Файл: Карпенко, А. П. Народнохозяйственное и социальное планирование в СССР и профсоюзы учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

продовольственных товаров и объема рыночных фондов непродовольственных товаров.

• Переходящие запасы товаров сверх норматива долж­ ны включаться в товарное обеспечение путем соответст­ вующего уменьшения фондов на планируемый период, но лишь после анализа данных об остатках, их струк­ туры, качества и возможности реализации в соответст­ вующих районах.

Р ы н о ч н ы е ф о н д ы продовольственных и непро­ довольственных товаров являются материальной осно­ вой розничного товарооборота. Планирование их начи­ нается с разработки балансов ресурсов, составляемых по важнейшим продовольственным и промышленным това­ рам.

Задача разработки баланса ресурсов заключается в том, чтобы установить правильные соотношения между производством данного товара и потребностью в нем. Ба­ лансы составляются в натуре, а по некоторым промыш­ ленным товарам (ткани, обувь) — в натуре и в ценност­ ном выражении (по кварталам):

Ресурсы')

Остатки готовой про­ дукции на начало пла­ нируемого периода в промышленности, на выходных и торговых базах поставщиков Поступление из произ­ водства Другие''источники “ по­

ступления (импорт,Го­ сударственные резервы)

Распределение

Рыночный фонд Фонд промышленной переработки Внерыночный фонд

в том числе;

фонд промышленного потребления фонд госбюджетных организаций

фонд спецодежды и спецобуви прочие назначения Экспорт Резерв

Всего к распределению Остатки готовой про­ дукции на конец пла­ нируемого периода в промышленности, ' на выходных и торговых базах поставщиков

Баланс

Баланс

278

Основная масса ресурсов, за исключением направля­ емых в резерв и на экспорт, распределяется между ры­ ночным и внерыночным фондами. Одна из задач совет­ ской торговли — постоянно увеличивать рыночные фонды.

На основе балансов ресурсов продовольственных и непродовольственных товаров, разрабатываемых Госпла­ ном СССР на перспективный период, составляются свод­ ные годовые балансы в квартальном разрезе. Для сос­ тавления этих балансов союзные республики, министер­ ства и ведомства СССР представляют в Госплан СССР

расчеты рыночных фондов продовольственных и непро­ довольственных товаров, расчеты потребности в продук­ тах животноводства, потребности в продовольственных и непродовольственных товарах для переработки и дру­ гих внерыночных назначений, а также расчеты средних розничных цен на товары народного потребления.

Расчет средних розничных цен производится вначале отдельно по товарам производства промышленных ми­ нистерств, предприятий местной промышленности и про­ мысловой кооперации, а затем составляется сводный ра­ счет по республике.

Для более правильного определения потребности рес­ публики в товарах рыночного фонда Госпланы союзных республик производят расчеты среднедушевого потребле­ ния важнейших продовольственных и непродовольствен­ ных товаров на планируемый период в сопоставлении с отчетными данными и с учетом товарных ресурсов из всех источников.

Важнейшим критерием, по которому определяются размеры товарных фондов и их ассортимент, а также осуществляется завоз товаров, является глубокое и си­ стематическое, изучение спроса на товары. Торгующие организации должны определять объем спроса на от­ дельные товары, обобщать и доводить эти требования до промышленных предприятий, производящих товары народного потребления, использовать материалы изуче­ ния спроса при составлении заказов и приемке товаров от поставщиков.

Изучение спроса населения на товары производится на основе:

— учета требований покупателей к ассортименту и

качеству товаров;

279



учета продажи товаров и учета неудовлетворен­ ного опроса по разнообразным товарным признакам;

анализа состава товарных запасов для определе­ ния степени насыщения торговой сети товарами и для выявления товаров, не пользующихся спросом.

. Для этого ведут книги учета потребительского спро­ са, проводят конференции покупателей, выставки-прода­ жи товаров, а также организуют выборочный учет про­ дажи товаров и другие формы учета.

В улучшении торговли и повышении качества това­ ров важную роль призваны играть заключаемые прямые договоры между поставщиками и потребителями (про­ мышленностью и торговлей). Укрепление основ хозрас­ чета в промышленности и торговле обеспечит повышение эффективности как внутренней, так и внешней торговли.

Советская торговля должна активно влиять на про­ мышленность, чтобы производились самые разнообраз­ ные товары высокого качества в соответствии со спросом населения. В связи с этим ЦК КПСС и Совет Минист­ ров СССР приняли в январе 1972 года постановление «О некоторых мерах' по улучшению торговли и ее тех­ нической оснащенности» ’, в котором предусматриваются мероприятия по совершенствованию организации тор­ говли, расширению прогрессивных, удобных для трудя­ щихся методов торговли, улучшению технической осна­ щенности торговых предприятий.

В целях наиболее полного удовлетворения потреб­ ностей советских людей в товарах и повышения эконо­ мической эффективности внешней торговли предусмот­ рено на 1971—1975 годы совершенствование структуры советского экспорта за счет увеличения вывоза машин, оборудования, приборов, средств транспорта и других готовых изделий обрабатывающей промышленности; улучшение структуры импорта путем ввоза преимущест­ венно тех видов сырья, материалов, изделий, производст­ во которых внутри страны связано с более высокими издержками и капитальными вложениями, а также пу­ тем увеличения закупок наиболее совершенного оборудо­ вания, способствующего ускорению технического про­ гресса в народном хозяйстве.1

1 См. Справочник партийного работника. Выпуск 12. М., Полит­ издат, 1972, с. 141.

280

Советская внешняя торговля призвана глубоко изу­ чать внешние рынки, давать необходимый материал для создания новых специализированных и развития сущест­ вующих производств для увеличения выпуска экспорт­ ной продукции, отвечающей требованиям мирового рын­ ка. Важную роль должна играть расширяющаяся тор­ говля с зарубежными странами патентами и лицен­ зиями.

В девятой пятилетке осуществляется:

расширение и развитие всех форм экономическо­ го сотрудничества в области промышленности, транспор­ та, торговли, в сфере кредитно-финансовых связей и международных валютных расчетов и использование пре­ имуществ международного социалистического разделе­ ния труда на основе ленинских принципов пролетарско­ го интернационализма и братской взаимопомощи на взаимно выгодных условиях в интересах укрепления ми­ ровой социалистической системы;

расширение экономического сотрудничества с раз­ вивающимися странами путем усиления торговых связей

иоказания им 'экономического и технического содейст­ вия в укреплении независимой национальной эконо­

мики;

— развитие торговли с промышленно развитыми ка­ питалистическими странами, которые проявляют готов­ ность развивать торговлю с Советским Союзом.

Эффективность внешнеторгового обмена рассчитыва­ ется как отношение суммы возможных затрат на про­ изводство тех товаров, которые в действительности им­ портируются, к затратам на изготовление экспортных

товаров:

 

 

 

К

УЭ

 

 

 

 

 

 

= * J,f ип

 

 

__

 

 

1Укэвт

 

*

 

где

 

 

 

лкс

 

1\ эвт

— коэффициент

эффективности внеш­

 

 

 

ней торговли;

 

 

 

Е^имп

— совокупные затраты на организацию

 

 

 

«антиимпортного производства»;

 

'Е.^ж с

— совокупные затраты на изготовление

Если

К эвт >1,

экспортной продукции.

эффективна,

то

внешняя

торговля

если же

К эвт

<1,

то

внешняя

торговля

не эффектив­

на, так как расходуется национальный доход на внеш­ нюю торговлю.

281


§ 2. ПЛАНИРОВАНИЕ КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Удовлетворение разнообразных потребностей населе­ ния, его бытовое обслуживание — важная цель планиро­ вания, его составная часть, от которой зависит рост бла­ госостояния советского народа.

Планирование жилищного и коммунально-бытового обслуживания населения охватывает следующие отрас­

ли:

жилищное хозяйство (жилой фонд, , гостиницы

и т.

п.); санитарно-технические службы (водопровод, ка­

нализация, бани, прачечные, парикмахерские, очистные сооружения города и т. п.); внутригородской пассажир­ ский транспорт (метро, трамваи, автобусы, троллейбу­ сы, такси, катера, и т. п.); энергетическое хозяйство (коммунальные электростанции, газ, теплофикация, и т. п.); дорожно-мостовое хозяйство (мосты, тротуары, подземные переходы, мостовые транспортные туннели и другие сооружения).

Планирование развития жилищного фонда городов осуществляется местными Советами. Оно основывается на разработке генерального плана застройки, исходя из норм жилой площади на одного жителя, численности населения' и перспективы ее роста, а также стоимости 1 квадратного метра жилой площади.

В плане развития коммунального хозяйства на ос­ нове потребности воды на Ьчеловека (240—400 литров в сутки) определяются протяженность сети водопровода, среднесуточная и общая подача воды в кубических мет­ рах. использование воды с указанием основных потре­ бителей; на основе норм обслуживания и численности населения проектируется строительство бань, прачеч­ ных, парикмахерских и других предприятий бытового об­ служивания.

Планирование развития энергетического хозяйства и транспорта городов не имеет существенных различий от планирования этих отраслей в общесоюзном масш­ табе.

В последние годы в городах и населенных пунктах быстрыми темпами развивается служба быта, комму­ нальное обслуживание населения.

Объем государственных капитальных вложений в де­ вятой пятилетке на эти цели превысит 2783 миллиона

282

рублей, что в 1,9 раза больше, чем в восьмой пятилетке. Значительные средства на эти цели выделяются также по разделу «Сельское хозяйством

Планирование производства, а также система показа­ телей в отраслях и предприятиях бытового обслужива­ ния не имеют существенных различий с планировани­ ем производства соответствующих отраслей материаль­ ного производства (легкой, химической, местной, пище­ вой промышленности и т. п.).

Планирование обеспечения населения жильем — одна из важнейших задач повышения уровня благосостояния советских людей. Потребность в дополнительном жилом фонде определяется на основе численности населения (не обеспеченного жильем) и нормы обеспеченности в квадратных метрах жилой площади на 1 человека. Сум­ ма средств, выделяемых на строительство, определяется путем умножения стоимости строительства 1 квадрат­ ного метра жилья на планируемую потребность в жилой площади (в квадратных метрах) с учетом выбытия жи­ лого фонда.

Разрабатываемые генеральные планы застройки го­ родов позволяют комплексно определить стоимость осу­ ществления всего проекта (то есть все затраты по всем видам жилищно-коммунального обслуживания).

При планировании потребности страны в коммуналь­ ных предприятиях исходят из того, что увеличение .сум­ мы предоставляемых ими услуг достигается не только за счет ввода новых, но и за счет улучшения использо­ вания существующих предприятий. Так как потребле­ ние некоторых коммунальных услуг неравномерно в течение года, то мощность их рассчитывается на период максимального спроса.

Централизованное теплоснабжение и электроснабже­ ние осуществляется на основе использования как ком­ мунальных, так и общегосударственных теплоэлектро­ централей. При их проектировании исходят из потреб­

ности (по нормам) электроэнергии

(в киловатт-часах)

и тепла (в килограмм-калориях) на

1 жителя. Эти дан­

ные нужны для определения установленных мощностей предприятий, вырабатывающих электроэнергию и тепло (с учетом потребностей этих предприятий на собствен­ ные нужды).

Необходимо подчеркнуть особую роль профсоюзов в

283


формировании планов жилищного строительства и раз­ вития средств коммунально-бытового обслуживания на­ селения, а также в контроле за выполнением этих пла­ нов. В данном отношении профсоюзы наделены боль­ шими правами, что позволяет им оказывать прямое и непосредственное воздействие как на процессы плани­ рования, так и на ход реализации планов. В частности, жилищно-бытовым комиссиям ФЗМК предоставлено право участвовать в разработке и обсуждении проек­ тов перспективных и текущих планов жилищного и культурно-бытового строительства, а также планов ре­ монта жилищного фонда, контролировать ход выполне­ ния этих планов, принимать участие в работе государст­ венных комиссий по приемке в эксплуатацию закончен­ ных строительством жилищных и культурно-бытовых объектов и т, д.

Рациональное использование средств и материаль­ ных ресурсов на основе широкого развития социалисти­ ческого соревнования рабочих, инженеров и служащих службы быта и коммунального хозяйства позволяет из года в год улучшать показатели этого раздела в теку­ щих и перспективных планах развития народного хозяй­ ства и поднимать на новый, более высокий уровень бла­ госостояние советских людей.1

1 См. подробнее в Справочнике профсоюзного работника. М.,

Профиздат, 1973, с. 430—431.

Р а з д е л пяты й

ПЛАНИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ, ЦЕН, ПРИБЫЛИ, ФИНАНСОВ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

Г л а в а XIV. ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК

ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЩЕНИЯ, ПРИБЫЛИ, ЦЕН

В процессе производства и обращения товаров в со­ циалистическом обществе важное значение имеет со­ кращение общественных издержек производства. Основ­ ной путь, ведущий к этому,— эффективное использова­ ние материальных и трудовых ресурсов, сокращение норм расхода на единицу продукции таких элементов производства, как сырье, материалы, топливо, энергия, основные производственные фонды, труд, а также сокра­ щение денежных затрат (процент н-а кредит, относитель­ ное сокращение платы за фонды, штрафы и т. п.).

Цель планирования издержек производства и обра­ щения— определить экономически обоснованный уровень издержек или размер их снижения в планируемом пери­ оде с учетом наиболее рационального и эффективного использования материальных, трудовых, финансовых ре­ сурсов и природных богатств страны.

В народнохозяйственном плане рассчитывается аб­ солютная сумма затрат и издержек обращения, связан­ ных с производством и реализацией соответствующей продукции, их отношение к созданной продукции (то есть уровень затрат) и динамика их в плановом периоде по сравнению с базисным.

На промышленных предприятиях разрабатываются следующие показатели по себестоимости продукции:

— смета затрат на производство;

286