Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 0
Прямо Пропорционален выполнению нормы выработки, и сдельно-премиальной оплаты труда.
Сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС и XXIV съезд партии разработали ряд мер, обеспечивающих уси ление материальной заинтересованности работников в улучшении работы предприятий. Экономическая рефор ма, проводимая ныне в СССР, обеспечивает усиление роли экономических методов и стимулов в управлении промышленностью, улучшает планирование, расширяет хозяйственную самостоятельность и инициативу пред приятий, повышает ответственность и материальную за интересованность производственных коллективов в вы явлении и использовании резервов производства, в до стижении наилучших экономических результатов в своей деятельности.
Для усиления материальной заинтересованности ра ботников промышленных предприятий в повышении эф фективности производства, в улучшении качества про дукции, в росте объема реализованной продукции и при были признано необходимым увеличивать ту часть за работной платы, которая непосредственно зависит от улучшения общих итогов работы предприятия. Поэтому наряду с периодическим пересмотром в централизован ном порядке тарифных ставок (окладов) повышается до ля премий в заработной плате рабочих, инженерно-тех нических работников и служащих, введена выплата воз награждения работникам за улучшение общих годовых итогов работы предприятия. При этом по мере роста прибыли и рентабельности производства возрастает и от числение прибыли на поощрение данного коллектива и его членов.
В настоящее время на предприятиях, переведенных на новую систему планирования и экономического сти мулирования, создается три фонда: 1)| фонд материаль ного поощрения; 2) фонд развития производства; 3) фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строи тельства. В фонд материального поощрения включаются также суммы премий, выплачиваемые рабочим из фон да заработной платы.
В целях стимулирования заинтересованности работ ников в повышении качества продукций разрешено до полнительно отчислять в фонд материального поощрения предприятия по установленным нормам часть прибыли,
243
Полученной за счет надбавки к цене за улучшение каче ства продукции, а также часть прибыли от реализации высококачественных и улучшенных товаров народного потребления. Постановлением Совета Министров СССР
от 21 июня 1971 года «О некоторых мерах по улучше нию планирования и экономического стимулирования промышленного производства» 1 изменен порядок разра ботки стабильных нормативов отчислений от прибыли в фонды экономического стимулирования. На 1971— 1975 годы предусмотрено создание этих фондов в таких размерах, чтобы обеспечить соблюдение экономически обоснованных пропорций роста заработной платы, произ водительности труда, прибыли и других плановых пока зателей и устранение в течение пятилетки неоправдан ных различий в размерах материального поощрения ра ботников в отдельных отраслях, на предприятиях и в ор ганизациях.
Это постановление обязывает министерства и пред приятия принять совместно с соответствующими проф союзными организациями меры к улучшению использо вания средств фондов поощрения, повысить эффектив ность премиальных систем, поставив их в более тесную зависимость от роста производительности труда, уско рения внедрения новой техники, улучшения качества продукции.
В соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС предприятиям и объединениям цент рализованно планируется фонд зарплаты, который уста навливается на основе средней зарплаты работников и их численности или на основе норматива расхода зар платы на единицу конечной продукции. В среднюю зара ботную плату при этом включаются все виды оплаты труда рабочих, инженерно-технических работников и слу жащих независимо от источников финансирования.
Все положения об оплате труда, тарифные ставки, оклады утверждаются правительством по согласованию с ВЦСПС.
Кроме заработной платы, выплачиваемой работни кам списочного состава, в плановый фонд заработной платы по народному хозяйству и по отдельным отрас лям включаются также выплаты работникам нештатно
1 См. СП СССР 1971, № 13, ст. 91.
244
го (несписочного) состава: по авторскому гонорару, подготовке и повышению квалификации кадров, за по грузочно-разгрузочные работы, технические экспертизы и консультации и за другие работы, для выполнения ко торых привлекаются работники несписочного состава.
При определении общего фонда заработной платы по народному хозяйству учитывается необходимость обеспе чения правильных соотношений между темпами роста фонда заработной платы и увеличением товарооборота, что имеет особое значение для установления необходи мых пропорций в балансе денежных доходов и расходов населения.
Фонд заработной платы по народному хозяйству в целом, а также по союзным республикам, министерст вам и ведомствам СССР устанавливается Госпланом
СССР на год (с распределением по кварталам). Важное значение имеет осуществление строгого го
сударственного контроля за выполнением плана по фон ду заработной платы, так как превышение плана по фонду заработной платы при отсутствии соответствую щего превышения плана по товарообороту может вы звать несоответствие между фондом заработной платы работников предприятий, организаций и развитием това рооборота и денежного обращения, создать трудности при исполнении бюджета. Перерасход фонда заработной платы приводит к увеличению издержек производства и снижению прибыли.
В совершенствовании применяемых систем оплаты труда и экономического стимулирования производства заложены огромные возможности существенного улучше ния показателей народнохозяйственных планов как по заработной плате, так и по труду. В этом деле актив ное участие принимают советские профсоюзы. Защищая интересы трудящихся, они, с одной стороны, следят за тем, чтобы каждый из тружеников получал вознаграж дение соответственно количеству и качеству затраченно го им труда, а с другой — всемерно содействуют повы шению стимулирующей роли заработной платы и раз личных мер поощрения за высокие трудовые показатели, контролируя расходование средств на эти цели.
Эту деятельность профсоюзов возглавляет и направ ляет ВЦСПС и его отдел заработной платы и экономиче ской работы. Такие отделы созданы и в других профсо-
245
(йЗнЫх органах страны. Непосредственно на предприя тиях вопросы заработной платы и повышения материа льной заинтересованности трудящихся в результатах сво его труда решают ФЗМК, цеховые комитеты и их комис сии заработной платы и нормирования труда совместно с администрацией предприятий.
Напомним, что согласно Положению о комиссии за работной платы и нормирования труда ФЗМК 1 ее пред седатель (или его заместитель) входит как представи тель профсоюзного комитета в состав квалификационной комиссии по определению разрядов рабочим, а также в комиссию по трудовым спорам.
Эти комиссии привлекают рабочих и служащих к раз работке предложений по совершенствованию систем за работной платы. Однако ее функции тем не ограничива ются. Практически комиссия и ее актив контролируют на предприятии правильность применения установлен ных условий оплаты труда и соблюдение законодатель ства по заработной плате.
Широки полномочия комиссии и в сфере нормирова ния труда. В частности, она призвана следить за тем, чтобы правильно и своевременно внедрялись технически обоснованные нормы выработки, чтобы правильно тари фицировались работы по тарифно-квалификационному справочнику и т. д.
По поручению ФЗМК комиссия берет под контроль и расходование фонда заработной платы, а также ис пользование фонда предприятия и фонда материального поощрения.
Нетрудно заключить поэтому, что от уровня работы комиссий заработной платы и нормирования труда во многом зависит достижение наиболее рационального уровня использования фонда заработной платы и в ко нечном итоге улучшение плановых показателей по этому разделу народнохозяйственного планирования.
1 Положение одобрено Президиумом ВЦСПС 21 июля 1967 г .— См. Справочник профсоюзного работника. М., Профиздат, 1973,
с. 130.
Р а з д е л ч е т в е р т ы й
ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ, ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ СОВЕТСКОГО НАРОДА И ЗАДАЧИ ПРОФСОЮЗОВ СССР
Гл а в а XI. ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ИСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Планирование экономического и социального разви тия общества представляет собой комплекс взаимосвя
занных проблем. Генеральный секретарь |
ЦК КПСС |
|
Л. И. Брежнев |
так охарактеризовал эту |
взаимосвязь: |
«Все стороны |
коммунистического строительства,— гово |
рил он,— тесно связаны между собой. Хорошо известно, что решение социально-политических задач зависит от экономических достижений. В свою очередь, экономиче ское развитие во многом определяется тем, насколько успешно решаются социально-политические задачи». «Сила наших планов, залог их реальности в том, что они неразрывно связывают подъем жизненного уровня с подъемом общественного производства, с повышением производительности труда» Г
Коммунистическая партия Советского Союза считает своим высшим долгом заботу о повышении благосостоя ния советского народа. В резолюции XXIV съезда партии по отчетному докладу ЦК КПСС подчеркивается: «Курс Коммунистической партии на повышение благосостояния народа будет определять не только главную задачу де вятой пятилетки, но и общую ориентацию хозяйственно го развития страны на длительную перспективу»*2.
' Б р е ж н е в |
Л. И. |
Ленинским курсом. Речи и |
статьи. |
М., |
Политиздат, 1973, |
т. 2, с. |
104; т. 3, с. 239. |
1973, с. |
199. |
2 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, |
247
Задания пятилетнего плана на 1971—1975 годы, обес печивающие повышение народного благосостояния, раз работаны в полном соответствии с директивами XXIV съезда КПСС. В плане особое внимание обращено на
решение следующих социально-экономических |
задач: |
— обеспечение высоких и устойчивых темпов |
роста |
доходов населения, повышение минимальной заработной платы, ставок и окладов рабочих и служащих, а также оплаты труда колхозников на основе роста производи тельности их труда;
■— обеспечение дальнейшего роста общественных фон дов потребления с целью улучшения материального по ложения многодетных и малообеспеченных семей, рабо тающих на производстве женщин, улучшения народного здравоохранения, развития образования и воспитания подрастающего поколения, повышения пенсий и т. д.;
—значительное увеличение производства промыш ленных и продовольственных товаров для населения, улучшение их качества и расширение ассортимента;
—дальнейшее улучшение жилищно-коммунальных и культурно-бытовых условий жизни населения.
Для осуществления социальной программы партии есть все основания. «...И наши цели, и возросший эко номический потенциал, и потребности развития народ ного хозяйства,— говорил на XXIV съезде партии Л. И. Брежнев,— делают возможным и необходимым более глубокий поворот экономики к решению многооб разных задач, связанных с повышением благосостояния народа» ’.
Планирование дальнейшего подьема материального и культурного уровня жизни народа предполагает решение ряда проблем, разработку ряда разделов народнохозяй ственного плана:
—рост реальных доходов населения;
—совершенствование оплаты по труду;
—рост общественных фондов потребления;
— рост товарооборота и расширение |
потребления; |
— улучшение бытового обслуживания |
населения; |
—расширение жилищного и коммунального строи тельства;
—развитие народного образования, подготовки спе-1
1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1973, с. 41.
248
циалистов с высшим и средним специальным образо ванием;
—развитие всех отраслей культуры;
—развитие здравоохранения.
Даже из этого краткого перечня разделов народно хозяйственного плана очевидно, что задачи подъема ма териального и культурного уровня жизни народа зани мают в нем одно из важнейших мест. Соответственно в
СССР осуществляется широкая программа социальных мероприятий, направленных на повышение благосостоя ния народа и рост его культурного уровня.
Наряду с ростом заработной платы, снижением цен на промышленные и продовольственные товары значи тельно возросли общественные фонды. Выплаты и льго ты, получаемые населением из общественных фондов потребления, в 1975 году составят 90 миллиардов руб лей. За счет этих фондов повышаются пенсии рабочих* служащих и колхозников, устанавливаются дополнитель ные льготы для инвалидов Отечественной войны и се мей погибших воинов. Более 70 миллионов человек бес платно обучаются в общеобразовательных, специальных средних и высших учебных заведениях, школах и на кур сах. Расширяется сеть больниц, поликлиник, санаториев, домов отдыха. Охраной здоровья народа занято более 4 миллионов врачей и других работников здравоохране ния. Осуществляется обширная программа жилищного строительства. В девятой пятилетке трудящиеся получат 580 миллионов квадратных метров жилой площади.
В СССР за 55 лет национальный доход вырос в 40 раз и превысил в 1972 году 313 миллиардов рублей. Поч ти три четверти этой суммы идет на повышение матери ального и культурного уровня жизни советских людей.
Все это — результаты систематической, планомерной работы партии и государства над решением проблем со циального развития нашего общества. На решение этих проблем направлено, по существу, все народнохозяйст венное планирование. Повышение уровня народного бла госостояния предусматривается как перспективными, так и текущими планами. Задачи, которые необходимо для этого решить, входят неотъемлемой частью в планы раз вития как всего народного хозяйства, так и его отраслей, подотраслей и производств. Социальные проблемы приз ваны решать также планы развития республик, цраев,
249
областей, -районов, городов. Широко распространилась практика составления планов социального развития от дельных коллективов трудящихся. Короче говоря, соци альная направленность пронизывает все социалистиче ское планирование сверху донизу.
Хорошо охарактеризовал эту черту планирования Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин: «Планирование — ...не просто экономическая деятель ность, как часто многие считают. Это разработка соци альных проблем, проблем, связанных с повышением уровня жизни народа. План мы рассматриваем как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в плановом порядке, как комплекс всех вопросов, связанных с жизнью человека» '.
Цель планов социального развития общества опреде ляется программными принципами коммунистического строительства. Это, прежде всего, развитие и удовлет ворение физических и духовных потребностей людей, воспитание всесторонне развитых членов общества. Смысл социального планирования состоит в том, чтобы использовать все достижения науки, техники, произ водства для осуществления этой программы.
Развернувшееся социальное планирование на пред приятиях, в учреждениях и организациях СССР показы вает, что эта работа стала одной из массовых форм уча стия трудящихся в управлении развитием общества.
Планы социального развития территориальных ком плексов (областей, районов, городов, поселков) позво ляют сконцентрировать усилия всех коллективов трудя щихся для решения самых актуальных социальных проблем с учетом специфики каждого поселка, города, района, каждой области. Эти планы дают возможность определять перспективы улучшения условий жизни лю дей независимо от их принадлежности к той или иной социальной группе населения.
Такие территориальные планы разрабатываются на основе комплексных планов экономического и социаль ного развития коллективов предприятий, учреждений и организаций, расположенных на данной территории. Для этих планов также характерен комплексный подход к решению социальных проблем. Одним из первых такой1
1 «Плановое хозяйство», 1965, № 4, с. 3.
250
план разработал Ждановский район Москвы. План этого района представляет собой комплекс мероприятий, нап равленных на улучшение условий труда и быта, на по вышение культурного уровня населения района, на развитие социальной активности работающих, на совер шенствование отношений в семье и быту и т. д. Благо устройство территории, озеленение, создание оздорови тельных зон и баз отдыха за городом — все это также входит в такой план.
Естественно, что планы социального развития город ского района тесно увязаны и скоординированы не толь ко с планами трудовых коллективов этого района, но и с планами развития всего городского хозяйства и про мышленности города. Это позволяет использовать допол нительные средства и возможности для решения мно гих задач социального развития как самого района, так и города в целом.
На этой основе разрабатываются и планы социаль ного развития городов и областей. Инициаторами этого важного начинания выступили москвичи и ленинградцы. Ныне их примеру следуют многие города и районы Со ветского Союза.
В связи с широкой программой социальных меропри ятий, утвержденной решениями XXIV съезда партии, возрастает значение таких сторон деятельности профсо юзов, как участие в социальном планировании, в совер шенствовании форм заработной платы, систем поощре ния, нормирования труда, тарификации работ, в обес печении более рационального, бережного использования средств, выделяемых государством на нужды социально го страхования, в улучшении здравоохранения, курорт ного обслуживания трудящихся и т. п.
Изменение характера труда и усложнение техники, вызываемое научно-техническим прогрессом, усиливает необходимость надзора за соблюдением трудового зако нодательства, контроля за состоянием охраны труда и техники безопасности на производстве и предотвращения случаев производственного травматизма.
Усиление зависимости темпов и эффективности об щественного производства от развития сферы быта и ус луг придает еще большую значимость деятельности со ветских профсоюзов по совершенствованию всей системы бытового и культурного обслуживания трудящихся: улуч
251