Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

можностей, которые предоставляют ей последние достижения науки и техники. Такое явление в известной мере обусловлено также наличием в рыбной промышленности большого числа несовершенных норм амортизации, не обеспечивающих опти­ мальный темп воспроизводства основных фондов. Достаточно отметить, что средний срок службы основных типов судов, если исходить из установленных норм амортизации на промысловый флот, составляет: БМРТ — 32 года, СРТ— 16 лет, РТ — 24 года. В течение этого срока предусматривается затратить на капи­ тальный ремонт этих типов судов за нормативный срок службы равную или превышающую стоимость их постройки: для БМРТ — 128% первоначальной стоимости, РТ — 88,8%, а СРТ —

64%.

Таким образом, существующие нормы амортизации, которые ориентируют флот на длительное использование из-за высокой стоимости капитального ремонта, не соответствуют современным темпам морального износа основных фондов и, следовательно, оптимальным темпам их обновления. В рыбной промышлен­ ности имеется большое количество промысловых судов (СРТ- 300-400, РТ, PC и СО-ЗОО и т. д.), моральный износ которых весьма значителен. Однако данные суда находятся в эксплуа­ тации, поскольку амортизационный период еще для них не за­ кончился. Списание морально устаревших фондов происходит крайне медленно. Так, к концу текущей пятилетки будет функ­ ционировать 144 судна типа РТ и 69 судов типа СРТ и оконча­ тельный срок их списания ожидается в 1980— 1990 гг.

Для быстрейшего списания морально устаревших основных фондов необходимо отказаться от проведения неэффективного большого капитального ремонта судам промыслового флота. В результате этого новые повышенные нормы амортизационных отчислений (после переоценки основных фондов на 1/1 1972 г.) будут способствовать сокращению срока службы судов: БМРТ — с 32 до 23—25 лет, СРТ — с 16 до 12 лет, РТ — с 24 до 15 лет и т. д.

Следует разрешить предприятиям при досрочном списании морально устаревших основных фондов недоамортизированную (остаточную) стоимость погашать не за счет уменьшения при­ были, а за счет уменьшения уставного фонда. Такой порядок не будет затрагивать хозрасчетных интересов предприятий, по­ скольку отпадает необходимость относить убытки от морального износа основных фондов на результаты хозяйственной деятель­ ности.

Представляется необходимым переход к разработке диффе­ ренцированных (отраслевых) нормативных показателей эффек­ тивности новой техники, что будет способствовать ускорению ее внедрения в производство. Как известно, «Типовая методика определения экономической эффективности капиталовложения», утвержденная Госпланом СССР, Госстроем СССР и Академией

134


наук СССР от 8/IX 1969 г., рекомендует в качестве норматив­ ного коэффициента эффективности единую для всех отраслей и видов производства, в том числе для оценки вариантов внед­ рения новой техники величину 0,12, обусловленную сроком оку­ паемости 8,3 года.

Однако, как показывает практика, уровень эффективности по отраслям и внутри отрасли может существенно отклоняться от нормативной величины, рекомендуемой Типовой методикой. В ре­ зультате предприятия с высокой рентабельностью (выше чем 0,12) оказываются незаинтересованными в использовании новой техники, обеспечивающей рост народнохозяйственной эффек­ тивности новой техники, но снижающей показатель индивидуаль­ ной рентабельности производства, что в конечном счете ведет к снижению фондов экономического стимулирования за этот показатель. В связи с этим необходимо уточнить и укрупненно дифференцировать нормативный показатель эффективности по отраслям промышленности, как это было сделано в типовой методике 1960 г.

Требует совершенствования и методика образования фонда премирования за новую технику. В настоящее время премиаль­ ный фонд за новую технику образуется путем отчислений, отно­ симых на себестоимость товарной продукции. Такая практика по существу снижает возможность материального поощрения за общие результаты хозяйственной деятельности (отнесение пре­ мий по новой технике на себестоимость уменьшает прибыль). Кроме того, внедрение новой техники, как правило, ведет к со­ кращению численности работающих, а следовательно, к умень­ шению фонда заработной платы. Поскольку в настоящее время фонд за новую технику поставлен в зависимость от размера фонда заработной платы, не создается материальной заинтере­ сованности у предприятий в уменьшении численности работни­ ков и сокращении фонда заработной платы. В этой связи необходимо фонд премирования за изготовление и внедрение новой техники создавать за счет прибыли (за счет прибавочного продукта общества, созданного в предыдущий период, еще до внедрения данного мероприятия).

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

КРИТЕРИИ И ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЬЮ

Одно из важнейших направлений совершенствования органи­ зации управления — это коренное улучшение структуры управ­ ления производством. В структуре управления раскрываются

,1 3 5


связи каждой ступени управленческого звена, показывается их соподчиненность друг с другом, степень интеграции и специа­ лизация функций управления. Таким образом, в структуре управления выражается состав и взаимосвязь линейных и функ­ циональных звеньев управления.

Соотношения в развитии отдельных отраслей производства определяют отраслевую структуру промышленности, которая не является неизменной. Быстрое развитие науки и техники, во­ влечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов, дальнейшая специализация производства обусловливают необ­ ходимость изменения сложившейся структуры производства, ускоренного развития наиболее прогрессивных в данных усло­ виях отраслей и производств. Совершенствование структуры производства — одно из важнейших факторов ускорения эконо­

мического развития.

Промышленность как отрасль народного хозяйства включает в себя специализированные отрасли производства, которые при­ нято называть отраслями промышленности. Отрасль промышлен­ ности представляет собой не только организационное объедине­ ние предприятий, выпускающих однородную и смежную продук­ цию, но и произвЬдственно-экономический и организационный комплекс.

Предприятие — это непрерывная динамическая система с ре­ гулярным повторением циклов и процессов производства. Струк­ тура управления предприятием является той организационной формой, в которой осуществляется процесс управления на основе разграничения управленческих функций по обособленным адми­ нистративным подразделениям — органам управления. Струк­ тура управления предприятием фиксируется в схеме управления, штатных расписаниях, положениях о правах, обязанностях и взаимоотношениях структурных подразделений, а также долж­ ностных инструкциях для исполнителей.

Критериями рациональной структуры управления могут быть: наименьшее число ступеней в системе управления; сосредоточе­ ние в каждой ступени всех необходимых функций управления; четко очерченный круг функций, отсутствие дублирования; наи­ меньшее число источников «приема» и «выхода» команд у каж­ дого звена управления. Каждая функция управления характе­ ризуется целевой направленностью, однородностью содержания и методов выполнения, т. е. имеет свои характерные особенности. Но при этом они взаимозависимы, обслуживают одна другую, составляя определенную тесно увязанную систему. Только пол­ ноценное выполнение всех функций обеспечивает высокую эффективность работы предприятия, отрасли.

Поскольку большое количество функций управления пере­ плетено, находится во взаимосвязи друг с другом, это суще­ ственно осложняет построение структуры управления, при которой отдельные исполнители (структурные подразделения)

136


выполняли бы только резко очерченные функции. При решении вопросов организации труда управленческих работников нужно учитывать также и то, что их работа трудно регламентируется, а различные виды информации, необходимые управлению, должны быть строго обоснованы. Весь поток информации, пере­ рабатываемый в процессе управления, характеризуется объемом (количеством информации) и видом (качеством информации). Качественный и количественный анализ потока информации — основа структуры управления отраслью, объединением, пред­ приятием.

В, экономической литературе в последнее время усилился интерес к проблемам моделирования процессов управления и оптимизации управленческих структур. Это объясняется тем, что в настоящее время не завершены методические разра­ ботки, дающие возможность оценивать экономическую эффектив­ ность управления. Существующие методические материалы по­ зволяют создавать лишь укрупненные нормативы численности персонала управления. Практика же требует постоянно оптими­ зировать структуры с учетом качественных и количественных сдвигов, происходящих в социальных системах под воздействием научно-технического прогресса.

Основные направления оптимизации структур аппарата управления — это моделирование процессов управления, созда­ ние нормативной базы оптимизации структуры, разработка си­ стемы критериев и методов определения уровня организации управления, а также разработка организационно-информацион­ ных моделей. Важным и необходимым этапом совершенствова­ ния системы управления является прежде всего этап исследова­ ния существующих процессов управления и движения инфор­ мации. В основу исследования должен быть положен системный подход к изучению информационной системы, основанный на

принципах интегративной обработки данных.

: ■

Качественный анализ потока информации

заключается в

определении функций управления, выполняемых отдельными работниками или структурными подразделениями, в целенаправ­ ленности этих функций. Количественный анализ состоит в уста­ новлении затрат труда, необходимых для переработки инфор­ мации и принятия решения (организационного, технического и экономического).

Виды информации по ее содержанию и назначению опреде­ ляются требованиями производства и зависят от его характера, объема, типа и других особенностей. Объем информации и пути ее движения зависят от организации управления и труда ин­ женерно-технических работников и служащих.

Документооборот определяется структурой аппарата управ­ ления, уровнем специализации и кооперирования труда, формой и содержанием документации, методами и средствами сбора, передачи и обработки информации. Поэтому оптимизация струк­

13Г


тур производства и аппарата управления должны опираться на анализ объемов и потоков информации. Одно из важнейших назначений организационно-информационных моделей — рацио­ нализация документооборота.

Для обработки результатов обследования и анализа потоков информации необходим определенный аппарат, отражающий формирование показателей и документов. Результаты теорети­ ческих и практических исследований планово-управленческих ра­ бот и потоков информации могут быть представлены в виде информационной модели, которая разрабатывается в соответст­ вии с принципильной схемой матричной модели. Она содержит сведения о документах, маршрутах их движения, формировании показателей, а также об аппарате, выполняющем функции управления.

Автоматизированная система управления, которая сейчас разрабатывается и внедряется в каждой отрасли промышлен­ ности, уже на первой очереди освоения обеспечивает комплекс­ ную переработку информации. И когда выполнение однообраз­ ных механических приемов обработки данных передается ма­ шине, основным содержанием управленческого труда становится организация производства, выработка и реализация оптималь­ ных планово-оперативных решений.

При проектировании систем управления в каждой отрасли промышленности должны быть изучены хозяйственные связи между предприятиями и организациями, возможности оптими­ зации этих связей, которые должны быть положены в основу создания производственно-хозяйственных комплексов (комбина­ тов, производственных объединений).

Следует также исходить из необходимости повышения уров­ ня концентрации производства основных видов продукции отрасли, специализации и кооперирования объединяемых пред­ приятий на основе органического соединения в единых хозяй­ ственных комплексах производства, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций для обеспечения зна­ чительного роста производительности труда, развития научнотехнической базы, повышения качества продукции, снижения ее себестоимости и улучшения других технико-экономических показателей.

Современная структура министерств и отраслевых ведомств формируется на основе сочетания производственно-отраслевого (производственно-территориального) и функционального прин­ ципов. Производственно-отраслевые или производственно-тер­ риториальные главные управления (управления)— это струк­ турные подразделения министерства, управляющие подведом­ ственными предприятиями и организациями и несущие всю полноту ответственности за развитие подотрасли в соответствии с требованиями научно-технического прогресса и единой госу­ дарственной технической политики.

138