Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нехозяйственных планах союзных республик задания по культурному строительству утверждаются по более ши­ рокому кругу показателей.

Развитие общеобразовательной школы характеризу­ ется такими показателями, как увеличение сети школ, численность учащихся и число оканчивающих обучение. Расчет контингента учащихся начинается с определения количества детей, которые подлежат приему в первый класс в планируемом периоде. Для этой цели областные и республиканские планирующие органы используют данные статистической отчетности о численности детей, достигших семилетнего возраста, и тех детей, которые по разным причинам не были охвачены школой в прош­ лом году (дети восьми лет и старше). Расчет числа школьников второго и последующих классов произво­ дится на основе данных об учащихся, окончивших пред­ шествующий класс, выбывших учеников и оставшихся на второй год. Более точное определение контингентов уча­ щихся на планируемый год требует изучения итогов ра­ боты школ за ряд лет.

Определение контингентов учащихся производится по группам классов и по классам-комплектам. При плани­ ровании этих показателей принимается во внимание, что численность учащихся в первых — восьмых классах не должна превышать 40 человек, а в девятых-десятых — 35 учащихся. При этом разрешено в сельских националь­ ных школах деление четвертых — десятых классов с чис­ лом учащихся более 25 человек для изучения русского языка на две подгруппы.

Ожидаемое количество учащихся первых — четвертых классов определяется количеством учащихся в этих клас­ сах на конец предшествующего учебного года, минус выпуск из четвертого класса, плюс прием в первый класс и возвращение учащихся, выбывших из этих классов в истекшем учебном году. Таким же методом определяется ожидаемое количество учащихся в пятых — восьмых и девятых-десятых классах.

Количество учащихся определяется на начало учеб­ ного года, то есть на 1 сентября; выпуск из школ рас­ считывается на календарный год.

В настоящее время все более широкое развитие по­ лучают группы и целые школы продленного дня, орга­ низуемые для детей, родители которых заняты на рабо­

■ 260

те. В этих группах (школах) учащиеся в течение всего дня находятся под наблюдением учителей и воспитате­ лей и лишь к вечеру возвращаются в семью. Группы и школы продленного дня оказывают серьезную помощь семье в воспитании детей. Поэтому в народнохозяйст­ венных планах предусматривается увеличение числа уча­ щихся, обслуживаемых этими группами и школами.

Расчеты контингентов учащихся, распределение их по группам классов и сравнение потребности в ученических местах с наличием мест в существующих школах поз­ воляют определить прирост сети школ на планируемый отрезок времени.

Потребность в капитальных вложениях на строитель­ ство школ определяется увеличением контингентов уча­ щихся на планируемы^ период и необходимостью сниже­ ния сменности занятий в школах. Капитальные вложения рассчитываются на прирост количества ученических мест. Средняя стоимость строительства одного ученического места, умноженная на количество ученических мест, ко­ торое необходимо открыть в планируемом году, состав­ ляет объем капитальных вложений, нужный для строи­ тельства школ.

Некоторые особенности имеются в планировании стро­ ительства школ-интернатов: учебные здания для них воз­ водятся за счет капитальных вложений, выделяемых на школьное строительство, а общежитие для размещения воспитанников этих школ и необходимые подсобные по­ мещения— за счет капитальных вложений, выделяемых на жилищное строительство. Источниками финансирова­ ния строительства школ-интернатов могут быть также возросшие доходы колхозов.

Расчеты обеспечения учащихся местами в школах, производимые республиканскими планирующими орга­ нами, служат обоснованием для определения объемов капитальных вложений, выделяемых на строительство школ в годовых и перспективных планах по союзным республикам и по стране в целом.

Большую помощь школе в воспитании детей оказы­ вают внешкольные детские учреждения — станции юных техников и юных натуралистов, Дворцы пионеров, дет­ ские парки, стадионы и т. д. Сеть этих учреждений пла­ нируется местными и республиканскими организациями совместно с профсоюзами.

261


В народнохозяйственных планах предусматриваются задания по развитию в городах и сельской местности постоянно действующих детских садов и яслей, состоя­ щих на государственном бюджете. Общее количество де­ тей в детских садах и яслях на планируемый календар­ ный год определяется раздельно по каждому из этих уч­ реждений, исходя из ожидаемого количества детей в них в текущем году, выбытия детей, достигших определенно­ го возраста, и планируемого приема на следующий год.

Планирование печати. Развитие советской печати не только один из показателей культуры, но и мощное средство воспитания широких масс, мобилизации их на выполнение задач хозяйственного и культурного стро­ ительства.

Планы по выпуску печатной продукции: книг, жур­

налов,

газет — разрабатываются

путем сопоставления

потребности в этой продукции

(фондов общественного и

индивидуального пользования)

с ресурсами материалов

(бумаги, картона, переплетных

материалов, красок

и др.)

и мощностями полиграфической промышленности.

Потребность в издательской продукции зависит от ряда факторов, в том числе от количества грамотного населения, уровня его грамотности, от развития отрас­ лей народного хозяйства, науки, культуры и материаль­ ного благосостояния населения.

Одним из важнейших моментов в планировании вы­ пуска печатной продукции является правильное опре­ деление потребности в книгах, журналах, газетах. Изу­ чая читательский спрос и его обеспечение наличными фондами, определяют, сколько изданий потребуется вы­ пустить в планируемом периоде дополнительно. Глав­ ными показателями плана выпуска книжной продукции являются: количество названий, общий тираж, объем вы­ пуска в издательских и в печатных листах-оттисках.

Количество названий книжной продукции в планиру­ емом периоде определяется как общим развитием науки, техники, культуры, так и дальнейшей специализацией отраслей народного хозяйства. Оно зависит также от того, какими возможностями располагают издательства в подготовке книг к печати.

Для планирования книжной продукции важное зна­ чение имеет показатель тиража. Он дает представление о массовости изданий, свидетельствует о том, в какой

262


мере удовлетворяются запросы читателей. Общий тираж книжной продукции определяется как сумма тиражей от­ дельных названий. Этот показатель используется для правильного распределения материальных ресурсов, на­ правления их в первую очередь на удовлетворение наи­ более актуальных аапросов населения.

Следует иметь в виду, что ни количество названий, ни тираж не дают полного представления об объеме пла­ нируемой к изданию печатной продукции. Общий объем книжной продукции (в издательских печатных листах и в печатных листах-оттисках ■) служит основным расчет­ ным показателем для обеспечения плана выпуска книг материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

Планирование сети культурно-просветительных уч­ реждений и учреждений искусства. Советы Министров союзных республик совместно с советами профсоюзов республик устанавливают задания по расширению сети массовых библиотек и клубных учреждений, находящих­ ся в системе министерств культуры союзных республик и профсоюзов. Для расчетов трудовых и финансовых затрат, необходимых республике на планируемую сеть, Госпланы союзных республик по этим учреждениям пред­ ставляют свои проекты Госплану СССР, который рас­ сматривает и корректирует их.

Основная сеть библиотек состоит на государствен­ ном бюджете и находится в системе министерств культу­ ры союзных республик. Библиотеки, клубы, санатории и дома отдыха профсоюзов состоят на профсоюзном бюд­ жете. Количество библиотек рассчитывается на конец планируемого года. В план включаются библиотеки об­ щего пользования, находящиеся в ведении министерств культуры союзных республик, самостоятельные детские, краевые, областные, республиканские, городские, район­ ные, сельские библиотеки.

При планировании организации и размещения новых самостоятельных библиотек необходимо учитывать, что1

1 Издательский (авторский) лист является единицей измерения труда издательства (автора). Он содержит 40 тысяч печатных зна­ ков. Печатный лист — это половина бумажного листа соответ­ ствующего формата. Объем книги в печатных листах, умноженный на тираж издания, составит объем издания в печатных листахоттисках. В планировании за печатный лист-оттиск принимается условный печатный лист, равный половине бумажного листа формата 60 X92 см.

263

минимальная численность читателей, подлежащих обслу­ живанию библиотекой, за исключением особых случаев, должна составлять 300—400 человек. При малом числе читателей применяют другие формы обслуживания на­ селения книгой (передвижные библиотеки, читальни

ит. п.).

ВСССР создана широкая сеть клубных учреждений, обслуживающих культурные запросы всех слоев населе­ ния. Показатели развития сети клубных учреждений служат основанием для расчета трудовых и финансовых затрат на содержание этих учреждений.

Встране создана значительная сеть государственных музеев, которые выполняют большую воспитательную ра­ боту. Сеть музеев в основном стабильна, в связи с чем она не включается в число плановых показателей и учи­ тывается лишь в расчетах при планировании финансо­ вых и трудовых затрат.

Государственная сеть учреждений искусства — теат­ ров, музыкальных и хоровых коллективов, а также цир­ ков, находящихся в системе Министерства культуры

СССР,— также более или менее постоянна. В планиро­ вании работы этих учреждений основное внимание уде­ ляется количеству зрителей, которые должны быть об­ служены этими учреждениями, улучшению их финансово­ хозяйственной деятельности. Открытие новых музеев, театров, постоянных выставок и других учреждений культуры и искусства осуществляется в соответствии с потребностями по решению правительства и профсою­ зов СССР.

Планирование развития кино. Кино — наиболее мас­ совый вид искусства, обладающий большой идейно-ху­ дожественной силой. При планировании производства кинофильмов принимаются во внимание производствен­ ные возможности,киностудий, пропускная способность и нормальная загрузка сети киноустановок, ресурсы кино­ пленки, которые могут быть выделены для тиражирова­ ния фильмокопий, и возможность выхода картин респуб­ ликанских студий на союзный экран. Основное внимание при планировании производства фильмов уделяется по­ вышению их идейно-художественной ценности.

Производство кинофильмов студиями республиканско­ го значения планируется союзными республиками, а сту­ диями союзного значения — Министерством культуры

264


СССР. Кроме того, Министерство культуры СССР осу' ществляет тематическое и сводное планирование произ­ водства кинофильмов всеми студиями страны.

Важнейшая задача планирования развития сети киноустановок заключается в обеспечении максимального обслуживания населения. Основной показатель уровня кинофикации городов и рабочих поселков — это среднее количество мест в кинотеатрах и кинофицированных за­ лах клубных учреждений, приходящееся на определен­ ное число жителей. Для сельской местности показателем развития сети считается число киноустановок в сравне­ нии с количеством колхозов, совхозов, населенных пунк­ тов и плотностью населения.

При разработке плана развития и размещения киноустановок обобщаются и анализируются отчетные мате­ риалы, экономические и другие показатели наличия и работы киноустановок. Так, проверяется наличие мест в стационарных киноустановках в расчете на обслуживае­ мое население, посещаемость киносеансов, количество зрителей, приходящихся на одну киноустановку, и другие данные. На основе их анализа определяют по каждой республике, области, городу, району необходимый при­ рост киносети.

Расширение киносети рассчитывается на основе зада­ ний по вводу в действие кинотеатров, строящихся за счет государственных капитальных вложений, ссуд Гос­ банка и других финансовых источников. Кроме того, учи­ тывается возможность размещения киноустановок в клу­ бах и других помещениях, выделяемых для этой цели местными Советами, колхозами, совхозами, профсою­ зами.

Государственные капитальные вложения составляют лишь часть средств, предназначенных на эти цели: они направляются преимущественно на строительство посто­ янно действующих кинотеатров в городах, рабочих посел­ ках и районных сельских центрах. Сельская стационар­ ная киносеть опирается на Дома культуры и клубы.

Показатель развития сети включает все количество киноустановок на конец планируемого года, которое складывается из наличия их на начало планируемого периода плюс ввод в действие в течение года новых ки­ ноустановок минус количество установок, по каким-либо

причинам прекращающих работу в планоьом порядке.

365

Планы развития киносети и режим работы киноус­ тановок служат исходными данными для расчетов таких важнейших показателей, как количество кинозрителей, которое должно быть обслужено киносеансами, и вало­ вый сбор средств от кино.

Для определения количества зрителей и валового сбора средств от кино большое значение имеет правиль­ ное определение среднего числа дней работы в году и среднего количества сеансов в день на одну киноустанов­ ку. В СССР среднее количество дней работы одной ки­ ноустановки превысило 355, а среднее количество сеан­ сов в день достигает 6.

Существенную роль для расчетов количества зрите­ лей и валового сбора средств от кино играет показатель использования зрительного зала кинотеатров (отношение числа заполненных мест к общему числу посадочных мест в кинотеатре).

В отличие от кинотеатров по кинопередвижкам вмес­ то заполняемости зрительного зала используется пока­ затель среднего количества зрителей на один сеанс.

Валовой сбор средств от кино определяется произве­ дением числа кинозрителей на среднюю цену билета в кино.

Планирование потребности специалистов для народ­ ного хозяйства. Планирование подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием имеет своей целью обеспечить народное хозяйство и учрежде­ ния науки и культуры кадрами по специальностям в соответствии с потребностью в них каждой отрасли на­ родного хозяйства.

Планы подготовки как в высшие, так и в средние специальные учебные заведения составляются раздельно по видам обучения — с отрывом и без отрыва от произ­ водства. Преимущество-при этом отдается дневному обу­ чению. План подготовки специалистов включает в себя план приема и план выпуска. Для составления этих пла­ нов необходимо провести ряд вспомогательных расчетов.

Размеры годового приема студентов по специальнос­ тям определяются на основе дополнительной потребности отраслей народного хозяйства, науки и культуры в спе­ циалистах высшей и средней квалификации по отдель­ ным специальностям. Эта потребность рассчитывается

на год выпуске специалистов, то есть на 4—5 лет впе-

гее


ред. Она представляет собой то количество специалис­ тов, которое требуется дополнительно к имеющимся для обеспечения нормальной работы предприятий, учрежде­ ний, организаций и для выполнения заданий, предус­ мотренных в планах по развитию отраслей народного хо­ зяйства и культуры. В дополнительной потребности учи­ тывается также количество специалистов, необходимое для возмещения их убыли за определенное время.

Необходимый прирост численности специалистов в не­ производственной сфере — в просвещении, здравоохра­ нении, культуре, учреждениях жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения — рассчитывается на основе плана развития учреждений этого вида по нор­ мативам, принятым для каждого из этих учреждений. Дополнительная потребность по большинству учрежде­ ний непроизводственной сферы может быть установлена методом прямого счета. Например основными фактора­ ми, определяющими дополнительную потребность обще­ образовательной школы в учителях, являются рост кон­ тингента учащихся и изменение установленной нормы нагрузки преподавателей, учебных планов, режима ра­ боты школы, а также установленных норм наполняемос­ ти классов.

Планирование подготовки и распределение специалис­ тов в настоящее время возложено на советы министров союзных республик, которые согласовывают эти планы с Госпланом СССР. Персональное распределение моло­ дых специалистов осуществляется самими учебными за­ ведениями.

Планирование здравоохранения. В области охраны здоровья народа Советское государство достигло значи­ тельных успехов, о чем убедительно говорят показатели снижения заболеваемости и смертности, увеличение про­ должительности жизни и прироста численности населе­ ния. Общая смертность в СССР уменьшилась в сравне­ нии с дореволюционным периодом более чем в 4 раза и стала ниже, чем во всех высокоразвитых капиталисти­ ческих странах. В 2 раза по сравнению с тем же перио­ дом увеличилась средняя продолжительность жизни со­ ветских людей. Естественный прирост населения СССР

выше, чем в высокоразвитых капиталистических странах. В результате осуществления плановых противоэпиде­ мических мероприятий многие из инфекционных забо­

267

леваний либо исчезли вовсе, либо утратили прежний эпидемический характер.

Эти успехи являются ярчайшим проявлением преиму­ ществ социалистического строя и результатом неуклон­ ного повышения благосостояния и культурного уровня народов СССР.

За годы Советской власти в СССР создана прочная материальная база здравоохранения — построено боль­ шое количество больниц, клиник, санаториев, высших медицинских учреждений, работа которых координирует­ ся и направляется Академией медицинских наук СССР. Создана мощная многоотраслевая медицинская промыш­ ленность. Достигнута самая высокая в мире обеспечен­ ность населения врачами.

Важнейшая задача плана развития здравоохранения состоит в дальнейшем снижении заболеваемости и смертности, увеличении продолжительности жизни и трудоспособного возраста населения.

Главные показатели развития здравоохранения: чис­ ло больничных коек, число мест в санаториях, домах от­ дыха, домах, для инвалидов и престарелых; количество врачей и других медицинских работников; объем произ­ водства медикаментов, предметов гигиены и санитарии; мероприятия по оздоровлению и охране внешней среды (воздуха, воды и почвы) от загрязнения.

Число больничных коек определяет развитие важней­ ших форм медицинского обслуживания населения — больнично-поликлинической и диспансерной. На основе этого показателя производятся расчеты потребности в кадрах специалистов, в трудовых, финансовых и мате­ риально-технических ресурсах. Задания по этому показа­ телю устанавливаются на конец планируемого периода: к общему числу больничных коек на начало планируе­ мого периода прибавляется проектируемый прирост.

Такие показатели, как число мест в санаториях и чис­ ло мест в домах отдыха, выполняют такую же роль, как и предыдущий показатель. Задания по ним устанавлива­ ются нарастающим итогом на день максимального раз­ вертывания— 15 августа. Число мест в домах для инва­ лидов и престарелых рассчитывается нарастающим ито­ гом на конец периода (года).

В планах союзных и автономных республик, краев, областей, городов и сельских районов используется, как

268