Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прямо Пропорционален выполнению нормы выработки, и сдельно-премиальной оплаты труда.

Сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС и XXIV съезд партии разработали ряд мер, обеспечивающих уси­ ление материальной заинтересованности работников в улучшении работы предприятий. Экономическая рефор­ ма, проводимая ныне в СССР, обеспечивает усиление роли экономических методов и стимулов в управлении промышленностью, улучшает планирование, расширяет хозяйственную самостоятельность и инициативу пред­ приятий, повышает ответственность и материальную за­ интересованность производственных коллективов в вы­ явлении и использовании резервов производства, в до­ стижении наилучших экономических результатов в своей деятельности.

Для усиления материальной заинтересованности ра­ ботников промышленных предприятий в повышении эф­ фективности производства, в улучшении качества про­ дукции, в росте объема реализованной продукции и при­ были признано необходимым увеличивать ту часть за­ работной платы, которая непосредственно зависит от улучшения общих итогов работы предприятия. Поэтому наряду с периодическим пересмотром в централизован­ ном порядке тарифных ставок (окладов) повышается до­ ля премий в заработной плате рабочих, инженерно-тех­ нических работников и служащих, введена выплата воз­ награждения работникам за улучшение общих годовых итогов работы предприятия. При этом по мере роста прибыли и рентабельности производства возрастает и от­ числение прибыли на поощрение данного коллектива и его членов.

В настоящее время на предприятиях, переведенных на новую систему планирования и экономического сти­ мулирования, создается три фонда: 1)| фонд материаль­ ного поощрения; 2) фонд развития производства; 3) фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строи­ тельства. В фонд материального поощрения включаются также суммы премий, выплачиваемые рабочим из фон­ да заработной платы.

В целях стимулирования заинтересованности работ­ ников в повышении качества продукций разрешено до­ полнительно отчислять в фонд материального поощрения предприятия по установленным нормам часть прибыли,

243

Полученной за счет надбавки к цене за улучшение каче­ ства продукции, а также часть прибыли от реализации высококачественных и улучшенных товаров народного потребления. Постановлением Совета Министров СССР

от 21 июня 1971 года «О некоторых мерах по улучше­ нию планирования и экономического стимулирования промышленного производства» 1 изменен порядок разра­ ботки стабильных нормативов отчислений от прибыли в фонды экономического стимулирования. На 1971— 1975 годы предусмотрено создание этих фондов в таких размерах, чтобы обеспечить соблюдение экономически обоснованных пропорций роста заработной платы, произ­ водительности труда, прибыли и других плановых пока­ зателей и устранение в течение пятилетки неоправдан­ ных различий в размерах материального поощрения ра­ ботников в отдельных отраслях, на предприятиях и в ор­ ганизациях.

Это постановление обязывает министерства и пред­ приятия принять совместно с соответствующими проф­ союзными организациями меры к улучшению использо­ вания средств фондов поощрения, повысить эффектив­ ность премиальных систем, поставив их в более тесную зависимость от роста производительности труда, уско­ рения внедрения новой техники, улучшения качества продукции.

В соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС предприятиям и объединениям цент­ рализованно планируется фонд зарплаты, который уста­ навливается на основе средней зарплаты работников и их численности или на основе норматива расхода зар­ платы на единицу конечной продукции. В среднюю зара­ ботную плату при этом включаются все виды оплаты труда рабочих, инженерно-технических работников и слу­ жащих независимо от источников финансирования.

Все положения об оплате труда, тарифные ставки, оклады утверждаются правительством по согласованию с ВЦСПС.

Кроме заработной платы, выплачиваемой работни­ кам списочного состава, в плановый фонд заработной платы по народному хозяйству и по отдельным отрас­ лям включаются также выплаты работникам нештатно­

1 См. СП СССР 1971, № 13, ст. 91.

244


го (несписочного) состава: по авторскому гонорару, подготовке и повышению квалификации кадров, за по­ грузочно-разгрузочные работы, технические экспертизы и консультации и за другие работы, для выполнения ко­ торых привлекаются работники несписочного состава.

При определении общего фонда заработной платы по народному хозяйству учитывается необходимость обеспе­ чения правильных соотношений между темпами роста фонда заработной платы и увеличением товарооборота, что имеет особое значение для установления необходи­ мых пропорций в балансе денежных доходов и расходов населения.

Фонд заработной платы по народному хозяйству в целом, а также по союзным республикам, министерст­ вам и ведомствам СССР устанавливается Госпланом

СССР на год (с распределением по кварталам). Важное значение имеет осуществление строгого го­

сударственного контроля за выполнением плана по фон­ ду заработной платы, так как превышение плана по фонду заработной платы при отсутствии соответствую­ щего превышения плана по товарообороту может вы­ звать несоответствие между фондом заработной платы работников предприятий, организаций и развитием това­ рооборота и денежного обращения, создать трудности при исполнении бюджета. Перерасход фонда заработной платы приводит к увеличению издержек производства и снижению прибыли.

В совершенствовании применяемых систем оплаты труда и экономического стимулирования производства заложены огромные возможности существенного улучше­ ния показателей народнохозяйственных планов как по заработной плате, так и по труду. В этом деле актив­ ное участие принимают советские профсоюзы. Защищая интересы трудящихся, они, с одной стороны, следят за тем, чтобы каждый из тружеников получал вознаграж­ дение соответственно количеству и качеству затраченно­ го им труда, а с другой — всемерно содействуют повы­ шению стимулирующей роли заработной платы и раз­ личных мер поощрения за высокие трудовые показатели, контролируя расходование средств на эти цели.

Эту деятельность профсоюзов возглавляет и направ­ ляет ВЦСПС и его отдел заработной платы и экономиче­ ской работы. Такие отделы созданы и в других профсо-

245

(йЗнЫх органах страны. Непосредственно на предприя­ тиях вопросы заработной платы и повышения материа­ льной заинтересованности трудящихся в результатах сво­ его труда решают ФЗМК, цеховые комитеты и их комис­ сии заработной платы и нормирования труда совместно с администрацией предприятий.

Напомним, что согласно Положению о комиссии за­ работной платы и нормирования труда ФЗМК 1 ее пред­ седатель (или его заместитель) входит как представи­ тель профсоюзного комитета в состав квалификационной комиссии по определению разрядов рабочим, а также в комиссию по трудовым спорам.

Эти комиссии привлекают рабочих и служащих к раз­ работке предложений по совершенствованию систем за­ работной платы. Однако ее функции тем не ограничива­ ются. Практически комиссия и ее актив контролируют на предприятии правильность применения установлен­ ных условий оплаты труда и соблюдение законодатель­ ства по заработной плате.

Широки полномочия комиссии и в сфере нормирова­ ния труда. В частности, она призвана следить за тем, чтобы правильно и своевременно внедрялись технически обоснованные нормы выработки, чтобы правильно тари­ фицировались работы по тарифно-квалификационному справочнику и т. д.

По поручению ФЗМК комиссия берет под контроль и расходование фонда заработной платы, а также ис­ пользование фонда предприятия и фонда материального поощрения.

Нетрудно заключить поэтому, что от уровня работы комиссий заработной платы и нормирования труда во многом зависит достижение наиболее рационального уровня использования фонда заработной платы и в ко­ нечном итоге улучшение плановых показателей по этому разделу народнохозяйственного планирования.

1 Положение одобрено Президиумом ВЦСПС 21 июля 1967 г .— См. Справочник профсоюзного работника. М., Профиздат, 1973,

с. 130.


Р а з д е л ч е т в е р т ы й

ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ, ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ СОВЕТСКОГО НАРОДА И ЗАДАЧИ ПРОФСОЮЗОВ СССР

Гл а в а XI. ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ИСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Планирование экономического и социального разви­ тия общества представляет собой комплекс взаимосвя­

занных проблем. Генеральный секретарь

ЦК КПСС

Л. И. Брежнев

так охарактеризовал эту

взаимосвязь:

«Все стороны

коммунистического строительства,— гово­

рил он,— тесно связаны между собой. Хорошо известно, что решение социально-политических задач зависит от экономических достижений. В свою очередь, экономиче­ ское развитие во многом определяется тем, насколько успешно решаются социально-политические задачи». «Сила наших планов, залог их реальности в том, что они неразрывно связывают подъем жизненного уровня с подъемом общественного производства, с повышением производительности труда» Г

Коммунистическая партия Советского Союза считает своим высшим долгом заботу о повышении благосостоя­ ния советского народа. В резолюции XXIV съезда партии по отчетному докладу ЦК КПСС подчеркивается: «Курс Коммунистической партии на повышение благосостояния народа будет определять не только главную задачу де­ вятой пятилетки, но и общую ориентацию хозяйственно­ го развития страны на длительную перспективу»*2.

' Б р е ж н е в

Л. И.

Ленинским курсом. Речи и

статьи.

М.,

Политиздат, 1973,

т. 2, с.

104; т. 3, с. 239.

1973, с.

199.

2 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат,

247

Задания пятилетнего плана на 1971—1975 годы, обес­ печивающие повышение народного благосостояния, раз­ работаны в полном соответствии с директивами XXIV съезда КПСС. В плане особое внимание обращено на

решение следующих социально-экономических

задач:

— обеспечение высоких и устойчивых темпов

роста

доходов населения, повышение минимальной заработной платы, ставок и окладов рабочих и служащих, а также оплаты труда колхозников на основе роста производи­ тельности их труда;

■— обеспечение дальнейшего роста общественных фон­ дов потребления с целью улучшения материального по­ ложения многодетных и малообеспеченных семей, рабо­ тающих на производстве женщин, улучшения народного здравоохранения, развития образования и воспитания подрастающего поколения, повышения пенсий и т. д.;

значительное увеличение производства промыш­ ленных и продовольственных товаров для населения, улучшение их качества и расширение ассортимента;

дальнейшее улучшение жилищно-коммунальных и культурно-бытовых условий жизни населения.

Для осуществления социальной программы партии есть все основания. «...И наши цели, и возросший эко­ номический потенциал, и потребности развития народ­ ного хозяйства,— говорил на XXIV съезде партии Л. И. Брежнев,— делают возможным и необходимым более глубокий поворот экономики к решению многооб­ разных задач, связанных с повышением благосостояния народа» ’.

Планирование дальнейшего подьема материального и культурного уровня жизни народа предполагает решение ряда проблем, разработку ряда разделов народнохозяй­ ственного плана:

рост реальных доходов населения;

совершенствование оплаты по труду;

рост общественных фондов потребления;

— рост товарооборота и расширение

потребления;

— улучшение бытового обслуживания

населения;

расширение жилищного и коммунального строи­ тельства;

развитие народного образования, подготовки спе-1

1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1973, с. 41.

248


циалистов с высшим и средним специальным образо­ ванием;

развитие всех отраслей культуры;

развитие здравоохранения.

Даже из этого краткого перечня разделов народно­ хозяйственного плана очевидно, что задачи подъема ма­ териального и культурного уровня жизни народа зани­ мают в нем одно из важнейших мест. Соответственно в

СССР осуществляется широкая программа социальных мероприятий, направленных на повышение благосостоя­ ния народа и рост его культурного уровня.

Наряду с ростом заработной платы, снижением цен на промышленные и продовольственные товары значи­ тельно возросли общественные фонды. Выплаты и льго­ ты, получаемые населением из общественных фондов потребления, в 1975 году составят 90 миллиардов руб­ лей. За счет этих фондов повышаются пенсии рабочих* служащих и колхозников, устанавливаются дополнитель­ ные льготы для инвалидов Отечественной войны и се­ мей погибших воинов. Более 70 миллионов человек бес­ платно обучаются в общеобразовательных, специальных средних и высших учебных заведениях, школах и на кур­ сах. Расширяется сеть больниц, поликлиник, санаториев, домов отдыха. Охраной здоровья народа занято более 4 миллионов врачей и других работников здравоохране­ ния. Осуществляется обширная программа жилищного строительства. В девятой пятилетке трудящиеся получат 580 миллионов квадратных метров жилой площади.

В СССР за 55 лет национальный доход вырос в 40 раз и превысил в 1972 году 313 миллиардов рублей. Поч­ ти три четверти этой суммы идет на повышение матери­ ального и культурного уровня жизни советских людей.

Все это — результаты систематической, планомерной работы партии и государства над решением проблем со­ циального развития нашего общества. На решение этих проблем направлено, по существу, все народнохозяйст­ венное планирование. Повышение уровня народного бла­ госостояния предусматривается как перспективными, так и текущими планами. Задачи, которые необходимо для этого решить, входят неотъемлемой частью в планы раз­ вития как всего народного хозяйства, так и его отраслей, подотраслей и производств. Социальные проблемы приз­ ваны решать также планы развития республик, цраев,

249


областей, -районов, городов. Широко распространилась практика составления планов социального развития от­ дельных коллективов трудящихся. Короче говоря, соци­ альная направленность пронизывает все социалистиче­ ское планирование сверху донизу.

Хорошо охарактеризовал эту черту планирования Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин: «Планирование — ...не просто экономическая деятель­ ность, как часто многие считают. Это разработка соци­ альных проблем, проблем, связанных с повышением уровня жизни народа. План мы рассматриваем как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в плановом порядке, как комплекс всех вопросов, связанных с жизнью человека» '.

Цель планов социального развития общества опреде­ ляется программными принципами коммунистического строительства. Это, прежде всего, развитие и удовлет­ ворение физических и духовных потребностей людей, воспитание всесторонне развитых членов общества. Смысл социального планирования состоит в том, чтобы использовать все достижения науки, техники, произ­ водства для осуществления этой программы.

Развернувшееся социальное планирование на пред­ приятиях, в учреждениях и организациях СССР показы­ вает, что эта работа стала одной из массовых форм уча­ стия трудящихся в управлении развитием общества.

Планы социального развития территориальных ком­ плексов (областей, районов, городов, поселков) позво­ ляют сконцентрировать усилия всех коллективов трудя­ щихся для решения самых актуальных социальных проблем с учетом специфики каждого поселка, города, района, каждой области. Эти планы дают возможность определять перспективы улучшения условий жизни лю­ дей независимо от их принадлежности к той или иной социальной группе населения.

Такие территориальные планы разрабатываются на основе комплексных планов экономического и социаль­ ного развития коллективов предприятий, учреждений и организаций, расположенных на данной территории. Для этих планов также характерен комплексный подход к решению социальных проблем. Одним из первых такой1

1 «Плановое хозяйство», 1965, № 4, с. 3.

250

план разработал Ждановский район Москвы. План этого района представляет собой комплекс мероприятий, нап­ равленных на улучшение условий труда и быта, на по­ вышение культурного уровня населения района, на развитие социальной активности работающих, на совер­ шенствование отношений в семье и быту и т. д. Благо­ устройство территории, озеленение, создание оздорови­ тельных зон и баз отдыха за городом — все это также входит в такой план.

Естественно, что планы социального развития город­ ского района тесно увязаны и скоординированы не толь­ ко с планами трудовых коллективов этого района, но и с планами развития всего городского хозяйства и про­ мышленности города. Это позволяет использовать допол­ нительные средства и возможности для решения мно­ гих задач социального развития как самого района, так и города в целом.

На этой основе разрабатываются и планы социаль­ ного развития городов и областей. Инициаторами этого важного начинания выступили москвичи и ленинградцы. Ныне их примеру следуют многие города и районы Со­ ветского Союза.

В связи с широкой программой социальных меропри­ ятий, утвержденной решениями XXIV съезда партии, возрастает значение таких сторон деятельности профсо­ юзов, как участие в социальном планировании, в совер­ шенствовании форм заработной платы, систем поощре­ ния, нормирования труда, тарификации работ, в обес­ печении более рационального, бережного использования средств, выделяемых государством на нужды социально­ го страхования, в улучшении здравоохранения, курорт­ ного обслуживания трудящихся и т. п.

Изменение характера труда и усложнение техники, вызываемое научно-техническим прогрессом, усиливает необходимость надзора за соблюдением трудового зако­ нодательства, контроля за состоянием охраны труда и техники безопасности на производстве и предотвращения случаев производственного травматизма.

Усиление зависимости темпов и эффективности об­ щественного производства от развития сферы быта и ус­ луг придает еще большую значимость деятельности со­ ветских профсоюзов по совершенствованию всей системы бытового и культурного обслуживания трудящихся: улуч­

251