Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

Т а б л и ц а

7

 

 

У р о в е н ь р е н т а б е л ь н о с т и , %

В и д

ры бы

1 9 6 9 г .

1 9 7 0 г .

1 9 7 1 г .

 

 

Треска, пикша,

са й д а ...................

+ 1.4

+ 5,1

9,0

Серебристый хек ...........................

+62,5

+67,5

+39,9

Пристипома.......................................

 

+59,9

+69,8

+51,3

сти произошло вследствие обработки таких видов рыб, как килька, хамса и сельдь. Снижение убыточности произошло по соленой рыбе. Если убыточность в 1970 г. была 20,3%, то в 1971 г.— 17,7% (выпуск увеличился с 1637 тыс. до 2136 тыс. ц). Это снижение произошло за счет снижения убыточности по

кильке с 30,9

до 19,9% и увеличения рентабельности по

скумбрии,

ставриде.

Уровень

рентабельности непищевой

рыбопродукции

снизился

с 13 до

3,5% в 1971

г. По отдельным видам

продукции

рентабельность

 

снизилась

(табл. 8).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

 

8

 

 

У р о в е н ь р е н т а б е л ь н о с т и , %

 

Р ы б о п р о д у к ц и я

1 9 6 9 г .

1 9 7 0 г .

1 9 7 1 г.

 

 

Рыба корм овая...............................

+21,6

+25,1

+

9,4

Фарш рыбный кормовой................

— 14,5

— 5,5

—19,4

Мука

..............................................

+14,6

+11,2

+

3,4

Жир медицинский и ветеринарный

+29,0

+31,2

+25,1

Жир технический...........................

+24,0

+24,3

+23,4

Водоросли ...........................................

—32,4

+

4,3

— 9,8

Удельный вес этих видов продукции в общем выпуске непищевой рыбо­ продукции составляет 96,1%. Таким образом, большую долю выпуска непи­ щевой продукции составляют те виды обработки, уровень рентабельности которых уменьшился по сравнению с 1970 г. Поэтому понизился и общий уровень рентабельности непищевой рыбопродукции.

Общий уровень рентабельности консервов повысился на 0,2%. Это объясняется тем, что уровень рентабельности отдельных видов консервов в 1971 г. по сравнению с уровнем 1970 г. повысился, а убыточность снизи­ лась (табл.. 9). Между тем рентабельность отдельных видов консервов, за­ нимающих сравнительно большой удельный вес в выпуске, снизилась, хотя

объем производства увеличился

(табл. 10).

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

9

 

У р о в е н ь р е н т а б е л ь н о с т и , %

К о н с е р в ы

1 9 6 9 г .

1 9 7 0 г .

1 9 7 1 г,.

 

В м а с л е ...........................................

+21,2

+ 7,1

+

7,6

Из морепродуктов ...........................

— 8,6

—48,9

—39,4

Кормовые...........................................

—39,7

—48,5

—35,7

Мясные...............................................

— 1.2

— 5,8

+

2,4

60


 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

10

 

Темп роста выпуска

 

Р е н т а б е л ь н о с т ь ,

%

 

К о н с е р в ы

1969 г.

1970 г.

1971

г.

1969

г.

1970 г.

1971 г.

 

Натуральные...................

1,0

1,62

1,07

+ 2 2 , 2

+ 17,1

+

14,7 '

П р есер вы .......................

1,0

0 ,8 5

1,08

+ 2 9 , 1

+ 2 1 , 9

+

16,7

В томате .......................

1,0

0,9 8

1,03

+ 3 0 , 4

+ 3 6 , 5

+ 3 0 , 9

Снижение рентабельности по натуральным консервам произошло вследст­

вие снижения уровня рентабельности

по

скумбрии

натуральной с

35,6 до

23,2%. Это снижение было бы еще больше в 1971 г., если бы консервы из лососевых из убыточных не стали рентабельными. Если в 1971 г. рентабель­ ность по этим консервам составила 4,2% (выпуск 80,5 туб), то в 1970 г. наблюдалась убыточность в размере 0,6% (выпуск 45,9 туб). Снижение рен­ табельности по пресервам произошло вследствие снижения выпуска высоко­ рентабельных пресервов из сельди: если в 1969 г. их выпуск составил

189,8 муб, в 1970 г. — 101,9 муб, то в 1971 г. — 97 муб, т. е. вдвое ниже уров­ ня 1969 г.

Снижение рентабельности консервов в томате произошло за счет сниже­

ния выпуска консервов из кильки: если

в

1969

г. их

выпуск составил

182,5 муб, в 1970 г.-— 181,3 муб, то в 1971

г.— 176,8

муб

(консервы из киль­

ки занимают 40% всего выпуска консервов

в томате). Рентабельность этого

вида обработки могла бы быть еще ниже,

если бы не увеличился выпуск

высокорентабельных консервов из ставриды и скумбрии в томате.

Проведенный анализ показывает, что большая доля выпу­

скаемой рыбной продукции является

малорентабельной или

убыточной. Основная причина такого положения — недостатки в ценообразовании. Вследствие этого ряд предприятий отрасли работает в неравных экономических условиях. Чтобы создать необходимые условия для нормальной работы предприятий, по­ строить рациональный механизм стимулирования производства всех видов продукции- с учетом эффективного использования сырья, необходимо дальнейшее совершенствование системы оп­ товых цен в отрасли.

На результаты работы предприятия влияет также степень совершенства организации производства и труда. При анализе уровня организации производства следует учитывать его орга­ низационно-технические особенности. Предприятия одной от­

расли могут иметь разные задачи из-за

неодинакового

уровня

специализации, из-за разных масштабов

производства и т. д.

К организационно-техническим особенностям объекта

следует

относить его отраслевую принадлежность, размеры, степень охвата предприятием различных стадий производства, методы организации производства, степень его механизации и автома­ тизации и др. Все это влияет на содержание и методы анализа. Покажем это на примере проведения технико-экономического анализа судоремонтных предприятий рыбной промышленности, которые по сложности и организации производства не имеют себе равных.

6 t


Несмотря на то что в рыбной промышленности судоремонт относится не к основному, а вспомогательному производству, его роль и значение все время возрастают. Поэтому наряду с актуальнейшими проблемами, возникающими в процессе бур­ ного развития рыбной промышленности, проблема развития и

совершенствования судоремонтного

производства наиболее

остра и злободневна.

 

При исследовании любого промышленного производства, в том числе и судоремонтного, в первую очередь речь идет о та­ ких функциональных элементах, как орудия и предметы труда, технология и организация производства. Их взаимодействие и влияние друг на друга имеют свои закономерности, свою спе­ цифику для каждой отрасли промышленности. Поэтому исследо­ вание проблем организации и управления судоремонтным предприятием нельзя проводить в отрыве от изучения развития техники и технологии на судоремонтных предприятиях. Исходя из этого, автор счел целесообразным применить так называемый комплексный метод анализа процессов производства на судоре­ монтных предприятиях. Сущность его заключается в изучении динамизма основных элементов производства каждого отдельно, а затем в обобщении результатов, в комплексной оценке разви­ тия и совершенствования техники, технологии и организации производства.

Уровень техники на судоремонтном заводе, по нашему мне­ нию, может быть определен в основном техническим совершен­ ством установленного оборудования и степенью его соответст­ вия современному развитию техники, соотношением отдельных видов оборудования на данном производстве, обеспечивающем ту или иную ступень технической и энергетической вооружен­ ности труда, в конечном итоге определяемых уровнем механи­ зации и автоматизации производственных процессов и труда и производительностью средств механизации и автоматизации. Уровень технологии, ее прогрессивность на судоремонтных пред­ приятиях могут быть измерены степенью совершенства и ин­ тенсификации технологических процессов, их экономической эффективностью, а также техническим уровнем и качеством вы­ пускаемых предприятием изделий и узлов, их надежностью и долговечностью в эксплуатации.

Уровень организации производства можно оценить с помо­ щью таких показателей, которые характеризовали бы степень непрерывности производства, его ритмичность, а также степень использования производственных фондов и использования рабо­ чего времени. Дифференцированно анализируя состояние тех­ ники, технологии и организации производства на каждом судо­ ремонтном предприятии, мы сопоставляли темпы их развития и выявляли их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга. Далее мы группировали судоремонтные предприятия по степени их технической вооруженности, наличию причалов, судоподъем­

63


ных средств, объему и характеру выполняемых ими работ и проводили сравнение динамики развития организационно-тех­ нического уровня, исследовали причины неравномерности его роста между группами предприятий с учетом влияния на этот рост энерговооруженности труда, фондоемкости, после чего выявили влияние всех этих факторов на рост производительно­ сти труда и эффективность производства.

Нашим анализом установлено, что технический прогресс в судоремонте ускорил технологические процессы. Однако этот ди­ намический процесс охватил главным образом основное произ­ водство, а вспомогательное и обслуживающее производства находятся на низком техническом и организационном уровне, вследствие чего пропорциональность между основным и вспо­ могательным производством как одно из главных условий вы­ сокоэффективной работы предприятий нарушена. Уровень орга­ низации производства и труда в значительной степени отстает от уровня техники и технологии, что является одной из основ­ ных причин увеличения сверхплановых простоев судов в ре­ монте.

Особенно неблагоприятное положение сложилось в сфере управления судоремонтным производством. Технологическая ба­ за и организация управления чрезвычайно отстали, в результате чего усиливается диспропорция между темпами производства и оперативностью управления, а это наносит большой ущерб про­ изводству. Так, за последние три года уровень механизации и автоматизации производственных процессов на судоремонтных предприятиях вырос на 4,6%, уровень технологии на 3—4% и в то же время продолжительность стоянки судов в ремонте, как

нами показано выше, возросла от

1,4 до 10,1% в зависимости

от типа судна.

в ремонте составляют от 13

Сверхплановые простои судов

до 18%. Простои на некоторых предприятиях по ряду организа­ ционно-управленческих причин достигают одной трети ка­ лендарного времени. Анализ причин неритмичной работы на крупных судоремонтных предприятиях показывает следующее распределение потерь времени (в % к общему объему потерь): отсутствие материалов, заготовок и деталей — 13%; несвоевре­ менная и некачественная подготовка производства — 23%; недо­ статки ремонтного и энергетического обслуживания — 7%; не­ правильное внутрипроизводственное планирование— 14,5%; за­ держка .деталей на промежуточной обработке — 25%; несвоевре­ менное оформление приемки работ цеховыми органами контро­ ля — 6,5%; брак в работе — 6%; нарушения трудовой дисципли­ ны и другие потери времени — 5%.

Таким образом, потери рабочего времени на судоремонтных предприятиях вызваны в основном несовершенством организа­ ции и управления ходом производства. Это свидетельствует о назревшей необходимости проведения коренного совершенство-

63