Файл: Конспект лекций Рекомендовано к изданию кафедрой Менеджмент организации и управление инновациями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
созданных во время предыдущей фазы объектов, вплоть до вывода их из эксплуатации.

Содержание фаз жизненного цикла традиционного и инноваци- онного проектов существенно не отличается. Различия раскрываются в продолжительности фаз и содержании конкретных подфаз проекта. Так, например, из-за комплекса фундаментальных и прикладных ис-

следований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, требующих значительных финансовых затрат, в инновацион- ном проекте длительность предынвестиционной или инвестицион- ной фазы может значительно превышать аналогичный показатель традиционного проекта (рис. 4).



Рис. 4. Фрагмент жизненного цикла инновационного проекта
Конкретные параметры фаз жизненного цикла инновационного проекта определяются не только идеей и типом выводимого на ры- нок нововведения, но и условиями осуществления конкретного про- екта. Однако, логика и последовательность развития в большинстве случаев остаются общими для всех проектов.

ТЕМА 4. ОКРУЖЕНИЕ И УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА



Совокупность внутренних и внешних факторов, способствую- щих достижению или затрудняющих достижение целей проекта.

К внутренним факторам относят организационную структуру управления проектом, состав команды проекта, стиль работы руко- водителя проекта, специфику организации проектных работ и т. п.

Внешние факторы можно разделить на факторы ближнего и дальнего окружения. Ближнее окружение — это среда предприятия, на базе которого осуществляется проект: руководство, внутренние финансовые потоки, используемая система сбыта и снабжения, внутренняя инфраструктура и т. п. Дальнее окружение среда, окружающая предприятие.

Систематический анализ и оценка состояния окружения проек- та являются важнейшими условиями успешности его реализации.

Основной элемент структуры любого проекта — его участники. Состав участников проекта, их роли, распределение функций и от- ветственности зависят от типа, вида, масштаба и сложности проекта, а также от фаз жизненного цикла проекта12.

К основным участникам проекта относят заказчика, руководи- теля и команду проекта, инвестора, разработчика, поставщиков и подрядчиков проекта (рис. 5). К основным участникам инновацион- ного проекта следует отнести также инициатора проекта или генера- тора проектной идеи.

Заказчик — владелец и пользователь будущих проектных ре- зультатов. В качестве заказчика может выступать одно или несколь- ко физических и (или) юридических лиц.

Инвестор — физическое или юридическое лицо, группа лиц, вкладывающие средства в проект. В качестве инвестора часто вы- ступает заказчик. Если он таковым не является, то между заказчиком

и инвестором заключается договор, определяющий сроки и формы инвестиций, возможность контроля выполнения контрактов, формы расчётов с другими участниками проекта. В инновационной сфере в качестве инвесторов могут выступать не только банки, частные ин- весторы, уполномоченные органы власти, но и специализированные инновационные фонды, венчурные компании, другие институты рискового финансирования.
12 Управление инновационными проектами: Учебник / И. Л. Туккель, А. В. Сурина, Н. Б. Культин / Под ред. И. Л. Туккеля. СПб.: БХВ-Петербург, 2011. 416 с.: ил. (Учебная литература для вузов).






Рис. 5. Образец схемы возможного взаимодействия участников проекта
Проектировщик специализированная организация, выпол- няющая комплекс работ по подготовке проектно-сметной докумен- тации. При выполнении сложных и длительных проектов часто воз- никает необходимость в определении генерального проектировщика. Руководитель проекта (проект-менеджер) лицо, которому за- казчик делегирует полномочия по управлению проектом. Именно проект-менеджер управляет такими аспектами проекта, как сроки, стоимость, область применения и качество работ по планированию и организации проектных работ, контролю и координации работ


участников проекта.

Команда проекта — организационная структура, создаваемая руководителем проекта на период его осуществления, призванная обеспечивать максимально эффективное достижение поставленных целей и решение проектных задач.

Подрядчик (контрактор) — юридическое лицо, несущее в соот- ветствии с контрактом ответственность за выполнение работ по реа- лизации проекта. Если одна компания несёт ответственность за весь комплекс проектных работ, её называют генподрядчиком (генкон-

трактором), имеющим возможность передавать различные специали- зированные работы субподрядчикам (субконтракторам).

Поставщик юридическое лицо, осуществляющее поставки материалов и оборудования, необходимых для выполнения всего комплекса работ по проекту. Как и некоторые другие участники, конкретный поставщик определяется генеральным подрядчиком на конкурсной основе или путём переговоров.

Существуют также поддерживающие структуры или вспомога- тельные участники проекта: консалтинговые и аудиторские компа- нии, органы независимой экспертизы, различные фонды поддержки и т. п. То есть все те, кто содействует основным участникам проекта в выполнении проектных задач.

Важное место среди участников реализации инновационного проекта может занять научно-технический совет — группа специа- листов по тематическим направлениям проекта, несущие ответ- ственность за выбор научно-технических решений, уровень их реа- лизации, полноту и комплексность мероприятий для достижения проектных целей13.

Участники проекта реализуют различные интересы в процессе осуществления проекта, формируют свои требования, имеют свою индивидуальную степень вовлеченности в проект.

13 Управление инновационными
проектами: Учебное пособие / Н. К. Топузов, А. Е. Щелконогов, Е. С. Соро- кина. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. 250 с.

ТЕМА 5. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

ПРОЕКТА

Успех реализации проекта во многом зависит от схемы управле- ния, его организационной формы и структуры управления проектом.

Если под организационной структурой проекта понимается упорядоченная совокупность органов управления проектом и схема взаимосвязей между ними, обеспечивающие наиболее полное и ка- чественное выполнение проекта, то организационная форма — это определённая организация взаимодействия и взаимоотношений между всеми участниками проекта14.

Организационная структура проекта во многом определяется системой управления предприятия, на базе которого он реализуется. А организационная форма определяется распределением функций между участниками проекта.

Элементами структуры могут являться отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления или команды проекта, а элементами формы являются отдельные участники проекта.

Выделяют несколько основных схем взаимоотношений между участниками проекта: традиционная, «заказчик–подрядчик» и «под ключ».

В традиционной схеме управления проектом строится система подрядных отношений заказчика с участниками проекта при общем руководстве управления со стороны заказчика. Заказчик самостоя- тельно или с привлечением специализированных организаций обос- новывает целесообразность создания какого-либо объекта, заказыва- ет разработку проектно-сметной документации, производит заказ на изготовление оборудования, в необходимых случаях заказывает производство изыскания площадок и оформляет отвод земель, за- ключает договора с подрядными организациями