Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объединение мелких и средних предприятий в крупные производственные комплексы бесспорно приведет к росту про­ изводительности труда, хотя и не в таких размерах, как это показано нами выше при сравнении показателей производитель­ ности труда по крупным и мелким предприятиям. Дело в том, что после объединения мелких и средних предприятий в круп­ ные производственные комплексы технический уровень произ­ водства не может вырасти сразу с момента их создания, для этого потребуется длительное время, чтобы на базе развиваю­ щейся специализации, кооперирования и комбинирования фон­ довооруженность труда была поднята на уровень современных крупных предприятий. Кроме того, следует учесть, что в числе

мелких (455 предприятий)

и средних (142

предприятия)

366 предприятий из 597 (или

60%) являются

предприятиями

республиканского подчинения. К этим предприятиям преиму­ щественно относятся предприятия прудового хозяйства, мелкие рыбообрабатывающие предприятия, ремонтные тарные заводы, где из-за специфических особенностей производства и неболь­ ших объемов вырабатываемой продукции нельзя получить значительного быстрого роста производительности труда в слу­ чае включения этих предприятий на правах цехов и филиалов в крупные производственные объединения.

Если предположить, что в перспективе технический уровень производства этих предприятий будет поднят до современного уровня крупных предприятий, то в этом случае среднеотрасле­ вая выработка на одного работающего, как показывает простой расчет, вырастет на 4097 руб., или на 22%, что в среднем за год даст прирост производительности труда на 4%. Однако, учитывая, что такого прогресса за это время мелкие и средние предприятия (вошедшие в состав крупных производственных объединений на правах филиалов, цехов и отдельных произ­ водств) не достигнут, следует принять среднегодовой рост про­ изводительности труда в результате повышения уровня концен­ трации, специализации, кооперирования производства не более 2% в год. Это в свою очередь дает возможность условно вы­ свободить в отрасли вследствие роста производительности тру­ да около 8 тыс. работающих в год. Как показывают наши расчеты, проведенные с учетом всех факторов, влияющих на экономический рост производства при прогнозировании разви­ тия отрасли на перспективу, среднегодовые темпы прироста производительности труда определены в размере не более 3,4%.

Как известно, на рост производительности труда в рыбной промышленности влияет важнейший фактор — состояние сырь­ евой базы. Исследования ВНИРО и других бассейновых инсти­ тутов показывают, что в перспективе следует ожидать не улуч­ шения, а значительного ухудшения сырьевой базы Мирового океана в результате резко возрастающей интенсивности рыбо­ ловства, а также вследствие участия в морском промысле ряда

157


стран, ранее не занимавшихся рыболовством в открытых морях

и океанах.

Поэтому технический прогресс в будущем не даст того эффекта, который был в предшествующий период (речь идет о крупных специализированных рыбодобывающих предприяти­ ях) и будет направлен главным образом на то, чтобы сохранить в перспективе стабильные темпы роста производительности труда. При этом следует заметить, что если в настоящее время численность ППП в отрасли составляет 404,2 тыс. чел., то в дальнейшем она будет всего 386,7 тыс. чел. и при этом произ­ водительность труда возрастет в 2 раза. Если бы производи­ тельность труда в перспективе оставалась на уровне 1970 г., то потребовалось бы примерно 736 тыс. работающих в рыбной промышленности. Следовательно, 350 тыс. условных работников будет высвобождено благодаря росту производительности тру­ да. При этом степень охвата механизированным трудом возра­ стет с 50 до 70%, а уровень автоматизации производства соответственно увеличится с 15 до 40%.

Этот рост механизации и автоматизации производственных процессов обеспечится в результате увеличения степени кон­ центрации, специализации и кооперирования производства. Следовательно, совершенствование системы управления создаст условия для ускорения технического прогресса, внедрения пере­ довых форм организации производства и в конечном итоге для роста производительности труда. При этом затраты на 1 руб.

товарной продукции за счет всех

этих факторов снизятся с

83,1 коп. до 79,7 коп.

снижением удельного веса

Это в основном будет вызвано

в себестоимости товарной продукции вследствие снижения рас­ ходов на материалы и рабочую силу. Так, если в 1970 г. рас­ ход материальных затрат на 1 руб. товарной продукции (в це­ нах плана 1971 г.) составлял 54,97 коп., то в будущем составит 51 и 49,2 коп. Одновременно возрастет удельный вес амортиза­ ции. Рост удельного веса амортизации в затратах в основном будет обусловлен вводом новых повышенных норм амортизаци­ онных отчислений в связи с проведенной переоценкой основных фондов по состоянию на 1/1 1972 г., а также удорожанием по­ ступающего нового рыбопромыслового флота.

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА НА ПРОМЫСЛЕ

Опыт показал, что более эффективен групповой промысел, когда действия отдельных судов группы и группы в целом на­ правляются флагманом. Такая организация управления позво­ ляет сэкономить время, затрачиваемое судном в каждой фазе, пускает в оборот для всеобщего пользования ценную навига­ ционно-промысловую информацию от всех судов группы и

158


позволяет более рационально организовать перегрузочные опе­ рации и прием снабжения. Практически это можно проследить на примере работы производственного объединения «Атланти­ ка». Уловы на добывающих судах объединения «Атлантика» выше уловов судов других организаций примерно по РТМ «Атлантик» на 26%, по РТМ «Тропик» на 30—50%.

Как известно, на этот показатель влияет множество различ­ ных факторов. Практика показала, что высокий уровень вылова на одно среднесписочное судно возможно достичь при мини­ мальных затратах времени на ремонт, междурейсовые стоянки, переходы и прочие непроизводительные затраты, при макси­ мальном и эффективном использовании рыболовного флота непосредственно на лову рыбы. Однако для достижения высо­ кого уровня вылова на судно недостаточно увеличения только времени нахождения флота на лову.

Главным и решающим фактором, влияющим на величину вылова на среднесписочное судно, является рациональная рас­ становка рыбопромысловых судов по районам промысла при обеспечении их совершенной промысловой техникой и осущест­ влении на каждом судне оптимального режима работы судов. Для решения этой задачи в траловом флоте считают самым важным — это наличие достаточно подробной и достоверной информации о промысловой обстановке в каждом районе. Для этого проводится ежедневный анализ работы рыболовного флота и оценка эффективности его использования по сравне­ нию с судами других флотилий. При этом используются опера­ тивные радиосводки о результатах работы каждого судна, ин­ формация флагманских специалистов о работе судов и о сло­ жившейся промысловой обстановке, тенденциях ее изменения и влиянии различных факторов на поведение рыбы, информа­ ция по телефону из других организаций, прогнозы научно-ис­ следовательских институтов и поисковых разведок, сводки Гид­ рометеослужбы, статистические материалы работы флота за прошлые годы и другие материалы.

После глубокого изучения и анализа информационных ма­ териалов и всесторонней консультации со специалистами

принимается

решение по расстановке рыболовного флота

по районам

промысла. Капитаны траулеров на промысло­

вом

совете

придерживаются

следующей схемы

информа­

ции:

квадрат

(координаты),

глубина, количество

тралений,

величина улова, ассортимент и поведение рыбы, характер по­ казаний приборов, особенности оснастки трала и тактические приемы лова. Естественно, что непременным условием ценности такого рода информации является ее объективность.

В обмене промысловой информацией, как правило, активное участие принимают суда других управлений и других бассей­ нов. Более полный и обширный обмен информацией происходит обычно на общефлотских советах флагманов, где о промысло­

15»


вой обстановке и перспективах лова докладывают и поисковые суда, и добывающие суда других главков, работающие в дан­ ном районе. В это же время можно устанавливать взаимоприем­ лемые для различных судов курсы траления во избежание столкновений и сцеплений орудиями лова. Флагман промысла или капитан-наставник в группе судов, как правило, обращает серьезное внимание на то, чтобы конкретная промысловая ин­ формация на каждом промсовете ни в какой мере не подменя­ лась переговорами о текущих хозяйственных делах, непосредст­ венно не связанных с ловом. Вот почему флагманы на проводи­ мых ими в океане промысловых советах всегда настаивают на том, чтобы доклады делались капитанами лаконично и по общепринятой схеме (отдельные капитаны даже заранее кон­ спектируют свои доклады, что делает изложение более четким и содержательным). При этом капитан траулера, имеющий за предыдущие сутки наибольшие выловы, должен докладывать по каждому тралению отдельно — такая практика оправдала себя в океане.

Кроме капитанских часов и общефлагманских советов, взаим­ ная передача промысловых сведений имеет еще и форму непо­ средственного радиообмена информацией между добывающими судами на УКВ. Эта форма, как и на всех добывающих флотах, самая популярная и наиболее оперативная, заключается в том, что капитан или вахтенный штурман добывающего судна опра­ шивает рядом работающие суда о промысловой обстановке, прослушивает по возможности все радиопереговоры, относя­ щиеся к лову в данном микрорайоне, выясняя местонахождение других судов, что наблюдается ими на грунте и в толще, какие они имеют уловы, кто из них в данный момент находится над косяком, каков фиксируемый сетным зондом характер заходов рыбы в трал. Все это выясняется, чтобы правильно ориентиро­ ваться в сложной промысловой ситуации.

К концу траления у капитана или у его вахтенного помощ­ ника складывается более полная картина окружающей обста­ новки; подняв трал и сравнив свой улов с результатами других судов, судоводитель принимает решение либо повторять трале­ ние на прежних позициях, либо менять изобату. Наличие ин­ формации с соседних судов в этом случае позволяет рацио­ нально перестроиться и второе траление провести успешнее. Ка­ питаны севастопольских траулеров широко используют в по­ рядке взаимовыручки метод наводки соседа по УКВ на обна­ руженный ими косяк. Косяки скумбрии, например, сравнительно узки и постоянно смещаются по горизонту; траулер, проходя­ щий над косяком, обязан оповестить об этом остальные суда, чтобы косяк был под постоянным контролем группы.

Разновидностью такого рода наводки является и интересный опыт работы «челноком», практикуемый при поиске. Суть «чел­ ночного» метода состоит в следующем: один из ПДПКЗ, обнару-

160