Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

эффективности, потому что доля фонда, образуемая по показа­ телю реализации (прибыли), составляла в среднем примерно одну треть.

Ныне показатель производительности труда включается в число утверждаемых предприятию плановых показателей. При формировании фондов в девятой пятилетке предусматривается рост производительности труда, который позволяет предприя­ тиям увеличивать средства на поощрение. Однако необходимо, чтобы министерства дифференцировали размеры дополнитель­ ных отчислений в фонд в зависимости от конкретного соотно­ шения между фондом материального поощрения и фондом заработной платы.

Условия эксплуатации рыбопромыслового флота (добываю­ щего, обрабатывающего и транспортного) весьма своеобразны и, решая проблему совершенствования методов планирования труда и фонда заработной платы с учетом требований щекинского метода, эту специфику следует иметь постоянно

ввиду.

Внастоящее время щекинский эксперимент нашел примене­ ние в рыбной промышленности на двух типах судов — на БМРТ

типа «Маяковский» «Запрыбы» и транспортных рефрижераторах типа «Иван Айвазовский» «Севрыбы».

На судах типа БМРТ из-за ряда причин щекинский метод не получил широкого распространения. Судовые экипажи по­ мимо лова и обработки рыбы обеспечивают функции техниче­ ской эксплуатации и соблюдение безопасности мореплавания. Поэтому сокращение численности судовых экипажей связано с рядом трудностей.

'Поскольку в действующих системах оплаты труда существует ряд положений, аналогичных опыту оплаты труда работников на Щекинском химкомбинате, а также, учитывая специфику условий труда на судах в океане, целесообразно рассматривать вопрос о проведении щекинского метода на судах типа БМРТ в каждом конкретном случае отдельно в зависимости от специ­ фики и характерных особенностей рейса. Более широкое распро­ странение щекинский метод получил на транспортных судахрефрижераторах «Севрыбхолодфлота», была принята во внима­ ние специфика работы указанного типа судов1 и выявлена воз­ можность сокращения численности палубной команды на транспортных рефрижераторах в связи со снижением загружен­ ности матросов на время переходов.

Рейсы с сокращенной численностью экипажей показали, что предложенный сокращенный штат команды транспортного ре­

1 Основная часть времени этих судов тратится на переходы в районы промысла и обратно, а также на стоянки в порту. Лишь */4 часть времени (в среднем 70—80 суток в году) идет на приемку рыбопродукции с промыс­ ловых судов в море.

116


фрижератора оправдывает себя полностью, особенно при рейсах на «длинном плече», о чем говорят основные показатели их работы.

, Распространение опыта «Севрыбхолодфлота» по применению щекинского метода на транспортных рефрижераторах может быть рекомендовано на данном типе судов всех бассейнов. По­ скольку в рыбной промышленности накоплен незначительный опыт по применению щекинского метода и он проводился в небольших масштабах, а актуальность и положительные его сто­ роны очевидны, целесообразно продолжить распространение щекинского эксперимента в рыбной промышленности в после­ дующие годы, в частности, на других типах судов, а также на береговых предприятиях.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ

В хозяйственном расчете органически сочетаются два на­ чала— народнохозяйственное и локальное. Первое проявляется в его направленности на достижение темпов и пропорций, не­ обходимых для экономической макросистемы в целом, на выпол­ нение каждым воспроизводственным звеном задач, возложенных обществом. Второе призвано обеспечить соизмерение затрат и результатов производства в масштабе отдельного звена и оценку эффективности его деятельности, создать условия для развер­ тывания творческой инициативы коллективов трудящихся для удовлетворения их производственных и личных интересов, для их стимулирования в соответствии с трудовым вкладом.1

В единстве двух указанных начал определяющую роль играет народнохозяйственное .начало. Поэтому хозрасчет не может рассматриваться исключительно как форма экономической орга­ низации первичного производственного звена, он представляет собой форму функционирования всего народнохозяйственного механизма. Хозрасчет неразрывно связан с централизованным планом, должен стимулировать принятие напряженных плановых заданий и их выполнение. Хозрасчет предприятия или объеди­ нения может быть экономически обоснован только в том слу­ чае, когда эффективность их деятельности оценивается на основе общественно необходимых затрат и сопоставления с ними ин­ дивидуальных результатов.

Социалистическое производство требует материального сти­ мулирования трудящихся в соответствии с количеством и каче­ ством затраченного ими труда. Материальная заинтересован­ ность в условиях крупного производства носит многоступенчатый

характер. Продукт

труда

производственного коллектива полу­

' А л л а х в е р д я н

Д. А.

Внедрение принципов хозрасчета во все

звенья промышленного

производства. — «Сборник докладов № 1 Второй все­

союзной научно-технической конференции», 1972.

117


чает окончательное общественное признание после его реализа­ ции, продажи. Поэтому продукт труда отдельного рабочего может быть оценен сначала лишь в минимально гарантирован­ ном размере, чтобы после его общественной оценки «дерегу­ лировать» оплату труда в соответствии с фактически получен­ ным коллективом доходом. В результате оплата труда рабочего складывается из двух частей: первая величина (гарантирован­ ная, минимальная) воплощается в заработной плате, вторая (дополнительная, неопределенная)— в распределении фонда материального поощрения, образуемого в зависимости от ре­ зультатов работы коллектива в целом. Если эти результаты велики, велика и добавка к основному заработку, если малы,— добавка мала или вообще отсутствует. Для предприятий со сложной структурой — цехи, участки, бригады'— целесообразно увеличить число ступеней материального стимулирования. Здесь минимально гарантированная заработная плата нередко сна­ чала дополняется поощрением за общие итоги работы цеха, участка, бригады и только затем всего предприятия. В хозрас­ четном объединении количество ступеней поощрения может быть еще больше.

При создании конкретного механизма стимулирования воз­ никает ряд важных вопросов, в том числе: за какие показатели выплачивать первоначальное и окончательное поощрение, из каких источников, каково соотношение между этими видами поощрения для разных категорий работников, от чего зависит избранная система стимулирования. Все эти вопросы во многом определяются требованиями хозрасчета как категории социали­ стического хозяйства и элемента планового управления произ­ водством, специфическими формами проявления этих требова­ ний в разных объективных условиях хозяйствования. Например, особую специфику в своей работе имеют рыбодобывающие пред­ приятия рыбной ' промышленности, в распоряжении которых находится рыбопромысловый флот.

Рассмотрим особенности хозрасчета на примере производ­ ственного объединения «Атлантика». Отличительной чертой в

организации

проведения

экономической

работы

в объеди­

нении является ее планомерный, целенаправленный

характер.

В управлении

разработан

и утвержден

пятилетний

план как

в целом по предприятию, так и по каждому судну. В разработке этого плана принимали широкое участие судовые команды, рабочие, инженерно-технические работники и служащие управ­ ления.

В пятилетних планах предприятия и отдельных судов преду­ смотрены не только главные направления производственной деятельности по основным экономическим показателям, но и фонды экономического стимулирования по утвержденным в плане стабильным нормативам. При увеличении или уменьше­ нии годовых, квартальных, текущих планов фонды материаль­

118


ного поощрения в целом по предприятию и отдельным судам будут повышаться или снижаться в зависимости от того, какой план будет принят.

Календарное текущее планирование по судам в объединении «Атлантика» тесно связано с календарным планом в целом по управлению. Такая взаимосвязь обусловлена тем, что произ­ водственные задания и производственные показатели плана объединения в целом и его хозрасчетных звеньев строятся на одной и той же нормативной базе. Плановые задания, уста­ новленные для судов, цехов и участков, представляют собой конкретизацию плана предприятия в целом.

Каждому экипажу судна утверждается годовой план с рас­ пределением по кварталам. Разработка календарных планов по судам на основе нормативной базы побуждает судовые команды считать, сколько стоят орудия лова, смазочные материалы за час работы судна, на переходе, на лову, а также сколько стоит тот или иной инвентарь и материал, час простоя судна под погрузкой, в ремонте, другими словами, заставляет стремиться к режиму экономии; члены коллектива начинают понимать, что валено, с одной стороны, увеличить производительность труда и больше производить продукции, а с другой стороны, бережно использовать производственные ресурсы.

Оперативное планирование и контроль за выполнением пла­ нов объединения осуществляется через рейсовые задания. Рей­ совый план (задание) утверждается директором объединения промысловому судну на каждый рейс и вытекает из годового техпромфинплана судна. Работники экономических служб объ­

единения «Атлантика»

принимают все необходимые

меры, чтобы

обеспечить суда плановыми заданиями на

год, квартал, рейс

до его начала, чтобы

судовые команды

имели

возможность

обсудить, как лучше выполнить план (задание). Это позволяет им находить рациональные пути для его выполнения.

Рейсовое задание составлено в объеме показателей техпром­ финплана судна, оно является документом, определяющим использование судна за период рейса по установленным пока­ зателям. Рейсовое задание содержит следующие показатели: объем реализации продукции или выпуск товарной продукции; прибыль; выпуск продукции в ассортименте; фонд заработной платы.

Рейсовый план (задание) промысловому судну разрабаты­ вают исходя из тех же нормативных данных, что и при разра­ ботке годового техпромфинплана судна. В рейсовом плане (задании) предусмотрены премии из фонда материального по­ ощрения за выполнение рейсового плана. При невыполнении плана (задания) фонды материального поощрения сокращают, при перевыполнении рейсового плана (задания) увеличивают по специально разработанному положению. Для поощрения особо важных производственных заданий в распоряжение капи­

119


тана выделяют из фонда материального поощрения определен­ ные положением средства.

Планирование работы в управлении построено таким обра­ зом, что сумма основных показателей по годам соответствует сумме этих показателей по пятилетнему плану. Сумма пока­ зателей техпромфинплана судов на каждый год соответствует сумме этих показателей по техпромфинплану управления. Си­ стема планирования в объединении «Атлантика» и доведение показателей до непосредственных исполнителей построена та­ ким образом, что выполнение членами экипажей судов рейсовых заданий обеспечивает выполнение годового техпромфинплана по объединению в делом.

Выполнение и перевыполнение показателей рейсового зада­ ния по каждому судну в течение всего года обеспечивается тем, что материальное стимулирование членов экипажей судов осу­ ществляется по результатам работы за рейс. Весь коллектив объединения также заинтересован в выполнении всеми судами рейсовых заданий по всем производственным и экономическим показателям, так как от выполнения судами рейсовых заданий зависит выполнение годового и квартальных планов по управ­ лению в делом.

Экипажи судов стараются максимально увеличить время ра­ боты на промысле, сократить период нахождения судов в ре­ монте, в порту и на переходах. Каждое мероприятие, направ­ ленное на улучшение работы флота, повышение эффективности производства проверяется экономическими расчетами и только после этого принимается решение о его реализации.

Работниками экономических служб объединения «Атлантика» были разработаны следующие положения о премировании раз­ личных категорий работников управления из фонда материаль­ ного поощрения: положение о текущем премировании плавсо­ става, положение о премировании работников управления за выполнение особо важных производственных заданий, положе­ ние о выплате вознаграждения з.а общие годовые итоги работы, положение о премировании работников управления и др.

Плавсостав промысловых судов премируют в основном из фонда заработной платы за выполнение и перевыполнение рейсовых планов по выпуску пищевой рыбной продукции в де­ нежном выражении при условии выполнения плана-задания по выпуску филе, разделанной рыбы и муки в натуральном выра­ жении. Кроме того, экипажи промысловых судов премируют из фонда материального поощрения за выполнение рейсовых планов по прибыли в размере до 22% тарифного фонда зара­ ботной платы по должностным окладам и в размере 2% от суммы сверхплановой прибыли.

Вознаграждение за годовые результаты работы начисляется на средний заработок за фактически отработанное время в году и дифференцируется с помощью коэффициента, который уста-

120