Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
продовольственных товаров и объема рыночных фондов непродовольственных товаров.
• Переходящие запасы товаров сверх норматива долж ны включаться в товарное обеспечение путем соответст вующего уменьшения фондов на планируемый период, но лишь после анализа данных об остатках, их струк туры, качества и возможности реализации в соответст вующих районах.
Р ы н о ч н ы е ф о н д ы продовольственных и непро довольственных товаров являются материальной осно вой розничного товарооборота. Планирование их начи нается с разработки балансов ресурсов, составляемых по важнейшим продовольственным и промышленным това рам.
Задача разработки баланса ресурсов заключается в том, чтобы установить правильные соотношения между производством данного товара и потребностью в нем. Ба лансы составляются в натуре, а по некоторым промыш ленным товарам (ткани, обувь) — в натуре и в ценност ном выражении (по кварталам):
Ресурсы')
Остатки готовой про дукции на начало пла нируемого периода в промышленности, на выходных и торговых базах поставщиков Поступление из произ водства Другие''источники “ по
ступления (импорт,Го сударственные резервы)
Распределение
Рыночный фонд Фонд промышленной переработки Внерыночный фонд
в том числе;
фонд промышленного потребления фонд госбюджетных организаций
фонд спецодежды и спецобуви прочие назначения Экспорт Резерв
Всего к распределению Остатки готовой про дукции на конец пла нируемого периода в промышленности, ' на выходных и торговых базах поставщиков
Баланс |
Баланс |
278
Основная масса ресурсов, за исключением направля емых в резерв и на экспорт, распределяется между ры ночным и внерыночным фондами. Одна из задач совет ской торговли — постоянно увеличивать рыночные фонды.
На основе балансов ресурсов продовольственных и непродовольственных товаров, разрабатываемых Госпла ном СССР на перспективный период, составляются свод ные годовые балансы в квартальном разрезе. Для сос тавления этих балансов союзные республики, министер ства и ведомства СССР представляют в Госплан СССР
расчеты рыночных фондов продовольственных и непро довольственных товаров, расчеты потребности в продук тах животноводства, потребности в продовольственных и непродовольственных товарах для переработки и дру гих внерыночных назначений, а также расчеты средних розничных цен на товары народного потребления.
Расчет средних розничных цен производится вначале отдельно по товарам производства промышленных ми нистерств, предприятий местной промышленности и про мысловой кооперации, а затем составляется сводный ра счет по республике.
Для более правильного определения потребности рес публики в товарах рыночного фонда Госпланы союзных республик производят расчеты среднедушевого потребле ния важнейших продовольственных и непродовольствен ных товаров на планируемый период в сопоставлении с отчетными данными и с учетом товарных ресурсов из всех источников.
Важнейшим критерием, по которому определяются размеры товарных фондов и их ассортимент, а также осуществляется завоз товаров, является глубокое и си стематическое, изучение спроса на товары. Торгующие организации должны определять объем спроса на от дельные товары, обобщать и доводить эти требования до промышленных предприятий, производящих товары народного потребления, использовать материалы изуче ния спроса при составлении заказов и приемке товаров от поставщиков.
Изучение спроса населения на товары производится на основе:
— учета требований покупателей к ассортименту и
качеству товаров;
279
—учета продажи товаров и учета неудовлетворен ного опроса по разнообразным товарным признакам;
—анализа состава товарных запасов для определе ния степени насыщения торговой сети товарами и для выявления товаров, не пользующихся спросом.
. Для этого ведут книги учета потребительского спро са, проводят конференции покупателей, выставки-прода жи товаров, а также организуют выборочный учет про дажи товаров и другие формы учета.
В улучшении торговли и повышении качества това ров важную роль призваны играть заключаемые прямые договоры между поставщиками и потребителями (про мышленностью и торговлей). Укрепление основ хозрас чета в промышленности и торговле обеспечит повышение эффективности как внутренней, так и внешней торговли.
Советская торговля должна активно влиять на про мышленность, чтобы производились самые разнообраз ные товары высокого качества в соответствии со спросом населения. В связи с этим ЦК КПСС и Совет Минист ров СССР приняли в январе 1972 года постановление «О некоторых мерах' по улучшению торговли и ее тех нической оснащенности» ’, в котором предусматриваются мероприятия по совершенствованию организации тор говли, расширению прогрессивных, удобных для трудя щихся методов торговли, улучшению технической осна щенности торговых предприятий.
В целях наиболее полного удовлетворения потреб ностей советских людей в товарах и повышения эконо мической эффективности внешней торговли предусмот рено на 1971—1975 годы совершенствование структуры советского экспорта за счет увеличения вывоза машин, оборудования, приборов, средств транспорта и других готовых изделий обрабатывающей промышленности; улучшение структуры импорта путем ввоза преимущест венно тех видов сырья, материалов, изделий, производст во которых внутри страны связано с более высокими издержками и капитальными вложениями, а также пу тем увеличения закупок наиболее совершенного оборудо вания, способствующего ускорению технического про гресса в народном хозяйстве.1
1 См. Справочник партийного работника. Выпуск 12. М., Полит издат, 1972, с. 141.
280
Советская внешняя торговля призвана глубоко изу чать внешние рынки, давать необходимый материал для создания новых специализированных и развития сущест вующих производств для увеличения выпуска экспорт ной продукции, отвечающей требованиям мирового рын ка. Важную роль должна играть расширяющаяся тор говля с зарубежными странами патентами и лицен зиями.
В девятой пятилетке осуществляется:
—расширение и развитие всех форм экономическо го сотрудничества в области промышленности, транспор та, торговли, в сфере кредитно-финансовых связей и международных валютных расчетов и использование пре имуществ международного социалистического разделе ния труда на основе ленинских принципов пролетарско го интернационализма и братской взаимопомощи на взаимно выгодных условиях в интересах укрепления ми ровой социалистической системы;
—расширение экономического сотрудничества с раз вивающимися странами путем усиления торговых связей
иоказания им 'экономического и технического содейст вия в укреплении независимой национальной эконо
мики;
— развитие торговли с промышленно развитыми ка питалистическими странами, которые проявляют готов ность развивать торговлю с Советским Союзом.
Эффективность внешнеторгового обмена рассчитыва ется как отношение суммы возможных затрат на про изводство тех товаров, которые в действительности им портируются, к затратам на изготовление экспортных
товаров: |
|
|
|
К |
УЭ |
|
|
|
|
|
|
= * J,f ип |
|
||
|
__ |
|
|
1Укэвт |
|
* |
|
где |
|
|
|
лкс |
|
||
1\ эвт |
— коэффициент |
эффективности внеш |
|||||
|
|
|
ней торговли; |
|
|
||
|
Е^имп |
— совокупные затраты на организацию |
|||||
|
|
|
«антиимпортного производства»; |
||||
|
'Е.^ж с |
— совокупные затраты на изготовление |
|||||
Если |
К эвт >1, |
экспортной продукции. |
эффективна, |
||||
то |
внешняя |
торговля |
|||||
если же |
К эвт |
<1, |
то |
внешняя |
торговля |
не эффектив |
на, так как расходуется национальный доход на внеш нюю торговлю.
281
§ 2. ПЛАНИРОВАНИЕ КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Удовлетворение разнообразных потребностей населе ния, его бытовое обслуживание — важная цель планиро вания, его составная часть, от которой зависит рост бла госостояния советского народа.
Планирование жилищного и коммунально-бытового обслуживания населения охватывает следующие отрас
ли: |
жилищное хозяйство (жилой фонд, , гостиницы |
и т. |
п.); санитарно-технические службы (водопровод, ка |
нализация, бани, прачечные, парикмахерские, очистные сооружения города и т. п.); внутригородской пассажир ский транспорт (метро, трамваи, автобусы, троллейбу сы, такси, катера, и т. п.); энергетическое хозяйство (коммунальные электростанции, газ, теплофикация, и т. п.); дорожно-мостовое хозяйство (мосты, тротуары, подземные переходы, мостовые транспортные туннели и другие сооружения).
Планирование развития жилищного фонда городов осуществляется местными Советами. Оно основывается на разработке генерального плана застройки, исходя из норм жилой площади на одного жителя, численности населения' и перспективы ее роста, а также стоимости 1 квадратного метра жилой площади.
В плане развития коммунального хозяйства на ос нове потребности воды на Ьчеловека (240—400 литров в сутки) определяются протяженность сети водопровода, среднесуточная и общая подача воды в кубических мет рах. использование воды с указанием основных потре бителей; на основе норм обслуживания и численности населения проектируется строительство бань, прачеч ных, парикмахерских и других предприятий бытового об служивания.
Планирование развития энергетического хозяйства и транспорта городов не имеет существенных различий от планирования этих отраслей в общесоюзном масш табе.
В последние годы в городах и населенных пунктах быстрыми темпами развивается служба быта, комму нальное обслуживание населения.
Объем государственных капитальных вложений в де вятой пятилетке на эти цели превысит 2783 миллиона
282
рублей, что в 1,9 раза больше, чем в восьмой пятилетке. Значительные средства на эти цели выделяются также по разделу «Сельское хозяйством
Планирование производства, а также система показа телей в отраслях и предприятиях бытового обслужива ния не имеют существенных различий с планировани ем производства соответствующих отраслей материаль ного производства (легкой, химической, местной, пище вой промышленности и т. п.).
Планирование обеспечения населения жильем — одна из важнейших задач повышения уровня благосостояния советских людей. Потребность в дополнительном жилом фонде определяется на основе численности населения (не обеспеченного жильем) и нормы обеспеченности в квадратных метрах жилой площади на 1 человека. Сум ма средств, выделяемых на строительство, определяется путем умножения стоимости строительства 1 квадрат ного метра жилья на планируемую потребность в жилой площади (в квадратных метрах) с учетом выбытия жи лого фонда.
Разрабатываемые генеральные планы застройки го родов позволяют комплексно определить стоимость осу ществления всего проекта (то есть все затраты по всем видам жилищно-коммунального обслуживания).
При планировании потребности страны в коммуналь ных предприятиях исходят из того, что увеличение .сум мы предоставляемых ими услуг достигается не только за счет ввода новых, но и за счет улучшения использо вания существующих предприятий. Так как потребле ние некоторых коммунальных услуг неравномерно в течение года, то мощность их рассчитывается на период максимального спроса.
Централизованное теплоснабжение и электроснабже ние осуществляется на основе использования как ком мунальных, так и общегосударственных теплоэлектро централей. При их проектировании исходят из потреб
ности (по нормам) электроэнергии |
(в киловатт-часах) |
и тепла (в килограмм-калориях) на |
1 жителя. Эти дан |
ные нужны для определения установленных мощностей предприятий, вырабатывающих электроэнергию и тепло (с учетом потребностей этих предприятий на собствен ные нужды).
Необходимо подчеркнуть особую роль профсоюзов в
283
формировании планов жилищного строительства и раз вития средств коммунально-бытового обслуживания на селения, а также в контроле за выполнением этих пла нов. В данном отношении профсоюзы наделены боль шими правами, что позволяет им оказывать прямое и непосредственное воздействие как на процессы плани рования, так и на ход реализации планов. В частности, жилищно-бытовым комиссиям ФЗМК предоставлено право участвовать в разработке и обсуждении проек тов перспективных и текущих планов жилищного и культурно-бытового строительства, а также планов ре монта жилищного фонда, контролировать ход выполне ния этих планов, принимать участие в работе государст венных комиссий по приемке в эксплуатацию закончен ных строительством жилищных и культурно-бытовых объектов и т, д.
Рациональное использование средств и материаль ных ресурсов на основе широкого развития социалисти ческого соревнования рабочих, инженеров и служащих службы быта и коммунального хозяйства позволяет из года в год улучшать показатели этого раздела в теку щих и перспективных планах развития народного хозяй ства и поднимать на новый, более высокий уровень бла госостояние советских людей.1
1 См. подробнее в Справочнике профсоюзного работника. М.,
Профиздат, 1973, с. 430—431.
Р а з д е л пяты й
ПЛАНИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ, ЦЕН, ПРИБЫЛИ, ФИНАНСОВ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Г л а в а XIV. ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК
ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЩЕНИЯ, ПРИБЫЛИ, ЦЕН
В процессе производства и обращения товаров в со циалистическом обществе важное значение имеет со кращение общественных издержек производства. Основ ной путь, ведущий к этому,— эффективное использова ние материальных и трудовых ресурсов, сокращение норм расхода на единицу продукции таких элементов производства, как сырье, материалы, топливо, энергия, основные производственные фонды, труд, а также сокра щение денежных затрат (процент н-а кредит, относитель ное сокращение платы за фонды, штрафы и т. п.).
Цель планирования издержек производства и обра щения— определить экономически обоснованный уровень издержек или размер их снижения в планируемом пери оде с учетом наиболее рационального и эффективного использования материальных, трудовых, финансовых ре сурсов и природных богатств страны.
В народнохозяйственном плане рассчитывается аб солютная сумма затрат и издержек обращения, связан ных с производством и реализацией соответствующей продукции, их отношение к созданной продукции (то есть уровень затрат) и динамика их в плановом периоде по сравнению с базисным.
На промышленных предприятиях разрабатываются следующие показатели по себестоимости продукции:
— смета затрат на производство;
286