Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расчет потребности в тракторах и большинстве сельскохозяйственных машин производится исходя из объемов сельскохозяйственных работ и сезонных нагру­ зок машин в хозяйствах. Потребность в средствах меха­ низации для нужд животноводства рассчитывается на одну голову или на одно ското-место. Объемы работ для полевых машин в большинстве случаев определя­ ются в гектарах, а для машин по обработке урожая — в тоннах (или центнерах) обрабатываемого продукта. В некоторых случаях потребность в машинах и обору­ довании определяется по числу бригад, ферм, колхозов и совхозов.

Расчеты потребности в тракторах и сельскохозяйст­ венных машинах производятся на основе таких исход­ ных данйых, как:

расчетные объемы работ;

уровень механизации работ на конец планируемо­

го периода;

сезонная нагрузка (выработка) на машину;

ожидаемый парк машин к началу планируемого

периода;

— размеры списания машин на планируемый период. Расчетным является объем работ, который предсто­ итвыполнить в наиболее напряженный период. При этом обязательно должны учитываться местные зональ­ ные условия. Например, при определении потребности в зерновых сеялках в целом по СССР расчет производит­ ся на объем ранних весенних посевных работ, так как этот период в стране является, как правило, наиболее напряженным по севу. Но если, например, определяет­ ся потребность в зерновых сеялках для Украинской ССР то объем работ следует брать по посеву озимых куль­ тур, так как колхозы и совхозы этой республики воз­ делывают озимых зерновых культур значительно боль­

ше, чем яровых.

Под уровнем механизации подразумевается удельный вес объема механизированной работы в общем объеме данной работы в процентах. При планировании необхо­ димо обеспечивать более высокий уровень механизации, прежде всего по тем видам работ, которые имеют ре^ шающее значение для выполнения плана производства сельскохозяйственной продукции и являются наиболее трудоемкими и тяжелыми. Определяя уровень механиза­

153

ции по зонам или республикам, следует учитывать как техническую возможность механизации, так и эконо­ мическую целесообразность использования тракторов или механических двигателей. Из-за мелких размеров обра­ батываемых земельных участков и неудобного рельефа местности не всегда технически возможно или экономи­ чески выгодно применять некоторые типы мощных трак­ торов и широкозахватных машин.

За сезонную выработку (цагрузку) машин (НВс) принимается выработка на тракторный агрегат или са­ моходную машину. Сезонная выработка определяется по формуле:

нвс= рм-ки-тс.кд,

где Р м — расчетная производительность машины (агре­ гата) за час чистой работы, га;

К и — коэффициент использования машины (агрега­

та) по времени чистой работы;

(агрегата)

Т с — количество часов работы

машины

за день (сменность);

машины

(агрегата)

К д — количество рабочих дней

за сезон.

Расчетная производительность за час чистой работы указывается обычно в заводских инструкциях по сбор­ ке и уходу за машинами. Коэффициент использования машины по времени указывается в протоколах контроль­ ных испытаний машин зональными машиноиспытатель­ ными станциями. По новым машинам, которые промыш­ ленность еще не выпускает, коэффициент использования принимается по аналогии с машинами, находящимися в производстве.

Количество часов работы машины обычно принима­ ется исходя из продолжительности светового дня; вмес­ те с тем учитывается возможность работы в ночное вре­ мя, если позволяют условия проведения сельскохозяй­ ственной операции.

За количество дней работы машины в сезон прини­ мается обычно оптимальный агротехнический срок вы­ полнения производственной операции, по которой опре­ деляется потребность в машинах. При этом надо учи­ тывать, что в различных зонах в зависимости от природ­ но-климатических условий агротехнические сроки про­ ведения работ могут сильно различаться,

154


Объем списания машин определяется примерными сроками их износа, в течение которых их эксплуатация продолжает быть экономически выгодной. В настоящее время срок службы основных машин принимается рав­ ным примерно 8—10 годам, а годовая убыль машин — 10—12%. Однако этот срок и размеры годовой убыли машин по отдельным зонам и районам в зависимости от условий их использования (почвенные разности, рельеф, продолжительность работы в году и т. д.) могут значительно колебаться.

Ориентировочная потребность в пропашных тракто­ рах рассчитывается на основе данных об объеме работ по междурядной обработке пропашных культур, по уборке трав на сено, по борьбе с вредителями и болез­ нями сельскохозяйственных растений, а также с учетом объема транспортных работ и других нужд. При этом надо иметь в виду, что сроки проведения*работ не сов­ падают полностью друг с другом и что поэтому потреб­ ность в пропашных тракторах, полученная в результа­ те простого сложения данных по отдельным видам ра­ бот, будет явно завышена. Например, сроки междуряд­ ной обработки некоторых пропашных культур не совпа­ дают со сроками уборки трай на сено.

Чтобы правильно определить потребность в пропаш­ ных тракторах, планируется возможность использования части парка пропашных тракторов на нескольких видах работ. Для этой цели разрабатывается ориентировочный календарный график занятости тракторов на сельскохо­ зяйственных работах в типичных хозяйствах по отдель­ ным зонам страны.

Потребность в тракторах общего назначения в целом но сельскому хозяйству определяется исходя из объема работ по подъему зяби, черных паров и вспашке под озимые культуры с учетом возможного использования на этих работах части парка пропашных тракторов, сво­ бодных от выполнения закрепленных за ними работ.

Целесообразность применения того или иного типа трактора по зонам определяется его тяговыми возможно­ стями в агрегате с плугом, то есть глубиной пахоты и удельным сопротивлением почвы, наиболее типичными для данной зоны.

При расчетах потребности в тракторах общего наз­ начения для подъема зяби, черных паров и вспашки

155

под озимые культуры коэффициент сменности принима­ ется в среднем 1,5—1,7- Однако в зависимости от зо­ нальных условий этот коэффициент может изменяться как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Потребность в тракторах общего назначения и в про­ пашных тракторах должна быть проверена расчетом по наиболее напряженным периодам сельскохозяйственных работ. Проверку расчетов потребности в тракторах це­ лесообразно также производить и по объемам ранних весенних работ (закрытие влаги, предпосевная обработ­

ка

почвы,

посев

ранних

культур,

подкормка озимых

И Т .

д.).

 

 

 

 

гих

Заказ на производство и поставку тракторов и дру­

машин

для

сельского

хозяйства

(после окончатель­

ного уточнения по заявкам союзных республик) увязы­ вается с балансом металла и других материалов, с объемом денежных средств, планируемых на приобрете­ ние техники для совхозов и других государственных предприятий, а также с покупательной способностью колхозов. На основе определения потребности и выявле­ ния возможностей машиностроения разрабатываются планы производства и планы распределения тракторов, сельскохозяйственных машин и другого оборудования по союзным республикам.

В плане материально-технического снабжения сель­ ского хозяйства осуществляется балансовая увязка пла­ на сельскохозяйственного производства с планом произ­ водства продукции ряда отраслей машиностроения (тя­ желого, тракторного, автомобильного, сельскохозяйствен­ ного) и химической промышленности.

При определении потребности в машинах, необходи­ мых для внесения органических и минеральных удобре­ ний и извести, учитываются объем и различные сроки работ. Расчет потребности машин определяется по наи­ более напряженному периоду работ и объему работ, выполняемому по соответствующей технологии с учетом агротехнических сроков.

Для определения периода наибольшего напряжения сельскохозяйственных работ и расчетных площадей по внесению минеральных удобрений составляются табли­ цы, в которых учитываются культура и площади, под­ лежащие удобрению при помощи сеялок и разбрасыва­ телей.

156


Расчетные удобряемые площади по внесению орга­ нических удобрений, извести определяются путем сопо­ ставления объемов работ и сроков их выполнения в раз* личные периоды — весеннее предпосевное внесение, вне­ сение под озимые культуры, осеннее внесение под зяб­ левую вспашку, внесение в междурядье. Расчетным яв­ ляется более напряженный период.

Потребность в погрузчиках определяется также по наиболее напряженному периоду работ. Расчет ведется с учетом видов погрузок, их тоннажа и объема вноси­ мых удобрений по периодам.

Потребность в универсальных дробилках для приго­ товления комбикормов, косилках-измельчителях, погруз­ чиках, транспортерах-погрузчиках, раздатчиках, навес­ ном оборудовании для тракторов и других механизмов определяется на основе расчетных объемов работ.

При планировании потребности в землеройной и ме­ лиоративной технике исходят из полной механизации земляных и мелиоративных работ. В основу расчета принимают объемы земляных и других работ, предус­ мотренные по годам пятилетки, при этом учитывают как новое строительство, так и ремонт, культурно-техниче­ ские работы на осваиваемых и используемых мелиора­ тивных землях. Объем земляных работ определяется по нормам, заложенным в проектах строительства на 1 мил­ лион рублей строительно-монтажных работ с добавлени­ ем объемов работ, не входящих в капитальные работы.

Потребность в автомобильной технике, автокранах, оборудовании для ремонтных мастерских и т. п. опреде­ ляется из расчетов объемов работ, производительности машин и коэффициентов их использования. При этом учитываются повторные перевозки, погрузки и выгрузки, дальность перевозок и другие параметры. Учет эффек­ тивности использования машин позволяет уменьшать затраты на их приобретение и понижать издержки про­ изводства сельскохозяйственной продукции.

Вопросы планирования обеспеченности материальнотехническими средствами (нефтепродуктами, строитель­ ными материалами, трубами, метизами и т. п.) рассмат­ риваются подробно в главе VIII.

В плане электрификации сельского хозяйства пре­ дусматривается всесторонняя электрификация сельско­ хозяйственного производства — автоматизация производ­

167

ственных процессов, использование электропривода, электрическое облучение, получение технологического депла, стрижка овец и другие виды работ, а также обеспечение электрической энергией бытовых нужд ра­ бочих совхозов и колхозников.

XXIV съезд КПСС в Директивах по пятилетнему плану на 1971—1975 годы наметил значительное увели­ чение объема работ по электрификации колхозов и сов­ хозов. Главное внимание в девятой пятилетке направле­ но на комплексное использование электрической энергии для повышения производительности и облегчения сель­ скохозяйственного труда, а также для улучшения куль­ турно-бытового обслуживания сельского населения. В планах предусмотрено повышение удельного веса централизованного электроснабжения колхозов и совхо­ зов от государственных энергетических систем и от электростанций, так как это обеспечивает повышение темпов и эффективности сельской электрификации.

В планах электрификации сельского хозяйства опре­ деляется:

потребность в электроэнергии;

необходимые мощности агрегатов для определения потребности в двигателях и в другом электрооборудо­ вании;

потребность в дополнительных электрических мощ­ ностях;

объем строительства сельских линий электропере­ дачи и трансформаторных подстанций;

поставки необходимого электрооборудования (на все годы пятилетки); ■

общие объемы капитальных вложений в электри­ фикацию, выполняемые организациями по энергетике и

электрификации (в плане они выделяются особо по раз­ делу «Сельское хозяйство»).

Ориентировочные расчеты потребности в электроэнер­ гии производятся на основе средних норм, предусмот­ ренных на годы перспективного плана.

Мероприятия плана по механизации и электрифика­ ции работ в сельском хозяйстве подтверждаются расче­ тами экономической эффективности — экономией средств и живого труда, окупаемостью капитальных затрат, по­ лучаемой экономией и доходами.

Разница между фактическими затратами на единицу

158


продукции или голову скота (по годовым отчетам кол­ хозов и совхозов) и проектируемыми по плану на конец пятилетки показывает экономию живого труда и средств, ожидаемую от осуществления намеченных работ по комплексной механизации. В общей форме срок окупае­ мости капитальных вложений рассчитывается путем от­ несения дополнительных капитальных затрат на техни­ ку для механизации производства к экономии средств, получаемой в результате внедрения этой техники.

Уменьшение численности работающих определяется путем деления экономии живого труда (в человеко-днях) на ожидаемый (или планируемый) среднегодовой, фонд рабочего времени колхозника или рабочего совхоза (в человеко-днях).

Получение высоких и устойчивых урожаев немысли­ мо без химизации сельского, хозяйства. Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития на­ родного хозяйства на 1971—1975 годы предусмотрена поставка сельскому хозяйству 75 миллионов тонн мине­ ральных удобрений (в стандартных туках). При этом качество поставляемых удобрений значительно повыша­ ется, а йх использование организуется на научной ос­ нове. Особое внимание уделяется правильному приме­ нению ядохимикатов и других химических средств борь­ бы с сорняками, вредными насекомыми и болезнями сельскохозяйственных культур.

Потребность в удобрениях определяется в стандарт­ ных (условных) туках по каждому виду удобрений от­ дельно (азотные, фосфорные, калийные, фосфоритная мука и борные удобрения) на каждый год пятилетки с учетом набора сельскохозяйственных культур, посевных площадей, норм внесения в центнерах на 1 га удобряе­ мой площади (эти нормы устанавливаются с учетом ре­ комендаций научно-исследовательских и опытных учреж­ дений для каждой почвенно-климатической зоны).

Повышение эффективности сельскохозяйственного производства может быть достигнуто на основе повыше­ ния роли науки в развитии колхозного и совхозного производствапутем расширения теоретических и экспе­ риментальных исследований по экономике, биологии, аг­ ротехнике, зоотехнике, механизации производства.

Особое место в дальнейшем развитии сельскохозяй­ ственного производства и повышении его эффективности

159


занимают вопросы внедрения индустриальных методов получения различных видов продукции. «Это закономер­ но, — говорил на XXIV съезде КПСС Л. И. Брежнев, — речь идет о процессах, которые в перспективе определя­ ют будущее нашего сельского хозяйства. Но при прове­ дении этой большой и важной работы мы обязаны пре­ дупредить себя от ошибок и забеганий. Углубление спе­ циализации и перевод производства на промышленную базу должен быть в каждом конкретном случае эко­ номически обоснованным, всесторонне подготовлен­ ным» ’.

Основной путь решения этой задачи заключается в более широком развитии межколхозных и государствен­ но-колхозных производственных объединений, в созда­ нии агропромышленных комплексов. Указанную тенден­ цию необходимо учитывать при планировании механи­ зации, электрификации и химизации сельскохозяйствен­ ного производства, ибо создание таких производствен­ ных объединений и агропромышленных комплексов поз­ воляет достичь оптимального использования техники, капитальных вложений и трудовых ресурсов.

Осуществление задач, поставленных XXIV съездом КПСС в области развития сельского хозяйства, значи­ тельно расширяет возможности дальнейшего развития индустриальных методов производства сельскохозяй­ ственной продукции.

Гл а в а VI. ПЛАНИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТА

Ис в я з и

§1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ ТРАНСПОРТА

ИПОВЫШЕНИЕ ЕГО РОЛИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ

СТРАНЫ

Транспорт — это необходимая часть производственно­ го процесса любой отрасли народного хозяйства. Он включается как в сферу материального производства, так и в сферу обслуживания населения. То же самое можно сказать и о средствах связи.

'

Б р е ж н е в Л. И. Ленинским курсом, т. 3. М., Политиздат,

1972,

с. 249.

160

Планом развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 годы намечено дальнейшее развитие транс­ порта и связи, повышение мощности и маневренности транспортной системы, обеспечивающей более полное удовлетворение потребностей экономики страны и всего населения в перевозках, дальнейшее перевооружение этих важных отраслей народного хозяйства, развитие и совершенствование единой транспортной сети и единой автоматизированной системы связи с учетом хозяйствен­ ного освоения новых районов страны.

Чтобы повысить эффективность всех видов транспор­ та, необходимо:

совершенствовать транспортные связи, рациональ­ нее распределять перевозки грузов между отдельными видами транспорта;

ускорять доставку грузов, сокращать дальность перевозок и снижать транспортные издержки;

совершенствовать организацию перевозок грузов, повысить уровень комплексной механизации погрузочноразгрузочных работ;

эффективнее использовать транспортные средства, сократить простои и порожние пробеги;

широко внедрять автоматику и электронно-вычис­ лительную технику.

Советское государство большое внимание уделяет коренному техническому перевооружению всех видов

транспорта и его дальнейшего развития. Пятая часть ос­ новных производственных фондов СССР прихрдится на долю всех видов транспорта страны. На начало 1973 года протяженность магистральных железных дорог (эксплуатационная длина) достигла 136,3 тысячи кило­ метров, автомобильных дорог с твердым покрытием об­ щего пользования — 567,3 тысячи километров, магист­ ральных трубопроводов— 121,9 тысячи километров, внут­ ренних водных судоходных путей общего пользования — 146,1 тысячи километров, регулярно действующих воз­ душных линий — 615,7 тысячи километров1. Транспорт­ ная система СССР по мощности грузопотоков, показате­ лям использования путей сообщения и технических средств занимает первое место в мире. Железнодорож­

1 См. Народное хозяйство СССР в 1972 г. М., «Статистика», 1973, с. 432, 447, 446, 441, 459.

6 З а к а з 444

1 6 1