Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
Предположим, что в сравнении с базисным периодом производительность труда составила в машиностроении 112%, в химической промышленности— 118, в металлур гической промышленности— ПО и в угольной— 106%. Численность рабочих в этих отраслях соответственно равнялась: 800, 600, 900 и 1000 тысяч человек. Тогда общий рост производительности определяется путем умножения плановой численности рабочих на индекс производительности труда в каждой отрасли и деления этой суммы на сумму численности по отраслям, умно женной на 100:
112-800 + 118-600+ 110-900 + 106-1000 |
__ |
365400 |
__ j j Q |
(800 + 600 + 900 + 1000)-100 |
~~ |
3300-100 |
’ |
Таким образом, средний темп роста производительно сти труда по четырем отраслям составит 110,7%.
Вразличных отраслях народного хозяйства планиро вание производительности труда имеет свою специфику.
Встроительстве более всего учитывается влияние таких факторов, как повышение уровня механизации трудоем ких работ, степени сборности зданий и сооружений из деталей и конструкций заводского изготовления, а так же расширение применения новых эффективных строи тельных материалов, улучшение организации труда и культурно-бытового обслуживания рабочих, повышение их квалификации.
Всельском хозяйстве на первое место выдвигаются вопросы повышения производительности труда за счет развития новой техники, передовой технологии и внед
рения их в производство, роста механизации и электри фикации сельскохозяйственного труда, внедрение дости жений науки, передовой агротехники и лучших методов содержания скота, развития специализации и т. д.
Последовательность расчета роста производительно сти труда в сельском хозяйстве такова. Укрупненным индексным методом определяется численность работаю щих по совхозам республики, края, области. Для этого вначале рассчитывается индекс изменения объема рабо ты в планируемом периоде по сравнению с базисным. Объем работ в плановом и в базисном периодах исчис ляется в сопоставимых нормах затрат на единицу рабо ты. Далее, путем деления планируемого суммарного объема работ по сельскому хозяйству на объем работ
231
в базисном периоде определяется рост физического объ ема работ.
Затем рассчитывается повышение производительности груда в результате роста энерговооруженности, измене ний в уровне механизации производства и организации груда и других изменений в производстве, сокращаю щих затраты труда. На основе исчисленного роста объ ема работ и экономии в затратах труда для их выполне ния определяется численность работающих.
Укрупненный расчет численности работающих прове ряется и уточняется нормативным методом, а именно: общие затраты труда определяются путем умножения плановых посевных площадей и поголовья скота на пла новые нормы затрат труда, которые устанавливаются с учетом намечаемых изменений в технике, технологии и организации сельскохозяйственного производства.
Требуемая среднегодовая численность работающих в сельском хозяйстве определяется путем деления потреб ного для выполнения сельскохозяйственных работ коли чества человеко-дней на число дней работы, приходящих ся в среднем на одного работника.
По валовой продукции и численности работающих определяют уровень динамики выработки на одного ра ботающего и на один человеко-день работы. Задание по росту производительности труда определяют в процентах к средней выработке за три последних года.
Повышение производительности труда в результате роста урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота исчисляется также по показателю затрат труда на 1 центнер продукции.
При расчете производительности труда в денежном выражении учитывается влияние изменений в структуре производства внутри отраслей растениеводства и живот новодства и между растениеводством и животноводст вом, а также в его размещении.
Влияние сдвигов в структуре и размещении произ водства на изменение производительности труда опреде ляют путем деления индекса производительности труда, исчисленного при изменяющейся структуре или разме щении, на индекс производительности труда, исчислен ный при неизменной структуре или размещении произ водства. При этом взвешивание уровней производитель ности труда производится по плановым затратам труда.
Г л а в а X. ПЛАНИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
И ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
§1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРУДОВЫХ
РЕСУРСОВ
Использование трудовых ресурсов рационально, если оно позволяет решить одновременно две задачи:
—во-первых, удовлетворить потребности всех отрас лей народного хозяйства в рабочей силе;
—во-вторых, обеспечить полную занятость трудоспо
собного населения во всех районах страны, и особенно
врайонах с избыточными трудовыми ресурсами.
Сэтой целью планируется максимальное использо вание местных ресурсов труда, перераспределение этих ресурсов между районами, привлечение дополнительной рабочей силы в районы, испытывающие в ней недоста
ток. При этом надо предусмотреть своевременное вовле чение в общественное производство молодежи, оканчи вающей обучение в школах, а также лиц, занятых в лич ном подсобном хозяйстве. В планах необходимо также предусмотреть мероприятия по более полному и рацио нальному использованию трудовых ресурсов в сельской местности в течение всего года.
Сводный баланс трудовых ресурсов и отдельные ча стные балансы служат основой разработки планов обес печения потребности народного хозяйства в рабочей силе. Балансовые расчеты разрабатываются в вариант ном приближении к действительной потребности. Толь ко тот вариант, который наиболее полно отвечает за дачам обеспечения потребности народного хозяйства в рабочей силе и полной занятости населения, может быть принят как окончательный.
Баланс должен активно воздействовать на формиро вание народнохозяйственного плана, а не сводиться
кисчислению отдельных показателей. Баланс и расчеты
кнему составляются по стране в целом, по республикам
ирайонам, исходя из основных задач и показателей раз вития народного хозяйства с учетом основных направле ний научно-технического прогресса.
233
Разработке сводного планового баланса трудовых ресурсов предшествует анализ использования трудовых ресурсов по группам населения, занятого в производ стве и в сельском хозяйстве, с учетом подростков, обу чающихся в школах, техникумах, высших учебных заве дениях. Балансовые расчеты составляются на начало года. В них сопоставляется численность трудовых ресур сов с численностью рабочих, служащих, колхозников в общественном хозяйстве, а также обучающихся с отры вом от производства (от 16 лет и старше) и прочего занятого населения. Отражается состав трудовых ресур сов и занятость по полу.
Сводный плановый баланс характеризует не только наличие и состав трудовых ресурсов, но и распределение их по отраслям, видам занятости и общественным груп пам. Он составляется в среднегодовом исчислении по республикам, областям и краям. Разрабатывается он исходя из планируемых объемов производства, уровня производительности труда и развития сферы культур ного и материально-бытового обслуживания населения.
Рост производительности общественного труда работ ников, занятых в отраслях материального производства, позволяет увеличивать численность работников, занятых в непроизводственных отраслях-, что позволяет полнее удовлетворять социально-культурные и жилищно-быто вые нужды населения. Увеличение доли трудящихся, за нятых в непроизводственных отраслях, отражает объек тивную закономерность социалистического расширенно го воспроизводства.
Изменения в структуре распределения рабочих и слу жащих по отраслям характеризуется также значитель ным уменьшением удельного веса численности работаю щих, занятых в государственных и общественных учреж дениях. Систематичеокое снижение доли административ но-управленческого персонала в общей численности рабочих и служащих, занятых на предприятиях, в учреж дениях и организациях,— одна из важных задач по улуч шению структуры занятости трудовых ресурсов.
Исходя из общей численности работающих, установ ленной в плане по труду, и из ее наличия в базисном периоде, с учетом роста производительности труда и
структурных сдвигов |
определяется д о п о л н и т е л ь н а я |
п о т р е б н о с т ь в |
р а б о ч е й с иле . Разница между |
234
численностью на конец и на начало планируемого перио да составляет дополнительную потребность в рабочей силе.
Всезонных отраслях производства дополнительная потребность определяется как разница между численно стью на начало планируемого периода и максимальной численностью в период сезона.
Вдополнительную потребность входит также числен ность работников, необходимых для возмещения выбы вающих на пенсию, по инвалидности и пр другим при чинам.
Обеспечение дополнительной потребности в рабочих всех предприятий, строек и организаций предусматрива ется в планах союзных республик и прежде всего за счет своих источников. В государственном плане разви тия народного хозяйства СССР предусматривается толь ко межреспубликанское перемещение рабочей силы из одних союзных республик, имеющих достаточные трудо вые ресурсы, в другие, испытывающие недостаток в них.
Основной источник пополнения трудовых ресурсов— подрастающая молодежь, проходящая соответствующую подготовку, а также лица, занятые в домашнем хозяй стве.
Технический прогресс, механизация и автоматизация производства, значительно облегчающие труд рабочих, создают условия для все большего вовлечения женщин в производство. Осуществление в Советском государстве принципа равной оплаты за равный труд, а также раз витие сети детских учреждений и яслей, повышение про изводственной квалификации, установление дополнитель ных отпусков по беременности и родам, оказание мате риальной помощи многодетным матерям, развитие ши рокой сети столовых и другие мероприятия по оказанию помощи женщинам-работницам способствуют значитель ному росту численности женщин на производстве в со ставе рабочих, специалистов и служащих. Вместе с тем советское законодательство запрещает применение жен ского труда на подземных работах и по ряду профес сий других производств с тяжелыми условиями труда.
Формы вовлечения населения в производство могут быть различны:
— набор рабочих предприятиями и стройками по ме сту их нахождения;
235
“ поступление на работу оканчивающих профессио нально-технические училища;
—организованный набор рабочих для постоянной ра боты на важнейших предприятиях и стройках, располо женных в районах с недостатком трудовых ресурсов;
—переселение семей трудящихся, изъявивших же лание работать в совхозах, леспромхозах и на предприя тиях, расположенных в отдаленных малонаселенных
районах и т. д.
Все существующие формы и методы планового рас пределения рабочей силы построены на принципах пол ной их добровольности и основаны на экономическом стимулировании всех видов подготовки и распределения рабочей силы.
Набор рабочих и их подготовка обычно проводятся самими предприятиями. Кроме того, учебные заведения системы профтехобразования ежегодно готовят более двух миллионов молодых квалифицированных рабочих.
Правильное распределение рабочей силы и наиболее целесообразное использование трудовых ресурсов страны обеспечивается разработкой Госпланом СССР сводного планового баланса трудовых ресурсов СССР и, отдель но, балансов в разрезе республик. Госпланы союзных рес публик разрабатывают такие балансы по республике в целом, а также по краям, областям и автономным рес публикам. Краевые и обласные плановые комиссии со ставляют балансы по административным районам, по го родам и селам. Отчетные балансы трудовых ресурсов страны составляются органами ЦСУ СССР на две даты: на 1 января и на 1 июля каждого года.
В п л а н о в о м б а л а н с е (см. таблицу 13) содер жатся данные о наличии трудовых ресурсов в городах и сельской местности за отчетный год, а также их ожидае мое наличие в текущем и планируемом периодах с уче том движения трудоспособного населения. В состав тру довых ресурсов включается население в трудоспособном
возрасте (мужчины от |
16 до 59 лет и женщины от 16 |
до 54 лет включительно) |
за исключением неработающих |
инвалидов I и II групп |
и пенсионеров трудоспособного |
возраста. В трудовые ресурсы также включается фак тически работающая часть населения моложе 16 лет и старших возрастов (по их фактической занятости в на родном хозяйстве в отчетном году).
236
Т а б л и ц а 13 Сводный плановый баланс трудовых ресурсов СССР на 19] г.
Б а зи с н ы й
|
п е р и о д |
|
|
В том |
|
|
чи сле |
|
о |
од |
о |
и |
||
<0 |
|
|
и |
г ор |
сел |
аа |
I. Трудовые ресурсы, всего
в том числе: население в трудоспособ
ном возрасте, исключая неработающих инвали дов ...............................
работающие лица стар ших возрастов
работающие подростки до 16 лет
перераспределение из села
вгород
II. Распределение трудо
вых ресурсов
1.Рабочие и служащие, всего
втом числе занятые:
впромышленности
встроительстве
на транспорте и в свя зи, в государственном сельском и лесном хо зяйстве
вторговле и обществен ном питании
вздравоохранении
впросвещении
вжилищном и комму
нальном хозяйстве . .
ворганах государствен ного управления . . ,
впрочих организациях
2.Члены артели промыс ловой кооперации
3.Колхозники, работаю щие в общественном хо зяйстве колхозов в пе риод наибольшей заня
тости
Пл а н и р у е м ы й
пе р и о д
втом чи сле
го |
о д |
о |
в с е |
г о р |
сел |
Изм ен ен и е
втом
чи с л е
го |
о д |
о |
с е |
о р |
ел |
в |
г |
с |
237