Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 150

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вания организации производства и системы управления судоре­ монтными предприятиями.

Анализ, проведенный нами, показал, что технический про­ гресс в судоремонте в настоящее время находит свое выражение в том, что процессы производства, как и орудия труда, стано­ вятся значительно более дифференцированными и специализи­ рованными, расчлененность орудий труда в пространстве и про­ цессов производства во времени резко возрастает. С ростом чис­ ла пределов, через которые проходит предмет труда до превра­ щения его в конечный продукт, увеличивается число перемеще­ ний и их протяженность и соответственно возрастает время, в течение которого предметы и продукты труда перемещаются или ожидают этого перемещения.

Производственный процесс протекает в пространстве и во времени и при заданной технологии допускаются различные ва­ рианты временной и пространственной дифференциации выпол­ нения отдельных технологических процессов. Пространственная дифференциация технологических процессов, вызванная техни­ ческим прогрессом, в конечном счете определяет различные ор­ ганизационные формы производства: концентрацию, специализа­ цию, кооперирование, производственные потоки и пр.

Поэтому особое значение имеет выбор оптимального произ­ водственного процесса, что сводится к достижению минималь­ ных удельных затрат живого и овеществленного труда на еди­ ницу продукции вследствие более полного использования орудий труда и фонда рабочего времени рабочих. Это вполне достижи­ мо, если управленческие решения будут вытекать из следующих основных направлений совершенствования организации произ­ водства.

1. Создание условий, обеспечивающих сокращение длитель­ ности производственного цикла путем обеспечения максималь­ ной непрерывности и ритмичности производственного процесса, его интенсификации. К разрешению этой проблемы должно быть прежде всего обращено пристальное внимание судоремонтников, так как это позволит сократить размеры незавершенного произ­ водства, ускорить оборачиваемость оборотных средств, сокра­ тить численность вспомогательных рабочих, занятых хранением, выдачей, учетом и транспортировкой полуфабрикатов и изде­ лий на различных стадиях пролеживания и движения.

2. С фактором времени в организации производства, очевид­ но, теснейшим образом связаны такие вопросы организации производства, как пространственная планировка и организаци­ онная структура цехов и производственных участков, расстанов­ ка оборудования в пределах каждого из них, пространственная планировка кладовых и пунктов технического контроля и др.

При проектировании и строительстве судоремонтных пред­ приятий применялся не блочный, а разрозненный метод разме­ щения цехов на территории завода, что привело к простран­

64


ственной разобщенности цехов, технологически связанных меж­ ду собой. Пространственная разорванность цехов на судоре­ монтных предприятиях, естественно, удлинила транспортные коммуникации, увеличила нерациональные расходы на переме­ щение материалов, полуфабрикатов, деталей, а также потери времени рабочих в ходе производства. Все это не могло не отразиться на эффективности использования действующих мощ­ ностей судоремонтных предприятий. Поэтому расходы на транс­ портные, погрузочно-разгрузочные работы и работы, связанные с перемещением материалов, полуфабрикатов и изделий по ходу технологического процесса, достигают на судоремонтных пред­ приятиях от 20 до 40% всех затрат на основное производ­ ство.

Как видно, здесь имеются громадные резервы снижения про­ изводственных затрат. Оснащение и организация процессов пе­ ремещения и транспортировки превращаются в одну из цент­ ральных проблем организации производства на судоремонтных предприятиях. Решение этой проблемы должно идти по двум на­ правлениям: поиска всемерного сокращения длины путей, по которым перемещаются предметы и продукты труда и механиза­ ции «течения» материалов, полуфабрикатов и готовых изделий для увеличения скорости их передвижения и сокращения удель­ ного веса тяжелого ручного труда вспомогательных рабочих. Однако наши крупнейшие судоремонтные предприятия не ведут учета трудоемкости этих процессов, не изучают и не знают протяженности основных путей движения материалов, полуфаб­ рикатов и изделий, не ведут-регулярной работы по сокращению длины этих путей.

3. Современное судоремонтное предприятие представляет собой сложный комплекс, в котором все его отдельные части находятся в определенном производственно-техническом един­ стве. В тесной взаимосвязи протекает работа производственных, вспомогательных и обслуживающих цехов и участков. Поэтому, казалось бы, что и совершенствование производственного про­ цесса должно протекать па всех .участках. Однако до послед­ него времени главное внимание уделялось и уделяется совер­ шенствованию только основных технологических процессов изго­ товления изделий.

Между тем вспомогательные процессы (транспортировка, ремонтные работы, контроль, складские операции и т. д.) весь­ ма незначительно подвергались прогрессивным техническим усо­ вершенствованиям. Недооценка роли вспомогательных, в осо­ бенности транспортных и погрузочно-разгрузочных, работ, их слабая механизация и низкий уровень организации привели к тому, что производительность труда на вспомогательных опера­ циях оказалась в 1,5—2 раза ниже, чем на основных, а себе­ стоимость в 3—5 раз выше, чем при выполнении аналогичных работ в специализированных организациях.

3 П. М. Заглубоцкий

65


Как правило, технология на вспомогательные работы на лю­ бом судоремонтном заводе почти отсутствует, так как этим воп­ росом ни одна инженерная служба не занимается. По этой при­ чине в настоящее время технология судоремонта представляет собой не единую строго последовательную систему взаимосвя­ занных процессов, регламентирующих все операции по превра­ щению исходных материалов в готовую продукцию, а набор от­ дельных обособленных процессов, сфера действия которых огра­ ничивается рамками основных операций данного участка, а между действующими технологическими процессами и внутри их имеются разрывы в виде технологических недоработок. Это как раз и является одной из причин длительного пролеживания заготовок, полуфабрикатов в ходе производственного процесса. Величины потери производства на всякого рода «пролеживания» деталей в ходе производственного процесса достигают огромных размеров. На ряде судоремонтных предприятий доля времени непосредственной обработки в общей продолжительности произ­ водственного цикла колеблется от 10 до 25%. Комплексная тех­ нология, предусматривающая прогрессивные методы выполне­ ния основных и вспомогательных работ, основа для внедрения поточных методов в судоремонте и резкого сокращения длитель­ ности производственного цикла.

4. В судоремонте значительно возросли технологические ско рости производства, резко сократилось время непосредственно­ го выполнения технологических операций, уменьшилась доля машинного времени в общем времени производства, но наряду с этим время движения предметов труда в производстве измени­ лось совершенно незначительно. Мало того, в связи с расчле­ ненностью производственного процесса на многие операции уве­ личились пути движения материалов и деталей в ходе произ­ водственного процесса, возросло время их пролеживаний в ожи­ дании обработки, что, естественно, привело к некоторому несо­ ответствию между технологическими скоростями и временем движения объекта в процессе производства.

Новая, более совершенная техника, прогрессивная техноло­ гия производства вызвали дальнейшее разделение труда в су­ доремонте, что, в свою очередь, потребовало всемерного умень­ шения перерывов при переходе предмета труда от одной формы процесса производства к другой. Поэтому начало все больше выкристаллизовываться направление территориального сближе­ ния процессов выполнения различных видов технологических операций. Результатом этого стало нарушение технологической обособленности отдельных цехов. А это в свою очередь настоя­ тельно потребовало применения новых, более эффективных форм организации производства и взаимосвязи рабочих мест,, участков, цехов.

Поэтому на судоремонтных предприятиях постепенно начали переходить от технологической специализации цехов и участков


к их предметной специализации. Организация предметно-замк­ нутых цехов и участков обеспечивает на судоремонтных пред­ приятиях значительное сокращение производственного цикла за счет уменьшения времени межоперационного процеживания. Создание предметно-замкнутых участков и цехов значительно сокращает внутризаводскую и внутрицеховую кооперацию по изготовлению деталей, узлов и машин и тем самым ликвиди­ рует сложные межучастковые и межцеховые маршруты деталей. Все это значительно уменьшает межоперационное время при изготовлении узлов и деталей машин.

5. Один из основных путей повышения производительности труда в ремонте— это также перемещение большинства работ непосредственно с судна в условия цеха. Этому способствует внедрение прогрессивных методов ремонта: узлового, агрегат­ ного, , агрегатно-узлового и агрегатно-блочного. Обязательным условием для внедрения агрегатного метода являются специа­ лизация судоремонтных заводов на ремонте определенных, огра­ ниченных по количеству типов судов и двигателей, а также ор­ ганизация на заводах специализированных цехов, отделений и участков по ремонту двигателей внутреннего сгорания, насосов, лебедок, холодильных установок, электромеханизмов и др. Для этого необходимо развивать междуведомственную кооперацию (особенно по ремонту двигателей внутреннего сгорания и элект­ родвигателей) путем создания бассейновых предприятий, а так­ же организации ремонта механизмов на специализированных участках независимо от ведомственной принадлежности.

Нет сомнения в том, что устранение универсализма в судо­ ремонте путем проведения специализации судоремонтного про­ изводства и расширения связей по кооперации с машинострои­ тельными предприятиями позволит резко сократить сроки ре­ монта судов и снизить их себестоимость. На наш взгляд, ус­ пешное решение этих задач может быть осуществлено на базе создания в судоремонте крупных производственных комплексов, в состав которых будут входить производственные объединения, созданные по принципу технологической однородности выпол­ няемых процессов.

6. Сокращение сроков и улучшение качества ремонта может быть достигнуто при условии значительного улучшения техни­ ческой подготовки к ремонту судов до постановки их на завод, при этом она должна производиться в этом периоде для груп­ пы судов, а не для отдельного судна. Однако улучшение каче­ ства и сокращения сроков ремонта судов может повлечь за со­ бой удорожание стоимости ремонта судов, поскольку завод бу­ дет нести дополнительные расходы на подготовку производст­ ва, создание технологической документации, оснастки, обмен­ ного фонда. Но эти затраты с лихвой окупятся в период эк­ сплуатации судна, поскольку длительность ремонта судов со­ кращается.

5 *7


7. Размеры экономического стимулирования работников су­ доремонтных предприятий следует поставить в зависимость от обеспечения выпуска судов из ремонта по утвержденному гра­ фику в срок и досрочно.

Резервы на снижение затрат в судоремонтном производстве следует в первую очередь искать во вспомогательном обслужи­ вающем хозяйстве, для чего необходимо как можно скорее ликвидировать несоответствие между уровнями технической оснащенности и организации основного производства и системы его обслуживания. Неравномерная механизация органически связанных друг с другом основных и обслуживающих операций, резкое отставание темпов механизации вспомогательных ра­ бот, слабое развитие централизованного и специализированно­ го обслуживания на индустриальной основе, отсутствие техноло­ гической регламентации процессов обслуживания приводят к определенному противоречию в производственном процессе, следствием которого является снижение эффективности техниче­ ского прогресса и сдерживание темпов роста производительно­ сти труда в судоремонте. От ликвидации этого противоречия во многом зависят возможности получения крупной экономии ма­ териальных и трудовых затрат, а также эффективность всей ра­ боты судоремонтных предприятий и темпы дальнейшего разви­ тия экономики судоремонтной отрасли в целом.

8. Внедрение в практику технической подготовки производ­ ства, планирования и управления судоремонтными предприя­ тиями математических методов и электронно-вычислительной техники может пойти по двум направлениям. Особенностью пер­ вого из них является комплексный подход к задаче применения ЭВМ в экономической работе. При этом подходе считается, что главный эффект от применения ЭВМ в судоремонте составляют комплексные расчеты, охватывающие все основные разделы планирования, а также экономического анализа. Характерная черта второго направления — это ориентировка на применение ЭВМ лишь в непосредственной связи с математическими мето­ дами. Механизация же планово-расчетных и учетных операций даже в случае осуществления вариантного планирования при­ знается в этом случае как некое упрощение, которое не может привести к оптимизации планирования.

Представители второго направления недооценивают значения ЭВМ как средства механизации счетных операций, позволяюще­ го быстро и точно производить плановые расчеты и осуществ­ лять в некотором приближении задачу оптимизации планирова­ ния. Безусловно, что первое направление является более про­ грессивным, если учесть, что его можно проводить постепенно, начиная от самых простых, однако наиболее трудоемких расче­ тов, переходя к более сложным по мере накопления достовер­ ной информации и подготовки алгоритмов и программ для ре­ шения сложных экономических задач.

68