Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Планирование развития комбинирования предпола­ гает обоснование технико-экономических мероприятий по разделам:

объем продукции комбинированного производства;

уровень комбинирования в отрасли, на предпри­ ятии, в республике;

перечень в титульном списке комбинированных предприятий, намечаемых к новому строительству.

Процесс концентрации производства.на основе комби­ нирования особенно целесообразен, когда в данной от­ расли промышленности имеется до 50% мелких и сред­ них предприятий.

Гл а в а V. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

§Г. ИСХОДНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

ИПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Сельское хозяйство — важнейшая отрасль материаль­ ного производства. Развитие производительных сил сель­ ского хозяйства требует дальнейшего совершенствования общественных отношений в деревне. Многолетний опыт

СССР и других социалистических стран подтвердил жиз­ ненность социалистической формы организации сельско­ го хозяйства.

Колхозы и совхозы как форма социалистического сельского хозяйства неуклонно растут и развиваются, укрепляется их экономика, материально-техническая ба­ за, повышается благосостояние и культурный уровень колхозников и работников совхозов. Народное хозяйство все больше получает сельскохозяйственных продуктов, а промышленность — сырья.

Дальнейшее развитие сельского хозяйства в СССР

осуществляется на основе мероприятий, разрабатывае­ мых партией и правительством в целях наиболее полно­ го обеспечения страны продуктами этой отрасли народ­ ного хозяйства.

До 1965 года наблюдалось некоторое замедление

130

темпов развития сельского хозяйства. Это объяснялось недостаточным уровнем накоплений вследствие наруше­ ния требований экономических законов развития произ­ водства, принципов материальной заинтересованности ра­ ботников, правильного сочетания общественных и лич­ ных интересов.

На уровне накоплений в колхозах и совхозах сказа­ лись также серьезные недостатки системы заготовок сельскохозяйственных продуктов. Заготовительные цены на многие сельскохозяйственные продукты часто не воз­ мещали фактических затрат на производство и лишали колхозы и совхозы стимула расширять производство. Сельскому хозяйству недостаточно выделялось капиталь­ ных вложений и материально-технических ресурсов.

После мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС осуществлен ряд важнейших мероприятий по улучшению планирования и экономического стимулирования про­ изводства продукции, направленных на подъем сельско­ хозяйственного производства:

установлен принципиально новый порядок заку­ пок продуктов сельского хозяйства. Колхозам и совхо­ зам теперь устанавливаются реальные твердые планы закупок на пять лет;

повышены закупочные цены на многие продукты земледелия и животноводства, введены более высокие цены на сверхплановую продукцию (основных зерновых культур), продаваемую государству;

снижены цены на многие товары производствен­ ного назначения, а также на электроэнергию, отпуска­ емую колхозам и совхозам;

цены на промышленные и продовольственные то­ вары народного потребления в сельской местности сни­ жены и приведены в соответствие с городскими;

значительно увеличены централизованные капи­ тальные вложения на развитие сельского хозяйства, осо­ бенно на мелиорацию, электрификацию, химизацию и механизацию производства; возросли капиталовложения

иза счет накоплений колхозов и совхозов;

повышена роль кредита в развитии сельского хо­

зяйства;

— значительно улучшена система оплаты труда. По­ вышена заработная плата основным категориям работ­ ников в сельском хозяйстве и введена повсеместно обя­

5*

131


зательная, ежемесячная денежная оплата труда колхоз­ ников.

Осуществляется перевод совхозов и других государ­ ственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный расчет, то есть на самоокупаемость.

Л. И. Брежнев на XXIV съезде партии отмечал: «Не­ уклонно следуя линии, намеченной мартовским (1965 г.) Пленумом ЦК и закрепленной в решениях XXIII съезда, Центральный Комитет сделал особый упор на создание устойчивых экономических условий, стимулирующих подъем сельскохозяйственного производства. Речь идет об установлении для колхозов и совхозов стабильных планов заготовок продукции на ряд лет, введении таких поощрительных цен на продукцию, сдаваемую сверх плана, которые бы стимулировали рост производства, и других мерах» *.

Коммунистическая партия разработала долговремен­ ную комплексную программу, определяющую развитие сельского хозяйства, включающую вопросы снабжения села необходимой техникой и удобрениями, расширения капитального строительства, улучшения земель, подго­ товки кадров, совершенствования организации производ­ ства. Это потребовало конкретного анализа нужд сель­ ского хозяйства, изыскания средств для их удовлетво­ рения. Итоги этой огромной работы выразились в поста­ новлении июльского (1970 г.) Пленума ЦК КПСС. Постановления Пленума были положены в основу зада­ ний на девятую пятилетку.

Принятые партией и правительством меры позволи­ ли преодолеть недостатки и ошибки в руководстве сель­ ским хозяйством, установить правильные экономические взаимоотношения совхозов и колхозов с государством, подвели прочную основу под развитие сельскохозяйст­ венного производства путем укрепления -его матери­ ально-технической базы и материального стимулиро­ вания.

Вэтих условиях совхозы и колхозы стали уверенно

иправильно планировать производство, исходя из пер­ спективных заданий государства, достоверно определять перспективы и направления развития своих хозяйств, обеспечивать достижение наибольшего роста валовой и1

1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1973, с. 47.

132

товарной продукции и высокой экономической эффек­ тивности производства.

Повышение производительности труда и снижение себестоимости продукции — главное условие дальнейше­ го развития сельского хозяйства.

В качестве первоочередных задач при разработке планов развития сельского хозяйства необходимо иметь в виду решение проблемы наиболее рационального раз­ мещения, специализации и концентрации сельскохозяй­ ственного производства и коренное улучшение его внут­ риотраслевых пропорций. Это означает, что должно быть достигнуто более эффективное сочетание ведущих и дополнительных товарных отраслей в каждом хозяй­ стве с учетом конкретных природно-климатических ус­ ловий.

Важный момент при планировании развития сельско­ го хозяйства — определение структуры сельскохозяйст­ венного производства. Задача состоит в том, чтобы в плане предусмотреть внедрение тех культур и тех пород скота, которые в данных конкретных условиях наиболее продуктивны и экономичны. Надо также учесть в плане изменения, которые вызывает новая структура произ­ водства, и их влияние на другие отрасли.

Экономическая эффективность мероприятий, наме­ чаемых для интенсификации сельского хозяйства, при разработке проекта плана проверяется сопоставлением темпов роста валовой продукции и издержек на ее про­ изводство, а также ростом прибыли, получаемой за реализованную продукцию. Важно, чтобы производство продукции с гектара земли возрастало быстрее, чем производственные затраты в расчете на гектар.

В планах сельскохозяйственного производства учи­ тываются достижения науки, опыт передовых колхозов и совхозов, а также хозяйственный опыт и инициатива широких масс тружеников села. Основу развития сель­ ского хозяйства составляют предложения, разрабатывае­ мые непосредственно в колхозах и совхозах.

Отправными данными для разработки планов развития сельскохозяйственного производства являют­ ся потребности страны в сельскохозяйственной продук­ ции.

Уровень потребности в сельскохозяйственных про­ дуктах определяется на основе норм потребления этих

133


продуктов населением. На базе научно обоснованных норм потребления выявляется потребность населения как в продуктах питания, так и в промышленных товарах (ткани, обувь и т. п.). Производственное потребление сельскохозяйственного сырья определяется на основе норм расхода сырья на единицу продукции и на всю производимую продукцию. Надо также учитывать и на­ личие производственных мощностей для переработки сельскохозяйственного сырья (сахарной свеклы, цельно­ го молока и других, особенно скоропортящихся продук­ тов) .

Общая потребность народного хозяйства в сельскохо­ зяйственной продукции определяется с учетом внутриот­ раслевых нужд (семена, корма, страховые семенные и кормовые фонды и т. д.).

Планы развития сельского хозяйства разрабатыва­ ются по следующим показателям: государственные заго­ товки продуктов и сырья и поставки их в общесоюз­ ный фонд; объем государственных капитальных вложе­ ний; ввод в действие основных фондов и производствен­ ных мощностей; ирригационно-мелиоративные работы; задания по электрификации производства, поставка сельскому хозяйству техники, строительных материа­ лов, удобрений и ядохимикатов, горючих и смазочных материалов; снижение себестоимости сельскохозяйствен­ ной продукции в совхозах, н§ переведенных на полный хозяйственный расчет.

В совхозах, переведенных на полный хозяйственный расчет, устанавливаются показатели плана и фонды по­ ощрения аналогично тому, как это делается для хозрас­ четных предприятий промышленности.

На деятельность колхозов государственное планиро­ вание распространяется частично. Колхозам дается пла­ новое задание только по объему закупок основных видов продукции растениеводства и животноводства. Государ­ ство широко использует для развития колхозного про­ изводства различные экономические рычаги и в особен­ ности закупочные цены.

Труженики сельского хозяйства из года в год все шире разворачивают Всесоюзное социалистическое со­ ревнование за увеличение производства и заготовок зер­ на и других продуктов земледелия, а также продуктов животноводства.

134

В третьем, решающем году девятой пятилетки по инициативе колхозников, рабочих совхозов, механизато­ ров, специалистов и всех работников сельского хозяй­ ства Краснодарского края, а также других передовых коллективов ферм, бригад, колхозов и совхозов развер­ нулась по всей стране настоящая битва за урожай, включившая в соревнование десятки миллионов труже­ ников сельского хозяйства Кубани, Украины, Саратова, Казахстана — всех районов и республик страны, выдви­ нувшая новые десятки тысяч передовиков. В результате страна получила «Украинский миллиард пудов зерна», вслед за тем последовал «Казахстанский миллиард пу­ дов зерна», рапорты саратовских, ростовских земледель­ цев и животноводов, тружеников других сельскохозяй­ ственных районов страны, победивших в соревновании

1973 года.

Увеличение производства сельскохозяйственных про­ дуктов— это ответ тружеников села на решения XXIV съезда партии, на ее заботы о значительном повышении благосостояния советского народа.

§2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ ЗАКУПОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Поскольку-государственные заготовки удовлетворя­ ют главные потребности государства в сельскохозяй­ ственной продукции, то обычно планирование начинает­ ся с разработки плана закупок этой продукции.

Как перспективные, т а к .и годовые планы закупок сельскохозяйственных продуктов разрабатываются в два этапа.

Первый этап— разработка проекта плана непосред­ ственно в хозяйствах. На первом этапе предложения по закупкам разрабатываются на основе расчетов, опре­ деляющих возможности хозяйств по производству и продаже государству продуктов земледелия и живот­ новодства, с учетом специализации хозяйства и эконо­ мической эффективности возделывания отдельных куль­ тур и выращивания различных видов скота и птицы.

Возможности колхозов и совхозов определяются пу­ тем тщательного анализа их хозяйственной деятельно­ сти в целом и по каждой отрасли за несколько лет.

135


Изучается опыт передовых по уровню производства хо­ зяйств, а также данные государственных сортоиспыта­ тельных участков и научно-исследовательских учрежде­ ний применительно к почвенно-климатическим условиям хозяйств. Это позволяет реально определить, какие куль­ туры и виды скота в конкретных условиях данного хо­ зяйства обеспечивают наибольший выход продукции при наименьших затратах, а также предусмотреть более эф­ фективное использование достижений науки и передовой практики для повышения интенсивности производства, правильно определить возможности по продаже сельско­ хозяйственных продуктов государству.

Сводные данные с предложениями колхозов и совхо­ зов районные исполкомы Советов депутатов трудящих­ ся, приложив свои предложения (поправки) по закуп­ кам, представляют в областные, краевые исполкомы Со­ ветов депутатов трудящихся, а последние со своими замечаниями направляют их в Советы Министров союз­ ных республик (а копии — в Госпланы республик).

Разработанные в союзных республиках предложения к проектам перспективных и годовых планов закупок сельскохозяйственных продуктов представляются Совету Министров СССР и Госплану СССР. На этом заканчи­ вается первый этап работы над планом.

Второй этап — Госплан СССР на основе данных о потребностях страны в сельскохозяйственных продуктах с учетом поступивших с мест предложений составляет проекты перспективных и годовых планов закупок про­ дуктов растениеводства и животноводства в целом по стране (с распределением по союзным республикам) и вносит их на рассмотрение в Совет Министров СССР.

Чтобы наиболее рационально распределить план за­ купок сельскохозяйственных продуктов по союзным рес­ публикам, а также обеспечить экономичность плана, Госплан СССР совместно с соответствующими научноисследовательскими учреждениями тщательно изучает потребности в сельскохозяйственной продукции по рес­ публикам и зонам, включая внутренние потребности са­ мих хозяйств и общегосударственные потребности.

Затем производится увязка этих потребностей с пер­ спективами и возможностями производства сельскохо­ зяйственной продукции по республикам и зонам, для чего используется балансовый метод.

136

На основании утвержденного Советом Министров

СССР плана закупок Госпланы союзных республик под­ готовляют проекты планов для автономных республик, краев, областей и районов (там, где нет областного де­ ления). Проект плана затем выносится на рассмотрение Совета Министров республики.

Распределение объемов закупок по категории хо­ зяйств проводится Советами Министров союзных респуб­ лик, а в РСФСР и в других союзных республиках, имеющих областное деление, — областными (краевыми) исполкомами и Советами Министров автономных респуб­ лик по согласованию с Советом Министров СССР.

Специализированным колхозам и совхозам, располо­ женным в пригородных и сырьевых зонах промышлен­ ности, задания должны устанавливаться в строгом со­ ответствии с их назначением.

Местные советские органы (Советы Министров рес­ публик, крайисполкомы и облисполкомы) могут осво­ бождать от закупок отдельных видов сельскохозяйствен­ ных продуктов районы и колхозы, где производство этих продуктов невыгодно и не отвечает специализации хо­ зяйства. При этом задания плана по этим продуктам перераспределяются среди других хозяйств.

Размеры закупок определяются балансовыми расче­ тами по производству и распределению основных сель­ скохозяйственных продуктов. Такие расчеты позволяют наиболее правильно увязать объемы закупок с возмож­ ностями каждого хозяйства.

Продукты сельского хозяйства делятся на две груп­ пы. К первой группе относятся те, которые полностью или почти полностью продаются государству: хлопоксырец, табак, шерсть, кожевенное сырье и т. п. Расчеты по производству этих продуктов и по продаже их госу­ дарству совпадают. Балансы на них разрабатываются с учетом возможностей производства, его специализа­ ции, дальнейшего развития материально-технической базы и обеспеченности трудовыми ресурсами. Основным видом баланса для этой группы является баланс госу­ дарственных ресурсов.

Продукты второй группы — зерно, картофель, мас­ личные культуры, мясо, яйца и другие—идут не только на удовлетворение нужд населения, но и в значительной части используются в самом сельском хозяйстве на нуж­

137


ды воспроизводства (семена, корма, а также как пред­ меты потребления для воспроизводства рабочей силы). Для определения потребности в этих продуктах необхо­ димо разрабатывать балансовые расчеты производства и распределения валовых ресурсов.

Так как балансы разрабатываются на ряд лет, то сравнение по каждой статье с отчетными данными поз­ воляет глубже изучить тенденции и их изменение под влиянием специализации и других факторов.

Качество балансовых расчетов во многом зависит от научно обоснованных нормативов, таких, как нормы вы­ сева, нормы расхода зерна и других продуктов на корм­ ление животных и т. д. Эти нормативы разрабатывают­ ся с учетом опыта передовых хозяйств и научных реко­ мендаций. Они должны быть прогрессивными, при их использовании необходимо избегать шаблона, учитывать конкретные условия колхозов и совхозов.

Потребляемая в сельскохозяйственном производстве продукция определяется потребностями расширенного воспроизводства. Расход на семена подсчитывается по посевным площадям культур и нормам высева, потреб­ ность в зерне на корм скоту — по установленным нор­ мам кормления и поголовью скота или по нормам рас­ хода* зерна на единицу животноводческой продукции. Необходимо предусмотреть и постепенное создание стра­ ховых фондов. При определении расхода молока на выпойку телят и поросят учитывается замена цельного молока обратом и искусственным молоком.

Потребность в продукции, необходимой для выдачи в счет оплаты труда и для продажи колхозникам и членам их семей, а также по фондам помощи инвали­ дам, детским яслям, на завтраки школьникам и т. д., определяется в колхозах исходя из местных условий с учетом сложившейся практики и уровня развития под­ собного хозяйства колхозников.

Из валовых сборов зерновых и масличных культур исключаются неиспользуемые отходы и потери, обра­ зующиеся при очистке, сушке и хранении. Средний раз­ мер отходов определяется на основе данных годовых отчетов хозяйств и других материалов с учетом возмож­ ного сокращения их в планируемом периоде.

До установления размера продажи продукции кол­ хозами государству, кооперативным организациям и на

138

колхозном рынке объем товарной продукции определя­ ют без подразделения по каналам реализации. При этом сначала производят расчет других статей приход­ ной части баланса и путем их исключения находят раз­ мер товарной продукции.

Из товарной продукции (после определения ее раз­ меров) в первую очередь выделяется продажа государ­ ству в соответствии с плановыми заданиями. Остальная ее часть может направляться по другим каналам реа­ лизации— через колхозный рынок, кооперацию и другие организации.

При размещении плана закупок по колхозам и сов­ хозам плановые органы районов обобщают показатели балансовых расчетов по хозяйствам в сводные балансо­ вые таблицы, анализируют их, сопоставляют балансо­ вые расчеты товарной продукции с планами закупок, установленными вышестоящими организациями, и на этой основе с учетом специализации и возможностей хозяйств определяют плановые задания по закупкам колхозам и совхозам.

Колхозы и совхозы с учетом плановых заданий по закупкам разрабатывают как годовые, так и перспектив­ ные планы развития хозяйства.

План, доведенный до колхозов и совхозов по закуп­ кам на весь пятилетний период, является минимальным,

иего никто не должен уменьшать.

§3. МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА

Ключевой задачей в развитии сельского хозяйства в настоящее время остается увеличение производства зер­ на. Потребность в зерне не только продовольственном, но и фуражном из года в год возрастает в связи с быстрым ростом животноводства. В девятом пятилетии предусматривается обеспечить среднегодовой валовый сбор зерна в целом по стране в количестве не менее 195 миллионов тонн, а к концу пятилетки сбор зерна должен превысить 200 миллионов тонн в год.-

В девятой пятилетке значительно повышается средне­ годовое производство и других важнейших видов про­ дукции растениеводства.

139