Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 0
Объединение мелких и средних предприятий в крупные производственные комплексы бесспорно приведет к росту про изводительности труда, хотя и не в таких размерах, как это показано нами выше при сравнении показателей производитель ности труда по крупным и мелким предприятиям. Дело в том, что после объединения мелких и средних предприятий в круп ные производственные комплексы технический уровень произ водства не может вырасти сразу с момента их создания, для этого потребуется длительное время, чтобы на базе развиваю щейся специализации, кооперирования и комбинирования фон довооруженность труда была поднята на уровень современных крупных предприятий. Кроме того, следует учесть, что в числе
мелких (455 предприятий) |
и средних (142 |
предприятия) |
366 предприятий из 597 (или |
60%) являются |
предприятиями |
республиканского подчинения. К этим предприятиям преиму щественно относятся предприятия прудового хозяйства, мелкие рыбообрабатывающие предприятия, ремонтные тарные заводы, где из-за специфических особенностей производства и неболь ших объемов вырабатываемой продукции нельзя получить значительного быстрого роста производительности труда в слу чае включения этих предприятий на правах цехов и филиалов в крупные производственные объединения.
Если предположить, что в перспективе технический уровень производства этих предприятий будет поднят до современного уровня крупных предприятий, то в этом случае среднеотрасле вая выработка на одного работающего, как показывает простой расчет, вырастет на 4097 руб., или на 22%, что в среднем за год даст прирост производительности труда на 4%. Однако, учитывая, что такого прогресса за это время мелкие и средние предприятия (вошедшие в состав крупных производственных объединений на правах филиалов, цехов и отдельных произ водств) не достигнут, следует принять среднегодовой рост про изводительности труда в результате повышения уровня концен трации, специализации, кооперирования производства не более 2% в год. Это в свою очередь дает возможность условно вы свободить в отрасли вследствие роста производительности тру да около 8 тыс. работающих в год. Как показывают наши расчеты, проведенные с учетом всех факторов, влияющих на экономический рост производства при прогнозировании разви тия отрасли на перспективу, среднегодовые темпы прироста производительности труда определены в размере не более 3,4%.
Как известно, на рост производительности труда в рыбной промышленности влияет важнейший фактор — состояние сырь евой базы. Исследования ВНИРО и других бассейновых инсти тутов показывают, что в перспективе следует ожидать не улуч шения, а значительного ухудшения сырьевой базы Мирового океана в результате резко возрастающей интенсивности рыбо ловства, а также вследствие участия в морском промысле ряда
157
стран, ранее не занимавшихся рыболовством в открытых морях
и океанах.
Поэтому технический прогресс в будущем не даст того эффекта, который был в предшествующий период (речь идет о крупных специализированных рыбодобывающих предприяти ях) и будет направлен главным образом на то, чтобы сохранить в перспективе стабильные темпы роста производительности труда. При этом следует заметить, что если в настоящее время численность ППП в отрасли составляет 404,2 тыс. чел., то в дальнейшем она будет всего 386,7 тыс. чел. и при этом произ водительность труда возрастет в 2 раза. Если бы производи тельность труда в перспективе оставалась на уровне 1970 г., то потребовалось бы примерно 736 тыс. работающих в рыбной промышленности. Следовательно, 350 тыс. условных работников будет высвобождено благодаря росту производительности тру да. При этом степень охвата механизированным трудом возра стет с 50 до 70%, а уровень автоматизации производства соответственно увеличится с 15 до 40%.
Этот рост механизации и автоматизации производственных процессов обеспечится в результате увеличения степени кон центрации, специализации и кооперирования производства. Следовательно, совершенствование системы управления создаст условия для ускорения технического прогресса, внедрения пере довых форм организации производства и в конечном итоге для роста производительности труда. При этом затраты на 1 руб.
товарной продукции за счет всех |
этих факторов снизятся с |
83,1 коп. до 79,7 коп. |
снижением удельного веса |
Это в основном будет вызвано |
в себестоимости товарной продукции вследствие снижения рас ходов на материалы и рабочую силу. Так, если в 1970 г. рас ход материальных затрат на 1 руб. товарной продукции (в це нах плана 1971 г.) составлял 54,97 коп., то в будущем составит 51 и 49,2 коп. Одновременно возрастет удельный вес амортиза ции. Рост удельного веса амортизации в затратах в основном будет обусловлен вводом новых повышенных норм амортизаци онных отчислений в связи с проведенной переоценкой основных фондов по состоянию на 1/1 1972 г., а также удорожанием по ступающего нового рыбопромыслового флота.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА НА ПРОМЫСЛЕ
Опыт показал, что более эффективен групповой промысел, когда действия отдельных судов группы и группы в целом на правляются флагманом. Такая организация управления позво ляет сэкономить время, затрачиваемое судном в каждой фазе, пускает в оборот для всеобщего пользования ценную навига ционно-промысловую информацию от всех судов группы и
158
позволяет более рационально организовать перегрузочные опе рации и прием снабжения. Практически это можно проследить на примере работы производственного объединения «Атланти ка». Уловы на добывающих судах объединения «Атлантика» выше уловов судов других организаций примерно по РТМ «Атлантик» на 26%, по РТМ «Тропик» на 30—50%.
Как известно, на этот показатель влияет множество различ ных факторов. Практика показала, что высокий уровень вылова на одно среднесписочное судно возможно достичь при мини мальных затратах времени на ремонт, междурейсовые стоянки, переходы и прочие непроизводительные затраты, при макси мальном и эффективном использовании рыболовного флота непосредственно на лову рыбы. Однако для достижения высо кого уровня вылова на судно недостаточно увеличения только времени нахождения флота на лову.
Главным и решающим фактором, влияющим на величину вылова на среднесписочное судно, является рациональная рас становка рыбопромысловых судов по районам промысла при обеспечении их совершенной промысловой техникой и осущест влении на каждом судне оптимального режима работы судов. Для решения этой задачи в траловом флоте считают самым важным — это наличие достаточно подробной и достоверной информации о промысловой обстановке в каждом районе. Для этого проводится ежедневный анализ работы рыболовного флота и оценка эффективности его использования по сравне нию с судами других флотилий. При этом используются опера тивные радиосводки о результатах работы каждого судна, ин формация флагманских специалистов о работе судов и о сло жившейся промысловой обстановке, тенденциях ее изменения и влиянии различных факторов на поведение рыбы, информа ция по телефону из других организаций, прогнозы научно-ис следовательских институтов и поисковых разведок, сводки Гид рометеослужбы, статистические материалы работы флота за прошлые годы и другие материалы.
После глубокого изучения и анализа информационных ма териалов и всесторонней консультации со специалистами
принимается |
решение по расстановке рыболовного флота |
|||
по районам |
промысла. Капитаны траулеров на промысло |
|||
вом |
совете |
придерживаются |
следующей схемы |
информа |
ции: |
квадрат |
(координаты), |
глубина, количество |
тралений, |
величина улова, ассортимент и поведение рыбы, характер по казаний приборов, особенности оснастки трала и тактические приемы лова. Естественно, что непременным условием ценности такого рода информации является ее объективность.
В обмене промысловой информацией, как правило, активное участие принимают суда других управлений и других бассей нов. Более полный и обширный обмен информацией происходит обычно на общефлотских советах флагманов, где о промысло
15»
вой обстановке и перспективах лова докладывают и поисковые суда, и добывающие суда других главков, работающие в дан ном районе. В это же время можно устанавливать взаимоприем лемые для различных судов курсы траления во избежание столкновений и сцеплений орудиями лова. Флагман промысла или капитан-наставник в группе судов, как правило, обращает серьезное внимание на то, чтобы конкретная промысловая ин формация на каждом промсовете ни в какой мере не подменя лась переговорами о текущих хозяйственных делах, непосредст венно не связанных с ловом. Вот почему флагманы на проводи мых ими в океане промысловых советах всегда настаивают на том, чтобы доклады делались капитанами лаконично и по общепринятой схеме (отдельные капитаны даже заранее кон спектируют свои доклады, что делает изложение более четким и содержательным). При этом капитан траулера, имеющий за предыдущие сутки наибольшие выловы, должен докладывать по каждому тралению отдельно — такая практика оправдала себя в океане.
Кроме капитанских часов и общефлагманских советов, взаим ная передача промысловых сведений имеет еще и форму непо средственного радиообмена информацией между добывающими судами на УКВ. Эта форма, как и на всех добывающих флотах, самая популярная и наиболее оперативная, заключается в том, что капитан или вахтенный штурман добывающего судна опра шивает рядом работающие суда о промысловой обстановке, прослушивает по возможности все радиопереговоры, относя щиеся к лову в данном микрорайоне, выясняя местонахождение других судов, что наблюдается ими на грунте и в толще, какие они имеют уловы, кто из них в данный момент находится над косяком, каков фиксируемый сетным зондом характер заходов рыбы в трал. Все это выясняется, чтобы правильно ориентиро ваться в сложной промысловой ситуации.
К концу траления у капитана или у его вахтенного помощ ника складывается более полная картина окружающей обста новки; подняв трал и сравнив свой улов с результатами других судов, судоводитель принимает решение либо повторять трале ние на прежних позициях, либо менять изобату. Наличие ин формации с соседних судов в этом случае позволяет рацио нально перестроиться и второе траление провести успешнее. Ка питаны севастопольских траулеров широко используют в по рядке взаимовыручки метод наводки соседа по УКВ на обна руженный ими косяк. Косяки скумбрии, например, сравнительно узки и постоянно смещаются по горизонту; траулер, проходя щий над косяком, обязан оповестить об этом остальные суда, чтобы косяк был под постоянным контролем группы.
Разновидностью такого рода наводки является и интересный опыт работы «челноком», практикуемый при поиске. Суть «чел ночного» метода состоит в следующем: один из ПДПКЗ, обнару-
160