Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

согласованности функциональных планов. Это объясняется тем, что огромный объем информации вынуждает органы функ­ ционального управления проводить свою работу параллельно без постоянных «горизонтальных связей». Неизбежно возника­ ющие в ходе текущей деятельности отклонения от планов (осо­ бенно их корректировки в процессе календарного года) приво­

дят в действие

весь громадный механизм управления — от

предприятий до

общеминистерского уровня, что, несомненно,

затрудняет оперативную компенсацию возмущений, возникаю­ щих в ходе производства. Естественно, что осуществление этих корректировок плана происходит медленно, действующий меха­ низм управления работает с запаздыванием, неэффективно, что приводит в ряде случаев к срыву отдельных плановых заданий.

Эти недостатки, свойственные всякой линейно-функциональ­ ной схеме, функционирующей в сложной производственной си­ стеме, в условиях рыбной промышленности усугубляются неко­ торыми специфическими особенностями в ее работе. Рыбная промышленность имеет три основные особенности. Это, во-пер­ вых, ее размеры, сложность, чрезмерная широта размещения производства в пространстве. Вторая особенность — динамич­ ность системы, так как сырьевая база рыбной промышленности изменчива и непостоянна во времени и пространстве. Кроме того, все процессы производства в рыбной промышленности носят вероятностный характер, что составляет третью особен­ ность экономической системы — ее стохастичность. Это опре­ деляет сам характер производственной структуры отрасли, ко­ торая отражает эту специфику в тесной технологической и производственной зависимости предприятий различного профи­ ля, концентрирующихся, как правило, в местах, прилегающих к районам общей сырьевой базы.

Естественно, что планирование и оперативное управление, принципиально будучи комплексными, не могут в сколько-нибудь законченном виде замыкаться на уровне главка и неизбежно распространяются на общеминистерский уровень. Это обстоя­ тельство в еще большей степени способствует превращению производственно-территориальных управлений, а особенно бас­ сейновых главков, в промежуточные органы между предприя­ тиями и министерством и затрудняет образование в отрасли полноценных иерархических уровней. Поэтому в основе научно обоснованного иерархического построения системы управления отраслью должна лежать не схема подчиненности и контроля различных управленческих звеньев, а образование полноценных технико-экономических комплексов, которые могли бы служить целостным агрегированным объектом по отношению к выше­ стоящему уровню.

При этом следует свести до минимума многоступенчатость системы управления и вмешательство каждого уровня в функ­ ции нижележащего технико-экономического уровня. Только при

143


этом условии удается обеспечить основной принцип функцио­ нирования сложной системы, вытекающий из современных представлений теории управления, который заключается в том, чтобы каждый уровень системы мог характеризоваться своими задачами на своем интервале времени. Практически это озна­ чает, что министерство как высший уровень управления отрасли несет ответственность прежде всего за комплексное перспек­ тивное планирование, балансирующее развитие всех произ­ водств на основе последовательной научно-технической поли­ тики и обоснования капиталовложений. Оперативная же дея­ тельность по обеспечению текущих плановых заданий должна быть максимально перенесена на нижние уровни системы.

Каждый из таких нижних уровней должен представлятьсо­ бой целостный, относительно-автономный технико-экономиче­ ский комплекс, способный самостоятельно функционировать на своем плановом отрезке времени без постоянного вмешатель­ ства со стороны верхнего уровня. Это одна сторона проблемы. Другая, не менее важная, заключается в том, что для хозяй­ ственных систем,* сложившихся в предшествующие годы, харак­ терна значительная степень технологического и экономического обособления отдельных звеньев — предприятий и организаций (подчас очень небольших по объему производства, численности работающих). На каждом из таких предприятий многообраз­ ные функции в области подготовки производства вспомогатель­ ных работ, хозяйственной деятельности выполняются самостоя­ тельно в порядке самообслуживания. В этом случае выполнение каждым отдельным предприятием многообразных функций в области подготовки производства (научно-исследовательские, проектные, конструкторские работы), организации вспомога­ тельных производств (ремонт, транспортно-экспедиционные процессы, снабженческо-складские работы), организации пла­ ново-экономической работы (прогнозирование потребностей в выпускаемой продукции и изучение конъюнктуры спроса, раз­ работка перспективных планов развития, создание трудовых, материальных и финансовых нормативов и т. д.), организации коммерческой работы (снабжение, сбыт, реклама), подготовки кадров производится кустарно, а следовательно, неэффективно, так как многие предприятия не располагают необходимыми материальными и финансовыми возможностями, а также кад­ рами специалистов для рационального ведения хозяйства.

Сфера действия хозяйственного расчета ограничена рамка­ ми отдельных предприятий, а система в целом находится вне этой сферы. Органы управления (министерство, главки, управ­ ления) аккумулируют относительно незначительные финансо­ вые ресурсы, создаваемые внутри системы. Отсюда неизбежны ограниченные возможности применения экономических методов управления и широкое использование административных. Со­ временные условия в рыбной промышленности предопределяют

144


необходимость организации хозяйственных систем, представля­ ющих собой интегрированные комплексы специализированных производств. Консолидация системы поэтому должна обеспечи­ ваться, прежде всего, благодаря специализации и концентрации однородных производств, развитию кооперирования, а также централизации ряда хозяйственных функций. Другими словами, назрела необходимость создания крупных производственных комплексов, каковыми наряду с созданием производственных

объединений будут являться

промышленные объединения.

В этом случае рациональная

структура управления выступает

в качестве фактора совершенствования хозяйственного меха­ низма, расширения сферы действия хозрасчета и экономических методов управления, их применения в масштабах крупных тер­ риториально-отраслевых комплексов.

Приведение структуры управления в соответствие с новыми условиями позволит улучшить организацию хозяйственного ру­ ководства. Благодаря более обоснованному распределению функций, прав и ответственности между различными уровнями системы возрастет оперативность принятия решений и их реа­ лизации, что придаст системе большую гибкость и мобильность, способность более динамично реагировать на изменение хозяй­ ственной обстановки. Это обстоятельство особое значение имеет в рыбной отрасли, где в основном продукцию производят на судах в открытом океане.

Образование отраслевых промышленных и производствен­ ных объединений диктуется современным уровнем развития социалистического производства. Опыт функционирования про­ изводственных объединений показывает, что в их рамках наи­ лучшим образом осуществляется единая техническая политика, проводится рациональная специализация предприятий, повы­ шается эффективность производства. Отраслевые хозрасчетные объединения — наиболее приемлемая форма управления про­ мышленным производством в условиях новой хозяйственной ре­ формы, так как они, во-первых, позволяют повысить уровень

обобществления

производства, ибо отрасль

теперь представ­

ляет собой как

бы неразрывное не только технологическое, но

и экономическое целое.

 

Во-вторых, с

помощью соответствующих

материальных и

финансовых фондов и системы экономических рычагов отрасле­ вое объединение может организовать рациональную систему внутриотраслевой специализации и кооперирования и тем са­ мым повысить эффективность производства. В-третьих, в рам­ ках объединения легче организовать сбыт продукции и изучение конъюнктуры, что имеет особое значение в условиях разверты­ вания рыночных связей. Кроме того, в системе объединений должны функционировать отраслевые научно-исследователь­ ские институты, лаборатории, конструкторские бюро. Это дает возможность централизовать конструирование изделий, макси­

145


мально унифицировать их и в то же время обеспечить быстрей­ шее внедрение в серийное производство технических новинок. Наконец, подлинный хозрасчет на предприятии может быть осуществлен лишь в рамках хозрасчетного объединения, ибо связи предприятий должны строиться теперь главным образом не на административной, а на экономической основе. На объе­ динения будут возложены все взаимоотношения с бюджетом, что, кстати, уменьшит объем работы финансовых органов. Со­ средоточение в объединениях проектно-конструкторских орга­ низаций позволит уменьшить потери времени на внедрение достижений технического прогресса, так как подготовка произ­ водства сможет осуществляться параллельно конструкторской разработке и начинаться еще до ее окончания. Объединения надо обеспечить достаточными фондами финансовой помощи и капитальных вложений, а также фондом поощрения. Эти фонды целесообразно образовывать не только за счет передачи объе­ динениям какой-то доли министерских резервов, но и за счет фондов предприятий. Образование мощных объединений будет способствовать созданию новых предприятий, поскольку такие предприятия уже в самом начале получат «хозяина», контроли­ рующего строительные работы. Очевидно, права подрядчика в

этом случае также перейдут к объединению.

Проблема заинтересованности в научно-техническом про­ грессе — одна из самых острых для нашего современного хо­ зяйства. Директивные методы руководства процессом техниче­ ского прогресса далеко не реализуют все потенциальные воз­ можности социалистического хозяйства в этой области. Опыт первых лет реформы на предприятиях рыбной промышленности показывает, что на радикальные перемены в технике или тех­ нологии, имеющие значение для судеб отрасли, предприятия не решаются.

Обособленное предприятие не в состоянии авансировать на технический прогресс столько средств, сколько требуется в современных условиях, иначе оно рискует стать нерентабель­ ным. Таким образом, предприятие должно либо ограничиваться мелкими усовершенствованиями, либо добиваться централизо­ ванного финансирования крупных работ по техническому про­ грессу. Для отдельного предприятия часто неэффективна раз­ работка новой технологии, изготовление новых машин и тем более проведение научных изысканий. Современная техника все чаще не укладывается в рамки одного предприятия и тре­ бует кооперации предприятий. Самый яркий пример дают в этом отношении ЭВМ, возможности которых значительно пре­ восходят потребности одного отдельного предприятия. Произ­ водственное объединение позволит прервать этот замкнутый круг. Централизуя управленческие работы, объединение мо­ жет привлечь для работы наиболее квалифицированные кадры научных работников, оно в состоянии профинансировать меха­

146


низацию труда в управлении, широкое внедрение НОТ и орг­ техники, приобретение или аренду ЭВМ.

Осуществление хозяйственной реформы уже сейчас ставит перед предприятием (а в дальнейшем поставит еще острее) вопрос об объединении в области снабжения и сбыта. В течение последних десятилетий предприятия не имели дела с рынком, были отгорожены от поставщиков и потребителей. Сейчас от предприятий потребовалось знание условий рынка, запросов потребителей, их финансового состояния, возможностей по­ ставщиков и др. В одиночку с этим предприятия справиться, как правило, не смогут. Это под силу производственному объе­ динению.

Предприятия нуждаются в объединении усилий в области использования своих поощрительных фондов. Для жилищного и культурно-бытового строительства средств одного предприя­ тия мало. Даже серьезное социально-культурное мероприятие, не связанное со строительством, нередко требует кооперирова­ ния средств из указанного фонда. Это может осуществить про­ изводственное объединение.

Создание хозрасчетных производственных объединений поз­ волит министерству устанавливать нормативы поощрений толь­ ко производственным объединениям, которые в свою очередь смогут устанавливать дифференцированные нормативы каждо­

му отдельному предприятию с учетом особенностей их

работы

и развития экономики этого предприятия. В

данном

случае

может быть обеспечено достижение полной

обоснованности

нормативов, чего сейчас нельзя сделать, так как методические указания требуют установления групповых нормативов поощ­ рения для различных предприятий длительного действия. В усЯловиях, когда результаты работы предприятий рыбной про­ мышленности зависят от природно-биологических и других факторов, установление таких нормативов, как показывает

опыт работы, весьма сложный процесс.

Располагая материально-техническими средствами, крупнее объединения будут нести не только административную, но и материальную ответственность за общие результаты работы комплекса предприятий, осуществлять оперативное хозяйствен­ ное руководство этими предприятиями, вести разработку обос­ нованных планов и организацию, их выполнения.

При создании хозрасчетных производственных объединений по территориальному признаку все передачи рыбы-сырца и полуфабрикатов между предприятиями, имеющими сейчас по своему объему решающее значение для выбора метода пла­ нирования, в системе объединений будут являться внутриза­ водским оборотом (продукцией собственного производства, израсходованной на производственные нужды внутри данного объединения), а следовательно, не будут учитываться, т. е. не будет повторного подсчета продукции. В этом случае в рыбной

и г