Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 0
можностей, которые предоставляют ей последние достижения науки и техники. Такое явление в известной мере обусловлено также наличием в рыбной промышленности большого числа несовершенных норм амортизации, не обеспечивающих опти мальный темп воспроизводства основных фондов. Достаточно отметить, что средний срок службы основных типов судов, если исходить из установленных норм амортизации на промысловый флот, составляет: БМРТ — 32 года, СРТ— 16 лет, РТ — 24 года. В течение этого срока предусматривается затратить на капи тальный ремонт этих типов судов за нормативный срок службы равную или превышающую стоимость их постройки: для БМРТ — 128% первоначальной стоимости, РТ — 88,8%, а СРТ —
64%.
Таким образом, существующие нормы амортизации, которые ориентируют флот на длительное использование из-за высокой стоимости капитального ремонта, не соответствуют современным темпам морального износа основных фондов и, следовательно, оптимальным темпам их обновления. В рыбной промышлен ности имеется большое количество промысловых судов (СРТ- 300-400, РТ, PC и СО-ЗОО и т. д.), моральный износ которых весьма значителен. Однако данные суда находятся в эксплуа тации, поскольку амортизационный период еще для них не за кончился. Списание морально устаревших фондов происходит крайне медленно. Так, к концу текущей пятилетки будет функ ционировать 144 судна типа РТ и 69 судов типа СРТ и оконча тельный срок их списания ожидается в 1980— 1990 гг.
Для быстрейшего списания морально устаревших основных фондов необходимо отказаться от проведения неэффективного большого капитального ремонта судам промыслового флота. В результате этого новые повышенные нормы амортизационных отчислений (после переоценки основных фондов на 1/1 1972 г.) будут способствовать сокращению срока службы судов: БМРТ — с 32 до 23—25 лет, СРТ — с 16 до 12 лет, РТ — с 24 до 15 лет и т. д.
Следует разрешить предприятиям при досрочном списании морально устаревших основных фондов недоамортизированную (остаточную) стоимость погашать не за счет уменьшения при были, а за счет уменьшения уставного фонда. Такой порядок не будет затрагивать хозрасчетных интересов предприятий, по скольку отпадает необходимость относить убытки от морального износа основных фондов на результаты хозяйственной деятель ности.
Представляется необходимым переход к разработке диффе ренцированных (отраслевых) нормативных показателей эффек тивности новой техники, что будет способствовать ускорению ее внедрения в производство. Как известно, «Типовая методика определения экономической эффективности капиталовложения», утвержденная Госпланом СССР, Госстроем СССР и Академией
134
наук СССР от 8/IX 1969 г., рекомендует в качестве норматив ного коэффициента эффективности единую для всех отраслей и видов производства, в том числе для оценки вариантов внед рения новой техники величину 0,12, обусловленную сроком оку паемости 8,3 года.
Однако, как показывает практика, уровень эффективности по отраслям и внутри отрасли может существенно отклоняться от нормативной величины, рекомендуемой Типовой методикой. В ре зультате предприятия с высокой рентабельностью (выше чем 0,12) оказываются незаинтересованными в использовании новой техники, обеспечивающей рост народнохозяйственной эффек тивности новой техники, но снижающей показатель индивидуаль ной рентабельности производства, что в конечном счете ведет к снижению фондов экономического стимулирования за этот показатель. В связи с этим необходимо уточнить и укрупненно дифференцировать нормативный показатель эффективности по отраслям промышленности, как это было сделано в типовой методике 1960 г.
Требует совершенствования и методика образования фонда премирования за новую технику. В настоящее время премиаль ный фонд за новую технику образуется путем отчислений, отно симых на себестоимость товарной продукции. Такая практика по существу снижает возможность материального поощрения за общие результаты хозяйственной деятельности (отнесение пре мий по новой технике на себестоимость уменьшает прибыль). Кроме того, внедрение новой техники, как правило, ведет к со кращению численности работающих, а следовательно, к умень шению фонда заработной платы. Поскольку в настоящее время фонд за новую технику поставлен в зависимость от размера фонда заработной платы, не создается материальной заинтере сованности у предприятий в уменьшении численности работни ков и сокращении фонда заработной платы. В этой связи необходимо фонд премирования за изготовление и внедрение новой техники создавать за счет прибыли (за счет прибавочного продукта общества, созданного в предыдущий период, еще до внедрения данного мероприятия).
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ В РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
КРИТЕРИИ И ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЬЮ
Одно из важнейших направлений совершенствования органи зации управления — это коренное улучшение структуры управ ления производством. В структуре управления раскрываются
,1 3 5
связи каждой ступени управленческого звена, показывается их соподчиненность друг с другом, степень интеграции и специа лизация функций управления. Таким образом, в структуре управления выражается состав и взаимосвязь линейных и функ циональных звеньев управления.
Соотношения в развитии отдельных отраслей производства определяют отраслевую структуру промышленности, которая не является неизменной. Быстрое развитие науки и техники, во влечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов, дальнейшая специализация производства обусловливают необ ходимость изменения сложившейся структуры производства, ускоренного развития наиболее прогрессивных в данных усло виях отраслей и производств. Совершенствование структуры производства — одно из важнейших факторов ускорения эконо
мического развития.
Промышленность как отрасль народного хозяйства включает в себя специализированные отрасли производства, которые при нято называть отраслями промышленности. Отрасль промышлен ности представляет собой не только организационное объедине ние предприятий, выпускающих однородную и смежную продук цию, но и произвЬдственно-экономический и организационный комплекс.
Предприятие — это непрерывная динамическая система с ре гулярным повторением циклов и процессов производства. Струк тура управления предприятием является той организационной формой, в которой осуществляется процесс управления на основе разграничения управленческих функций по обособленным адми нистративным подразделениям — органам управления. Струк тура управления предприятием фиксируется в схеме управления, штатных расписаниях, положениях о правах, обязанностях и взаимоотношениях структурных подразделений, а также долж ностных инструкциях для исполнителей.
Критериями рациональной структуры управления могут быть: наименьшее число ступеней в системе управления; сосредоточе ние в каждой ступени всех необходимых функций управления; четко очерченный круг функций, отсутствие дублирования; наи меньшее число источников «приема» и «выхода» команд у каж дого звена управления. Каждая функция управления характе ризуется целевой направленностью, однородностью содержания и методов выполнения, т. е. имеет свои характерные особенности. Но при этом они взаимозависимы, обслуживают одна другую, составляя определенную тесно увязанную систему. Только пол ноценное выполнение всех функций обеспечивает высокую эффективность работы предприятия, отрасли.
Поскольку большое количество функций управления пере плетено, находится во взаимосвязи друг с другом, это суще ственно осложняет построение структуры управления, при которой отдельные исполнители (структурные подразделения)
136
выполняли бы только резко очерченные функции. При решении вопросов организации труда управленческих работников нужно учитывать также и то, что их работа трудно регламентируется, а различные виды информации, необходимые управлению, должны быть строго обоснованы. Весь поток информации, пере рабатываемый в процессе управления, характеризуется объемом (количеством информации) и видом (качеством информации). Качественный и количественный анализ потока информации — основа структуры управления отраслью, объединением, пред приятием.
В, экономической литературе в последнее время усилился интерес к проблемам моделирования процессов управления и оптимизации управленческих структур. Это объясняется тем, что в настоящее время не завершены методические разра ботки, дающие возможность оценивать экономическую эффектив ность управления. Существующие методические материалы по зволяют создавать лишь укрупненные нормативы численности персонала управления. Практика же требует постоянно оптими зировать структуры с учетом качественных и количественных сдвигов, происходящих в социальных системах под воздействием научно-технического прогресса.
Основные направления оптимизации структур аппарата управления — это моделирование процессов управления, созда ние нормативной базы оптимизации структуры, разработка си стемы критериев и методов определения уровня организации управления, а также разработка организационно-информацион ных моделей. Важным и необходимым этапом совершенствова ния системы управления является прежде всего этап исследова ния существующих процессов управления и движения инфор мации. В основу исследования должен быть положен системный подход к изучению информационной системы, основанный на
принципах интегративной обработки данных. |
: ■ |
Качественный анализ потока информации |
заключается в |
определении функций управления, выполняемых отдельными работниками или структурными подразделениями, в целенаправ ленности этих функций. Количественный анализ состоит в уста новлении затрат труда, необходимых для переработки инфор мации и принятия решения (организационного, технического и экономического).
Виды информации по ее содержанию и назначению опреде ляются требованиями производства и зависят от его характера, объема, типа и других особенностей. Объем информации и пути ее движения зависят от организации управления и труда ин женерно-технических работников и служащих.
Документооборот определяется структурой аппарата управ ления, уровнем специализации и кооперирования труда, формой и содержанием документации, методами и средствами сбора, передачи и обработки информации. Поэтому оптимизация струк
13Г
тур производства и аппарата управления должны опираться на анализ объемов и потоков информации. Одно из важнейших назначений организационно-информационных моделей — рацио нализация документооборота.
Для обработки результатов обследования и анализа потоков информации необходим определенный аппарат, отражающий формирование показателей и документов. Результаты теорети ческих и практических исследований планово-управленческих ра бот и потоков информации могут быть представлены в виде информационной модели, которая разрабатывается в соответст вии с принципильной схемой матричной модели. Она содержит сведения о документах, маршрутах их движения, формировании показателей, а также об аппарате, выполняющем функции управления.
Автоматизированная система управления, которая сейчас разрабатывается и внедряется в каждой отрасли промышлен ности, уже на первой очереди освоения обеспечивает комплекс ную переработку информации. И когда выполнение однообраз ных механических приемов обработки данных передается ма шине, основным содержанием управленческого труда становится организация производства, выработка и реализация оптималь ных планово-оперативных решений.
При проектировании систем управления в каждой отрасли промышленности должны быть изучены хозяйственные связи между предприятиями и организациями, возможности оптими зации этих связей, которые должны быть положены в основу создания производственно-хозяйственных комплексов (комбина тов, производственных объединений).
Следует также исходить из необходимости повышения уров ня концентрации производства основных видов продукции отрасли, специализации и кооперирования объединяемых пред приятий на основе органического соединения в единых хозяй ственных комплексах производства, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций для обеспечения зна чительного роста производительности труда, развития научнотехнической базы, повышения качества продукции, снижения ее себестоимости и улучшения других технико-экономических показателей.
Современная структура министерств и отраслевых ведомств формируется на основе сочетания производственно-отраслевого (производственно-территориального) и функционального прин ципов. Производственно-отраслевые или производственно-тер риториальные главные управления (управления)— это струк турные подразделения министерства, управляющие подведом ственными предприятиями и организациями и несущие всю полноту ответственности за развитие подотрасли в соответствии с требованиями научно-технического прогресса и единой госу дарственной технической политики.
138