Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 177
Скачиваний: 0
нового типа, необходимо с полными народнохозяйственными за тратами на изготовление этой серии судов сопоставить сум марный эффект от их использования. В этом случае суммарный потребительский эффект вносит поправку в подсчет затрат. Появляется группа затрат, которая растет по мере ввода в экс плуатацию новых объектов (новых судов, машин данной серии) до полного насыщения ими всех сфер потребления. Например, для обслуживания отряда новых крупных судов типа БМРТ и других судов в рыбной промышленности потребовалось расши рить производственные мощности действующих судоремонтных предприятий, рыбных портов и строить новые судоремонтные предприятия, рыбные порты. Очевидно, что эти единовременные затраты должны быть учтены при обосновании эффективности отряда новых судов, поступающих в состав флота рыбной про мышленности.
Суммарный эффект следует рассчитывать не только за пе риод времени, в течение которого произойдет полное насыщение рыбной промышленности этими судами, но и весь период их эксплуатации до создания новых более совершенных судов, которые заменят изношенные и морально устаревшие суда. Произведенные в разное время затраты и полученные в разное время эффекты безусловно неравноценны. Поэтому суммарные затраты и суммарный эффект должны быть приведены к еди ному моменту времени — начальному или конечному. Целесооб разно привести затраты и получаемый эффект к конечному году выпуска новых судов, т. е. к году, когда эти суда снимаются с производства и заменяются новыми более совершенными су дами.
В качестве коэффициента приведения может быть принята рекомендованная типовой методикой определения экономической эффективности вложения величина 0,08. Суммарный эффект от применения новой техники должен быть больше суммарных за трат на ее производство, т. е. он может быть рассчитан по следующей модели:
п |
tu |
|
|
j'f |
/ |
|
а |
\ |
f |
|
|
tb |
|
|
5 ] |
2 э (i + |
E an)tu |
— <I h c , „ + |
$ ] |
Knp+ |
|
tfo c + |
J ] я пр |
|
|||||
i= 1 /= i |
|
|
НА |
|
/u= 1 |
/ \ |
|
/0=1 |
|
|
|
|||
|
tb |
Пп (1 + |
Е яJ |
b |
n |
t u |
Ku(l |
|
F |
\tu |
>0, |
|
||
|
ia—\ |
t = l |
/ = 1 |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
где |
|
Э — эффект |
потребителя |
от |
использования новой тех |
|||||||||
/= 1, 2, 3...... |
|
ники; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
п |
— сферы внедрения новой техники; |
используется |
в- |
|||||||||||
/= 1 ,2 ,3 , .... tu |
— время, в |
течение которого |
техника |
|||||||||||
|
|
|
каждой сфере потребления; |
|
|
опытно-конструктор |
||||||||
|
Куа — затраты |
на |
исследовательские, |
|||||||||||
|
|
|
ские |
работы |
и капитальные |
вложения, |
связанные |
с |
перестройкой производства или созданием новых про изводственных мощностей у изготовителя новой тех ники;
130
Кпр — капитальные вложения, связанные с расширением вы пуска новой техники в различных сферах потребления; / / 0с — суммарные текущие издержки периода освоения вы пуска новой техники до момента достижения проект
ных технико-экономических показателей;
Я„ р — текущие издержки изготовления новой |
техники в |
нормальных, предусмотренных проектом |
производст |
венных условиях; Яр — общественно нормальная прибыль изготовителя повой
техники;
/а — 1, 2, 3, ..., te время, в течение которого техника вы пускается изготовителем;
К и — затраты на доставку, установку, монтаж и наладку новой техники у потребителя во всех сферах и в те чение всего периода ее выпуска.
Расчет эффективности новой техники по данной модели по зволит определить потребность каждой сферы в данном виде новой техники вплоть до ее полного насыщения, а также рас считать эффект от ее внедрения. Экономическая модель кон кретно создаваемой машины, рыбопромыслового судна должна прежде всего выражать отношение между размером экономии на стоимости (себестоимости) продукции при внедрении в про изводство данной машины, судна и размером затрат, необходи мых для их создания. При построении модели должно быть найдено такое отношение между экономией и затратами, при котором внедрение создаваемой машины, судна может наиболее целесообразно решить поставленные перед ними задачи.
При этом поскольку новая конструкция создается всегда на относительно длительный срок, постольку данные отношения не обходимо (как это мы показали выше) находить в его динамике для всего этого срока. Если допустить, что уровень себестои мости продукции С„ после внедрения новой машины будет ежегодно снижаться в среднем на величину Р, то к концу срока эксплуатации машины себестоимость будет равна Са, или
— Сп — РТ ,
где Т — срок службы машины.
Это снижение себестоимости в течение Т можно выразить на графике в виде треугольника, катетами которого будут пря мые, показывающие снижение себестоимости от Сн до Са, и время, в течение которого будет находиться в . эксплуатации внедряемая машина. Тогда общая сумма экономии, полученная за время Т от внедрения в производство новой машины, будет равна
„( С „ - С а)Т
a= ------- 2-------•
Вто же время срок службы машины, в течение которого она будет приносить эффект, можно выразить формулой
j _ бн Са
~~Р
5 * |
131 |
Подставив это выражение Т в формулу
д ___ (бн ба) Т
~2Р
получим
э = (Сн - С а)2
2Р
Однако на создание новой машины, судна требуются капи тальные вложения и другие единовременные затраты, которые обозначим Кз- Эти затраты должны быть возвращены народному хозяйству за счет получаемой экономии. За вычетом этих затрат народное хозяйство получит от внедрения новой машины, судна чистую экономию Э ч, которую можно определить по формуле
|
Эч |
( С н - С а |
)2 |
|
2Р |
■ К3 |
|
или К 3 = Э — Эч, |
|
||
|
|
||
где |
Э — полная экономия, полученная |
народным хозяйством от внедре |
|
|
ния машины, судна. |
|
|
Полученная модель может быть своеобразной экономической моделью, которую можно использовать при проектировании но вой машины, судна или другого оборудования.
При проектировании новых машин, рыбопромысловых судов и другой новой техники возникают сложные задачи прогнози рования. Для этого используются 2 основных метода: сопоста вительно-аналоговый с использованием экспертных оценок и экстраполяции с использованием экономико-математических мо делей, построенных по ретроспективным данным.
Сущность первого метода выражается в том, что допускае мая величина затрат на создание выбранного аналога (прото типа) образца техники корректируется коэффициентами, опре деляющими по экспертной оценке степени конструктивно-техно логического отличия (преимущества) нового образца от аналога
ивлияния этого отличия на величину прогнозируемых затрат. Учитываются также вероятные внешние изменения условий, в которых будет создаваться и эксплуатироваться новый образец по сравнению с условиями, в которых создавался аналог. На пример, при проектировании нового типа рыбопромыслового судна должно быть учтено состояние сырьевой базы и другие условия. Однако этот метод основан на интуитивном мышлении
исуждениях экспертов, а поэтому получаемые таким образом оценки уровня затрат весьма субъективны. Такой метод мало пригоден для многовариантных оценок затрат при проработках перспективного плана.
Второй метод заключается в том, что закономерности форми рования затрат в зависимости от технико-эксплуатационных и конструктивно-технологических характеристик, а также условий
132
создания определенной базовой совокупности образцов техники на основе анализа статистических данных определяются в виде экономико-статистических моделей, затем в процессе оценки и прогнозирования затрат эти закономерности экстраполируются, а в ряде случаев интерполируются на заданные характеристики и условия создания, а также эксплуатации нового образца. В этом случае математическое воспроизведение закономерностей формирования затрат позволяет запрограммировать процесс их прогнозирования на новые образцы техники и быстро проводить многовариантные расчеты на ЭВМ.
Математическая модель прогнозирования затрат на создание новой машины в этом случае будет состоять из статистической модели формирования величины затрат в зависимости от фак торов, характеризующих образец новой техники; статистической модели, характеризующей величину затрат в зависимости от факторов, выражающих условия, в которых протекает процесс разработки, производства и эксплуатации образца; общей эко номико-математической модели оценки и прогнозирования за трат. Основные составляющие этой модели — это различные коэффициенты, вводимые для учета влияния на величину затрат предполагаемого изменения тех факторов, которые не вошли непосредственно в статистические модели, а также для оценки влияния таких факторов, которые прежде не действовали, но, безусловно, будут воздействовать на уровень затрат в будущем.
Числовые значения этих коэффициентов (вводимых в эконо мико-математическую модель в виде буквенных обозначений) устанавливаются по статистическим данным, экспертной оценкой или в результате специальных исследований на определенный срок. Например, если статистические модели выражают процесс формирования себестоимости, а экономико-математическая мо дель служит для прогнозирования построечной стоимости, то в ЭВМ должны быть коэффициенты, учитывающие установлен ную для данной техники форму прибыли (рентабельности). Оче видно, что для разработки таких моделей прогнозирования затрат на создание техники нужна достоверная информация, которая должна систематически накопляться организациями, занимающимися планированием и созданием новой техники1.
Методы экономического прогнозирования создания и внедре ния новой техники в условиях планового хозяйства могут успешно использоваться для обоснованного планирования тех нического прогресса на длительные сроки, что очень важно при разработке долгосрочного плана развития отдельной отрасли и развития народного хозяйства в целом.
Темпы и экономические результаты технического перевоору
жения рыбной промышленности |
еще пока отстают от тех воз- |
1 X рул ев Н. О прогнозировании |
затрат на новую технику.— «Вопро |
сы экономики», № 10, 1973. |
|
133