Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нового типа, необходимо с полными народнохозяйственными за­ тратами на изготовление этой серии судов сопоставить сум­ марный эффект от их использования. В этом случае суммарный потребительский эффект вносит поправку в подсчет затрат. Появляется группа затрат, которая растет по мере ввода в экс­ плуатацию новых объектов (новых судов, машин данной серии) до полного насыщения ими всех сфер потребления. Например, для обслуживания отряда новых крупных судов типа БМРТ и других судов в рыбной промышленности потребовалось расши­ рить производственные мощности действующих судоремонтных предприятий, рыбных портов и строить новые судоремонтные предприятия, рыбные порты. Очевидно, что эти единовременные затраты должны быть учтены при обосновании эффективности отряда новых судов, поступающих в состав флота рыбной про­ мышленности.

Суммарный эффект следует рассчитывать не только за пе­ риод времени, в течение которого произойдет полное насыщение рыбной промышленности этими судами, но и весь период их эксплуатации до создания новых более совершенных судов, которые заменят изношенные и морально устаревшие суда. Произведенные в разное время затраты и полученные в разное время эффекты безусловно неравноценны. Поэтому суммарные затраты и суммарный эффект должны быть приведены к еди­ ному моменту времени — начальному или конечному. Целесооб­ разно привести затраты и получаемый эффект к конечному году выпуска новых судов, т. е. к году, когда эти суда снимаются с производства и заменяются новыми более совершенными су­ дами.

В качестве коэффициента приведения может быть принята рекомендованная типовой методикой определения экономической эффективности вложения величина 0,08. Суммарный эффект от применения новой техники должен быть больше суммарных за­ трат на ее производство, т. е. он может быть рассчитан по следующей модели:

п

tu

 

 

j'f

/

 

а

\

f

 

 

tb

 

 

5 ]

2 э (i +

E an)tu

— <I h c , „ +

$ ]

Knp+

 

tfo c +

J ] я пр

 

i= 1 /= i

 

 

НА

 

/u= 1

/ \

 

/0=1

 

 

 

 

tb

Пп (1 +

Е яJ

b

n

t u

Ku(l

 

F

\tu

>0,

 

 

ia—\

t = l

/ = 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

 

Э — эффект

потребителя

от

использования новой тех­

/= 1, 2, 3......

 

ники;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

— сферы внедрения новой техники;

используется

в-

/= 1 ,2 ,3 , .... tu

— время, в

течение которого

техника

 

 

 

каждой сфере потребления;

 

 

опытно-конструктор­

 

Куа — затраты

на

исследовательские,

 

 

 

ские

работы

и капитальные

вложения,

связанные

с

перестройкой производства или созданием новых про­ изводственных мощностей у изготовителя новой тех­ ники;

130



Кпр — капитальные вложения, связанные с расширением вы­ пуска новой техники в различных сферах потребления; / / 0с — суммарные текущие издержки периода освоения вы­ пуска новой техники до момента достижения проект­

ных технико-экономических показателей;

Я„ р — текущие издержки изготовления новой

техники в

нормальных, предусмотренных проектом

производст­

венных условиях; Яр — общественно нормальная прибыль изготовителя повой

техники;

/а — 1, 2, 3, ..., te время, в течение которого техника вы­ пускается изготовителем;

К и — затраты на доставку, установку, монтаж и наладку новой техники у потребителя во всех сферах и в те­ чение всего периода ее выпуска.

Расчет эффективности новой техники по данной модели по­ зволит определить потребность каждой сферы в данном виде новой техники вплоть до ее полного насыщения, а также рас­ считать эффект от ее внедрения. Экономическая модель кон­ кретно создаваемой машины, рыбопромыслового судна должна прежде всего выражать отношение между размером экономии на стоимости (себестоимости) продукции при внедрении в про­ изводство данной машины, судна и размером затрат, необходи­ мых для их создания. При построении модели должно быть найдено такое отношение между экономией и затратами, при котором внедрение создаваемой машины, судна может наиболее целесообразно решить поставленные перед ними задачи.

При этом поскольку новая конструкция создается всегда на относительно длительный срок, постольку данные отношения не­ обходимо (как это мы показали выше) находить в его динамике для всего этого срока. Если допустить, что уровень себестои­ мости продукции С„ после внедрения новой машины будет ежегодно снижаться в среднем на величину Р, то к концу срока эксплуатации машины себестоимость будет равна Са, или

— Сп РТ ,

где Т — срок службы машины.

Это снижение себестоимости в течение Т можно выразить на графике в виде треугольника, катетами которого будут пря­ мые, показывающие снижение себестоимости от Сн до Са, и время, в течение которого будет находиться в . эксплуатации внедряемая машина. Тогда общая сумма экономии, полученная за время Т от внедрения в производство новой машины, будет равна

( С „ - С а)Т

a= ------- 2-------•

Вто же время срок службы машины, в течение которого она будет приносить эффект, можно выразить формулой

j _ бн Са

~~Р

5 *

131


Подставив это выражение Т в формулу

д ___ (бн ба) Т

~2Р

получим

э = (Сн - С а)2

2Р

Однако на создание новой машины, судна требуются капи­ тальные вложения и другие единовременные затраты, которые обозначим Кз- Эти затраты должны быть возвращены народному хозяйству за счет получаемой экономии. За вычетом этих затрат народное хозяйство получит от внедрения новой машины, судна чистую экономию Э ч, которую можно определить по формуле

 

Эч

( С н - С а

)2

 

2Р

■ К3

или К 3 = Э Эч,

 

 

 

где

Э — полная экономия, полученная

народным хозяйством от внедре­

 

ния машины, судна.

 

 

Полученная модель может быть своеобразной экономической моделью, которую можно использовать при проектировании но­ вой машины, судна или другого оборудования.

При проектировании новых машин, рыбопромысловых судов и другой новой техники возникают сложные задачи прогнози­ рования. Для этого используются 2 основных метода: сопоста­ вительно-аналоговый с использованием экспертных оценок и экстраполяции с использованием экономико-математических мо­ делей, построенных по ретроспективным данным.

Сущность первого метода выражается в том, что допускае­ мая величина затрат на создание выбранного аналога (прото­ типа) образца техники корректируется коэффициентами, опре­ деляющими по экспертной оценке степени конструктивно-техно­ логического отличия (преимущества) нового образца от аналога

ивлияния этого отличия на величину прогнозируемых затрат. Учитываются также вероятные внешние изменения условий, в которых будет создаваться и эксплуатироваться новый образец по сравнению с условиями, в которых создавался аналог. На­ пример, при проектировании нового типа рыбопромыслового судна должно быть учтено состояние сырьевой базы и другие условия. Однако этот метод основан на интуитивном мышлении

исуждениях экспертов, а поэтому получаемые таким образом оценки уровня затрат весьма субъективны. Такой метод мало пригоден для многовариантных оценок затрат при проработках перспективного плана.

Второй метод заключается в том, что закономерности форми­ рования затрат в зависимости от технико-эксплуатационных и конструктивно-технологических характеристик, а также условий

132


создания определенной базовой совокупности образцов техники на основе анализа статистических данных определяются в виде экономико-статистических моделей, затем в процессе оценки и прогнозирования затрат эти закономерности экстраполируются, а в ряде случаев интерполируются на заданные характеристики и условия создания, а также эксплуатации нового образца. В этом случае математическое воспроизведение закономерностей формирования затрат позволяет запрограммировать процесс их прогнозирования на новые образцы техники и быстро проводить многовариантные расчеты на ЭВМ.

Математическая модель прогнозирования затрат на создание новой машины в этом случае будет состоять из статистической модели формирования величины затрат в зависимости от фак­ торов, характеризующих образец новой техники; статистической модели, характеризующей величину затрат в зависимости от факторов, выражающих условия, в которых протекает процесс разработки, производства и эксплуатации образца; общей эко­ номико-математической модели оценки и прогнозирования за­ трат. Основные составляющие этой модели — это различные коэффициенты, вводимые для учета влияния на величину затрат предполагаемого изменения тех факторов, которые не вошли непосредственно в статистические модели, а также для оценки влияния таких факторов, которые прежде не действовали, но, безусловно, будут воздействовать на уровень затрат в будущем.

Числовые значения этих коэффициентов (вводимых в эконо­ мико-математическую модель в виде буквенных обозначений) устанавливаются по статистическим данным, экспертной оценкой или в результате специальных исследований на определенный срок. Например, если статистические модели выражают процесс формирования себестоимости, а экономико-математическая мо­ дель служит для прогнозирования построечной стоимости, то в ЭВМ должны быть коэффициенты, учитывающие установлен­ ную для данной техники форму прибыли (рентабельности). Оче­ видно, что для разработки таких моделей прогнозирования затрат на создание техники нужна достоверная информация, которая должна систематически накопляться организациями, занимающимися планированием и созданием новой техники1.

Методы экономического прогнозирования создания и внедре­ ния новой техники в условиях планового хозяйства могут успешно использоваться для обоснованного планирования тех­ нического прогресса на длительные сроки, что очень важно при разработке долгосрочного плана развития отдельной отрасли и развития народного хозяйства в целом.

Темпы и экономические результаты технического перевоору­

жения рыбной промышленности

еще пока отстают от тех воз-

1 X рул ев Н. О прогнозировании

затрат на новую технику.— «Вопро­

сы экономики», № 10, 1973.

 

133