Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 0
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ
Система распределения прибыли — одно из составных звень ев хозяйственной реформы. Эффективность этой системы во многом определяет действенность новых методов планового руководства. В настоящее время, когда хозяйственная реформа вступила в решающую стадию развития и накоплен достаточ ный опыт, важно правильно оценить эффективность системы распределения прибыли, глубже понять и полнее раскрыть сущ ность и экономические границы прибыли как стимула, чтобы определить пути дальнейшего усиления ее роли в развитии про изводства. Система распределения прибыли — это серьезный шаг в изыскании и практической реализации возможностей сти мулирования роста производства. Она исходит из необходимо сти дальнейшего совершенствования системы планирования, последовательного внедрения принципов хозяйственного расче та и более правильного сочетания интересов общества, коллек тивов предприятий и каждого работника в росте производства
иего эффективности.
гИсходными и определяющими в организации новой системы распределения прибыли являются те существенные изменения, которые вносятся хозяйственной реформой в планирование, эко номическое стимулирование производства и финансовые взаимо отношения предприятий с государством. Эти изменения вклю чают в себя расширение прав и возможностей предприятий в использовании прибыли на цели развития производства и ма териального поощрения работников, перестройку системы пла тежей в бюджет из прибыли на базе введения платы за про
изводственные фонды и фиксированных платежей, превращение прибыли предприятий в решающий источник финансирования централизованных затрат по развитию и расширению произ водства.
Опыт работы промышленных предприятий рыбной промыш ленности дает достаточные основания для оценки эффективно сти как отдельных элементов распределения прибыли, так и всей системы в целом. Не все элементы этой системы на пер вом этапе осуществления хозяйственной реформы действовали достаточно эффективно и одинаково раскрывали свои стиму лирующие возможности. Однако накопленный опыт позволяет утверждать, что в целом в результате взаимодействия всех эле ментов система распределения прибыли усилила заинтересован ность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, в росте реализации продукции, прибыли и рента бельности.
Повышение заинтересованности коллективов предприятий в улучшении результатов работы нашло свое выражение в моби лизации внутрипромышленных резервов. Предприятия стали
107
лучше использовать основные производственные фонды, осво бождаться от излишнего и ненужного оборудования, быстрее вовлекать в производство более эффективные машины. Одно временно ускорилась оборачиваемость оборотных средств. В ре зультате повысился показатель рентабельности производства.
Все это свидетельствует о положительном влиянии реформы на развитие производства. Однако, несмотря на достигнутые результаты, было бы ошибочно утверждать, что стимулирую щие возможности, заложенные в системе распределения при были, использованы в полной мере. В ходе осуществления эко номической реформы весьма отчетливо проявился ряд недостат ков и противоречий, заложенных в системе распределения при были. Не на всех предприятиях соблюдались экономически обо снованные соотношения между объемом и ростом прибыли и мерой материального поощрения работников. На некоторых предприятиях темпы роста оплаты труда существенно опережа ли темпы роста производительности труда. Наряду со значи тельным перевыполнением плановых заданий многими предпри ятиями еще велико число предприятий, не выполняющих план по прибыли. Отдельные предприятия стремятся получить высо кую прибыль вследствие выпуска наиболее дорогих видов про дукции.
Повышение эффективности системы распределения прибы ли требует дальнейшего совершенствования механизма ее дей ствия, преодоления тех недостатков, которые снижают или ограничивают стимулирующие возможности экономических ры чагов. Нам представляется, что совершенствование системы распределения прибыли должно происходить по двум основ ным направлениям: во-первых, необходимо усилить заинтере сованность предприятий в принятии высоких плановых заданий и более полном использовании внутрихозяйственных резервов роста производства; во-вторых, следует активизировать роль ин тенсивных факторов роста производства и накоплений. Решение этих задач требует улучшения системы образования фондов экономического стимулирования и совершенствования механиз ма финансовых взаимоотношений предприятий с бюджетом.
Главное отличие новых пропорций в распределении прибыли заключается в увеличении абсолютных размеров и удельного веса прибыли, направляемой в фонды стимулирования предпри ятий. Этот удельный вес в рыбной промышленности более чем удвоился и составил около 10— 12%. Такой сдвиг вызван раз личными причинами и прежде всего влиянием «стартовых» усло вий перехода предприятий на новую систему хозяйствования, когда до 90% дополнительной прибыли, предусмотренной в пла не сверх первоначально установленных заданий, было направ лено в фонды стимулирования. Повышение доли прибыли, ис пользуемой предприятиями для стимулирования производства, естественно, выдвигает вопрос об экономических границах их
108
дальнейшего роста и обеспечения правильных соотношений меж ду реальными достижениями предприятий в улучшении работы, мерой приращения прибыли и увеличением размеров фондов поощрения.
Плановое управление процессом формирования фондов сти мулирования предприятий осуществляется через систему фон дообразующих показателей и нормативов отчислений в эти фон ды, которые являются важными рычагами централизованного установления пропорций распределения прибыли, основой дей ствия механизма экономического стимулирования. Опыт осуще ствления хозяйственнойреформы показывает, что правильный выбор фондообразующих показателей и обоснованные нормати вы образования фондов стимулирования во многом определяют действенность новой системы распределения прибыли. В насто ящее время, как известно, применяются два фондообразующих показателя: темпы роста объема реализации продукции или прибыли и уровень расчетной рентабельности. Такая комбина ция показателей необходима, чтобы стимулировать увеличение продукции и прибыли, а также повышение эффективности про изводства, увеличение отдачи с каждого рубля производствен ных фондов. По своей идее и исходным принципам такое соче тание фондообразующих показателей экономически обосновано. Одновременное стимулирование объемных и качественных пока зателей создает предпосылки для повышения заинтересованно сти предприятий в улучшении конечных результатов их дея тельности и более полном использовании внутрихозяйственных резервов роста производства и накоплений. Однако действую щие фондообразующие показатели обнаружили ряд недостатков и нуждаются в совершенствовании.
Практика показывает, что по отдельным предприятиям рыб ной промышленности темпы роста реализации продукции и при были весьма неустойчивы. Они подвержены значительным ко лебаниям по годам, которые происходят по не зависящим от коллективов причинам: вследствие изменения ассортимента про дукции, цен на сырье, суда и др. Предприятия при снижении плановых темпов роста объема реализации продукции и при были сталкиваются с фактом сокращения фондов поощрения, что ослабляет действенность новой системы стимулирования. В то же время предприятия могут в отдельные годы добиться резкого повышения темпов роста объемов реализации продук ции и прибыли и увеличить отчисления в фонды стимулирова ния без соответствующего наращивания трудовых усилий кол лективов предприятия. Нельзя не отметить и тот факт, что при действующем порядке формирования фондов стимулирования не учитывается, за счет каких факторов — экстенсивных или интенсивных — растут реализация продукции и прибыль.
Показатель расчетной рентабельности обеспечивает большую устойчивость отчислений в фонды стимулирования, он подвержен
109
гораздо меньшим колебаниям по годам. В результате многие предприятия отдают предпочтение показателю рентабельности перед показателем роста прибыли. В настоящее время в рыбной промышленности примерно 70% всей суммы фондов стимули рования создается в зависимости от уровня расчетной рента бельности, 30% — от темпов роста реализации продукции или прибыли. По предприятиям Министерства рыбного хозяйства
СССР за счет расчетной рентабельности создается свыше 80% всей суммы фондов стимулирования. Однако нельзя не учиты вать, что показатель расчетной рентабельности, которая во все большей мере преобладает в .качестве фондообразующего по казателя, содержит в себе ряд противоречий, ведущих к ослаб лению технического перевооружения производства. Дело в том, что показатель расчетной рентабельности, будучи производным от показателя общей рентабельности, подвержен значительным колебаниям в пределах групп предприятий. Тем самым инди видуальная рентабельность каждого предприятия становится как бы критерием эффективности его затрат. Мера общест венной эффективности затрат в этих условиях может прийти в противоречие с индивидуальными интересами предприятий, которые руководствуются прежде всего достигнутым уровнем рентабельности производства, причем чем выше уровень рен табельности предприятий, тем менее они заинтересованы в тех ническом обновлении производства.
В настоящее время, как известно, ведутся поиски путей со вершенствования механизма образования фондов экономического стимулирования. Предлагается ряд вариантов, в которых преду сматриваются различные фондообразующие показатели. Неко торые экономисты, учитывая указанные недостатки, предлагают вообще отказаться от принципа взаимосвязи между размерами фонда поощрения и фонда заработной платы. Этот вопрос в последнее время весьма оживленно дискутируется, и при его оценке, на наш взгляд, допускается известная односторон ность.
Во-первых, при образовании фондов стимулирования нельзя игнорировать тот факт, что рост производства и увеличение массы прибыли в отдельных случаях могут происходить за счет экстенсивного фактора, т. е. увеличения рабочей силы. Поэтому полное игнорирование данного обстоятельства может поста вить отдельные предприятия в крайне невыгодное положение при образовании фондов экономического стимулирования, т. е. привести к значительному уменьшению размеров премий, прихо дящихся в среднем на каждого работника.
Во-вторых, рост фонда заработной платы происходит в ре зультате не только увеличения численности работников, но и повышения средней заработной платы и квалификации работ ников. Естественно, что этими факторами нельзя пренебрегать при формировании фондов экономического стимулирования.
110