Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 172
Скачиваний: 0
согласованности функциональных планов. Это объясняется тем, что огромный объем информации вынуждает органы функ ционального управления проводить свою работу параллельно без постоянных «горизонтальных связей». Неизбежно возника ющие в ходе текущей деятельности отклонения от планов (осо бенно их корректировки в процессе календарного года) приво
дят в действие |
весь громадный механизм управления — от |
предприятий до |
общеминистерского уровня, что, несомненно, |
затрудняет оперативную компенсацию возмущений, возникаю щих в ходе производства. Естественно, что осуществление этих корректировок плана происходит медленно, действующий меха низм управления работает с запаздыванием, неэффективно, что приводит в ряде случаев к срыву отдельных плановых заданий.
Эти недостатки, свойственные всякой линейно-функциональ ной схеме, функционирующей в сложной производственной си стеме, в условиях рыбной промышленности усугубляются неко торыми специфическими особенностями в ее работе. Рыбная промышленность имеет три основные особенности. Это, во-пер вых, ее размеры, сложность, чрезмерная широта размещения производства в пространстве. Вторая особенность — динамич ность системы, так как сырьевая база рыбной промышленности изменчива и непостоянна во времени и пространстве. Кроме того, все процессы производства в рыбной промышленности носят вероятностный характер, что составляет третью особен ность экономической системы — ее стохастичность. Это опре деляет сам характер производственной структуры отрасли, ко торая отражает эту специфику в тесной технологической и производственной зависимости предприятий различного профи ля, концентрирующихся, как правило, в местах, прилегающих к районам общей сырьевой базы.
Естественно, что планирование и оперативное управление, принципиально будучи комплексными, не могут в сколько-нибудь законченном виде замыкаться на уровне главка и неизбежно распространяются на общеминистерский уровень. Это обстоя тельство в еще большей степени способствует превращению производственно-территориальных управлений, а особенно бас сейновых главков, в промежуточные органы между предприя тиями и министерством и затрудняет образование в отрасли полноценных иерархических уровней. Поэтому в основе научно обоснованного иерархического построения системы управления отраслью должна лежать не схема подчиненности и контроля различных управленческих звеньев, а образование полноценных технико-экономических комплексов, которые могли бы служить целостным агрегированным объектом по отношению к выше стоящему уровню.
При этом следует свести до минимума многоступенчатость системы управления и вмешательство каждого уровня в функ ции нижележащего технико-экономического уровня. Только при
143
этом условии удается обеспечить основной принцип функцио нирования сложной системы, вытекающий из современных представлений теории управления, который заключается в том, чтобы каждый уровень системы мог характеризоваться своими задачами на своем интервале времени. Практически это озна чает, что министерство как высший уровень управления отрасли несет ответственность прежде всего за комплексное перспек тивное планирование, балансирующее развитие всех произ водств на основе последовательной научно-технической поли тики и обоснования капиталовложений. Оперативная же дея тельность по обеспечению текущих плановых заданий должна быть максимально перенесена на нижние уровни системы.
Каждый из таких нижних уровней должен представлятьсо бой целостный, относительно-автономный технико-экономиче ский комплекс, способный самостоятельно функционировать на своем плановом отрезке времени без постоянного вмешатель ства со стороны верхнего уровня. Это одна сторона проблемы. Другая, не менее важная, заключается в том, что для хозяй ственных систем,* сложившихся в предшествующие годы, харак терна значительная степень технологического и экономического обособления отдельных звеньев — предприятий и организаций (подчас очень небольших по объему производства, численности работающих). На каждом из таких предприятий многообраз ные функции в области подготовки производства вспомогатель ных работ, хозяйственной деятельности выполняются самостоя тельно в порядке самообслуживания. В этом случае выполнение каждым отдельным предприятием многообразных функций в области подготовки производства (научно-исследовательские, проектные, конструкторские работы), организации вспомога тельных производств (ремонт, транспортно-экспедиционные процессы, снабженческо-складские работы), организации пла ново-экономической работы (прогнозирование потребностей в выпускаемой продукции и изучение конъюнктуры спроса, раз работка перспективных планов развития, создание трудовых, материальных и финансовых нормативов и т. д.), организации коммерческой работы (снабжение, сбыт, реклама), подготовки кадров производится кустарно, а следовательно, неэффективно, так как многие предприятия не располагают необходимыми материальными и финансовыми возможностями, а также кад рами специалистов для рационального ведения хозяйства.
Сфера действия хозяйственного расчета ограничена рамка ми отдельных предприятий, а система в целом находится вне этой сферы. Органы управления (министерство, главки, управ ления) аккумулируют относительно незначительные финансо вые ресурсы, создаваемые внутри системы. Отсюда неизбежны ограниченные возможности применения экономических методов управления и широкое использование административных. Со временные условия в рыбной промышленности предопределяют
144
необходимость организации хозяйственных систем, представля ющих собой интегрированные комплексы специализированных производств. Консолидация системы поэтому должна обеспечи ваться, прежде всего, благодаря специализации и концентрации однородных производств, развитию кооперирования, а также централизации ряда хозяйственных функций. Другими словами, назрела необходимость создания крупных производственных комплексов, каковыми наряду с созданием производственных
объединений будут являться |
промышленные объединения. |
В этом случае рациональная |
структура управления выступает |
в качестве фактора совершенствования хозяйственного меха низма, расширения сферы действия хозрасчета и экономических методов управления, их применения в масштабах крупных тер риториально-отраслевых комплексов.
Приведение структуры управления в соответствие с новыми условиями позволит улучшить организацию хозяйственного ру ководства. Благодаря более обоснованному распределению функций, прав и ответственности между различными уровнями системы возрастет оперативность принятия решений и их реа лизации, что придаст системе большую гибкость и мобильность, способность более динамично реагировать на изменение хозяй ственной обстановки. Это обстоятельство особое значение имеет в рыбной отрасли, где в основном продукцию производят на судах в открытом океане.
Образование отраслевых промышленных и производствен ных объединений диктуется современным уровнем развития социалистического производства. Опыт функционирования про изводственных объединений показывает, что в их рамках наи лучшим образом осуществляется единая техническая политика, проводится рациональная специализация предприятий, повы шается эффективность производства. Отраслевые хозрасчетные объединения — наиболее приемлемая форма управления про мышленным производством в условиях новой хозяйственной ре формы, так как они, во-первых, позволяют повысить уровень
обобществления |
производства, ибо отрасль |
теперь представ |
ляет собой как |
бы неразрывное не только технологическое, но |
|
и экономическое целое. |
|
|
Во-вторых, с |
помощью соответствующих |
материальных и |
финансовых фондов и системы экономических рычагов отрасле вое объединение может организовать рациональную систему внутриотраслевой специализации и кооперирования и тем са мым повысить эффективность производства. В-третьих, в рам ках объединения легче организовать сбыт продукции и изучение конъюнктуры, что имеет особое значение в условиях разверты вания рыночных связей. Кроме того, в системе объединений должны функционировать отраслевые научно-исследователь ские институты, лаборатории, конструкторские бюро. Это дает возможность централизовать конструирование изделий, макси
145
мально унифицировать их и в то же время обеспечить быстрей шее внедрение в серийное производство технических новинок. Наконец, подлинный хозрасчет на предприятии может быть осуществлен лишь в рамках хозрасчетного объединения, ибо связи предприятий должны строиться теперь главным образом не на административной, а на экономической основе. На объе динения будут возложены все взаимоотношения с бюджетом, что, кстати, уменьшит объем работы финансовых органов. Со средоточение в объединениях проектно-конструкторских орга низаций позволит уменьшить потери времени на внедрение достижений технического прогресса, так как подготовка произ водства сможет осуществляться параллельно конструкторской разработке и начинаться еще до ее окончания. Объединения надо обеспечить достаточными фондами финансовой помощи и капитальных вложений, а также фондом поощрения. Эти фонды целесообразно образовывать не только за счет передачи объе динениям какой-то доли министерских резервов, но и за счет фондов предприятий. Образование мощных объединений будет способствовать созданию новых предприятий, поскольку такие предприятия уже в самом начале получат «хозяина», контроли рующего строительные работы. Очевидно, права подрядчика в
этом случае также перейдут к объединению.
Проблема заинтересованности в научно-техническом про грессе — одна из самых острых для нашего современного хо зяйства. Директивные методы руководства процессом техниче ского прогресса далеко не реализуют все потенциальные воз можности социалистического хозяйства в этой области. Опыт первых лет реформы на предприятиях рыбной промышленности показывает, что на радикальные перемены в технике или тех нологии, имеющие значение для судеб отрасли, предприятия не решаются.
Обособленное предприятие не в состоянии авансировать на технический прогресс столько средств, сколько требуется в современных условиях, иначе оно рискует стать нерентабель ным. Таким образом, предприятие должно либо ограничиваться мелкими усовершенствованиями, либо добиваться централизо ванного финансирования крупных работ по техническому про грессу. Для отдельного предприятия часто неэффективна раз работка новой технологии, изготовление новых машин и тем более проведение научных изысканий. Современная техника все чаще не укладывается в рамки одного предприятия и тре бует кооперации предприятий. Самый яркий пример дают в этом отношении ЭВМ, возможности которых значительно пре восходят потребности одного отдельного предприятия. Произ водственное объединение позволит прервать этот замкнутый круг. Централизуя управленческие работы, объединение мо жет привлечь для работы наиболее квалифицированные кадры научных работников, оно в состоянии профинансировать меха
146
низацию труда в управлении, широкое внедрение НОТ и орг техники, приобретение или аренду ЭВМ.
Осуществление хозяйственной реформы уже сейчас ставит перед предприятием (а в дальнейшем поставит еще острее) вопрос об объединении в области снабжения и сбыта. В течение последних десятилетий предприятия не имели дела с рынком, были отгорожены от поставщиков и потребителей. Сейчас от предприятий потребовалось знание условий рынка, запросов потребителей, их финансового состояния, возможностей по ставщиков и др. В одиночку с этим предприятия справиться, как правило, не смогут. Это под силу производственному объе динению.
Предприятия нуждаются в объединении усилий в области использования своих поощрительных фондов. Для жилищного и культурно-бытового строительства средств одного предприя тия мало. Даже серьезное социально-культурное мероприятие, не связанное со строительством, нередко требует кооперирова ния средств из указанного фонда. Это может осуществить про изводственное объединение.
Создание хозрасчетных производственных объединений поз волит министерству устанавливать нормативы поощрений толь ко производственным объединениям, которые в свою очередь смогут устанавливать дифференцированные нормативы каждо
му отдельному предприятию с учетом особенностей их |
работы |
|
и развития экономики этого предприятия. В |
данном |
случае |
может быть обеспечено достижение полной |
обоснованности |
нормативов, чего сейчас нельзя сделать, так как методические указания требуют установления групповых нормативов поощ рения для различных предприятий длительного действия. В усЯловиях, когда результаты работы предприятий рыбной про мышленности зависят от природно-биологических и других факторов, установление таких нормативов, как показывает
опыт работы, весьма сложный процесс.
Располагая материально-техническими средствами, крупнее объединения будут нести не только административную, но и материальную ответственность за общие результаты работы комплекса предприятий, осуществлять оперативное хозяйствен ное руководство этими предприятиями, вести разработку обос нованных планов и организацию, их выполнения.
При создании хозрасчетных производственных объединений по территориальному признаку все передачи рыбы-сырца и полуфабрикатов между предприятиями, имеющими сейчас по своему объему решающее значение для выбора метода пла нирования, в системе объединений будут являться внутриза водским оборотом (продукцией собственного производства, израсходованной на производственные нужды внутри данного объединения), а следовательно, не будут учитываться, т. е. не будет повторного подсчета продукции. В этом случае в рыбной
и г