Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 145
Скачиваний: 0
ны тщательно обсуждаться, взвешиваться, для этого выдвига ется несколько вариантов решения данной проблемы, прово дится логическое и математическое обоснование оптимальности выбираемого варианта при тщательном отборе критерия опти мальности. В процессе обоснования решений их различают обычно как формализуемые, т. е. решения, находящие непосред ственное количественное выражение своей эффективности и воз можности осуществления, и неформализуемые, т. е. подлежащие логическому доказательству.
В качестве примера рассмотрим экономическое обоснование принятия решения о транспортировке мороженой рыбопродукции из районов промыс ла Дальнего Востока в порты европейской части СССР транспортными реф рижераторами в сравнении с доставкой этой продукции по железной дороге. Необходимость такого обоснования вызвана тем, что Транссибирская желез нодорожная магистраль сильно загружена, а также и тем, что у Министерст ва путей сообщения СССР нет достаточного парка рефрижераторных ваго нов для все возрастающего объема перевозки рыбной продукции, а приме нение ледников приводит к значительным потерям качества рыбы из-за дли тельности перевозки. Кроме того, из-за ограниченности пропускной способ ности рыбных портов Дальнего Востока транспортный флот простаивает в ожидании разгрузки, что приводит к значительному снижению эффектив ности использования крупнотоннажных транспортных рефрижераторов.
Поскольку в перспективе предполагается дальнейшее развитие рыбной промышленности Дальнего Востока, то проблема повышения эффективности эксплуатации рыбопромыслового флота в целом и транспортного в частности будет на Дальнем Востоке еще более острой. Расчеты, проведенные ЦНИИТЭИРХом, показывают, что для народного хозяйства более выгодно осуществлять перевозку рыбной продукции транспортными рефрижераторами непосредственно из районов промысла в европейские порты, а не по желез ной дороге. В этом случае также отпадает необходимость лишней перевалки груза в портах Дальнего Востока. Необходимые расчеты велись по нескольким типам транспортных рефрижераторов; при этом преследовалась цель выявить не только экономическую целесообразность транспортировки рыбной продукции транспортными судами, но и определить для этого наи более эффективный тип транспортного судна. С учетом ряда факторов было принято решение осуществлять транспортировку готовой продукции из районов промысла в порт Одесса (с последующей доставкой грузов в центральную часть Европы по железной дороге) транспортными рефриже раторами типа «Охотское море».
ЦНИИТЭИРХом были проведены расчеты по определению сравнитель ной экономической эффективности использования крупнотоннажного добы вающего флота «Севрыбы» по вылову сайки в Баренцевом море и пище вой рыбы в Северо-Западной Атлантике. В основу расчета положены пла новые и фактические данные (натуральные и стоимостные) работы судов типа БМРТ, ПИР и БМРТ «Алтай» Мурманского тралового флота «Севрыбы» за 9 месяцев 1971 г. Результаты расчетов показаны в табл. 5. Из приведенных данных видно, что фактическое промысловое время, а со ответственно и вылов сайки в Баренцевом море по всем типам судов на одни промысловые сутки и выпуск продукции значительно выше, чем уловы по этим судам в Северо-Западной Атлантике на промысле пищевой рыбы.
Однако фактические эксплуатационные затраты судов, работающих в Баренцевом море на вылове сайки, значительно выше, объемы реализации продукции ниже, чем по этим же судам, промышлявшим в Северо-Западной Атлантике.
По этой причине на судах, работающих в Баренцевом море на вылове сайки, получено меньше прибыли (в тыс. руб.), чем на судах, работающих в Северо-Западной Атлантике. Поэтому Мурманский траловый флот на каж-
50
Т а б л и ц а 5
П о к а з а т е л и
|
Б М Р Т |
|
П П Р |
Б М Р Т |
ти п а |
|
|
с А л тай » |
|||
|
|
|
|
||
Б а р е н ц е в о м о р е |
С е в е р о - З а п а д н а я А т л а н т и к а |
Б а р е н ц е в о м о р е |
С е в е р о -З а п а д -] п а я А т л а н т и к а |
Б а р е н ц е в о м о р е |
С е в е р о - З а п а д н а я А т л а н т и к а |
Промысловое время, сутки |
....................ц . . . . |
119 |
95,5 |
121 |
102,5 |
121 |
|
101 |
|
Вылов за сутки промысла, |
410 |
283,2 |
560 |
379,5 |
480,8 |
|
300,8 |
||
Вылов (всего), тыс. ц ........................ |
|
48,9 |
27,0 |
69,0 |
38,9 |
59,4 |
|
30,4 |
|
Выпуск мороженой продукции, тыс. ц. |
39,3 |
19,4 |
56,3 |
31,5 |
50,3 |
|
24,6 |
||
Затраты, тыс. руб.................................. |
продукции , |
933,6 |
829,2 1186,5 1052,0 1402,0 |
|
1225 |
||||
Стоимость реализованной |
1090,6 1150,0 1523,1 1782,4 1319,2 |
1372,6 |
|||||||
тыс. руб................................................... |
|
||||||||
Прибыль от работы, гыс. руб. . . . |
137,0 |
320,8 |
336,6 |
730,4 |
82,8 |
|
147,0 |
||
дом рейсе БМРТ терял 163,8 тыс. |
руб. прибыли, |
ППР— 393,8 |
тыс. |
руб., |
|||||
БМРТ «Алтай» — 229,8 тыс. руб. За |
9 месяцев работы потери доходов фло |
||||||||
та, исходя из указанных мотивов, составили |
(в млн. руб.): |
по БМРТ — 2,4, |
|||||||
ППР — 2,6, БМРТ «Алтай» — 0,5. Основной |
причиной потери |
доходов |
|
флота |
является то, что сайка не используется для выработки пищевой продукции. Для решения этой задачи технологам предстоит большая работа по разра ботке технологии переработки сырья в пищевую продукцию.
СИСТЕМНЫЙ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОД ОБОСНОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Роль и место системного технико-экономического анализа хозяйственной деятельности в системе управления низовыми и вышестоящими звеньями социалистического народного хозяйст ва впервые были раскрыты и научно обоснованы В. И. Лени ным. Во многих ленинских высказываниях подчеркивается, что анализ должен предшествовать принятию решений и осуществ лению управляющих воздействий и в то же время служить сред ством контроля исполнения решений. Поэтому можно «...только на основании детального изучения соответственных фактов ре комендовать исправление ошибок, улучшение работы» '.
В. И. Лениным разработаны научные принципы, определив шие формирование и развитие экономического анализа как со ставной части советской экономической науки. В произведениях В. И. Ленина указаны содержание и задачи анализа, его роль и место в управлении социалистическими предприятиями, в по иске и мобилизации внутренних резервов повышения эффектив ности производства и обращения.1
1 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 42, с. 346.
S1
Огромное значение для повышения научного уровня и дей ственности анализа в процессе управления имеет установленный В. И. Лениным принцип комплексности и системного подхода к анализу. Этот принцип требует рассмотрения хозяйственной дея тельности управляемого объекта в единстве всех ее сторон и обобщающей оценке достигнутого уровня ее эффективности с последующим раскрытием и измерением влияния отдельных сторон, разных хозяйственных факторов и исполнителей на до стигнутый общий результат. В. И. Ленин учил: «Чтобы действи тельно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования» '.
В современный период развертывания работ по созданию об щегосударственной автоматизированной системы сбора и обра ботки информации для планирования и управления народным хозяйством ленинское требование комплексного системного под хода в экономическом анализе приобретает еще большую акту альность. Без его соблюдения невозможно установить реальную величину комплексных резервов повышения эффективности про изводства и своевременно привести резервы в действие.
Процесс хозяйственного руководства стал ныне сложным и многовариантным. Огромные масштабы производства, появление новых производств существенно усложняют процесс хозяйствен ного руководства, требуют тщательного согласования и увязки ■отдельных хозяйственных решений и их предварительного ■обоснования. В настоящее время любая ошибка в управлении вызывает огромные потери, замедление темпов развития не только данного управляемого объекта, но и многих других взаимосвязанных систем. Например, недостаточное развитие рыбных портов в рыбной промышленности привело к ухудшению работы рыбопромыслового флота и в связи с этим к снижению эффективности работы всей рыбной промышленности.
В центральных органах анализ является основным методом контроля правильности принятых заданий отдельными произ водственными звеньями, оценки эффективности их деятельности и инструментом контроля и определения уровня централизован но планируемых показателей. Как известно, к важнейшим зада чам анализа производственно-хозяйственной деятельности отно сятся оценка итогов выполнения плановых показателей, изыска ние резервов для увеличения объема производства, повышение рентабельности производства, роста производительности труда.
Так, выпуск валовой продукции в рыбной промышленности за 1940— 1972 гг. увеличился в 8,4 раза, а производительность труда — в 3,6 раза. Только за 1960— 1972 гг. производительность труда в рыбной промышленности возросла на 81,9%, в резуль
тате чего было |
получено около |
70% |
прироста промышленной |
|
продукции. |
Заработная плата за этот период увеличилась всего |
|||
‘ Л е н и н |
В. |
И. Поли. собр. соч., |
т. 42, |
с. 290. |
52
на 63,7%- Если бы производительность труда была, например, на уровне 1960 г., то для достижения объема промышленного производства 1972 г. потребовалось бы дополнительно вовлечь в производственную деятельность свыше 200 тыс. рабочих, что повысило бы себестоимость промышленной продукции более чем на 380 млн. руб. Среднегодовой темп прироста производитель ности труда в рыбном хозяйстве составил: за 1961— 1965 гг.— 5,75%, за 1966-1972 гг, — 4,8%.
В рыбной промышленности непрерывно возрастала фондо вооруженность труда рыбаков, уровень механизации и авто матизации. Так, если в 1960 г. фондовооруженность одного работ ника составляла 7,41 тыс. руб., то в 1972 г. она составила 14,54 тыс. руб., т. е. увеличилась вдвое. Технический прогресс в рыбной промышленности привел не только к быстрому ро сту объемов производства, но и к расширению ассортимента выпускаемой продукции.
Современный ассортимент консервной продукции рыбной промышленности включает более 700 наименований. За время с 1960 г. по 1972 г. повысился удельный вес выпуска мороженой
продукции на |
33,4%, филе мороженого — на |
1,2%, продукции |
|||
пряного посола |
и маринадов — на 4%, |
кулинарии — на 0,7%, |
|||
живой рыбы — на |
1,7%. |
Одновременно |
снизился удельный вес |
||
соленой рыбы |
на |
13,1%, |
сельди соленой — на |
25,7%. Если в |
1960 г. в составе пищевой продукции соленая рыба и сельдь вме сте составляли 51%, то в 1972 г. определяющей величиной явля ется замороженная и охлажденная продукция, ее удельный вес составляет 71,6%, тогда как в составе пищевой продукции всех стран мира удельный вес свежемороженой продукции в 1971 г.
был 51%.
В результате внедрения новых машин по обработке рыбы, более прогрессивной технологии снижены удельные расходы сырья на 1 т готовой продукции. Если удельный расход сырья
в1966 г. составлял 1,54 т на 1 т продукции, то в 1972 г. этот рас ход был 1,44 т, несмотря на некоторое ухудшение видового со става вылавливаемой рыбы, а также значительное увеличение доли разделанной рыбы и филе.
Начиная с 1966 г. в рыбной промышленности весьма заметен рост рентабельности и прибыли от промышленного производст ва. Так, рентабельность (в себестоимости) в 1966 г. составляла всего 8,82%, в 1967 г. — 15,5%, в 1969 г, — 16,82%, в 1970 г .— 20,33%. Соответственно росла прибыль промышленности. Если
в1966 г. прибыль промышленности составила 281 млн. руб., то
в1970 г. она увеличилась до 932 млн. руб.
В связи с ухудшением |
сырьевой базы |
рентабельность |
в |
1971 г. составила 11,88%, |
а в 1972 г. выросла до 12,95%. Сни |
||
жение рентабельности в 1971 и 1972 гг. по сравнению с 1970 |
г. |
||
объясняется уменьшением выпуска пищевой продукции. Так, |
в |
||
1970 г. было произведено |
пищевой продукции |
3535 тыс. т, а в |
53
1971 — 3399 тыс. т. В 1972 г. выпуск пищевой продукции возрос по сравнению с 1971 г. на 181 тыс. т, а рентабельность увели чилась на 1%.
В 1970 г. затраты на 1 руб. товарной продукции составили.
83,1 коп., тогда как |
в 1969 г. они |
составляли |
85,6 коп., а в |
|
1971 г. — |
86,58 коп. |
В 1971 г. прибыль от промышленной дея |
||
тельности |
составила |
673 млн. руб. |
Ранее только |
предприятия |
Дальнего Востока давали убыток от 118 млн. руб. в 1955 г. до 55 млн. руб. в 1960 г., а в 1970 г. прибыль по предприятиям Дальнего Востока составила 161 млн. руб. За 1960— 1972 гг. чи стый доход государства после покрытия всех затрат на содержа ние и развитие рыбной промышленности составил 870,9 млн.
руб.
В настоящее время масштабы производства рыбной продук ции по количеству и в большой мере по ассортименту еще не полностью удовлетворяют все возрастающие потребности насе ления. Не в полной мере удовлетворяется потребность сельского хозяйства в кормовой рыбной муке. В 1972 г. среднегодовое по требление на душу населения рыбы и рыбопродуктов в товар ном весе составило 15,1 кг при рациональной физиологической норме 18,2 кг, рекомендуемой Институтом питания Академии наук СССР. Обеспечение потребности сельского хозяйства в рыбной кормовой муке составило чуть более 30%.
Удельный вес выпуска продукции по рыбному хозяйству от всего объема продукции в целом по народному хозяйству со ставляет за период с 1960 по 1971 г. примерно 1,6— 1,7%, т. е. является стабильным. При этом численность промышленно-про изводственного персонала в рыбной промышленности по удель ному весу снизилась с 1,37% в 1960 г. до 1,24% в 1971 г.
Как известно, Директивами XXIV съезда КПСС предусмот рено увеличение пищевой рыбной продукции в 1975 г. по срав нению с 1970 г. на 47%. Для выполнения поставленных задач необходима мобилизация всех ресурсов, всемерная интенсифи кация и повышение эффективности производства за счет луч шего использования основных фондов, повышения эффективно сти использования материальных, людских и финансовых ре сурсов, рационального использования сырья, повышения каче ства продукции, ускорения технического прогресса в отрасли, совершенствования управления отраслью.
При анализе работы флота рыбной промышленности обра щает на себя внимание высокий процент времени нахождения судов вне эксплуатации. Хотя время нахождения судов вне эк сплуатации имеет тенденцию к снижению, однако простои фло та в ремонте и в портах еще очень велики. Так, процент времени вне эксплуатации составил в 1967 г. 39,2%, а в 1972 г. он сни зился до 35,7%.
Имеющиеся мощности судоремонтных заводов, несмотря на их дефицит, используются не полностью из-за недостатка тру
54