Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
соответствии с их целью, т. е. когда определено полное содер жание функций управления. Последнее же возможно лишь после детальной разработки информационной системы управле ния как основы постановки, формулирования и группирования в функции задач управления объектом.
При этом информационная система должна обладать таки ми количественными и качественными параметрами, которые обеспечивали бы постановку и решение задач, вытекающих из потребностей управления производственно-хозяйственной дея тельностью управляемого объекта в любой период его функ ционирования. Функции управления формируются и развива ются под воздействием разделения труда и технического про гресса. Рост и совершенствование производства ставят перед управлением более сложные задачи, происходит углубление и изменение содержания функций, возникают новые функции управления. В ряде отраслей под влиянием технического про гресса происходит процесс объединения или разделения функ ций управления. Больше это относится к выполнению специа лизированных функций управления.
При создании производственных объединений многие спе циализированные функции, выполнявшиеся ранее предприя тиями, передаются объединениям, меняют свое содержание и характер. Так, функции конструкторской и технологической под готовки производства, материально-технологического снабже ния, сбыта продукции, организации ремонтного и энергетиче ского хозяйства уже не выполняются отдельными предприятия ми в той мере, в какой это было раньше. Выполнение этих функций в условиях производственного объединения на баз.е их централизации и специализации организуется на более вы
соком |
научно-техническом |
уровне. |
электронно-вычисли |
|
С внедрением |
в процесс |
управления |
||
тельной |
техники |
меняется содержание |
таких функций, как |
планирование, учет и контроль производства. Это изменение сводится в основном к тому, что человек не выполняет больше тех рутинных процессов, которые были при ручной обработке информации. Многие вычислительные трудоемкие операции вы полняются на вычислительных машинах. Кроме того, примене ние математических методов и ЭВМ позволяет находить опти мальные решения. Все это достигается в результате централи зации выполнения функций управления. Когда речь идет о централизации функций, то имеется в виду концентрация опре деленной производственно-хозяйственной деятельности в рам ках данной организационной формы (объединения, предприя тия и пр.). Но в той мере, в какой эта деятельность, будучи объектом управления, концентрируется, происходит и центра лизация управления, т. е. соответствующие подразделения си стемы, утрачивая полностью или частично функции, лишаются возможности руководить ею. Поэтому и соответствующий пер
40
сонал, осуществляющий такое руководство, делается для этих подразделений целиком или частично излишним.
В этих условиях возникают организационные предпосылки для органического соединения науки с производством и повы шения на этой основе его эффективности. Это достигается тог да, когда в рамках объединения обеспечивается выполнение воз можно большего количества производственно-хозяйственных функций, составляющих в своей совокупности процесс воспро изводства. Но это достигается не путем механического включе ния в состав объединения наряду с предприятиями научно-ис следовательских, проектно-конструкторских и других научнотехнических организаций, а на основе их взаимной привязки и для образования единого производственно-хозяйственного ком плекса.
Решение подобной задачи связано прежде всего с перерас пределением производственно-хозяйственных функций между всеми подразделениями комплекса для обеспечения наибольшей специализации каждого из них на выполнение строго определен ных видов деятельности таким образом, чтобы результаты рабо ты одного непосредственно влияли на показатели остальных. При этом за каждым предприятием или организацией должны быть сохранены те функции, которые они могут выполнять с наибольшей эффективностью. Только при этих условиях можно утверждать, что объединение повышает уровень обобществле ния производства и представляет собой форму его концентра ции.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ В ОТРАСЛИ
ОТРАСЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОСНОВЫ ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ
Управляемая система рыбной промышленности, если ее рас сматривать с позиций организационной структуры, представляет собой, как мы уже показали, ряд взаимосвязанных комплексов: добывающей и обрабатывающей отрасли, судоремонтного, сетеснастного, тарного производства, рыбных портов и пр. Но это чисто организационное структурное выражение управляемой си стемы. В экономическом плане, как мы уже отмечали, объектом, управления в отрасли является процесс непрерывного движения: денежной, производительной и товарной формы производствен ных фондов. Движение этих фондов представляет собой их сложное сочетание, требующее постоянной координации в про цессе производства.
41
Движение фондов происходит благодаря деятельности лю дей, и поэтому управление движением производственных фон дов требует управления деятельностью людей, осуществляющих этот процесс. Процесс производства — движение производствен ных фондов, непрерывное повторение определенных производст венных циклов.
Управляемую систему можно разделить на техническую, тех нологическую часть, систему организации производства, систему совместного труда и экономическую систему. Последняя выра жает собой единство экономических процессов в производстве, а также экономических связей всех сторон производства.
Все указанные системы находятся в тесной связи друг с другом, хотя каждая из них обусловливает определенную сто рону управляемой системы, ее специфическую сферу, на кото рую оказывается своеобразное по формам и методам воздейст вие в процессе управления. Каждая из них — важная часть управляемой системы, и только сумма этих систем составляет интегрированную управляемую систему.
Управляющая система — совокупность органов управления отраслью, предприятием. Она может быть построена как линей ная, как функциональная или как линейно-функциональная. Управляемая и управляющая системы находятся во взаимной связи и зависимости (количественные связи, качественные свя зи). Чем больше по объему и сложнее управляемая система, тем больше будет и управляющая система. И чем выше уровень ор ганизации в каждой части управляемой системы, тем меньше будет управляющая система. В свою очередь чем лучше орга низована управляющая система, тем меньше она будет.
Эффективность управляющей системы зависит также и от того, насколько умело она использует различные методы управ ления, а также насколько оптимально организована управляе мая система. Управляющая и управляемая системы связаны между собой посредством информации. Она поступает с объ ектов управления в управляющую систему и позволяет послед ней вырабатывать команды управления, которые по обратной связи поступают в управляемую систему для исполнения. Каж дая система самоуправляема. Она управляется свойственными ей методами, использует наиболее эффективные формы управле ния. В то же время каждая система в процессе управления ис пытывает внешнее воздействие других систем. В свою очередь данная система сама управляет подсистемами, которые состав ляют ее части. Рыбная промышленность в целом как сложная система испытывает, например, внешнее воздействие других ми нистерств и ведомств (судостроительной и машиностроительной промышленности, ведомств, которые поставляют ей флот, ма шины, материалы и пр.). Но сама рыбная промышленность осу ществляет самоуправление в собственной системе и управляет предприятиями, объединениями, входящими з нее. Ни одна си
42
стема не может быть замкнутой, построенной лишь на само* управлении. Она всегда подвергается внешнему воздействию других систем.
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ
Централизм управления составляет основное содержание планомерности, его решающий признак. Планомерность разви тия, как и централизм управления, не является раз навсегда достигнутым состоянием экономики. Она непрерывно совершен ствуется, принимая новые формы осуществления.
Обобществление средств производства и планомерный харак тер экономического развития связали воедино все звенья на родного хозяйства. Удовлетворение общественных и личных ин тересов стало непосредственной целью производства. Однако следует учитывать то, что нельзя составить всеобъемлющий, до самого конца детализированный план из центра. Поэтому по является объективная необходимость наряду с основными пла новыми формами ведения хозяйства использовать товарно-де нежные отношения. Очевидно, что нельзя собрать в управляю щем центре всю информацию об экономике отрасли, обработать и составить исчерпывающе определяющий весь до деталей план действий, даже если максимально использовать все имеющиеся сейчас на вооружении технические средства, в том числе и ЭВМ. Сочетание принципов централизации и децентрализации обусловливает число степеней свободы при выборе решений па каждом из уровней управления, а в связи с этим и объем необ ходимой информации.
Четкое разграничение прав и обязанностей, строгая государ ственная дисциплина создают условия для развития демокра тических основ управления. Разграничение функций управления между отдельными звеньями хозяйства основано на том, что в централизованном порядке должны решаться только такие воп росы, которые с такой же эффективностью не могут решаться низшими звеньями. Объективно это означает, что низшим звень ям предоставляется право самостоятельно решать те вопросы, которые наиболее эффективно могут быть решены именно на данном уровне. Например, задача оперативного управления флотом на промысле может быть эффективно решена руководи телем, который может в каждый конкретный момент времени учитывать сложившуюся в этом районе промысловую обстанов ку, метеорологические условия и другие обстоятельства.
Сейчас все более широкое распространение получает группо вой промысел, когда действия отдельных судов группы и груп пы в целом направляются флагманом. Флагман непосредствен но в море руководит работой отряда судов, находясь в непо средственной близости от них, получая нужную информацию для принятия решений от каждого судна. Такая организация
43
управления позволяет использовать ценную навигационно-про мысловую информацию от всех судов группы, более рациональ но организовать промысел в данном конкретном районе, эффек тивнее осуществить перегрузочные операции и прием снабжения. Однако при групповом промысле роль капитана судна и об ласть, в которой он должен осуществлять управление, нисколь ко не уменьшается, а, наоборот, увеличивается.
Производственный процесс на промысле имеет ярко выра женную цикличность и состоит из четырех фаз: поиск, добыча, переработка, выгрузка. В первой фазе промыслового цикла осу ществляется поиск объекта лова, подготовка орудий лова, вы бор варианта технологической обработки улова. Фаза поиска сменяется фазой добычи, т. е. непосредственными действиями по облову выбранной концентрации. Фаза добычи и фаза пере работки разделены только на промежутке времени первого тра ления или замета, а дальше они осуществляются параллельно. Здесь уточняется выбранный вариант технологической обработ ки улова и производятся действия по оптимизации промысло вого маневрирования (промысловых курсов, скорости, оснаст ки орудий лова и др.). Эти управленческие задачи могут с наи большей эффективностью быть решены только руководителями судна. Таким образом, капитан судна решает такие задачи управления, которые относятся непосредственно к работе суд на, флагман решает задачи координирования действий целой группы судов, при этом капитан судна решает, в основном, так тические задачи управления, но в ряде случаев он должен ре шать и задачи оперативного управления (принимает участие в планировании работы судна на рейс и год, определяет запасы промыслового вооружения, которые нужно иметь на судне пе ред выходом на промысел, непосредственно руководит ремон том судна и пр.). Флагман группы судов решает также опера тивные и тактические задачи. При этом основной его задачей является координирование работы судов на промысле для наи более эффективного их использования в конкретно сложив шейся обстановке.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЬЮ
Система управления всегда предполагает совокупность объ екта и субъекта управления, их пространственную определен ность в составе системы. Объект управления представляет ос новное ядро системы, в нем совершаются основные процессы, без которых не может существовать система. Объектом управле ния могут быть производственные, экономические, социальнополитические, технические, информационные, физические, меха нические и другие процессы. Объект управления занимает ос новополагающее место в производственной системе, его разви
44
тию и совершенствованию подчинена вся организационная прак тика в сфере материального производства.
Второй составной частью производственной системы являет ся субъект управления — это механизм, посредством которого обеспечивается управление системой. Центральное звено субъ екта управления — люди, которые, организовываясь определен ным образом, осуществляют необходимое действие над объек том.
Объект и субъект управления находятся во взаимодействии, органическая, взаимосвязь между ними определяет их взаим ное развитие. Изучение и правильное отражение этой связи в практике организации управления, определение места и роли объекта и субъекта управления в общественном прогрессе — не обходимое условие научного построения системы и организации экономического управления.
В центре управления отраслью стоит принятие решения, вы бор системы действий. Это требует выработки целей и крите риев управления на основе законов, присущих различным сто ронам объекта управления. Закономерности, присущие социали стическому производству, определяют также методы воздейст вия на производство. Цели и методы в совокупности образуют механизм управления.
На основе конкретной характеристики производства опреде ляются виды работ системы управления, т. е. ее функции. Управляющую систему, призванную реализовать цели, можно характеризовать в статике и динамике. В статике она представ ляет собой систему органов управления, которая включает два важнейших составных элемента — кадры управления и технику управления. В динамике система управления характеризуется деятельностью органов управления. Рыбная промышленность, будучи единым техническим и экономическим комплексом, в ко тором все ее части имеют интегративную общность, выступает материальной основой единого отраслевого управления. Формы организации отраслевого управления зависят от степени разви тия производства, его отраслевой структуры, степени специали зации, территориального размещения и других факторов.
В процессе управления отраслью обеспечивается: 1) плано мерное развитие отрасли; 2) разработка и внедрение единой технической политики; 3) распределение капитальных вложе ний, их эффективное использование; 4) внедрение совершенных методов организации производства и труда; 5) специализиро ванная подготовка профессиональных кадров для отрасли и другие задачи.
Система отраслевого управления промышленным производст вом строится на основе иерархичности. Этот принцип в построе нии систем управления реализуется через взаимодействие с принципом демократического централизма, обусловливающим взаимозависимость систем разного масштаба и последователь
45