Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 0
Расчет потребности в тракторах и большинстве сельскохозяйственных машин производится исходя из объемов сельскохозяйственных работ и сезонных нагру зок машин в хозяйствах. Потребность в средствах меха низации для нужд животноводства рассчитывается на одну голову или на одно ското-место. Объемы работ для полевых машин в большинстве случаев определя ются в гектарах, а для машин по обработке урожая — в тоннах (или центнерах) обрабатываемого продукта. В некоторых случаях потребность в машинах и обору довании определяется по числу бригад, ферм, колхозов и совхозов.
Расчеты потребности в тракторах и сельскохозяйст венных машинах производятся на основе таких исход ных данйых, как:
—расчетные объемы работ;
—уровень механизации работ на конец планируемо
го периода;
—сезонная нагрузка (выработка) на машину;
—ожидаемый парк машин к началу планируемого
периода;
— размеры списания машин на планируемый период. Расчетным является объем работ, который предсто итвыполнить в наиболее напряженный период. При этом обязательно должны учитываться местные зональ ные условия. Например, при определении потребности в зерновых сеялках в целом по СССР расчет производит ся на объем ранних весенних посевных работ, так как этот период в стране является, как правило, наиболее напряженным по севу. Но если, например, определяет ся потребность в зерновых сеялках для Украинской ССР то объем работ следует брать по посеву озимых куль тур, так как колхозы и совхозы этой республики воз делывают озимых зерновых культур значительно боль
ше, чем яровых.
Под уровнем механизации подразумевается удельный вес объема механизированной работы в общем объеме данной работы в процентах. При планировании необхо димо обеспечивать более высокий уровень механизации, прежде всего по тем видам работ, которые имеют ре^ шающее значение для выполнения плана производства сельскохозяйственной продукции и являются наиболее трудоемкими и тяжелыми. Определяя уровень механиза
153
ции по зонам или республикам, следует учитывать как техническую возможность механизации, так и эконо мическую целесообразность использования тракторов или механических двигателей. Из-за мелких размеров обра батываемых земельных участков и неудобного рельефа местности не всегда технически возможно или экономи чески выгодно применять некоторые типы мощных трак торов и широкозахватных машин.
За сезонную выработку (цагрузку) машин (НВс) принимается выработка на тракторный агрегат или са моходную машину. Сезонная выработка определяется по формуле:
нвс= рм-ки-тс.кд,
где Р м — расчетная производительность машины (агре гата) за час чистой работы, га;
К и — коэффициент использования машины (агрега
та) по времени чистой работы; |
(агрегата) |
|
Т с — количество часов работы |
машины |
|
за день (сменность); |
машины |
(агрегата) |
К д — количество рабочих дней |
за сезон.
Расчетная производительность за час чистой работы указывается обычно в заводских инструкциях по сбор ке и уходу за машинами. Коэффициент использования машины по времени указывается в протоколах контроль ных испытаний машин зональными машиноиспытатель ными станциями. По новым машинам, которые промыш ленность еще не выпускает, коэффициент использования принимается по аналогии с машинами, находящимися в производстве.
Количество часов работы машины обычно принима ется исходя из продолжительности светового дня; вмес те с тем учитывается возможность работы в ночное вре мя, если позволяют условия проведения сельскохозяй ственной операции.
За количество дней работы машины в сезон прини мается обычно оптимальный агротехнический срок вы полнения производственной операции, по которой опре деляется потребность в машинах. При этом надо учи тывать, что в различных зонах в зависимости от природ но-климатических условий агротехнические сроки про ведения работ могут сильно различаться,
154
Объем списания машин определяется примерными сроками их износа, в течение которых их эксплуатация продолжает быть экономически выгодной. В настоящее время срок службы основных машин принимается рав ным примерно 8—10 годам, а годовая убыль машин — 10—12%. Однако этот срок и размеры годовой убыли машин по отдельным зонам и районам в зависимости от условий их использования (почвенные разности, рельеф, продолжительность работы в году и т. д.) могут значительно колебаться.
Ориентировочная потребность в пропашных тракто рах рассчитывается на основе данных об объеме работ по междурядной обработке пропашных культур, по уборке трав на сено, по борьбе с вредителями и болез нями сельскохозяйственных растений, а также с учетом объема транспортных работ и других нужд. При этом надо иметь в виду, что сроки проведения*работ не сов падают полностью друг с другом и что поэтому потреб ность в пропашных тракторах, полученная в результа те простого сложения данных по отдельным видам ра бот, будет явно завышена. Например, сроки междуряд ной обработки некоторых пропашных культур не совпа дают со сроками уборки трай на сено.
Чтобы правильно определить потребность в пропаш ных тракторах, планируется возможность использования части парка пропашных тракторов на нескольких видах работ. Для этой цели разрабатывается ориентировочный календарный график занятости тракторов на сельскохо зяйственных работах в типичных хозяйствах по отдель ным зонам страны.
Потребность в тракторах общего назначения в целом но сельскому хозяйству определяется исходя из объема работ по подъему зяби, черных паров и вспашке под озимые культуры с учетом возможного использования на этих работах части парка пропашных тракторов, сво бодных от выполнения закрепленных за ними работ.
Целесообразность применения того или иного типа трактора по зонам определяется его тяговыми возможно стями в агрегате с плугом, то есть глубиной пахоты и удельным сопротивлением почвы, наиболее типичными для данной зоны.
При расчетах потребности в тракторах общего наз начения для подъема зяби, черных паров и вспашки
155
под озимые культуры коэффициент сменности принима ется в среднем 1,5—1,7- Однако в зависимости от зо нальных условий этот коэффициент может изменяться как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Потребность в тракторах общего назначения и в про пашных тракторах должна быть проверена расчетом по наиболее напряженным периодам сельскохозяйственных работ. Проверку расчетов потребности в тракторах це лесообразно также производить и по объемам ранних весенних работ (закрытие влаги, предпосевная обработ
ка |
почвы, |
посев |
ранних |
культур, |
подкормка озимых |
И Т . |
д.). |
|
|
|
|
гих |
Заказ на производство и поставку тракторов и дру |
||||
машин |
для |
сельского |
хозяйства |
(после окончатель |
ного уточнения по заявкам союзных республик) увязы вается с балансом металла и других материалов, с объемом денежных средств, планируемых на приобрете ние техники для совхозов и других государственных предприятий, а также с покупательной способностью колхозов. На основе определения потребности и выявле ния возможностей машиностроения разрабатываются планы производства и планы распределения тракторов, сельскохозяйственных машин и другого оборудования по союзным республикам.
В плане материально-технического снабжения сель ского хозяйства осуществляется балансовая увязка пла на сельскохозяйственного производства с планом произ водства продукции ряда отраслей машиностроения (тя желого, тракторного, автомобильного, сельскохозяйствен ного) и химической промышленности.
При определении потребности в машинах, необходи мых для внесения органических и минеральных удобре ний и извести, учитываются объем и различные сроки работ. Расчет потребности машин определяется по наи более напряженному периоду работ и объему работ, выполняемому по соответствующей технологии с учетом агротехнических сроков.
Для определения периода наибольшего напряжения сельскохозяйственных работ и расчетных площадей по внесению минеральных удобрений составляются табли цы, в которых учитываются культура и площади, под лежащие удобрению при помощи сеялок и разбрасыва телей.
156
Расчетные удобряемые площади по внесению орга нических удобрений, извести определяются путем сопо ставления объемов работ и сроков их выполнения в раз* личные периоды — весеннее предпосевное внесение, вне сение под озимые культуры, осеннее внесение под зяб левую вспашку, внесение в междурядье. Расчетным яв ляется более напряженный период.
Потребность в погрузчиках определяется также по наиболее напряженному периоду работ. Расчет ведется с учетом видов погрузок, их тоннажа и объема вноси мых удобрений по периодам.
Потребность в универсальных дробилках для приго товления комбикормов, косилках-измельчителях, погруз чиках, транспортерах-погрузчиках, раздатчиках, навес ном оборудовании для тракторов и других механизмов определяется на основе расчетных объемов работ.
При планировании потребности в землеройной и ме лиоративной технике исходят из полной механизации земляных и мелиоративных работ. В основу расчета принимают объемы земляных и других работ, предус мотренные по годам пятилетки, при этом учитывают как новое строительство, так и ремонт, культурно-техниче ские работы на осваиваемых и используемых мелиора тивных землях. Объем земляных работ определяется по нормам, заложенным в проектах строительства на 1 мил лион рублей строительно-монтажных работ с добавлени ем объемов работ, не входящих в капитальные работы.
Потребность в автомобильной технике, автокранах, оборудовании для ремонтных мастерских и т. п. опреде ляется из расчетов объемов работ, производительности машин и коэффициентов их использования. При этом учитываются повторные перевозки, погрузки и выгрузки, дальность перевозок и другие параметры. Учет эффек тивности использования машин позволяет уменьшать затраты на их приобретение и понижать издержки про изводства сельскохозяйственной продукции.
Вопросы планирования обеспеченности материальнотехническими средствами (нефтепродуктами, строитель ными материалами, трубами, метизами и т. п.) рассмат риваются подробно в главе VIII.
В плане электрификации сельского хозяйства пре дусматривается всесторонняя электрификация сельско хозяйственного производства — автоматизация производ
167
ственных процессов, использование электропривода, электрическое облучение, получение технологического депла, стрижка овец и другие виды работ, а также обеспечение электрической энергией бытовых нужд ра бочих совхозов и колхозников.
XXIV съезд КПСС в Директивах по пятилетнему плану на 1971—1975 годы наметил значительное увели чение объема работ по электрификации колхозов и сов хозов. Главное внимание в девятой пятилетке направле но на комплексное использование электрической энергии для повышения производительности и облегчения сель скохозяйственного труда, а также для улучшения куль турно-бытового обслуживания сельского населения. В планах предусмотрено повышение удельного веса централизованного электроснабжения колхозов и совхо зов от государственных энергетических систем и от электростанций, так как это обеспечивает повышение темпов и эффективности сельской электрификации.
В планах электрификации сельского хозяйства опре деляется:
—потребность в электроэнергии;
—необходимые мощности агрегатов для определения потребности в двигателях и в другом электрооборудо вании;
—потребность в дополнительных электрических мощ ностях;
—объем строительства сельских линий электропере дачи и трансформаторных подстанций;
—поставки необходимого электрооборудования (на все годы пятилетки); ■
—общие объемы капитальных вложений в электри фикацию, выполняемые организациями по энергетике и
электрификации (в плане они выделяются особо по раз делу «Сельское хозяйство»).
Ориентировочные расчеты потребности в электроэнер гии производятся на основе средних норм, предусмот ренных на годы перспективного плана.
Мероприятия плана по механизации и электрифика ции работ в сельском хозяйстве подтверждаются расче тами экономической эффективности — экономией средств и живого труда, окупаемостью капитальных затрат, по лучаемой экономией и доходами.
Разница между фактическими затратами на единицу
158
продукции или голову скота (по годовым отчетам кол хозов и совхозов) и проектируемыми по плану на конец пятилетки показывает экономию живого труда и средств, ожидаемую от осуществления намеченных работ по комплексной механизации. В общей форме срок окупае мости капитальных вложений рассчитывается путем от несения дополнительных капитальных затрат на техни ку для механизации производства к экономии средств, получаемой в результате внедрения этой техники.
Уменьшение численности работающих определяется путем деления экономии живого труда (в человеко-днях) на ожидаемый (или планируемый) среднегодовой, фонд рабочего времени колхозника или рабочего совхоза (в человеко-днях).
Получение высоких и устойчивых урожаев немысли мо без химизации сельского, хозяйства. Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития на родного хозяйства на 1971—1975 годы предусмотрена поставка сельскому хозяйству 75 миллионов тонн мине ральных удобрений (в стандартных туках). При этом качество поставляемых удобрений значительно повыша ется, а йх использование организуется на научной ос нове. Особое внимание уделяется правильному приме нению ядохимикатов и других химических средств борь бы с сорняками, вредными насекомыми и болезнями сельскохозяйственных культур.
Потребность в удобрениях определяется в стандарт ных (условных) туках по каждому виду удобрений от дельно (азотные, фосфорные, калийные, фосфоритная мука и борные удобрения) на каждый год пятилетки с учетом набора сельскохозяйственных культур, посевных площадей, норм внесения в центнерах на 1 га удобряе мой площади (эти нормы устанавливаются с учетом ре комендаций научно-исследовательских и опытных учреж дений для каждой почвенно-климатической зоны).
Повышение эффективности сельскохозяйственного производства может быть достигнуто на основе повыше ния роли науки в развитии колхозного и совхозного производствапутем расширения теоретических и экспе риментальных исследований по экономике, биологии, аг ротехнике, зоотехнике, механизации производства.
Особое место в дальнейшем развитии сельскохозяй ственного производства и повышении его эффективности
159
занимают вопросы внедрения индустриальных методов получения различных видов продукции. «Это закономер но, — говорил на XXIV съезде КПСС Л. И. Брежнев, — речь идет о процессах, которые в перспективе определя ют будущее нашего сельского хозяйства. Но при прове дении этой большой и важной работы мы обязаны пре дупредить себя от ошибок и забеганий. Углубление спе циализации и перевод производства на промышленную базу должен быть в каждом конкретном случае эко номически обоснованным, всесторонне подготовлен ным» ’.
Основной путь решения этой задачи заключается в более широком развитии межколхозных и государствен но-колхозных производственных объединений, в созда нии агропромышленных комплексов. Указанную тенден цию необходимо учитывать при планировании механи зации, электрификации и химизации сельскохозяйствен ного производства, ибо создание таких производствен ных объединений и агропромышленных комплексов поз воляет достичь оптимального использования техники, капитальных вложений и трудовых ресурсов.
Осуществление задач, поставленных XXIV съездом КПСС в области развития сельского хозяйства, значи тельно расширяет возможности дальнейшего развития индустриальных методов производства сельскохозяй ственной продукции.
Гл а в а VI. ПЛАНИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТА
Ис в я з и
§1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ ТРАНСПОРТА
ИПОВЫШЕНИЕ ЕГО РОЛИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ
СТРАНЫ
Транспорт — это необходимая часть производственно го процесса любой отрасли народного хозяйства. Он включается как в сферу материального производства, так и в сферу обслуживания населения. То же самое можно сказать и о средствах связи.
' |
Б р е ж н е в Л. И. Ленинским курсом, т. 3. М., Политиздат, |
1972, |
с. 249. |
160
Планом развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 годы намечено дальнейшее развитие транс порта и связи, повышение мощности и маневренности транспортной системы, обеспечивающей более полное удовлетворение потребностей экономики страны и всего населения в перевозках, дальнейшее перевооружение этих важных отраслей народного хозяйства, развитие и совершенствование единой транспортной сети и единой автоматизированной системы связи с учетом хозяйствен ного освоения новых районов страны.
Чтобы повысить эффективность всех видов транспор та, необходимо:
—совершенствовать транспортные связи, рациональ нее распределять перевозки грузов между отдельными видами транспорта;
—ускорять доставку грузов, сокращать дальность перевозок и снижать транспортные издержки;
—совершенствовать организацию перевозок грузов, повысить уровень комплексной механизации погрузочноразгрузочных работ;
—эффективнее использовать транспортные средства, сократить простои и порожние пробеги;
—широко внедрять автоматику и электронно-вычис лительную технику.
Советское государство большое внимание уделяет коренному техническому перевооружению всех видов
транспорта и его дальнейшего развития. Пятая часть ос новных производственных фондов СССР прихрдится на долю всех видов транспорта страны. На начало 1973 года протяженность магистральных железных дорог (эксплуатационная длина) достигла 136,3 тысячи кило метров, автомобильных дорог с твердым покрытием об щего пользования — 567,3 тысячи километров, магист ральных трубопроводов— 121,9 тысячи километров, внут ренних водных судоходных путей общего пользования — 146,1 тысячи километров, регулярно действующих воз душных линий — 615,7 тысячи километров1. Транспорт ная система СССР по мощности грузопотоков, показате лям использования путей сообщения и технических средств занимает первое место в мире. Железнодорож
1 См. Народное хозяйство СССР в 1972 г. М., «Статистика», 1973, с. 432, 447, 446, 441, 459.
6 З а к а з 444 |
1 6 1 |