Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 0
лизма. Дифференциация методов управления производством предполагает и их интеграцию, их неразделимое единство. В свою очередь экономические методы прокладывают путь к эффективному функционированию созданной системы и усили вают базу для развития социальных (воспитательных) методов. Только во взаимодействии организационных, экономических и социальных методов, в их диалектическом единстве реализуется цель управления производством.
Главная функция централизованного планирования и вооб ще экономической политики Коммунистической партии состоит в том, что эта политика, исходящая из требований объективных экономических законов социализма, научно определяет все сто роны и процессы в развитии народного хозяйства, в том числе
ивсе формы и методы экономического стимулирования. Проти вопоставление административных методов экономическим не правильно, тем более что административные методы всегда ис пользовали стоимостные категории. Лишь тогда, когда админи стративные методы отступали от указанных научных предпосы лок, они превращались в администрирование, противостоявшее экономическим методам, формам, стимулам. В принципе же эко номические методы в социалистическом обществе не существу ют оторванно от административных.
Как известно, каждая система испытывает внешнее и внут реннее воздействие, поэтому она не может быть замкнутой, по строенной только на самоуправлении; граница между внешним
ивнутренним воздействием подвижна: чем больше внешнее, тем меньше внутреннее воздействие (самоуправление). В резуль
тате экономической реформы внешнее воздействие на предприя тия ограничилось, а внутреннее воздействие (самоуправление) усилилось.
Установление правильного соотношения между администра тивными и экономическими методами руководства составляет одно из важнейших условий повышения эффективности произ водства. Исследование рационального соотношения администра тивных и экономических методов руководства народным хозяй ством — наиболее актуальная задача науки управления.
Один из важнейших экономических методов руководства со циалистическим производством— хозяйственный расчет. В усло виях товарно-денежных отношений и действия закона стоимости наиболее правильной формой сочетания централизованного ру ководства с самостоятельностью предприятий служат хозрас четные отношения. Повышение самостоятельности предприятий создает благоприятные условия для внедрения хозяйственного расчета во все звенья народного хозяйства. Хозяйственный расчет основан на соизмерении затрат и результатов хозяйствен ной деятельности, на возмещении расходов, связанных с про изводственно-хозяйственной деятельностью, выручкой от реали зации продукции и услуг, и на обеспечении рентабельности про
73
изводства. Хозяйственный расчет постоянно требует сокращения затрат живого и овеществленного труда, экономии времени. По этому хозяйственный расчет — могучий рычаг осуществления режима экономии. Определяющими признаками хозяйственного расчета являются самостоятельность предприятий в рамках еди ного народнохозяйственного плана, их ответственность за без убыточную работу, заинтересованность в результатах труда.
Важнейшим условием широкого использования экономиче ских методов руководства является внедрение полного хозяйст венного расчета во все звенья общественного производства. Одно из направлений более широкого внедрения хозяйственного расчета составляет создание хозрасчетных объединений (глав ных управлений, министерств, трестов, объединений). При этом необходимо установить такие отношения между предприятия ми и вышестоящими организациями, при которых аппарат управления был бы экономически заинтересован в результатах деятельности предприятий.
Осуществление хозяйственного расчета органически связа но с применением материального стимулирования. Правильное осуществление материальной заинтересованности отвечает дей ствию экономического закона распределения по труду. Матери альное стимулирование направлено на повышение эффективно сти производства.
Важный экономический метод руководства, без которого не возможно ни планирование, ни осуществление хозрасчета, — ценообразование. При социализме ценообразование — это про цесс планомерного установления цен, исходя из действия систе мы экономических законов, прежде всего закона стоимости, и из интересов хозяйственной политики. В основе цены лежат об щественно необходимые затраты. Цены на продукцию устанав ливаются исходя из средних затрат на ее производство, начисле ния на заработную плату, платы за основные фонды и из необ ходимого размера прибыли.
В настоящее время в процессе ценообразования имеется тен денция все большего приближения цен к стоимости, к количе ству затраченного общественно необходимого труда на изготов ление данной продукции, что способствует созданию предпосы лок для контроля за развитием социалистического производст ва. Этот контроль становится вполне реальным, так как цена, отражая более или менее полно затраты общественно необходи мого труда на производство определенных товаров, позволяет рассчитать уровень экономической эффективности их произ водства.
При помощи ценообразования можно влиять на направления и темпы развития технического прогресса, на технический уро вень и качество продукции и на ряд других показателей работы социалистических предприятий. Цена должна эффективно влиять на результаты научно-технического прогресса в народ
74
ном хозяйстве, на рост эффективности общественного производ ства. Мы выше уже упоминали, что в рыбной промышленности цены на рыбную продукцию имеют существенные недостатки. Наряду с этим следует также отметить, что и цены на средства производства, потребляемые рыбной промышленностью, нужда ются в совершенствовании. Цена на средства производства (ма шины, оборудование, суда и пр.) оказывает серьезное влияние на формирование издержек производства в отраслях, потреб ляющих их.
Повышение эффективности производства при внедрении ма шин возможно либо при эффективной замене живого труда ме ханизмами, либо при использовании более производительных орудий труда взамен ранее действовавших. Эффективность при менения многих машин в рыбной промышленности зависит от соотношений цены машины и уровня оплаты труда. Рыбная промышленность — фондоемкая отрасль. Основную часть фон дов составляет флот. Поэтому установление цен на суда не без различно для отрасли. Критерием эффективности новых кораб лей и установления цен на них является тот экономический эф фект, который получает рыбная промышленность от использова ния их по сравнению со старыми.
Оптовая цена на новые суда в расчете на единицу произ водительности, мощности или другого измерителя полезного эф фекта должна быть ниже цены на давно используемые суда. Это — переменная экономическая предпосылка технического прогресса в народном хозяйстве. Однако в рыбной промышлен ности порой невыгодно приобретать новые суда из-за их высо кой стоимости.
В настоящее время цены на новое оборудование, суда уста навливаются без учета их производительности. Нередко отсут ствует материальная ответственность заводов-производителей и проектных организаций за качество и стоимость выполнения ра бот. Например, рыбная промышленность приобрела за послед ние годы большое количество судов типа СРТМ, которые пред назначались для замены судов типа СРТ. Однако суда типа СРТМ по стоимости дороже судов типа СРТ почти в 2,5 раза, в то время как по производительности эти суда почти не отли чаются от судов типа СРТ. Поэтому не случайно суда типа СРТМ в эксплуатации оказались нерентабельными.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТфДОВ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ РЕФОРМЫ
Мы уже упоминали выше, что некоторые экономисты сводят суть хозяйственной реформы к проблеме более широкого и эф фективного использования товарно-денежных отношений в пла новом регулировании экономики. Такая постановка вопроса означает забвение другой, не менее важной стороны реформы,
75
а именно необходимости укрепления и совершенствования си стемы планирования и управления, повышения ее научного уровня. Только в органическом единстве этих двух сторон мо жет быть обеспечен принцип демократического централизма в организации социалистического хозяйствования. Было бы опро метчиво рассчитывать на то, что сам факт применения новых методов планирования автоматически повлечет за собой улуч шение технико-экономических показателей производства, а глав ное — рост производительности труда.
Реформа решает многие проблемы хозяйственного развития. Вместе с тем она выдвигает новые задачи, в том числе следую щие:
а) внедрение полного хозяйственного расчета во все звенья народного хозяйства на основе широкого использования товар но-денежных отношений, правильное сочетание производства и рынка;
б) усиление экономических стимулов в развитии обществен ного производства;
в) последовательное осуществление принципа демократиче ского централизма в планировании и управлении народным хо зяйством.
Сочетание централизованного планирования с экономическим стимулированием, с системой полного хозрасчета составляет объективную основу успешного решения всех наших хозяйствен ных задач. Для решения этой задачи необходимо коренное со вершенствование планирования, ценообразования, создание бо лее действенной системы экономического стимулирования. В рыбной промышленности совершенствование системы плани рования необходимо начинать с внедрения единой методики планирования и совершенствования системы цен.
Особенности планирования в рыбной промышленности.
Внедрение единого метода планирования в рыбной промышлен ности является одной из первоочередных задач совершенствова ния системы управления производством. Сейчас в рыбной про мышленности официально принят трестовский метод планирова ния. Однако в различных бассейнах применяется не только тре стовский метод в его чистом виде, но и другие методы плани рования, как-то: в Западном бассейне действует главковский, в
Дальневосточном |
и Каспийском — трестовский, |
в Северном и |
Азовско-Черноморском — смешанный. Крупные |
предприятия |
|
двух последних |
бассейнов, непосредственно |
подчиняющиеся |
главкам, приравнены к трестам и внутрипромышленный оборот между ними не исключается из общего объема выработанной продукции.
В целом по рыбной отрасли планирование и учет выполне ния производства рыбной продукции в натуральном выражении во избежание повторного счета производятся по отраслевому
76
методу, т. е. с исключением всех внутрипромышленных оборотов. Ясно, что при таком положении создается несоответствие стои мостных плановых и отчетных показателей натуральным, что приводит к несопоставимости по бассейнам затрат на 1 руб. то варной продукции. Кроме того, это служит серьезным препят ствием на пути внедрения экономических методов управления промышленностью.
Анализ возможности применения в рыбной промышленности одного из существующих методов планирования (заводского, трестовского, отраслевого) показал, что ни один из них в чи стом виде не может обеспечить повышения научного уровня пла нирования и управления отраслью при действующей структуре управления. Заводской метод, предусматривающий суммирова ние объема выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении в целом по главку, а затем отрасли, не может быть применен в рыбной промышленности. Дело в том, что оптовые цены на рыбную продукцию, как мы покажем дальше, н,е со ответствуют затратам на ее производство. Это вызывает необ ходимость регулирования рентабельности рыбодобывающих и рыбообрабатывающих предприятий путем применения в про мышленности расчетных цен, которые сейчас устанавливаются производственно-территориальными управлениями и главными бассейновыми управлениями.
При заводском методе планирования будет необходимо централизованно планировать все внутрипромышленные оборо ты, а следовательно, устанавливать и расчетные цены, что ли шит экономической самостоятельности производственные и глав ные управления, а поэтому расчетные цены не будут маневрен ными, гибкими. Но дело не только в этом. Рыбообрабатываю щие предприятия часто выпускают продукцию в виде полуфаб рикатов, которые затем передают на дальнейшую переработку другим предприятиям (например, большое количество мороже ной рыбы перерабатывается на консервы и рыбную продукцию различных видов). В этом случае сложение объемов рыбной продукции, выпускаемой всеми рыбодобывающими и рыбообра батывающими предприятиями, приведет к искусственному ро сту объема выпускаемой продукции (т. е. попросту исказит пла новые и отчетные натуральные показатели). В действительности же потребитель эту продукцию не получит. Во избежание этого в настоящее время и при трестовском методе планирования вы пуск продукции в натуральном выражении планируется без учета внутрипромышленных оборотов, т. е. по отраслевому ме тоду для министерства и по главковскому для главных бассей новых управлений.
Трестовский метод планирования был введен еще в годы, когда в промышленности функционировали тресты. В то время не был развит экспедиционный промысел в открытом океане, а при прибрежном лове, который превалировал в те годы, вся
77