Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 0
Планирование развития комбинирования предпола гает обоснование технико-экономических мероприятий по разделам:
—объем продукции комбинированного производства;
—уровень комбинирования в отрасли, на предпри ятии, в республике;
—перечень в титульном списке комбинированных предприятий, намечаемых к новому строительству.
Процесс концентрации производства.на основе комби нирования особенно целесообразен, когда в данной от расли промышленности имеется до 50% мелких и сред них предприятий.
Гл а в а V. ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
§Г. ИСХОДНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
ИПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Сельское хозяйство — важнейшая отрасль материаль ного производства. Развитие производительных сил сель ского хозяйства требует дальнейшего совершенствования общественных отношений в деревне. Многолетний опыт
СССР и других социалистических стран подтвердил жиз ненность социалистической формы организации сельско го хозяйства.
Колхозы и совхозы как форма социалистического сельского хозяйства неуклонно растут и развиваются, укрепляется их экономика, материально-техническая ба за, повышается благосостояние и культурный уровень колхозников и работников совхозов. Народное хозяйство все больше получает сельскохозяйственных продуктов, а промышленность — сырья.
Дальнейшее развитие сельского хозяйства в СССР
осуществляется на основе мероприятий, разрабатывае мых партией и правительством в целях наиболее полно го обеспечения страны продуктами этой отрасли народ ного хозяйства.
До 1965 года наблюдалось некоторое замедление
130
темпов развития сельского хозяйства. Это объяснялось недостаточным уровнем накоплений вследствие наруше ния требований экономических законов развития произ водства, принципов материальной заинтересованности ра ботников, правильного сочетания общественных и лич ных интересов.
На уровне накоплений в колхозах и совхозах сказа лись также серьезные недостатки системы заготовок сельскохозяйственных продуктов. Заготовительные цены на многие сельскохозяйственные продукты часто не воз мещали фактических затрат на производство и лишали колхозы и совхозы стимула расширять производство. Сельскому хозяйству недостаточно выделялось капиталь ных вложений и материально-технических ресурсов.
После мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС осуществлен ряд важнейших мероприятий по улучшению планирования и экономического стимулирования про изводства продукции, направленных на подъем сельско хозяйственного производства:
—установлен принципиально новый порядок заку пок продуктов сельского хозяйства. Колхозам и совхо зам теперь устанавливаются реальные твердые планы закупок на пять лет;
—повышены закупочные цены на многие продукты земледелия и животноводства, введены более высокие цены на сверхплановую продукцию (основных зерновых культур), продаваемую государству;
—снижены цены на многие товары производствен ного назначения, а также на электроэнергию, отпуска емую колхозам и совхозам;
—цены на промышленные и продовольственные то вары народного потребления в сельской местности сни жены и приведены в соответствие с городскими;
—значительно увеличены централизованные капи тальные вложения на развитие сельского хозяйства, осо бенно на мелиорацию, электрификацию, химизацию и механизацию производства; возросли капиталовложения
иза счет накоплений колхозов и совхозов;
—повышена роль кредита в развитии сельского хо
зяйства;
— значительно улучшена система оплаты труда. По вышена заработная плата основным категориям работ ников в сельском хозяйстве и введена повсеместно обя
5* |
131 |
зательная, ежемесячная денежная оплата труда колхоз ников.
Осуществляется перевод совхозов и других государ ственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный расчет, то есть на самоокупаемость.
Л. И. Брежнев на XXIV съезде партии отмечал: «Не уклонно следуя линии, намеченной мартовским (1965 г.) Пленумом ЦК и закрепленной в решениях XXIII съезда, Центральный Комитет сделал особый упор на создание устойчивых экономических условий, стимулирующих подъем сельскохозяйственного производства. Речь идет об установлении для колхозов и совхозов стабильных планов заготовок продукции на ряд лет, введении таких поощрительных цен на продукцию, сдаваемую сверх плана, которые бы стимулировали рост производства, и других мерах» *.
Коммунистическая партия разработала долговремен ную комплексную программу, определяющую развитие сельского хозяйства, включающую вопросы снабжения села необходимой техникой и удобрениями, расширения капитального строительства, улучшения земель, подго товки кадров, совершенствования организации производ ства. Это потребовало конкретного анализа нужд сель ского хозяйства, изыскания средств для их удовлетво рения. Итоги этой огромной работы выразились в поста новлении июльского (1970 г.) Пленума ЦК КПСС. Постановления Пленума были положены в основу зада ний на девятую пятилетку.
Принятые партией и правительством меры позволи ли преодолеть недостатки и ошибки в руководстве сель ским хозяйством, установить правильные экономические взаимоотношения совхозов и колхозов с государством, подвели прочную основу под развитие сельскохозяйст венного производства путем укрепления -его матери ально-технической базы и материального стимулиро вания.
Вэтих условиях совхозы и колхозы стали уверенно
иправильно планировать производство, исходя из пер спективных заданий государства, достоверно определять перспективы и направления развития своих хозяйств, обеспечивать достижение наибольшего роста валовой и1
1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1973, с. 47.
132
товарной продукции и высокой экономической эффек тивности производства.
Повышение производительности труда и снижение себестоимости продукции — главное условие дальнейше го развития сельского хозяйства.
В качестве первоочередных задач при разработке планов развития сельского хозяйства необходимо иметь в виду решение проблемы наиболее рационального раз мещения, специализации и концентрации сельскохозяй ственного производства и коренное улучшение его внут риотраслевых пропорций. Это означает, что должно быть достигнуто более эффективное сочетание ведущих и дополнительных товарных отраслей в каждом хозяй стве с учетом конкретных природно-климатических ус ловий.
Важный момент при планировании развития сельско го хозяйства — определение структуры сельскохозяйст венного производства. Задача состоит в том, чтобы в плане предусмотреть внедрение тех культур и тех пород скота, которые в данных конкретных условиях наиболее продуктивны и экономичны. Надо также учесть в плане изменения, которые вызывает новая структура произ водства, и их влияние на другие отрасли.
Экономическая эффективность мероприятий, наме чаемых для интенсификации сельского хозяйства, при разработке проекта плана проверяется сопоставлением темпов роста валовой продукции и издержек на ее про изводство, а также ростом прибыли, получаемой за реализованную продукцию. Важно, чтобы производство продукции с гектара земли возрастало быстрее, чем производственные затраты в расчете на гектар.
В планах сельскохозяйственного производства учи тываются достижения науки, опыт передовых колхозов и совхозов, а также хозяйственный опыт и инициатива широких масс тружеников села. Основу развития сель ского хозяйства составляют предложения, разрабатывае мые непосредственно в колхозах и совхозах.
Отправными данными для разработки планов развития сельскохозяйственного производства являют ся потребности страны в сельскохозяйственной продук ции.
Уровень потребности в сельскохозяйственных про дуктах определяется на основе норм потребления этих
133
продуктов населением. На базе научно обоснованных норм потребления выявляется потребность населения как в продуктах питания, так и в промышленных товарах (ткани, обувь и т. п.). Производственное потребление сельскохозяйственного сырья определяется на основе норм расхода сырья на единицу продукции и на всю производимую продукцию. Надо также учитывать и на личие производственных мощностей для переработки сельскохозяйственного сырья (сахарной свеклы, цельно го молока и других, особенно скоропортящихся продук тов) .
Общая потребность народного хозяйства в сельскохо зяйственной продукции определяется с учетом внутриот раслевых нужд (семена, корма, страховые семенные и кормовые фонды и т. д.).
Планы развития сельского хозяйства разрабатыва ются по следующим показателям: государственные заго товки продуктов и сырья и поставки их в общесоюз ный фонд; объем государственных капитальных вложе ний; ввод в действие основных фондов и производствен ных мощностей; ирригационно-мелиоративные работы; задания по электрификации производства, поставка сельскому хозяйству техники, строительных материа лов, удобрений и ядохимикатов, горючих и смазочных материалов; снижение себестоимости сельскохозяйствен ной продукции в совхозах, н§ переведенных на полный хозяйственный расчет.
В совхозах, переведенных на полный хозяйственный расчет, устанавливаются показатели плана и фонды по ощрения аналогично тому, как это делается для хозрас четных предприятий промышленности.
На деятельность колхозов государственное планиро вание распространяется частично. Колхозам дается пла новое задание только по объему закупок основных видов продукции растениеводства и животноводства. Государ ство широко использует для развития колхозного про изводства различные экономические рычаги и в особен ности закупочные цены.
Труженики сельского хозяйства из года в год все шире разворачивают Всесоюзное социалистическое со ревнование за увеличение производства и заготовок зер на и других продуктов земледелия, а также продуктов животноводства.
134
В третьем, решающем году девятой пятилетки по инициативе колхозников, рабочих совхозов, механизато ров, специалистов и всех работников сельского хозяй ства Краснодарского края, а также других передовых коллективов ферм, бригад, колхозов и совхозов развер нулась по всей стране настоящая битва за урожай, включившая в соревнование десятки миллионов труже ников сельского хозяйства Кубани, Украины, Саратова, Казахстана — всех районов и республик страны, выдви нувшая новые десятки тысяч передовиков. В результате страна получила «Украинский миллиард пудов зерна», вслед за тем последовал «Казахстанский миллиард пу дов зерна», рапорты саратовских, ростовских земледель цев и животноводов, тружеников других сельскохозяй ственных районов страны, победивших в соревновании
1973 года.
Увеличение производства сельскохозяйственных про дуктов— это ответ тружеников села на решения XXIV съезда партии, на ее заботы о значительном повышении благосостояния советского народа.
§2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ ЗАКУПОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
Поскольку-государственные заготовки удовлетворя ют главные потребности государства в сельскохозяй ственной продукции, то обычно планирование начинает ся с разработки плана закупок этой продукции.
Как перспективные, т а к .и годовые планы закупок сельскохозяйственных продуктов разрабатываются в два этапа.
Первый этап— разработка проекта плана непосред ственно в хозяйствах. На первом этапе предложения по закупкам разрабатываются на основе расчетов, опре деляющих возможности хозяйств по производству и продаже государству продуктов земледелия и живот новодства, с учетом специализации хозяйства и эконо мической эффективности возделывания отдельных куль тур и выращивания различных видов скота и птицы.
Возможности колхозов и совхозов определяются пу тем тщательного анализа их хозяйственной деятельно сти в целом и по каждой отрасли за несколько лет.
135
Изучается опыт передовых по уровню производства хо зяйств, а также данные государственных сортоиспыта тельных участков и научно-исследовательских учрежде ний применительно к почвенно-климатическим условиям хозяйств. Это позволяет реально определить, какие куль туры и виды скота в конкретных условиях данного хо зяйства обеспечивают наибольший выход продукции при наименьших затратах, а также предусмотреть более эф фективное использование достижений науки и передовой практики для повышения интенсивности производства, правильно определить возможности по продаже сельско хозяйственных продуктов государству.
Сводные данные с предложениями колхозов и совхо зов районные исполкомы Советов депутатов трудящих ся, приложив свои предложения (поправки) по закуп кам, представляют в областные, краевые исполкомы Со ветов депутатов трудящихся, а последние со своими замечаниями направляют их в Советы Министров союз ных республик (а копии — в Госпланы республик).
Разработанные в союзных республиках предложения к проектам перспективных и годовых планов закупок сельскохозяйственных продуктов представляются Совету Министров СССР и Госплану СССР. На этом заканчи вается первый этап работы над планом.
Второй этап — Госплан СССР на основе данных о потребностях страны в сельскохозяйственных продуктах с учетом поступивших с мест предложений составляет проекты перспективных и годовых планов закупок про дуктов растениеводства и животноводства в целом по стране (с распределением по союзным республикам) и вносит их на рассмотрение в Совет Министров СССР.
Чтобы наиболее рационально распределить план за купок сельскохозяйственных продуктов по союзным рес публикам, а также обеспечить экономичность плана, Госплан СССР совместно с соответствующими научноисследовательскими учреждениями тщательно изучает потребности в сельскохозяйственной продукции по рес публикам и зонам, включая внутренние потребности са мих хозяйств и общегосударственные потребности.
Затем производится увязка этих потребностей с пер спективами и возможностями производства сельскохо зяйственной продукции по республикам и зонам, для чего используется балансовый метод.
136
На основании утвержденного Советом Министров
СССР плана закупок Госпланы союзных республик под готовляют проекты планов для автономных республик, краев, областей и районов (там, где нет областного де ления). Проект плана затем выносится на рассмотрение Совета Министров республики.
Распределение объемов закупок по категории хо зяйств проводится Советами Министров союзных респуб лик, а в РСФСР и в других союзных республиках, имеющих областное деление, — областными (краевыми) исполкомами и Советами Министров автономных респуб лик по согласованию с Советом Министров СССР.
Специализированным колхозам и совхозам, располо женным в пригородных и сырьевых зонах промышлен ности, задания должны устанавливаться в строгом со ответствии с их назначением.
Местные советские органы (Советы Министров рес публик, крайисполкомы и облисполкомы) могут осво бождать от закупок отдельных видов сельскохозяйствен ных продуктов районы и колхозы, где производство этих продуктов невыгодно и не отвечает специализации хо зяйства. При этом задания плана по этим продуктам перераспределяются среди других хозяйств.
Размеры закупок определяются балансовыми расче тами по производству и распределению основных сель скохозяйственных продуктов. Такие расчеты позволяют наиболее правильно увязать объемы закупок с возмож ностями каждого хозяйства.
Продукты сельского хозяйства делятся на две груп пы. К первой группе относятся те, которые полностью или почти полностью продаются государству: хлопоксырец, табак, шерсть, кожевенное сырье и т. п. Расчеты по производству этих продуктов и по продаже их госу дарству совпадают. Балансы на них разрабатываются с учетом возможностей производства, его специализа ции, дальнейшего развития материально-технической базы и обеспеченности трудовыми ресурсами. Основным видом баланса для этой группы является баланс госу дарственных ресурсов.
Продукты второй группы — зерно, картофель, мас личные культуры, мясо, яйца и другие—идут не только на удовлетворение нужд населения, но и в значительной части используются в самом сельском хозяйстве на нуж
137
ды воспроизводства (семена, корма, а также как пред меты потребления для воспроизводства рабочей силы). Для определения потребности в этих продуктах необхо димо разрабатывать балансовые расчеты производства и распределения валовых ресурсов.
Так как балансы разрабатываются на ряд лет, то сравнение по каждой статье с отчетными данными поз воляет глубже изучить тенденции и их изменение под влиянием специализации и других факторов.
Качество балансовых расчетов во многом зависит от научно обоснованных нормативов, таких, как нормы вы сева, нормы расхода зерна и других продуктов на корм ление животных и т. д. Эти нормативы разрабатывают ся с учетом опыта передовых хозяйств и научных реко мендаций. Они должны быть прогрессивными, при их использовании необходимо избегать шаблона, учитывать конкретные условия колхозов и совхозов.
Потребляемая в сельскохозяйственном производстве продукция определяется потребностями расширенного воспроизводства. Расход на семена подсчитывается по посевным площадям культур и нормам высева, потреб ность в зерне на корм скоту — по установленным нор мам кормления и поголовью скота или по нормам рас хода* зерна на единицу животноводческой продукции. Необходимо предусмотреть и постепенное создание стра ховых фондов. При определении расхода молока на выпойку телят и поросят учитывается замена цельного молока обратом и искусственным молоком.
Потребность в продукции, необходимой для выдачи в счет оплаты труда и для продажи колхозникам и членам их семей, а также по фондам помощи инвали дам, детским яслям, на завтраки школьникам и т. д., определяется в колхозах исходя из местных условий с учетом сложившейся практики и уровня развития под собного хозяйства колхозников.
Из валовых сборов зерновых и масличных культур исключаются неиспользуемые отходы и потери, обра зующиеся при очистке, сушке и хранении. Средний раз мер отходов определяется на основе данных годовых отчетов хозяйств и других материалов с учетом возмож ного сокращения их в планируемом периоде.
До установления размера продажи продукции кол хозами государству, кооперативным организациям и на
138
колхозном рынке объем товарной продукции определя ют без подразделения по каналам реализации. При этом сначала производят расчет других статей приход ной части баланса и путем их исключения находят раз мер товарной продукции.
Из товарной продукции (после определения ее раз меров) в первую очередь выделяется продажа государ ству в соответствии с плановыми заданиями. Остальная ее часть может направляться по другим каналам реа лизации— через колхозный рынок, кооперацию и другие организации.
При размещении плана закупок по колхозам и сов хозам плановые органы районов обобщают показатели балансовых расчетов по хозяйствам в сводные балансо вые таблицы, анализируют их, сопоставляют балансо вые расчеты товарной продукции с планами закупок, установленными вышестоящими организациями, и на этой основе с учетом специализации и возможностей хозяйств определяют плановые задания по закупкам колхозам и совхозам.
Колхозы и совхозы с учетом плановых заданий по закупкам разрабатывают как годовые, так и перспектив ные планы развития хозяйства.
План, доведенный до колхозов и совхозов по закуп кам на весь пятилетний период, является минимальным,
иего никто не должен уменьшать.
§3. МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА
Ключевой задачей в развитии сельского хозяйства в настоящее время остается увеличение производства зер на. Потребность в зерне не только продовольственном, но и фуражном из года в год возрастает в связи с быстрым ростом животноводства. В девятом пятилетии предусматривается обеспечить среднегодовой валовый сбор зерна в целом по стране в количестве не менее 195 миллионов тонн, а к концу пятилетки сбор зерна должен превысить 200 миллионов тонн в год.-
В девятой пятилетке значительно повышается средне годовое производство и других важнейших видов про дукции растениеводства.
139