Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 0
|
|
|
Т а б л и ц а |
7 |
|
|
|
У р о в е н ь р е н т а б е л ь н о с т и , % |
|||
В и д |
ры бы |
1 9 6 9 г . |
1 9 7 0 г . |
1 9 7 1 г . |
|
|
|
||||
Треска, пикша, |
са й д а ................... |
+ 1.4 |
+ 5,1 |
— |
9,0 |
Серебристый хек ........................... |
+62,5 |
+67,5 |
+39,9 |
||
Пристипома....................................... |
|
+59,9 |
+69,8 |
+51,3 |
сти произошло вследствие обработки таких видов рыб, как килька, хамса и сельдь. Снижение убыточности произошло по соленой рыбе. Если убыточность в 1970 г. была 20,3%, то в 1971 г.— 17,7% (выпуск увеличился с 1637 тыс. до 2136 тыс. ц). Это снижение произошло за счет снижения убыточности по
кильке с 30,9 |
до 19,9% и увеличения рентабельности по |
скумбрии, |
ставриде. |
||||
Уровень |
рентабельности непищевой |
рыбопродукции |
снизился |
с 13 до |
|||
3,5% в 1971 |
г. По отдельным видам |
продукции |
рентабельность |
|
снизилась |
||
(табл. 8). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
|
8 |
||
|
|
У р о в е н ь р е н т а б е л ь н о с т и , % |
|||||
|
Р ы б о п р о д у к ц и я |
1 9 6 9 г . |
1 9 7 0 г . |
1 9 7 1 г. |
|||
|
|
||||||
Рыба корм овая............................... |
+21,6 |
+25,1 |
+ |
9,4 |
|||
Фарш рыбный кормовой................ |
— 14,5 |
— 5,5 |
—19,4 |
||||
Мука |
.............................................. |
+14,6 |
+11,2 |
+ |
3,4 |
||
Жир медицинский и ветеринарный |
+29,0 |
+31,2 |
+25,1 |
||||
Жир технический........................... |
+24,0 |
+24,3 |
+23,4 |
||||
Водоросли ........................................... |
—32,4 |
+ |
4,3 |
— 9,8 |
Удельный вес этих видов продукции в общем выпуске непищевой рыбо продукции составляет 96,1%. Таким образом, большую долю выпуска непи щевой продукции составляют те виды обработки, уровень рентабельности которых уменьшился по сравнению с 1970 г. Поэтому понизился и общий уровень рентабельности непищевой рыбопродукции.
Общий уровень рентабельности консервов повысился на 0,2%. Это объясняется тем, что уровень рентабельности отдельных видов консервов в 1971 г. по сравнению с уровнем 1970 г. повысился, а убыточность снизи лась (табл.. 9). Между тем рентабельность отдельных видов консервов, за нимающих сравнительно большой удельный вес в выпуске, снизилась, хотя
объем производства увеличился |
(табл. 10). |
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
9 |
|
|
У р о в е н ь р е н т а б е л ь н о с т и , % |
|||
К о н с е р в ы |
1 9 6 9 г . |
1 9 7 0 г . |
1 9 7 1 г,. |
|
|
||||
В м а с л е ........................................... |
+21,2 |
+ 7,1 |
+ |
7,6 |
Из морепродуктов ........................... |
— 8,6 |
—48,9 |
—39,4 |
|
Кормовые........................................... |
—39,7 |
—48,5 |
—35,7 |
|
Мясные............................................... |
— 1.2 |
— 5,8 |
+ |
2,4 |
60
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
10 |
|
|
Темп роста выпуска |
|
Р е н т а б е л ь н о с т ь , |
% |
|
||||
К о н с е р в ы |
1969 г. |
1970 г. |
1971 |
г. |
1969 |
г. |
1970 г. |
1971 г. |
|
|
|||||||||
Натуральные................... |
1,0 |
1,62 |
1,07 |
+ 2 2 , 2 |
+ 17,1 |
+ |
14,7 ' |
||
П р есер вы ....................... |
1,0 |
0 ,8 5 |
1,08 |
+ 2 9 , 1 |
+ 2 1 , 9 |
+ |
16,7 |
||
В томате ....................... |
1,0 |
0,9 8 |
1,03 |
+ 3 0 , 4 |
+ 3 6 , 5 |
+ 3 0 , 9 |
|||
Снижение рентабельности по натуральным консервам произошло вследст |
|||||||||
вие снижения уровня рентабельности |
по |
скумбрии |
натуральной с |
35,6 до |
23,2%. Это снижение было бы еще больше в 1971 г., если бы консервы из лососевых из убыточных не стали рентабельными. Если в 1971 г. рентабель ность по этим консервам составила 4,2% (выпуск 80,5 туб), то в 1970 г. наблюдалась убыточность в размере 0,6% (выпуск 45,9 туб). Снижение рен табельности по пресервам произошло вследствие снижения выпуска высоко рентабельных пресервов из сельди: если в 1969 г. их выпуск составил
189,8 муб, в 1970 г. — 101,9 муб, то в 1971 г. — 97 муб, т. е. вдвое ниже уров ня 1969 г.
Снижение рентабельности консервов в томате произошло за счет сниже
ния выпуска консервов из кильки: если |
в |
1969 |
г. их |
выпуск составил |
182,5 муб, в 1970 г.-— 181,3 муб, то в 1971 |
г.— 176,8 |
муб |
(консервы из киль |
|
ки занимают 40% всего выпуска консервов |
в томате). Рентабельность этого |
|||
вида обработки могла бы быть еще ниже, |
если бы не увеличился выпуск |
|||
высокорентабельных консервов из ставриды и скумбрии в томате. |
||||
Проведенный анализ показывает, что большая доля выпу |
||||
скаемой рыбной продукции является |
малорентабельной или |
убыточной. Основная причина такого положения — недостатки в ценообразовании. Вследствие этого ряд предприятий отрасли работает в неравных экономических условиях. Чтобы создать необходимые условия для нормальной работы предприятий, по строить рациональный механизм стимулирования производства всех видов продукции- с учетом эффективного использования сырья, необходимо дальнейшее совершенствование системы оп товых цен в отрасли.
На результаты работы предприятия влияет также степень совершенства организации производства и труда. При анализе уровня организации производства следует учитывать его орга низационно-технические особенности. Предприятия одной от
расли могут иметь разные задачи из-за |
неодинакового |
уровня |
специализации, из-за разных масштабов |
производства и т. д. |
|
К организационно-техническим особенностям объекта |
следует |
относить его отраслевую принадлежность, размеры, степень охвата предприятием различных стадий производства, методы организации производства, степень его механизации и автома тизации и др. Все это влияет на содержание и методы анализа. Покажем это на примере проведения технико-экономического анализа судоремонтных предприятий рыбной промышленности, которые по сложности и организации производства не имеют себе равных.
6 t
Несмотря на то что в рыбной промышленности судоремонт относится не к основному, а вспомогательному производству, его роль и значение все время возрастают. Поэтому наряду с актуальнейшими проблемами, возникающими в процессе бур ного развития рыбной промышленности, проблема развития и
совершенствования судоремонтного |
производства наиболее |
остра и злободневна. |
|
При исследовании любого промышленного производства, в том числе и судоремонтного, в первую очередь речь идет о та ких функциональных элементах, как орудия и предметы труда, технология и организация производства. Их взаимодействие и влияние друг на друга имеют свои закономерности, свою спе цифику для каждой отрасли промышленности. Поэтому исследо вание проблем организации и управления судоремонтным предприятием нельзя проводить в отрыве от изучения развития техники и технологии на судоремонтных предприятиях. Исходя из этого, автор счел целесообразным применить так называемый комплексный метод анализа процессов производства на судоре монтных предприятиях. Сущность его заключается в изучении динамизма основных элементов производства каждого отдельно, а затем в обобщении результатов, в комплексной оценке разви тия и совершенствования техники, технологии и организации производства.
Уровень техники на судоремонтном заводе, по нашему мне нию, может быть определен в основном техническим совершен ством установленного оборудования и степенью его соответст вия современному развитию техники, соотношением отдельных видов оборудования на данном производстве, обеспечивающем ту или иную ступень технической и энергетической вооружен ности труда, в конечном итоге определяемых уровнем механи зации и автоматизации производственных процессов и труда и производительностью средств механизации и автоматизации. Уровень технологии, ее прогрессивность на судоремонтных пред приятиях могут быть измерены степенью совершенства и ин тенсификации технологических процессов, их экономической эффективностью, а также техническим уровнем и качеством вы пускаемых предприятием изделий и узлов, их надежностью и долговечностью в эксплуатации.
Уровень организации производства можно оценить с помо щью таких показателей, которые характеризовали бы степень непрерывности производства, его ритмичность, а также степень использования производственных фондов и использования рабо чего времени. Дифференцированно анализируя состояние тех ники, технологии и организации производства на каждом судо ремонтном предприятии, мы сопоставляли темпы их развития и выявляли их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга. Далее мы группировали судоремонтные предприятия по степени их технической вооруженности, наличию причалов, судоподъем
63
ных средств, объему и характеру выполняемых ими работ и проводили сравнение динамики развития организационно-тех нического уровня, исследовали причины неравномерности его роста между группами предприятий с учетом влияния на этот рост энерговооруженности труда, фондоемкости, после чего выявили влияние всех этих факторов на рост производительно сти труда и эффективность производства.
Нашим анализом установлено, что технический прогресс в судоремонте ускорил технологические процессы. Однако этот ди намический процесс охватил главным образом основное произ водство, а вспомогательное и обслуживающее производства находятся на низком техническом и организационном уровне, вследствие чего пропорциональность между основным и вспо могательным производством как одно из главных условий вы сокоэффективной работы предприятий нарушена. Уровень орга низации производства и труда в значительной степени отстает от уровня техники и технологии, что является одной из основ ных причин увеличения сверхплановых простоев судов в ре монте.
Особенно неблагоприятное положение сложилось в сфере управления судоремонтным производством. Технологическая ба за и организация управления чрезвычайно отстали, в результате чего усиливается диспропорция между темпами производства и оперативностью управления, а это наносит большой ущерб про изводству. Так, за последние три года уровень механизации и автоматизации производственных процессов на судоремонтных предприятиях вырос на 4,6%, уровень технологии на 3—4% и в то же время продолжительность стоянки судов в ремонте, как
нами показано выше, возросла от |
1,4 до 10,1% в зависимости |
от типа судна. |
в ремонте составляют от 13 |
Сверхплановые простои судов |
до 18%. Простои на некоторых предприятиях по ряду организа ционно-управленческих причин достигают одной трети ка лендарного времени. Анализ причин неритмичной работы на крупных судоремонтных предприятиях показывает следующее распределение потерь времени (в % к общему объему потерь): отсутствие материалов, заготовок и деталей — 13%; несвоевре менная и некачественная подготовка производства — 23%; недо статки ремонтного и энергетического обслуживания — 7%; не правильное внутрипроизводственное планирование— 14,5%; за держка .деталей на промежуточной обработке — 25%; несвоевре менное оформление приемки работ цеховыми органами контро ля — 6,5%; брак в работе — 6%; нарушения трудовой дисципли ны и другие потери времени — 5%.
Таким образом, потери рабочего времени на судоремонтных предприятиях вызваны в основном несовершенством организа ции и управления ходом производства. Это свидетельствует о назревшей необходимости проведения коренного совершенство-
63