довых товаров. В постановлении отмечается, что уста новление объема производства в штуках, парах и других измерениях не позволяет в достаточной мере учитывать заказы торговли и обеспечивать выпуск товаров в соот ветствии со спросом населения и конъюнктурой рынка, сдерживает инициативу предприятий в выпуске новых товаров. Деятельность предприятий оценивается без должного учета, насколько их продукция пользуется спросом у населения. Это приводит к стремлению пред приятий выполнить план в количественных показателях, они не уделяют должного внимания вопросам повыше ния качества и улучшения ассортимента товаров.
102
Устранение отмеченных недостатков достигается из менениями в планировании производства товаров лег кой промышленности, введенными вышеуказанным по становлением. Право определять объемы производства товаров, предназначенных для продажи населению, в на туральном выражении (кроме тканей и товаров детско го ассортимента) предоставлено объединениям (пред приятиям). Осуществляется это на основе заказов тор гующих организаций и договоров поставки товаров в пределах выделенных ресурсов сырья и установленных объемов поставки товаров в розничных ценах.
В качестве одной из мер по улучшению планирова ния производства товаров легкой промышленности обра зован централизованной фонд Министерства легкой про мышленности СССР (0,25% общей суммы поступления налога с оборота} для возмещения затрат по переходу на выпуск новой продукции. Образован также фонд раз вития науки и техники для финансирования научно-ис следовательских и опытно-конструкторских и технологи ческих работ, создаются хозрасчетные фирменные мага зины для изучения спроса и т. д.
Продукция легкой и пищевой промышленности в из вестной мере идет и на промышленную переработку, то есть на производственное потребление. Чтобы рассчитать полную потребность в этих видах продукции, при состав лении народнохозяйственных, планов разрабатываются балансы по важнейшим промышленным товарам, продо вольственным продуктам, сельскохозяйственному сырью и другим статьям.
Общая потребность в промышленных и продовольст венных товарах, направляемых для продажи населению, исчисленная в денежном выражении, сопоставляется с покупательным фондом населения. Вместё с тем при пла нировании размеров доходов населения учитывается возможность роста рыночных товарных фондов.
В целях приближения обрабатывающей промышлен ности к источникам сырья и к районам потребления, а также осуществления правильной специализации в раз витии хозяйства экономических районов плановые орга ны ведут большую работу по правильному размещению производства, установлению наиболее рациональных межрайонных и межреспубликанских производственных связей.
103
В раздел плана, определяющий объем производства, входят и мероприятия по повышению к а ч е с т в а пр о ду к ции . Эти мероприятия, в частности, предусматри вают обновление устаревших и разработку новых ГОСТов или технических условий на новые виды изде лий, а также включение в план производства лучших образцов советской продукции с учетом последних до стижений. В планах, характеризующих повышение каче ства продукции, используют такие показатели, как удель ный вес продукции высшей категории, долговечность продукции, ее ' износоустойчивость, продолжительность срока службы машин до капитального ремонта, работо способность и экономичность машин, эксплуатационная надежность и другие.
При разработке плана в зависимости от специфики производства намечают различные пути повышения ка чества продукции:
— улучшение конструкций намечаемых к выпуску из делий, использование новых прогрессивных материалов
идополнительных видов технологической обработки;
—переход от простой к сложной продукции (в хи
мии, например, к производству сложных минеральных удобрений, двойного суперфосфата, карбамида, гранули рованных удобрений);
— производство продукции с пониженным содержа нием примеси сопутствующих компонентов;
— унификация выпускаемых моделей машин и от дельных блоков, деталей и изделий на основе лучших образцов;
— внедрение высококачественной продукции, которая позволяет окупить дополнительные затраты, связанные
сее производством, и т. д.
Вобоснование производят расчеты экономической эф фективности намечаемых мероприятий и, если это необ ходимо, определяют дополнительные объемы капиталь ных затрат.
Особенностью планирования производства товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихо да является то, что по всем показателям они включают ся в планы соответствующих отраслей промышленности. В планах отраслей промышленности (в натуральном выражении) выделяется подраздел «Производство това ров культурно-бытового назначения и хозяйственного
104
обихода». Расчеты по ним проводятся отдельно и в пла не, и в отчете в стоимостном выражении.
В соответствии с установившейся методикой технико экономического обоснования объемов производства оп ределяются:
— прогрессивные нормы использования оборудо вания, расхода сырья, материалов, топлива, энергии, нормы выхода готовой продукции из сырья и другие нормы;
—производственные мощности предприятий по глав ным видам продукции, а также условия и степень их ис пользования в планируемом периоде на основе технико экономических показателей производства;
—план внедрения новой техники;
—план специализации и кооперирования поставок по союзным республикам и министерствам;
—■потребность в необходимых видах и количестве сырья, топлива и оборудования для выполнения намечен ной программы;
—производительность труда и потребности в рабочей
силе.
Исходя из плановых заданий разрабатывается произ водственная программа предприятий и производственных объединений.
Намечаемая производственная программа в натураль ных показателях обосновывается соответствующими тех нико-экономическими расчетами, причем некоторые из них носят инженерный характер '.
Важный резерв увеличения объема выпускаемой про дукции заключается в улучшении использования обору дования и сырья, материалов, топлива и других ресурсов. При составлении планов учитывают возможность допол нительного производства продукции за счет этого источ ника. В реализации этой возможности немалую роль иг рают профсоюзы СССР, мобилизующие рабочих и слу жащих на борьбу за соблюдение на производстве режима экономии. Особенно большое внимание этим проблемам было уделено VIII пленумом ВЦСПС, состо явшимся в январе 1970 года. На этом пленуме была при нята специальная резолюция «О задачах профсоюзов по усилению борьбы за экономию сырья, материалов, топ-1
1 Подробнее см. в § 3 данной главы.
105