Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ны тщательно обсуждаться, взвешиваться, для этого выдвига­ ется несколько вариантов решения данной проблемы, прово­ дится логическое и математическое обоснование оптимальности выбираемого варианта при тщательном отборе критерия опти­ мальности. В процессе обоснования решений их различают обычно как формализуемые, т. е. решения, находящие непосред­ ственное количественное выражение своей эффективности и воз­ можности осуществления, и неформализуемые, т. е. подлежащие логическому доказательству.

В качестве примера рассмотрим экономическое обоснование принятия решения о транспортировке мороженой рыбопродукции из районов промыс­ ла Дальнего Востока в порты европейской части СССР транспортными реф­ рижераторами в сравнении с доставкой этой продукции по железной дороге. Необходимость такого обоснования вызвана тем, что Транссибирская желез­ нодорожная магистраль сильно загружена, а также и тем, что у Министерст­ ва путей сообщения СССР нет достаточного парка рефрижераторных ваго­ нов для все возрастающего объема перевозки рыбной продукции, а приме­ нение ледников приводит к значительным потерям качества рыбы из-за дли­ тельности перевозки. Кроме того, из-за ограниченности пропускной способ­ ности рыбных портов Дальнего Востока транспортный флот простаивает в ожидании разгрузки, что приводит к значительному снижению эффектив­ ности использования крупнотоннажных транспортных рефрижераторов.

Поскольку в перспективе предполагается дальнейшее развитие рыбной промышленности Дальнего Востока, то проблема повышения эффективности эксплуатации рыбопромыслового флота в целом и транспортного в частности будет на Дальнем Востоке еще более острой. Расчеты, проведенные ЦНИИТЭИРХом, показывают, что для народного хозяйства более выгодно осуществлять перевозку рыбной продукции транспортными рефрижераторами непосредственно из районов промысла в европейские порты, а не по желез­ ной дороге. В этом случае также отпадает необходимость лишней перевалки груза в портах Дальнего Востока. Необходимые расчеты велись по нескольким типам транспортных рефрижераторов; при этом преследовалась цель выявить не только экономическую целесообразность транспортировки рыбной продукции транспортными судами, но и определить для этого наи­ более эффективный тип транспортного судна. С учетом ряда факторов было принято решение осуществлять транспортировку готовой продукции из районов промысла в порт Одесса (с последующей доставкой грузов в центральную часть Европы по железной дороге) транспортными рефриже­ раторами типа «Охотское море».

ЦНИИТЭИРХом были проведены расчеты по определению сравнитель­ ной экономической эффективности использования крупнотоннажного добы­ вающего флота «Севрыбы» по вылову сайки в Баренцевом море и пище­ вой рыбы в Северо-Западной Атлантике. В основу расчета положены пла­ новые и фактические данные (натуральные и стоимостные) работы судов типа БМРТ, ПИР и БМРТ «Алтай» Мурманского тралового флота «Севрыбы» за 9 месяцев 1971 г. Результаты расчетов показаны в табл. 5. Из приведенных данных видно, что фактическое промысловое время, а со­ ответственно и вылов сайки в Баренцевом море по всем типам судов на одни промысловые сутки и выпуск продукции значительно выше, чем уловы по этим судам в Северо-Западной Атлантике на промысле пищевой рыбы.

Однако фактические эксплуатационные затраты судов, работающих в Баренцевом море на вылове сайки, значительно выше, объемы реализации продукции ниже, чем по этим же судам, промышлявшим в Северо-Западной Атлантике.

По этой причине на судах, работающих в Баренцевом море на вылове сайки, получено меньше прибыли (в тыс. руб.), чем на судах, работающих в Северо-Западной Атлантике. Поэтому Мурманский траловый флот на каж-

50


Т а б л и ц а 5

П о к а з а т е л и

 

Б М Р Т

 

П П Р

Б М Р Т

ти п а

 

 

с А л тай »

 

 

 

 

Б а р е н ц е в о м о р е

С е в е р о - З а п а д ­ н а я А т л а н т и к а

Б а р е н ц е в о м о р е

С е в е р о -З а п а д -] п а я А т л а н т и к а

Б а р е н ц е в о м о р е

С е в е р о - З а п а д ­ н а я А т л а н т и к а

Промысловое время, сутки

....................ц . . . .

119

95,5

121

102,5

121

 

101

Вылов за сутки промысла,

410

283,2

560

379,5

480,8

 

300,8

Вылов (всего), тыс. ц ........................

 

48,9

27,0

69,0

38,9

59,4

 

30,4

Выпуск мороженой продукции, тыс. ц.

39,3

19,4

56,3

31,5

50,3

 

24,6

Затраты, тыс. руб..................................

продукции ,

933,6

829,2 1186,5 1052,0 1402,0

 

1225

Стоимость реализованной

1090,6 1150,0 1523,1 1782,4 1319,2

1372,6

тыс. руб...................................................

 

Прибыль от работы, гыс. руб. . . .

137,0

320,8

336,6

730,4

82,8

 

147,0

дом рейсе БМРТ терял 163,8 тыс.

руб. прибыли,

ППР— 393,8

тыс.

руб.,

БМРТ «Алтай» — 229,8 тыс. руб. За

9 месяцев работы потери доходов фло­

та, исходя из указанных мотивов, составили

(в млн. руб.):

по БМРТ — 2,4,

ППР — 2,6, БМРТ «Алтай» — 0,5. Основной

причиной потери

доходов

 

флота

является то, что сайка не используется для выработки пищевой продукции. Для решения этой задачи технологам предстоит большая работа по разра­ ботке технологии переработки сырья в пищевую продукцию.

СИСТЕМНЫЙ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОД ОБОСНОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Роль и место системного технико-экономического анализа хозяйственной деятельности в системе управления низовыми и вышестоящими звеньями социалистического народного хозяйст­ ва впервые были раскрыты и научно обоснованы В. И. Лени­ ным. Во многих ленинских высказываниях подчеркивается, что анализ должен предшествовать принятию решений и осуществ­ лению управляющих воздействий и в то же время служить сред­ ством контроля исполнения решений. Поэтому можно «...только на основании детального изучения соответственных фактов ре­ комендовать исправление ошибок, улучшение работы» '.

В. И. Лениным разработаны научные принципы, определив­ шие формирование и развитие экономического анализа как со­ ставной части советской экономической науки. В произведениях В. И. Ленина указаны содержание и задачи анализа, его роль и место в управлении социалистическими предприятиями, в по­ иске и мобилизации внутренних резервов повышения эффектив­ ности производства и обращения.1

1 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 42, с. 346.

S1


Огромное значение для повышения научного уровня и дей­ ственности анализа в процессе управления имеет установленный В. И. Лениным принцип комплексности и системного подхода к анализу. Этот принцип требует рассмотрения хозяйственной дея­ тельности управляемого объекта в единстве всех ее сторон и обобщающей оценке достигнутого уровня ее эффективности с последующим раскрытием и измерением влияния отдельных сторон, разных хозяйственных факторов и исполнителей на до­ стигнутый общий результат. В. И. Ленин учил: «Чтобы действи­ тельно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования» '.

В современный период развертывания работ по созданию об­ щегосударственной автоматизированной системы сбора и обра­ ботки информации для планирования и управления народным хозяйством ленинское требование комплексного системного под­ хода в экономическом анализе приобретает еще большую акту­ альность. Без его соблюдения невозможно установить реальную величину комплексных резервов повышения эффективности про­ изводства и своевременно привести резервы в действие.

Процесс хозяйственного руководства стал ныне сложным и многовариантным. Огромные масштабы производства, появление новых производств существенно усложняют процесс хозяйствен­ ного руководства, требуют тщательного согласования и увязки ■отдельных хозяйственных решений и их предварительного ■обоснования. В настоящее время любая ошибка в управлении вызывает огромные потери, замедление темпов развития не только данного управляемого объекта, но и многих других взаимосвязанных систем. Например, недостаточное развитие рыбных портов в рыбной промышленности привело к ухудшению работы рыбопромыслового флота и в связи с этим к снижению эффективности работы всей рыбной промышленности.

В центральных органах анализ является основным методом контроля правильности принятых заданий отдельными произ­ водственными звеньями, оценки эффективности их деятельности и инструментом контроля и определения уровня централизован­ но планируемых показателей. Как известно, к важнейшим зада­ чам анализа производственно-хозяйственной деятельности отно­ сятся оценка итогов выполнения плановых показателей, изыска­ ние резервов для увеличения объема производства, повышение рентабельности производства, роста производительности труда.

Так, выпуск валовой продукции в рыбной промышленности за 1940— 1972 гг. увеличился в 8,4 раза, а производительность труда — в 3,6 раза. Только за 1960— 1972 гг. производительность труда в рыбной промышленности возросла на 81,9%, в резуль­

тате чего было

получено около

70%

прироста промышленной

продукции.

Заработная плата за этот период увеличилась всего

‘ Л е н и н

В.

И. Поли. собр. соч.,

т. 42,

с. 290.

52


на 63,7%- Если бы производительность труда была, например, на уровне 1960 г., то для достижения объема промышленного производства 1972 г. потребовалось бы дополнительно вовлечь в производственную деятельность свыше 200 тыс. рабочих, что повысило бы себестоимость промышленной продукции более чем на 380 млн. руб. Среднегодовой темп прироста производитель­ ности труда в рыбном хозяйстве составил: за 1961— 1965 гг.— 5,75%, за 1966-1972 гг, — 4,8%.

В рыбной промышленности непрерывно возрастала фондо­ вооруженность труда рыбаков, уровень механизации и авто­ матизации. Так, если в 1960 г. фондовооруженность одного работ­ ника составляла 7,41 тыс. руб., то в 1972 г. она составила 14,54 тыс. руб., т. е. увеличилась вдвое. Технический прогресс в рыбной промышленности привел не только к быстрому ро­ сту объемов производства, но и к расширению ассортимента выпускаемой продукции.

Современный ассортимент консервной продукции рыбной промышленности включает более 700 наименований. За время с 1960 г. по 1972 г. повысился удельный вес выпуска мороженой

продукции на

33,4%, филе мороженого — на

1,2%, продукции

пряного посола

и маринадов — на 4%,

кулинарии — на 0,7%,

живой рыбы — на

1,7%.

Одновременно

снизился удельный вес

соленой рыбы

на

13,1%,

сельди соленой — на

25,7%. Если в

1960 г. в составе пищевой продукции соленая рыба и сельдь вме­ сте составляли 51%, то в 1972 г. определяющей величиной явля­ ется замороженная и охлажденная продукция, ее удельный вес составляет 71,6%, тогда как в составе пищевой продукции всех стран мира удельный вес свежемороженой продукции в 1971 г.

был 51%.

В результате внедрения новых машин по обработке рыбы, более прогрессивной технологии снижены удельные расходы сырья на 1 т готовой продукции. Если удельный расход сырья

в1966 г. составлял 1,54 т на 1 т продукции, то в 1972 г. этот рас­ ход был 1,44 т, несмотря на некоторое ухудшение видового со­ става вылавливаемой рыбы, а также значительное увеличение доли разделанной рыбы и филе.

Начиная с 1966 г. в рыбной промышленности весьма заметен рост рентабельности и прибыли от промышленного производст­ ва. Так, рентабельность (в себестоимости) в 1966 г. составляла всего 8,82%, в 1967 г. — 15,5%, в 1969 г, — 16,82%, в 1970 г .— 20,33%. Соответственно росла прибыль промышленности. Если

в1966 г. прибыль промышленности составила 281 млн. руб., то

в1970 г. она увеличилась до 932 млн. руб.

В связи с ухудшением

сырьевой базы

рентабельность

в

1971 г. составила 11,88%,

а в 1972 г. выросла до 12,95%. Сни­

жение рентабельности в 1971 и 1972 гг. по сравнению с 1970

г.

объясняется уменьшением выпуска пищевой продукции. Так,

в

1970 г. было произведено

пищевой продукции

3535 тыс. т, а в

53


1971 — 3399 тыс. т. В 1972 г. выпуск пищевой продукции возрос по сравнению с 1971 г. на 181 тыс. т, а рентабельность увели­ чилась на 1%.

В 1970 г. затраты на 1 руб. товарной продукции составили.

83,1 коп., тогда как

в 1969 г. они

составляли

85,6 коп., а в

1971 г. —

86,58 коп.

В 1971 г. прибыль от промышленной дея­

тельности

составила

673 млн. руб.

Ранее только

предприятия

Дальнего Востока давали убыток от 118 млн. руб. в 1955 г. до 55 млн. руб. в 1960 г., а в 1970 г. прибыль по предприятиям Дальнего Востока составила 161 млн. руб. За 1960— 1972 гг. чи­ стый доход государства после покрытия всех затрат на содержа­ ние и развитие рыбной промышленности составил 870,9 млн.

руб.

В настоящее время масштабы производства рыбной продук­ ции по количеству и в большой мере по ассортименту еще не полностью удовлетворяют все возрастающие потребности насе­ ления. Не в полной мере удовлетворяется потребность сельского хозяйства в кормовой рыбной муке. В 1972 г. среднегодовое по­ требление на душу населения рыбы и рыбопродуктов в товар­ ном весе составило 15,1 кг при рациональной физиологической норме 18,2 кг, рекомендуемой Институтом питания Академии наук СССР. Обеспечение потребности сельского хозяйства в рыбной кормовой муке составило чуть более 30%.

Удельный вес выпуска продукции по рыбному хозяйству от всего объема продукции в целом по народному хозяйству со­ ставляет за период с 1960 по 1971 г. примерно 1,6— 1,7%, т. е. является стабильным. При этом численность промышленно-про­ изводственного персонала в рыбной промышленности по удель­ ному весу снизилась с 1,37% в 1960 г. до 1,24% в 1971 г.

Как известно, Директивами XXIV съезда КПСС предусмот­ рено увеличение пищевой рыбной продукции в 1975 г. по срав­ нению с 1970 г. на 47%. Для выполнения поставленных задач необходима мобилизация всех ресурсов, всемерная интенсифи­ кация и повышение эффективности производства за счет луч­ шего использования основных фондов, повышения эффективно­ сти использования материальных, людских и финансовых ре­ сурсов, рационального использования сырья, повышения каче­ ства продукции, ускорения технического прогресса в отрасли, совершенствования управления отраслью.

При анализе работы флота рыбной промышленности обра­ щает на себя внимание высокий процент времени нахождения судов вне эксплуатации. Хотя время нахождения судов вне эк­ сплуатации имеет тенденцию к снижению, однако простои фло­ та в ремонте и в портах еще очень велики. Так, процент времени вне эксплуатации составил в 1967 г. 39,2%, а в 1972 г. он сни­ зился до 35,7%.

Имеющиеся мощности судоремонтных заводов, несмотря на их дефицит, используются не полностью из-за недостатка тру­

54