Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
нехозяйственных планах союзных республик задания по культурному строительству утверждаются по более ши рокому кругу показателей.
Развитие общеобразовательной школы характеризу ется такими показателями, как увеличение сети школ, численность учащихся и число оканчивающих обучение. Расчет контингента учащихся начинается с определения количества детей, которые подлежат приему в первый класс в планируемом периоде. Для этой цели областные и республиканские планирующие органы используют данные статистической отчетности о численности детей, достигших семилетнего возраста, и тех детей, которые по разным причинам не были охвачены школой в прош лом году (дети восьми лет и старше). Расчет числа школьников второго и последующих классов произво дится на основе данных об учащихся, окончивших пред шествующий класс, выбывших учеников и оставшихся на второй год. Более точное определение контингентов уча щихся на планируемый год требует изучения итогов ра боты школ за ряд лет.
Определение контингентов учащихся производится по группам классов и по классам-комплектам. При плани ровании этих показателей принимается во внимание, что численность учащихся в первых — восьмых классах не должна превышать 40 человек, а в девятых-десятых — 35 учащихся. При этом разрешено в сельских националь ных школах деление четвертых — десятых классов с чис лом учащихся более 25 человек для изучения русского языка на две подгруппы.
Ожидаемое количество учащихся первых — четвертых классов определяется количеством учащихся в этих клас сах на конец предшествующего учебного года, минус выпуск из четвертого класса, плюс прием в первый класс и возвращение учащихся, выбывших из этих классов в истекшем учебном году. Таким же методом определяется ожидаемое количество учащихся в пятых — восьмых и девятых-десятых классах.
Количество учащихся определяется на начало учеб ного года, то есть на 1 сентября; выпуск из школ рас считывается на календарный год.
В настоящее время все более широкое развитие по лучают группы и целые школы продленного дня, орга низуемые для детей, родители которых заняты на рабо
■ 260
те. В этих группах (школах) учащиеся в течение всего дня находятся под наблюдением учителей и воспитате лей и лишь к вечеру возвращаются в семью. Группы и школы продленного дня оказывают серьезную помощь семье в воспитании детей. Поэтому в народнохозяйст венных планах предусматривается увеличение числа уча щихся, обслуживаемых этими группами и школами.
Расчеты контингентов учащихся, распределение их по группам классов и сравнение потребности в ученических местах с наличием мест в существующих школах поз воляют определить прирост сети школ на планируемый отрезок времени.
Потребность в капитальных вложениях на строитель ство школ определяется увеличением контингентов уча щихся на планируемы^ период и необходимостью сниже ния сменности занятий в школах. Капитальные вложения рассчитываются на прирост количества ученических мест. Средняя стоимость строительства одного ученического места, умноженная на количество ученических мест, ко торое необходимо открыть в планируемом году, состав ляет объем капитальных вложений, нужный для строи тельства школ.
Некоторые особенности имеются в планировании стро ительства школ-интернатов: учебные здания для них воз водятся за счет капитальных вложений, выделяемых на школьное строительство, а общежитие для размещения воспитанников этих школ и необходимые подсобные по мещения— за счет капитальных вложений, выделяемых на жилищное строительство. Источниками финансирова ния строительства школ-интернатов могут быть также возросшие доходы колхозов.
Расчеты обеспечения учащихся местами в школах, производимые республиканскими планирующими орга нами, служат обоснованием для определения объемов капитальных вложений, выделяемых на строительство школ в годовых и перспективных планах по союзным республикам и по стране в целом.
Большую помощь школе в воспитании детей оказы вают внешкольные детские учреждения — станции юных техников и юных натуралистов, Дворцы пионеров, дет ские парки, стадионы и т. д. Сеть этих учреждений пла нируется местными и республиканскими организациями совместно с профсоюзами.
261
В народнохозяйственных планах предусматриваются задания по развитию в городах и сельской местности постоянно действующих детских садов и яслей, состоя щих на государственном бюджете. Общее количество де тей в детских садах и яслях на планируемый календар ный год определяется раздельно по каждому из этих уч реждений, исходя из ожидаемого количества детей в них в текущем году, выбытия детей, достигших определенно го возраста, и планируемого приема на следующий год.
Планирование печати. Развитие советской печати не только один из показателей культуры, но и мощное средство воспитания широких масс, мобилизации их на выполнение задач хозяйственного и культурного стро ительства.
Планы по выпуску печатной продукции: книг, жур
налов, |
газет — разрабатываются |
путем сопоставления |
|
потребности в этой продукции |
(фондов общественного и |
||
индивидуального пользования) |
с ресурсами материалов |
||
(бумаги, картона, переплетных |
материалов, красок |
||
и др.) |
и мощностями полиграфической промышленности. |
Потребность в издательской продукции зависит от ряда факторов, в том числе от количества грамотного населения, уровня его грамотности, от развития отрас лей народного хозяйства, науки, культуры и материаль ного благосостояния населения.
Одним из важнейших моментов в планировании вы пуска печатной продукции является правильное опре деление потребности в книгах, журналах, газетах. Изу чая читательский спрос и его обеспечение наличными фондами, определяют, сколько изданий потребуется вы пустить в планируемом периоде дополнительно. Глав ными показателями плана выпуска книжной продукции являются: количество названий, общий тираж, объем вы пуска в издательских и в печатных листах-оттисках.
Количество названий книжной продукции в планиру емом периоде определяется как общим развитием науки, техники, культуры, так и дальнейшей специализацией отраслей народного хозяйства. Оно зависит также от того, какими возможностями располагают издательства в подготовке книг к печати.
Для планирования книжной продукции важное зна чение имеет показатель тиража. Он дает представление о массовости изданий, свидетельствует о том, в какой
262
мере удовлетворяются запросы читателей. Общий тираж книжной продукции определяется как сумма тиражей от дельных названий. Этот показатель используется для правильного распределения материальных ресурсов, на правления их в первую очередь на удовлетворение наи более актуальных аапросов населения.
Следует иметь в виду, что ни количество названий, ни тираж не дают полного представления об объеме пла нируемой к изданию печатной продукции. Общий объем книжной продукции (в издательских печатных листах и в печатных листах-оттисках ■) служит основным расчет ным показателем для обеспечения плана выпуска книг материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.
Планирование сети культурно-просветительных уч реждений и учреждений искусства. Советы Министров союзных республик совместно с советами профсоюзов республик устанавливают задания по расширению сети массовых библиотек и клубных учреждений, находящих ся в системе министерств культуры союзных республик и профсоюзов. Для расчетов трудовых и финансовых затрат, необходимых республике на планируемую сеть, Госпланы союзных республик по этим учреждениям пред ставляют свои проекты Госплану СССР, который рас сматривает и корректирует их.
Основная сеть библиотек состоит на государствен ном бюджете и находится в системе министерств культу ры союзных республик. Библиотеки, клубы, санатории и дома отдыха профсоюзов состоят на профсоюзном бюд жете. Количество библиотек рассчитывается на конец планируемого года. В план включаются библиотеки об щего пользования, находящиеся в ведении министерств культуры союзных республик, самостоятельные детские, краевые, областные, республиканские, городские, район ные, сельские библиотеки.
При планировании организации и размещения новых самостоятельных библиотек необходимо учитывать, что1
1 Издательский (авторский) лист является единицей измерения труда издательства (автора). Он содержит 40 тысяч печатных зна ков. Печатный лист — это половина бумажного листа соответ ствующего формата. Объем книги в печатных листах, умноженный на тираж издания, составит объем издания в печатных листахоттисках. В планировании за печатный лист-оттиск принимается условный печатный лист, равный половине бумажного листа формата 60 X92 см.
263
минимальная численность читателей, подлежащих обслу живанию библиотекой, за исключением особых случаев, должна составлять 300—400 человек. При малом числе читателей применяют другие формы обслуживания на селения книгой (передвижные библиотеки, читальни
ит. п.).
ВСССР создана широкая сеть клубных учреждений, обслуживающих культурные запросы всех слоев населе ния. Показатели развития сети клубных учреждений служат основанием для расчета трудовых и финансовых затрат на содержание этих учреждений.
Встране создана значительная сеть государственных музеев, которые выполняют большую воспитательную ра боту. Сеть музеев в основном стабильна, в связи с чем она не включается в число плановых показателей и учи тывается лишь в расчетах при планировании финансо вых и трудовых затрат.
Государственная сеть учреждений искусства — теат ров, музыкальных и хоровых коллективов, а также цир ков, находящихся в системе Министерства культуры
СССР,— также более или менее постоянна. В планиро вании работы этих учреждений основное внимание уде ляется количеству зрителей, которые должны быть об служены этими учреждениями, улучшению их финансово хозяйственной деятельности. Открытие новых музеев, театров, постоянных выставок и других учреждений культуры и искусства осуществляется в соответствии с потребностями по решению правительства и профсою зов СССР.
Планирование развития кино. Кино — наиболее мас совый вид искусства, обладающий большой идейно-ху дожественной силой. При планировании производства кинофильмов принимаются во внимание производствен ные возможности,киностудий, пропускная способность и нормальная загрузка сети киноустановок, ресурсы кино пленки, которые могут быть выделены для тиражирова ния фильмокопий, и возможность выхода картин респуб ликанских студий на союзный экран. Основное внимание при планировании производства фильмов уделяется по вышению их идейно-художественной ценности.
Производство кинофильмов студиями республиканско го значения планируется союзными республиками, а сту диями союзного значения — Министерством культуры
264
СССР. Кроме того, Министерство культуры СССР осу' ществляет тематическое и сводное планирование произ водства кинофильмов всеми студиями страны.
Важнейшая задача планирования развития сети киноустановок заключается в обеспечении максимального обслуживания населения. Основной показатель уровня кинофикации городов и рабочих поселков — это среднее количество мест в кинотеатрах и кинофицированных за лах клубных учреждений, приходящееся на определен ное число жителей. Для сельской местности показателем развития сети считается число киноустановок в сравне нии с количеством колхозов, совхозов, населенных пунк тов и плотностью населения.
При разработке плана развития и размещения киноустановок обобщаются и анализируются отчетные мате риалы, экономические и другие показатели наличия и работы киноустановок. Так, проверяется наличие мест в стационарных киноустановках в расчете на обслуживае мое население, посещаемость киносеансов, количество зрителей, приходящихся на одну киноустановку, и другие данные. На основе их анализа определяют по каждой республике, области, городу, району необходимый при рост киносети.
Расширение киносети рассчитывается на основе зада ний по вводу в действие кинотеатров, строящихся за счет государственных капитальных вложений, ссуд Гос банка и других финансовых источников. Кроме того, учи тывается возможность размещения киноустановок в клу бах и других помещениях, выделяемых для этой цели местными Советами, колхозами, совхозами, профсою зами.
Государственные капитальные вложения составляют лишь часть средств, предназначенных на эти цели: они направляются преимущественно на строительство посто янно действующих кинотеатров в городах, рабочих посел ках и районных сельских центрах. Сельская стационар ная киносеть опирается на Дома культуры и клубы.
Показатель развития сети включает все количество киноустановок на конец планируемого года, которое складывается из наличия их на начало планируемого периода плюс ввод в действие в течение года новых ки ноустановок минус количество установок, по каким-либо
причинам прекращающих работу в планоьом порядке.
365
Планы развития киносети и режим работы киноус тановок служат исходными данными для расчетов таких важнейших показателей, как количество кинозрителей, которое должно быть обслужено киносеансами, и вало вый сбор средств от кино.
Для определения количества зрителей и валового сбора средств от кино большое значение имеет правиль ное определение среднего числа дней работы в году и среднего количества сеансов в день на одну киноустанов ку. В СССР среднее количество дней работы одной ки ноустановки превысило 355, а среднее количество сеан сов в день достигает 6.
Существенную роль для расчетов количества зрите лей и валового сбора средств от кино играет показатель использования зрительного зала кинотеатров (отношение числа заполненных мест к общему числу посадочных мест в кинотеатре).
В отличие от кинотеатров по кинопередвижкам вмес то заполняемости зрительного зала используется пока затель среднего количества зрителей на один сеанс.
Валовой сбор средств от кино определяется произве дением числа кинозрителей на среднюю цену билета в кино.
Планирование потребности специалистов для народ ного хозяйства. Планирование подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием имеет своей целью обеспечить народное хозяйство и учрежде ния науки и культуры кадрами по специальностям в соответствии с потребностью в них каждой отрасли на родного хозяйства.
Планы подготовки как в высшие, так и в средние специальные учебные заведения составляются раздельно по видам обучения — с отрывом и без отрыва от произ водства. Преимущество-при этом отдается дневному обу чению. План подготовки специалистов включает в себя план приема и план выпуска. Для составления этих пла нов необходимо провести ряд вспомогательных расчетов.
Размеры годового приема студентов по специальнос тям определяются на основе дополнительной потребности отраслей народного хозяйства, науки и культуры в спе циалистах высшей и средней квалификации по отдель ным специальностям. Эта потребность рассчитывается
на год выпуске специалистов, то есть на 4—5 лет впе-
гее
ред. Она представляет собой то количество специалис тов, которое требуется дополнительно к имеющимся для обеспечения нормальной работы предприятий, учрежде ний, организаций и для выполнения заданий, предус мотренных в планах по развитию отраслей народного хо зяйства и культуры. В дополнительной потребности учи тывается также количество специалистов, необходимое для возмещения их убыли за определенное время.
Необходимый прирост численности специалистов в не производственной сфере — в просвещении, здравоохра нении, культуре, учреждениях жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения — рассчитывается на основе плана развития учреждений этого вида по нор мативам, принятым для каждого из этих учреждений. Дополнительная потребность по большинству учрежде ний непроизводственной сферы может быть установлена методом прямого счета. Например основными фактора ми, определяющими дополнительную потребность обще образовательной школы в учителях, являются рост кон тингента учащихся и изменение установленной нормы нагрузки преподавателей, учебных планов, режима ра боты школы, а также установленных норм наполняемос ти классов.
Планирование подготовки и распределение специалис тов в настоящее время возложено на советы министров союзных республик, которые согласовывают эти планы с Госпланом СССР. Персональное распределение моло дых специалистов осуществляется самими учебными за ведениями.
Планирование здравоохранения. В области охраны здоровья народа Советское государство достигло значи тельных успехов, о чем убедительно говорят показатели снижения заболеваемости и смертности, увеличение про должительности жизни и прироста численности населе ния. Общая смертность в СССР уменьшилась в сравне нии с дореволюционным периодом более чем в 4 раза и стала ниже, чем во всех высокоразвитых капиталисти ческих странах. В 2 раза по сравнению с тем же перио дом увеличилась средняя продолжительность жизни со ветских людей. Естественный прирост населения СССР
выше, чем в высокоразвитых капиталистических странах. В результате осуществления плановых противоэпиде мических мероприятий многие из инфекционных забо
267
леваний либо исчезли вовсе, либо утратили прежний эпидемический характер.
Эти успехи являются ярчайшим проявлением преиму ществ социалистического строя и результатом неуклон ного повышения благосостояния и культурного уровня народов СССР.
За годы Советской власти в СССР создана прочная материальная база здравоохранения — построено боль шое количество больниц, клиник, санаториев, высших медицинских учреждений, работа которых координирует ся и направляется Академией медицинских наук СССР. Создана мощная многоотраслевая медицинская промыш ленность. Достигнута самая высокая в мире обеспечен ность населения врачами.
Важнейшая задача плана развития здравоохранения состоит в дальнейшем снижении заболеваемости и смертности, увеличении продолжительности жизни и трудоспособного возраста населения.
Главные показатели развития здравоохранения: чис ло больничных коек, число мест в санаториях, домах от дыха, домах, для инвалидов и престарелых; количество врачей и других медицинских работников; объем произ водства медикаментов, предметов гигиены и санитарии; мероприятия по оздоровлению и охране внешней среды (воздуха, воды и почвы) от загрязнения.
Число больничных коек определяет развитие важней ших форм медицинского обслуживания населения — больнично-поликлинической и диспансерной. На основе этого показателя производятся расчеты потребности в кадрах специалистов, в трудовых, финансовых и мате риально-технических ресурсах. Задания по этому показа телю устанавливаются на конец планируемого периода: к общему числу больничных коек на начало планируе мого периода прибавляется проектируемый прирост.
Такие показатели, как число мест в санаториях и чис ло мест в домах отдыха, выполняют такую же роль, как и предыдущий показатель. Задания по ним устанавлива ются нарастающим итогом на день максимального раз вертывания— 15 августа. Число мест в домах для инва лидов и престарелых рассчитывается нарастающим ито гом на конец периода (года).
В планах союзных и автономных республик, краев, областей, городов и сельских районов используется, как
268